ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1942/18 от 20.05.2020 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Черкесск                                                                                                           дело № А25-1942/2018

«26» мая 2020 года

            Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2020 года. Полный текст решения изготовлен 26 мая 2020 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тохтагуловой А.Р., рассмотрев в судебном онлайн - заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гипскарьерстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), Совету Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия незаконными

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 22.03.2018 № 34/85-н/34-2018-3-430, ФИО2 по доверенности от 22.03.2018 № 34/85-н/34-2018-3-430;

от Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР - ФИО3, по доверенности от 14.01.2019 № 01-64;

в отсутствие представителя Совета Зеленчукского муниципального района КЧР, при надлежащем извещении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом заявления об уточнении заявленных требований:

- о признании незаконным бездействия Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в нерассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- о признании незаконным бездействия Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в не рассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- об обязании Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий  Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- об обязании Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в месячный срок со дня представления Администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики утвердить изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий  Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности.

Определением суда от 18.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (т.3 л.д.15-18).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2019 и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019, направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, принятия находящего вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств.

Из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019 следует, что суд, признавая незаконным бездействие Совета Зеленчукского района, выразившееся в нерассмотрении обращения общества от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в Схему территориального планирования района и обязывая Совет Зеленчукского района в месячный срок со дня представления администрацией района утвердить изменения в Схему территориального планирования района следует установить:

- факт получения Советом района заявления общества от 08.06.2018, наличие в нем основанного на законе требования заявителя, обращенного к Совету Зеленчукского района; нарушение прав общества возможным отсутствием ответа Совета Зеленчукского района на заявление от 08.06.2018;

- установить и раскрыть взаимную связь между обжалуемым бездействием Совета Зеленчукского района по нерассмотрению заявления от 08.06.2018, и возложенной на Совет Зеленчукского района обязанностью, обусловленной будущими действиями Администрации района по представлению на утверждение изменений в Схему территориального планирования района.

В части требований общества, адресованные к администрации района, суду также обосновать:

- связь между отсутствием ответа на обращение от 08.06.2018, факт поступления которого Администрация Зеленчукского района не оспаривает, и наличием у администрации района обязанности разработать по данному заявлению общества изменения в Схему территориального планирования района;

- исследовать должным образом существо заявления ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 № 85н/18, в котором изложено требование о внесении изменений в Схему территориального планирования района в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:  06:0010301:62; 09:06:0010202:14, для последующего перевода земель общества в земли промышленности;

- проверить возможность квалифицировать содержание письма заявителя от 08.06.2018 №85н/18 в качестве предложения представить в орган местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в Схему территориального планирования района, установить из него, какую часть Схемы территориального планирования района, и каким образом, общество предлагает изменить;

- привести нормативное обоснование для признания обязательным для органов местного самоуправления реализацию предложения заявителя о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района, при этом учесть закрепленный в части 7 статьи 20 Градостроительного кодекса РФ, в части 10 статьи 9 Закона № 50-РЗ, способ защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, нарушенных в результате утверждения Схемы территориального планирования муниципального района, обсудить наличие препятствий для его использования обществом;

- выяснить вопрос о том, что документы территориального планирования муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике разрабатываются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

При новом рассмотрении дела, суд предложил лицам, участвующих в деле, представить письменные пояснения по доводам требований и возражений с учетом обязательных указаний, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019, в том числе, дополнительные доказательства.

В ходе повторного рассмотрения дела, в канцелярию суда в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ в электронном виде поступило письменное заявление ООО «ГипсКарьерСтрой» об отказе от исковых требований от 19.05.2020 №50н/20 к Совету Зеленчукского муниципального района и прекращении производства по делу в этой части.

ООО «ГипсКарьерСтрой» требования к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики поддержал в полном объеме, просил:

- признать незаконным бездействие администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в нерассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- в целях восстановления нарушенного право просил обязать администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14, для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ требования ООО «ГипсКарьерСтрой» судом приняты к производству.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявление об отказе от исковых требований от 19.05.2020 №50н/20, просил принять отказ от исковых требований и прекратить производство по делу в этой части; требования к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики поддержал в полном объеме.

19.05.2020 в канцелярию суда в электронном виде поступили письменные пояснения представителя ООО «ГипсКарьерСтрой» №51н/20, в которых указано, что в заявлении общества от 08.06.2018 №85н/18 содержится указание на то, что земельные участки с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14, находятся в границах горного отвода, являющегося неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами ЧЕР 80103 ТР, в соответствии с которой ООО «ГипсКарьерСтрой» предоставлено право на геологическое изучение, добычу и переработку гипса на участке Зеленчукского проявления, расположенного в 7 км к юго-западу от ст.Исправной в Зеленчукском районе КЧР, соответственно для всей территории в границах указанных земельных участков в документах территориального планирования должно быть указано единообразное территориальное зонирование, соответствующее промышленной зоне (не только п.31 таблицы «Перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения»; материалы по обоснованию проекта: пункт 40 таблицы объектов капитального строительства Схемы, таблицы месторождений: строка 2 таблицы №3.1, стр.40, схемой комплексного анализа территории и ограничений градостроительной деятельности (приложение к Схеме), в которой предусмотрено развитие под цифрой «7» Зеленчукского месторождения, но и в схемах перспективного развития указанных территорий и сводных данных о количестве гектаров земли, переводимой в будущем из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности).

Согласно пункту 6.8 лицензионного соглашения общество обязано в срок до 01.05.2015 провести в необходимых объемахперевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Проектом разработки и рекультивации Зеленчукского месторождения гипса предусмотрено поэтапное освоение месторождения, на первом этапе необходимо задействовать земельные участки с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68, именно в отношении них, нами и были поданы заявления о переводе их в земли промышленности, однако зонирование в Схеме территориального планирования необходимо установить для всей территории месторождения, которая обозначена границами земельных участков 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67: 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63: 09:06:0010301:62: 09:06:0010202:14, так как право добычи гипсового камня в соответствии с лицензией предоставлено на территории всего горного отвода.

Порядок подготовки документов территориального планирования муниципальныхобразований установлен статьей 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 № 50-РЗ «О территориальном планировании и планировке территорий в Карачаево-ЧеркесскойРеспублике», согласно части 1 которой решение о подготовке документов территориальногопланирования муниципальных образований, в том числе решение о подготовке предложений овнесений    изменений    в такие документы, принимаются главой администрациисоответствующего муниципального образования.Документы территориального планирования муниципальных образований разрабатываются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ч.2 ст.9 Закона) и утверждаются после согласования в установленном порядке представительными органами местного самоуправления муниципальных образований по представлению глав администраций муниципальных образований (ч.8 ст.9 Закона).

В соответствии со статьей 23 Устава Зеленчукского муниципального района КЧР, утвержденного Решением Совета Зеленчукского муниципального района от 11.01.2011 №127, структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют: представительный орган муниципального района - Совет Зеленчукского муниципального района;Глава Зеленчукского муниципального района; местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального района) - администрация Зеленчукского    муниципального   района;контрольный  орган муниципального  района -  ревизионная  комиссия Зеленчукского муниципального района.

Согласно статье 33 Устава администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный настоящим Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики. Администрация муниципального района обладает правами юридического лица. В структуру администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального района. В соответствии со статьей 34 Устава, администрацией муниципального района руководит Глава администрации, назначаемый на должность по контракту. Согласно статье 36 Устава глава администрации муниципального района руководит администрацией муниципального района на принципах единоначалия.

Таким образом, глава администрации Зеленчукского муниципального района не является самостоятельным органом местного самоуправления Зеленчукского муниципального района, входит в структуру администрации Зеленчукского муниципального района, руководит ею, любое упоминание о его полномочиях следует рассматривать как полномочия администрации Зеленчукского муниципального района. Обжалование действий или бездействия органа местного самоуправления в случае, рассматриваемом в рамках судебного дела возможно только через обжалование действий (бездействия) администрации Зеленчукского муниципального района, которая наделена статусом органа местного самоуправления в соответствии с Уставом.

Таким образом, именно Администрация Зеленчукского муниципального района КЧРполучив  ходатайство  (обращение) общества от 08.06.2018 должна была разработатьизменения в Схему территориального планирования и внести их в установленном порядкедля утверждения в Совет Зеленчукского муниципального района КЧР (л.д.125-127 т.5).

Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в отзыве на заявление от 22.01.2020 № 01-159, исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Схема территориального планирования муниципального района уже разработана и утверждена с учетом планов муниципального образования на разработку и развитие Зеленчукского месторождения гипса. Схемой территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР и Генеральным планом Исправненского сельского поселения в рамках инвестиционного проекта предусмотрено создание кластера по производству строительных материалов в ст. Исправной (раздел 1.1.2 ГП; материалы по обоснованию проекта Схемы стр.109), в том числе строительство завода по производству гипса в ст. Исправной (п.31 таблицы «Перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения» стр.9; материалы по обоснованию проекта стр.109; п.40 таблицы объектов капитального строительства Схемы стр.285; п/п 4 таблицы в пункте 1 раздела 1.1.2 ГП). Среди перечня месторождений, имеющихся на территории Исправненского сельского поселения (единый для действующих и планируемых к разработке месторождений), указан Зеленчукский участок месторождения гипса, в границах которого расположены заявленные к переводу земельные участки (пункт 7 таблицы месторождений; строка 2 таблицы № 3.1, стр.40). В целях промышленного развития территории Схема территориального планирования Зеленчукского района КЧР и Генеральный план Исправненского сельского поселения предусматривают увеличение площади земель промышленности за счет земель сельскохозяйственного назначения (перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности) (раздел 1.3.2.3 ГП, пункт 1.1 таблицы «основные технико-экономические показатели Генерального плана Исправненского сельского поселения стр.35).

Таким образом, отсутствуют несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68 «земли промышленности» утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Зеленчукского муниципального района и Исправненского сельского поселения, а также планом указанных муниципальных образований по развитию территорий.

Схема территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР, согласно разделу «Состав проектных материалов» состоит из двух текстовых документов и десяти графических схем. В материалы дела представлена копия Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР «Положение о территориальном планировании» инв. № 3509 (л.д.98 т.3) и схема современного использования территории Зеленчукского муниципального района КЧР (опорный план) (несекретная часть) инв. № 7925.

Администрация района считает, что внесение в Схему территориального планирования изменений, не требуется.

Кроме того, постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А25-1190/2018 от 08.04.2019 ООО «ГипсКарьерСтрой» отказано во внесении изменений в лицензионное соглашение, установлении срока для перевода земель в земли промышленности и обязании Министерства имущественных и земельных отношений КЧР установить срок для перевода до 31.01.2019.

Таким образом, администрация района считает, что пользователь недр - ООО «ГипсКарьерСтрой» нарушил условия лицензии. Неисполнение обязанностей недропользователя по осуществлению перевода земель в срок до 01.05.2015 (условие лицензионного соглашения) является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке в установленном порядке.

Кроме того, ООО «ГипсКарьерСтрой» не указало и не доказало факт нарушения его прав отсутствием ответа на заявление от 08.06.2018 о внесении изменении в Схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР; не указало, какую часть Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР и каким образом требует общество изменить. Администрация считает, что необходимые сведения в Схеме территориального планирования имеются.

Представитель Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 14.09.2018 № 01-1983, от 22.01.2020 № 01-159, просил в удовлетворении требований отказать (л.д.141-143 т.2, л.д.32-33 т.5).

Определением суда от 18.10.2018 по ходатайству представителя заявителя Совет Зеленчукского муниципального района КЧР исключен из числа третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечен к участию в деле в качестве соответчика (л.д.15-18 т.3).

Совет Зеленчукского муниципального района КЧР в отзыве на заявление от 13.01.2020 №01.03, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, ссылаясь в обоснование своей позиции на следующие доводы.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 8 Устава, к полномочиям Совета Зеленчукского муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Непосредственно Совет территориальным планированием не занимается.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 26 Устава исключительной компетенции Совета Зеленчукского муниципального района относятся: принятие Устава Зеленчукского муниципального района и внесение в него изменений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Согласно подпункту 6 пункта 10 статьи 37 Устава Глава администрации Зеленчукского муниципального района представляет на утверждение Совета муниципального района проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении;

В силу положений пункта 2 статьи 62 Устава, составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, принятие и расходование бюджета Зеленчукского муниципального района является исключительной компетенцией муниципального образования. При этом за подготовку проекта бюджета и за исполнение утвержденного бюджета отвечает администрация данного района, но принятие самого бюджета непосредственно относится к исключительной компетенции Совета Зеленчукского района.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании указанных правовых норм истец не вправе просить обязать орган законодательной (представительной) власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт, в том числе нормативный акт о местном бюджете, или что-либо предусмотреть в нем, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Заявитель не вправе обязать представительный орган местного самоуправления Совет Зеленчукского муниципального района в месячный срок со дня предоставления администрацией Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики утвердить изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, 09:06:0010301:74, 09:06:0010301:75, 09:06:0010301:64, 09:06:0010301:67, 09:06:0010301:65, 09:06:0010301:63, 09:06:0010301:62, 09:06:0010202:14, для последующего перевода земель Общества в земли промышленности не вправе, поскольку это будет вторжением в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, так как деятельность Совета основывается на коллективном свободном обсуждении и решении вопросов местного значения, гласности, ответственности и законности, широком привлечении граждан к решению вопросов местного значения, исследовании и учёте общественного мнения.

Изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР для перевода земель предполагает значительные затраты бюджетных средств муниципального района. Бюджет Зеленчукского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы не предусматривает и не имеет средств на перевод земель из одной категории на другую и на изменение в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР (л.д.39-42 т.5).

19.05.2020 в канцелярию суда в электронном виде поступило ходатайство главы (председателя Совета) Зеленчукского муниципального района о  рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д.123 т.5).

Суд, изучив ходатайство представителя ООО «ГипсКарьерСтрой» об отказе от исковых требований от 19.05.2020 №50н/20 к Совету Зеленчукского муниципального района и прекращений производства по делу в этой части, считает его подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.

Судом установлено, что отказ ООО «ГипсКарьерСтрой»от исковых требованийот19.05.2020 №50н/20 к Совету Зеленчукского муниципального района подписан уполномоченным лицом - представителем ООО «ГипсКарьерСтрой» ФИО1, действующей на основании доверенности от 26.08.2019 № 34АА2885666, выданной директором ООО «ГипсКарьерСтрой» ФИО4 Доверенностью представителю ФИО1 предоставлены полномочия на отказ от иска (л.д.118-121 т.5).

Из ходатайства следует, что обществу известны и понятны предусмотренные статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ последствия принятия отказа от части исковых требований в виде невозможности повторного обращения в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ заявителя от заявления, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.

В силу части 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В силу статей 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае принятия судом отказа от заявления в части, производство по делу прекращается.

Поскольку отказ от заявленных по делу требований подписан лицом, уполномоченным на совершение таких действий, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд принимает отказ от заявленных по делу требований, а производство по делу - прекращает на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Судебное заседание проводится в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя Совета Зеленчукского муниципального района КЧР, надлежащим образом извещенного, о дне, времени и месте проведения судебного заседания.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 197-201 АПК РФ).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «ГипсКарьерСтрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда за основным государственным регистрационным номером <***>, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Общество с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» (правопреемник ООО «ВОЛМА-Индустрия») является владельцем лицензии ЧЕР 80029 ТР от 30.04.2008 об условиях пользования недрами для геологического изучения, добычи и переработки гипсов на участке Зеленчукского проявления, расположенного в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 30.04.2033.

Согласно пункту 6.8 лицензионного соглашения общество обязано в срок до 01.05.2015 провести в необходимых объемах перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

В границах горного отвода месторождения гипсового камня Зеленчукского проявления расположены земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности (с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, 09:06:0010301:74, 09:06:0010301:75, 09:06:0010301:64, 09:06:0010301:67, 09:06:0010301:65, 09:06:0010301:63, 09:06:0010301:62), а также земельный участок, принадлежащий на праве аренды (с кадастровым номером 09:06:0010202:14), относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

04.12.2012 между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и правопредшественником заявителя заключено Соглашение №111 о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта по организации добычи и дробления гипсового камня на участке Зеленчукского проявления, строительству комплекса по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего в Зеленчукского районе Карачаево-Черкесской Республики (далее – Соглашение). По условиям пункта 2.1.5 Соглашения Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло на себя обязательство в соответствии с действующим законодательством содействовать переводу земель в границах месторождения гипсового камня из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для организации добычи полезных ископаемых (гипса).

17.12.2014 общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, расположенных по адресу: КЧР, Зеленчукский район, участок СПК «Исправная», поля № 20 и 68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых (гипса), приложив необходимый пакет документов, в ом числе проект рекультивации земель.

Письмами Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2015 и от 02.12.2015 обществу отказано в удовлетворении ходатайства о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности) для организации добычи полезных ископаемых (гипса), ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения участков утвержденным документам территориального планирования. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 07.11.2017 по делу № А25-914/2015 обществу отказано в признании незаконными решений Министерства, изложенных в вышеназванных письмах от 26.02.2015 и от 02.12.2015.

Обращаясь с заявленными требованиями, заявитель ссылается на то обстоятельство, что общество дважды (22.01.2018, 19.03.2018) обращалось в Администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлениями о внесении в Схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР изменений, которые позволили бы устранить препятствия в реализации обществу прав недропользователя.

Однако никаких мер по внесению изменений в документацию по планировке территории района принято не было.

Общество 08.06.2018 (повторно) обратилось в администрацию района с заявлением №85н/18 о внесении изменений в Схему территориального планирования в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, 09:06:0010301:74, 09:06:0010301:75, 09:06:0010301:64, 09:06:0010301:67, 09:06:0010301:65, 09:06:0010301:63, 09:06:0010301:62, 09:06:0010202:14, для последующего перевода земель общества в земли промышленности, в результате которых будут устранены нарушения прав недропользования (л.д.27-28 т.1).

Одновременно 08.06.2018, общество обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР с заявлением от 08.06.2018 № 86н/18 о внесении изменений в Схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель общества в земли промышленности (т.1, л.д.24-25).

Письмо от 08.06.2018 №85н/18 направлено ООО «ГипсКарьерСтрой» в адрес администрации района и совета района; изложенное в нем ходатайство заявителя по существу администрацией района не рассмотрено и по нему не было принято решение.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив все имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что ненормативный правовой акт публичного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 7 названного Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.  

Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую. Исполнительным органом государственной власти принимается акт об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую, в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (статьи 3, 4). Особенностью перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7).

Особенностью перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7).

Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в составе документов территориального планирования муниципальных образований названа схема территориального планирования муниципального района, порядок подготовки изменений которой и их внесения устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления (статья 18).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе Схемы территориального планирования муниципальных районов.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 9 статьи 20 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Спорные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, пользование, владение и распоряжение ими, как землями сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положениями земельного законодательства, допускается использование земель наряду с целевым назначением для иных целей, но только при соблюдении принципа сохранения целевого использования земельных участков (пункт 2 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).

Процедура подготовки и утверждения Схемы территориального планирования муниципального района, а также особенности согласования проекта такой Схемы территориального планирования установлены статьями 20-21 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что внесение изменений в Схему территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460 (Далее - Приказ от 21.07.2016 № 460).

В соответствии с п. 1.4 Приказа от 21.07.2016 № 460 орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП) и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в п.п. 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.

Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в п.п.1-4 ч.1 ст.21 Градостроительного кодекса Российской Федерации - п.2.1. Приказа от 21.07.2016 № 460.

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (ч.1 ст.20 Градостроительного кодекса РФ).

Порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований установлен статьёй 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 № 50- РЗ «О территориальном планировании и планировке территорий в Карачаево-Черкесской Республике», согласно части 1 которой решение о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе решение о подготовке предложений о внесений изменений в такие документы, принимаются главой администрации соответствующего муниципального образования.

Документы территориального планирования муниципальных образований разрабатываются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ч.2 ст.9 Закона) и утверждаются после согласования в установленном порядке представительными органами местного самоуправления муниципальных образований по представлению глав администраций муниципальных образований (ч.8 ст.9 Закона).

Судом установлено, что решением Совета Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 №267 утверждена Схема территориального планирования муниципального района.

Изучив схему территориального планирования с пояснениями и приложениями, суд пришел к следующим выводам.

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в Схеме, включают описание проектного плана, согласно которому в Схеме предусматривается четкое зонирование территории с учетом существующего и перспективного использования, функциональных и транспортных связей, на проектном плане выделяются зоны различного функционального назначения, принятые в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в частности земли сельскохозяйственного назначения, земли предприятий, земли перспективного развития предприятий (раздел «Зонирование территории»), а также перечень мероприятий по территориальному планированию, в том числе по развитию промышленных и коммунально-складских территорий и сельскохозяйственного производства.

Таким образом, схема устанавливает зоны различного функционального назначения применительно к конкретным участкам территории Зеленчукского муниципального района с учетом соответствующих планируемых мероприятий по развитию данной территории.

Из сведений, содержащихся в представленной Схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017, с приложением карты градостроительного зонирования Исправненского сельского поселения, усматривается, что спорные земельные участки располагаются на участке территории, планируемом к использованию в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Генеральному плану Исправненского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов от 11.04.2013 №13 и размещенного на официальном сайте администрации Зеленчукского муниципального района видно, что спорные земельные участки, обозначены как земли категории сельхозназначения.

Так, при изучении карты видно, что указанные участки обозначены светло-зелёным (салатовым) цветом с нанесением вертикальных красных линий.

В разделе «условные обозначения» светло-зеленому цвету соответствует земля сельхозназначения, а красные вертикальные линии соответствуют зоне распространения карста.

Приложением к Схеме является Перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения, где в разделе II «Мероприятия по 25 территориальному планированию в части развития промышленного производства» строкой предусмотрено «строительство завода по производству гипса в ст.Исправной» что соответствует Соглашению № 111 от 04.12.2012 о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта Корпорации ВОЛМА по организации добычи и дробления гипсового камня на участке Зеленчукского проявления, строительству комплекса по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики, заключенному ООО «УК «ВОЛМА» (по поручению ООО «ГипсКарьерСтрой») и Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Схемой предусмотрен инвестиционный проект по созданию кластера по производству строительных материалов в ст.Исправной, который предложен Управлением по недропользованию по КЧР и имеет республиканское значение (раздел 1.1.2 Генерального плана; материалы по обоснованию проекта Схемы).

В развитие данной цели Генеральным планом Исправненского сельского поселения установлены прогнозируемые направления развития экономической базы Исправненского сельского поселения (раздел 1.1.2 ГП). Пунктом 1 данного раздела в области промышленности запланирована реализация ряда мероприятий, в том числе строительство завода по производству гипса в ст.Исправненской (п.п 4 таблицы в пункте 1 раздела 1.1.2 Генерального плана). Такие планы Исправненского сельского поселения коррелируют Схеме Зеленчукского муниципального района, которой среди плановых мероприятий по территориальному планированию в части развития промышленного производства указано строительство завода по производству гипса в ст.Исправной, срок реализации 2017 год (п.31 таблицы «Перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения»; материалы по обоснованию проекта; пункт 40 таблицы объектов капитального строительства Схемы).

Генеральный план содержит перечень месторождений, имеющихся на территории Исправненского сельского поселения, среди которых также указан Зелеичукский участок месторождения гипса, владельцем лицензии на разработку которого является ООО «ГипсКарьерСтрой» (пункт 7 таблицы месторождений; 12 строка 2 таблицы №3.1, стр.40). Схемой комплексного анализа территории и ограничений градостроительной деятельности (приложение к Схеме) предусмотрено развитие ряда месторождений гипса, в т.ч.: цифра «6» Исправненское месторождение; «7» Зеленчукское месторождение; «8» ФИО5 балка, «9» Балка Темная. Все месторождения указаны в Схеме на одинаковом фоне с косой штриховкой, указывающей на наличие карста. При этом месторождение цифрой «6» уже разрабатывается, что отражено в самой Схеме (стр.28, табл.3 на стр.40 Схемы). Месторождения «8» и «9» также ведут добычу.

Таким образом, Схема территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР предусматривает промышленное развитие территории, в том числе за счет разработки Зеленчукского месторождения гипса (месторождение «7») и строительства завода по производству гипса с одновременным переводом для данных целей земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Из материалов дела усматривается, что общество 08.06.2018 (повторно) обратилось в администрацию района с заявлением №85н/18 о внесении изменений в Схему территориального планирования в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, 09:06:0010301:74, 09:06:0010301:75, 09:06:0010301:64, 09:06:0010301:67, 09:06:0010301:65, 09:06:0010301:63, 09:06:0010301:62, 09:06:0010202:14, для последующего перевода земель общества в земли промышленности, в результате которых будут устранены нарушения прав недропользования (л.д.27-28 т.1).

Согласно статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Закона, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Судом установлено, что ходатайство (обращение) заявителя от 08.06.2018 №85н/18 по существу администрацией района не рассмотрено, по нему не было принято решение.

Согласно части 8 статьи 20 Градостроительного кодекса РФ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.

Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 ГрК РФ (часть 9 статьи 20 ГрК РФ).

Суд не может квалифицировать содержание письма заявителя от 08.06.2018 №85н/18 в качестве предложения о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 ГрК РФ).

Изучив ходатайство (обращение) заявителя от 08.06.2018 №85н/18, суд приходит к выводу, о том, что из вышеназванного ходатайства невозможно установить какую часть Схемы территориального планирования района и каким образом, общество предлагает изменить.

Схема территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР, согласно разделу «Состав проектных материалов» состоит из двух текстовых документов и десяти графических схем. В материалы дела представлена копия Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР «Положение о территориальном планировании» инв. № 3509 (л.д.98 т.3) и схема современного использования территории Зеленчукского муниципального района КЧР (опорный план) (несекретная часть) инв. № 7925.

Кроме того, общество не обосновало, связь между отсутствием ответа администрации района на обращение от 08.06.2018, и наличие у администрации района обязанности разработать по данному заявлению общества изменения в Схему территориального планирования района.

В силу части 7 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 9 Закона №50-РЗ от 17.07.2007, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.

ООО «ГипсКарьерСтрой» также не лишено возможности оспорить Схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке (часть 7 статьи 20 ГрК РФ) либо в представить в Администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР предложения о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 ГрК РФ).

В случае признания судом Схемы территориального планирования незаконной (полностью или в соответствующей части) или внесения в нее изменений Общество вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о переводе спорного земельного участка из одной категории земель в другую.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документов территориального планирования муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Порядок подготовки документов территориального  планирования муниципальныхобразований установлен статьёй 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 № 50-РЗ «О территориальном планировании и планировке территорий в Карачаево-ЧеркесскойРеспублике».

Согласно части 1 статьи 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 № 50-РЗ «О территориальном планировании и планировке территорий в Карачаево-ЧеркесскойРеспублике» решение о подготовке документов территориальногопланирования муниципальных образований, в том числе решение о подготовке предложений овнесении  изменений в такие документы, принимаются  главой администрациисоответствующего муниципального образования.

В силу части 3 статьи 9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2007 № 50-РЗ «О территориальном планировании и планировке территорий в Карачаево-ЧеркесскойРеспублике», документы территориального  планирования муниципальных образований разрабатываются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности и утверждаются после согласования в установленном порядке представительными органами местного самоуправления муниципальных образований по представлению глав администраций муниципальных образований (ч.8 ст.9 Закона).

Администрацией Зеленчукского муниципального района не отрицается факт отнесения на стороне администрации полномочий на осуществление внесений изменений в Схему территориального планирования, поскольку Отдел архитектуры не является самостоятельным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, входит в структуру Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требование заявителя о признании незаконным бездействия Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в нерассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; о внесении изменении в Схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и обязании Администрации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий  Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд считает, что её следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 151, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

1. Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» от 19.05.2020 №50н/20 от исковых требований к Совету Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части:

- признания незаконным бездействия Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в нерассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- обязании Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в месячный срок со дня представления Администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики утвердить изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий  Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности.

Производство по делу №А25-1942/2018 в этой части прекратить.

2. В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части:

- признания незаконным бездействия Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в не рассмотрении обращения ООО «ГипсКарьерСтрой» от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики;

- обязании Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий  Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель ООО «ГипсКарьерСтрой» в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

         Судья                                                                                           Р. М. Биджиева