Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело №А25-2538/2022
пр. Ленина, 9
Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2023 года
Решение в полном объёме изготовлено 03 ноября 2023 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Тебуевой З.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Джаубаевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1020700751169, ИНН 0711037382) к обществу с ограниченной ответственностью «Инвитро Черкесск» (ОГРН 1090917002626, ИНН 091701480) об устранении нарушений и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвитро Черкесск» к местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики о сохранении нежилых помещений в переустроенном виде, при участии в судебном заседании:
от истца – отсутствует, надлежаще извещен,
от ответчика – Бантеев Р.А., доверенность от 20.09.2022 б/н,
УСТАНОВИЛ:
местная администрация городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (далее-истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Инвитро Черкесск» (далее-ответчик) об обязании ответчика за свой счет привести самовольно переустроенное нежилое помещение (офис) с инвентарным номером 13833 «В», расположенное на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Нальчик, пр.Шогенцукова, 5, в прежнее состояние, существовавшее до переустройства путем демонтажа двухконтурного нагревательного котла и восстановления центральной инженерной системы отопления и горячего водоснабжения в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу (л.д.9-13, т.1).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик без получения разрешения на переустройство помещения, без согласования всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а также без внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома осуществил самовольное переустройство помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, чем нарушил права и интересы третьих лиц и установленный законом порядок.
Ответчик представил технический план помещения и строительно-техническое заключение со ссылкой на то обстоятельство, что переоборудование осуществлено по объекту, не являющемуся предметом иска, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении иска (л.д.71-110, т.1; л.д.139, т.2).
Истцом уточнены исковые требования, согласно которым он просит привести за счет ответчика самовольно переустроенное нежилое помещение с кадастровым номером 07:09:0000000:59641, расположенное на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Нальчик, пр.Шогенцукова, 5, в прежнее состояние существовавшее до переустройства путем демонтажа двухконтурного нагревательного котла и восстановления центральной инженерной системы отопления и горячего водоснабжения в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу (л.д.7-9, т.3).
Ответчиком подано встречное исковое заявление о сохранении принадлежащих ответчику на праве собственности нежилых помещений с кадастровым номером 07:09:0000000:59639 общей площадью 89,7кв.м, с кадастровым номером 07:09:0000000:59640 общей площадью 157,3кв.м, с кадастровым номером 07:09:0000000:59641 общей площадью 199,3кв.м, расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 5, в переустроенном виде в части установки двух газовых водонагревателей (котлов), а также просит взыскать с истца расходы на оплату услуг представителя в размере 100 000 рублей, расходы на подготовку технического заключения в размере 40 000 рублей (л.д.32-36, т.3).
Истец в пояснениях отмечает, что переустройство помещений, затрагивающих часть общего имущества, без согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, недопустимо, в данном случае ввиду изменения общедомовой инженерной системы теплоснабжения (п. 3 ч. 1 ст. 36, ч.2 ст.40 ЖК РФ). Действия органа местного самоуправления мотивированы, в том числе, поступившей жалобой жильца, проживающего в многоквартирном жилом доме по пр. Шогенцукова, 5. Кроме того, по факту незаконного переустройства указанного помещения прокуратурой г.Нальчика вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в адрес истца. За легализацией переустройства помещения №1, расположенного по указанному адресу, с кадастровым номером 07:09:0000000:59641 в связи с устройством системы индивидуального отопления, ответчик обратился по факту уже произведенного переустройства. Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, в связи с чем, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Наличие согласия на устройство дымохода со стороны собственников указанного МКД и последующего согласования проекта дымохода органом местного самоуправления не подменяет собой документы о согласовании переустройства путем установки газового котла. В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Относительно расходов на подготовку технического заключения истец указал, что указанное заключение не является допустимым доказательством по делу, так как произведено по заказу ответчика, а значит, не отвечает условиям беспристрастности (л.д.7-9, 51-52, т.3).
По ходатайству ответчика по делу назначена строительно-техническая судебная экспертиза, производство которой поручено Федеральному государственному бюджетному учреждению Кабардино-Балкарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России (г. Нальчик) (л.д.71-72, т.3, л.д.1-3, т.4).
По поступлению в суд заключения судебной экспертизы определением суда от 10.08.2023 производство по делу возобновлено (л.д.26, 31-44, т.4).
Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы искового заявления и уточнений к нему, ранее поданных в материалы дела (л.д.53-54, т.4).
Представитель ответчика (истца по встречному иску) в судебном заседании поддержал доводы отзыва на исковое заявление, а также поддержал доводы встречного искового заявления.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречного искового заявления надлежит отказать на основании следующего.
Согласно выписке из ЕГРН за ответчиком с 13.10.2017 зарегистрировано право собственности на нежилой объект недвижимости с кадастровым номером 07:09:0102109:401 (инвентарный номер 13833 «В»), встроенное помещение (офис) в многоквартирном жилом доме, этаж №1, площадью 102,4 кв.м, расположенное по адресу: КЧР, г. Нальчик, пр.Шогенцукова, д.5 (л.д.42-44, т.1).
Согласно заявлению гражданина Абазова М.Л. от 21.12.2021, адресованному Главе Кабардино-Балкарской Республики Кокову К.В., в нарушение закона в многоквартирном доме по пр.Шогенцукова д. 5 в г. Нальчике, в районе подъезда владелец помещения на первом этаже "Old-Shool" незаконно установил в 2019 году 2 (два) газовых котла и вывел вытяжную трубу по фасаду дома на уровне балкона гражданина на 5 этаже (л.д.45-47, т.1).
В соответствии с актом выездной проверки от 29.04.2022 в отношении ООО "Инвитро Черкесск", по адресу: г. Нальчик, пр.Шогенцукова, д.5, пом. №13833 "В", контролируемое лицо ООО "Инвитро Черкесск", при осмотре помещения №13833 "В" на предмет переустройства, в результате которого составлен протокол осмотра от 29.04.2022 №08/4-33, установлено, что в многоквартирном доме без разрешительных документов в нарушение требований ЖК РФ произведено переустройство нежилого помещения за счет установки двухконтурного нагревательного котла с последующим отсоединением от центральных инженерных систем (отопления и ГВС). На момент проверки разрешительные документы на произведенные виды работ ООО "Инвитро Черкесск" не представлены (л.д.48-50, т.1).
Протоколом об административном правонарушении Государственного комитета КБР по тарифам и жилищному надзору от 29.04.2022 №08/4-23 ООО "Инвитро Черкесск" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.21 КоАП РФ (л.д.15, т.3).
Постановлением Государственного комитета КБР по тарифам и жилищному надзору о назначении административного наказания от 29.04.2022 №08/4-33 ООО "Инвитро Черкесск" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.21 КоАП РФ (самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме) (л.д.51-54, т.1).
Письмом от 17.05.2022 №37-08/4-11-1539 Государственный комитет КБР по тарифам и жилищному надзору обратился к Главе местной администрации городского округа Нальчик, направив информацию для принятия мер согласно действующему законодательству (л.д.55-56, т.1).
Претензией от 27.05.2022 №45-1-23/4979 истец обратился к ответчику с требованием о приведении нежилого помещения в прежнее состояние, существовавшее до демонтажа (л.д.57-58, т.1).
Требования, изложенные в претензии истца, ответчиком добровольно не исполнены.
В соответствии с представлением Прокуратуры КБР от 19.07.2022 №4-13-2022, вынесенным в отношении Местной администрации г.о. Нальчик указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в местную администрацию г.Нальчик поступило постановление Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республике по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29.04.2022 №208/4-33 о привлечении к административной ответственности ООО «Инвитро-Черкесск», что подтверждает факт самовольного переустройства нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 5. Переустройство нежилого помещения выполнено за счет установки двухконтурного нагревательного котла с последующим отсоединением от центральных инженерных систем отопления и горячего водоснабжения.
Местной администрацией г.Нальчик направлена досудебная претензия ООО «Инвитро-Черкесск» с предложением до 27.06.2022 привести вышеуказанное нежилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до переустройства путем демонтажа двухконтурного нагревательного котла, между тем, выявленные нарушения в установленный срок не устранены, а Местной администрацией г.Нальчик соответствующая исковая работа не проведена. Изложенные нарушения требований действующего законодательства, выраженные в бездействии ответственных должностных лиц, нарушают интересы муниципального образования, что влечет за собой угрозу жизни и здоровью жителей многоквартирного дома по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 5, что недопустимо и требует незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования по их устранению (л.д.54-55, т.3).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) одним из способов защиты является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Пунктом 1 статьи 290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (нежилого помещения).
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее по тексту - Правила №170), переоборудование (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Учитывая, что законом для нежилого помещения особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу статьи 6 ГК РФ, статьи 7 ЖК РФ применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 этого Кодекса (наличие документа о согласовании), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Согласно пунктам 1.7.2, 1.7.3 Правил №170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В подпункте "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354) установлен запрет потребителю самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 октября 2014 года №22588-ОД/04 следует, что поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Как следует из представленного ответчиком технического плана от 08.04.2019 и строительно-технического заключения ООО «Гео-Эксперт» от 20.10.2022 №22/01/Т3-29, нежилое помещение с кадастровым номером 07:09:0102109:401, имеющее ранее присвоенный инвентарный номер 13833 «В», расположенное на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, д.5, имеет площадь 102,4 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО «Инвитро Черкесск», подключено к централизованной системе отопления (л.д.71-110, т.1).
В пользу данного обстоятельства, кроме того, свидетельствуют представленная истцом справка ООО "ЖЭУК "Инновации" от 02.12.2022, согласно которой помещение с кадастровым номером 07:09:0101109:401 (инвентарный номер 13833 "В") площадью 102,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, д.5, принадлежащее на праве собственности ООО "Инвитро Черкесск", подключено к системе центрального отопления многоквартирного жилого дома, а также госконтракт от 27.05.2022 №559 на поставку тепловой энергии через присоединенные тепловые сети, в том числе, по данному объекту, и документы, подтверждающие исполнение сторонами обязательств по данному контракту за октябрь 2022 года (л.д.62-71, т.2).
Вместе с тем, ответчику также принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по этому же адресу:
- с кадастровым номером 07:09:0000000:59639, этаж №1, нежилое помещение площадью 89,7 кв.м, дата регистрации 21.02.2022,
- с кадастровым номером 07:09:0000000:59640, этаж №1, нежилое помещение площадью 157,3 кв.м, дата регистрации 21.02.2022,
- с кадастровым номером 07:09:0000000:59641, этаж №1, нежилое помещение площадью 199,3 кв.м, дата регистрации 21.02.2022 (л.д.125-138, т.1).
Согласно выпискам из ЕГРН и техническим планам помещений на указанные объекты недвижимости, они образованы путем разделения принадлежащего на праве собственности ответчику нежилого помещения с кадастровым номером 07:09:0000000:58896 площадью 446,3 кв.м, дата регистрации 20.04.2018 (л.д.125-159, т.1).
Уточняя заявленные требования в части помещения, в котором установлен двухконтурный нагревательный котел, истец отметил, что допущенная техническая ошибка в материалах, предоставленных Государственным комитетом КБР по тарифам и жилищному надзору, не отменяет самогофакта правонарушения, которое установлено, в том числе, актом обследования нежилого помещения Управлением административно-технического контроля от 02.12.2022. Актом на момент обследования установлено, что пом.№l (к/н 07:09:0000000:59641), пом.№2 (к/н 07:09:0000000:59639), пом.№3 (к/н 07:09:0000000:59640), пом.№4 (к/н 07:09:0102109:401) являются обособленными помещениями с отдельными входами, при этом, пом. №1, №2 и №3 являются смежными, а между пом. №4 ипом.№1,№2, №3 располагается нежилое помещение, которое со слов директора ООО «Инвитро Черкесск» не является их собственностью. При этом в постановлении Государственного комитета КБР по тарифам и жилищному надзору от 29.04.2022 №08/4-33 о назначении административного наказания указано пом.№4, где выполнено переустройство нежилого помещения за счет установки двухконтурного нагревательного котла с последующим отсоединением от центральных систем отопления и ГВС. В ходе визуального осмотра указанных помещений установлено, что система индивидуального отопления устроена в пом. №1 (к/н 07:09:0000000:59641). На основании строительно-технической экспертизы от 14.09.2022 №22/09/Т3-49 от данной системы отапливаются помещения №l, №2, №3. Согласно строительно-технической экспертизе от 10.10.2022 №22/01/T3-29 пом. №4 присоединено к центральной системе отопления многоквартирного жилого дома, вместе с тем, главным специалистом земельного и жилищного отдела муниципального контроля управления административно-технического контроля установить факт присоединения пом. №4 к указанной системеиндивидуального отопления, либо присоединения его к центральной системе отопления многоквартирного дома не представилось возможным ввиду того, что подводящие к отопительным батареям пом. №4 трубы монтированы в стены и недоступны для визуального осмотра (л.д.61, т.2, л.д.7-10, т.3).
Из представленного ответчиком строительно-технического заключения ООО "Гео-Эксперт" от 14.09.2022 №22/09ТЗ-49по факту обследования установлено: переустроенные и перепланированные нежилые помещения по ул. Шогенцукова, д.5 с установкой двух двухконтурных нагревательных котлов, расположенных в помещении с кадастровым номером №07:09:0000000:59641, соответствуют строительным, градостроительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам. Установленные двухконтурные котлы эксплуатируются в соответствии с нормами и требованиями законодательства, соответствуют своей проектной и технической документации. Экспертами не выявлены нарушения по строительным и противопожарным нормам, соответственно исследуемые объекты не создают угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.1-50, т.2).
Ответчиком также представлен акт технического обследования от 21.03.2023 помещений, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Новые тепловые сети", по адресу: г. Нальчик, пр.Шогенцукова, 5 (пом.1- к/н 07:09:000000:59639 (89,7 кв.м), пом.2-к/н 07:09:000000:59640 (157,3 кв.м), пом.3–к/н 07:09:000000:59641 (199,3 кв.м), которым установлено, что отопление выполнено индивидуально с установкой газовых водонагревателей. Радиаторы отопления демонтированы, транзитные трубопроводы заизолированы. Теплопотребление и горячее водоснабжение от централизованной системы отсутствуют (л.д.38, т.3).
По ходатайству ответчика определением суда от 03.05.2023 назначена строительно-техническая экспертиза, по результатам проведения которой в заключении от 21.07.2023 №89 экспертом сделаны следующие выводы:
- согласно проведенному исследованию системы индивидуального отопления и дымоудаления в нежилых помещениях: с кадастровым номером 07:09:0000000:59639 общей площадью 89,7 кв.м., с кадастровым номером 07:09:0000000:59640 общей площадью 157,3 кв.м., с кадастровым номером 07:09:0000000:59641 общей площадью 199,3 кв.м., расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 5, на дату осмотра не выявлены признаки нарушения норм и правил, а также целостности конструкций, не допускающих использование системы отопления функциональному назначению,
- вопросы угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в многоквартирном жилом доме по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр. Шогенцукова, 5, не входит в рамки компетенции эксперта строителя,
- с технической стороны вопроса, при обследовании котлов, радиаторов, труб отопления и дымоудаления, на дату осмотра экспертом не обнаружены признаки утечки, дефектов и деформации, образованные за время эксплуатации системы индивидуального отопления, не допускающих использование системы отопления по функциональному назначению (л.д.31-44, т.4).
Судом отклоняются доводы ответчика со ссылкой на вышеуказанные заключения о допустимости сохранения в переустроенном состоянии системы индивидуального отопления в спорных помещениях.
Оценивая представленные ответчиком строительно-технические заключения ООО "Гео-Эксперт", а также результаты проведенной судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что установленные специалистами и судебными экспертами фактические обстоятельства сводятся к тому, что система индивидуального отопления в спорных помещениях произведена в соответствии с рабочей документацией, разработанной АО «Газпром газораспределение Нальчик», и введена в эксплуатацию в 2018 году; система дымоудаления не нарушает требования СП 60.13330.2020, так как верхняя часть дымохода выступает выше уровня козырька крыши на 730мм при требуемых не менее 500мм; на момент обследования не обнаружены признаки утечки, дефектов и деформации системы отопления, не допускающие ее использования.
Между тем, данные обстоятельства не могут явиться основанием для сохранения самовольно переустроенной системы индивидуального отопления в спорных помещениях в нарушение вышеприведённых положений действующего законодательства.
Оценив в совокупности представленные ответчиком документы, суд приходит к выводу о том, что указанные документы не свидетельствуют о правомерности переустройства ответчиком системы отопления в силу следующего.
Согласно протокола от 17.10.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нальчик, ул. Шогенцукова, д.5, проведенного в форме очного (заочного) голосования, инициатор общего собрания - ООО "Инвитро Черкесск", повестка дня - получение согласия собственников помещений на проектирование, монтаж системы дымохода и вентиляции на фасаде, а также на крыше многоквартирного дома, необходимого для работы офисного помещения "Лингвистический центр", расположенного на первом этаже многоквартирного дома. В очной части приняли участие 19 собственников, составляющих 964,4 голосов (10,42% от общего количества голосов в доме), в заочной части приняло участие 93 собственника, составляющих 5930,48 голосов (64,11% от общего количества голосов в доме). Количество голосов собственников помещений принявших участие в голосовании составляет 7407, 8 голосов (74,53% от общего числа голосов в доме), по вопросу повестки дня проголосовали за- 6894,88 голосов (л.д.39-43, т.3).
Заявлением от 05.11.2019 ответчик обратился к истцу с просьбой согласовать проект дымохода нежилого помещения в многоквартирном жилом доме №5 по пр. Шогенцукова (подъезд №6) с приложением протокола общего собрания собственников помещений от 17.10.2019 и проекта дымохода, подготовленного ООО НПО "Эквивалент" (л.д.72,74-80, т.2).
Рассмотрев указанное обращение, МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" письмом от 13.11.2019 №45-1-16/7208 согласовало представленный проект устройства дымохода (л.д.73, 2).
Заявлением от 08.02.2022 ответчик также обратился в МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" о согласовании переустройства нежилого помещения с кадастровым номером 07:09:0000000:58896 (установку газовых котлов) (л.д.11, т.3).
К заявлению приложены, в том числе, рабочая документация по присоединению к сети газопотребления газового оборудования ООО "Инвитро Черкесск" в г. Нальчик, пр.Шогенцукова, д.5, акт приемки узла учета в эксплуатацию от 16.11.2018, акт об осуществлении технологического присоединения от 24.12.2018, письмо ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" от 19.12.2018 №13/4191-МВ о разрешении на пуск газа, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы 21.09.2018 и технико-экономический расчет потребности в топливе и теплоэнергии нежилого помещения (л.д.92-127, т.2).
В ответ на указанное обращение МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" письмом от 22.02.2022 №45-ДАиГ-1-05/278 указало, что положительное решение данного вопроса не представляется возможным ввиду следующего. Многоквартирные дома, в которых при строительстве реализована система централизованного теплоснабжения могут быть переведены на поквартирное индивидуальное отопление в рамках исполнения проектной документации, предусматривающей реконструкцию всего многоквартирного жилого дома, в котором возможно осуществить систему поквартирного отопления: многоквартирные жилые дома, в которых уже существует система дымоотвода, там, где предусмотрены индивидуальные нагревательные приборы (газовые колонки), для осуществления индивидуального горячего водоснабжения; либо проектом реконструкции должно быть строительство специальных дымоотводящих коробов предусмотрено (каналов, удаления продуктов горения), пристраиваемых к фасаду здания. Реализация подобных схем теплоснабжения может быть осуществлена путем заказа и разработки проектной документации на реконструкцию многоквартирных жилых в соответствии со статьей 48 ГрК РФ. Разрешения на реконструкцию многоквартирных жилых домов, а также на ввод объектов в эксплуатацию после реконструкции могут быть получены в Местной администрации г.о.Нальчик путем предоставления полного перечня необходимых документов, предусмотренных ч.7 ст.51, а также ч.3 ст.55 ГрК РФ соответственно (л.д.13-14, т.3).
Заявлением от 11.02.2022 ответчик обратился в МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" о выдаче справки о том, что при разделении нежилого помещения с к/н 07:09:0000000:58896 по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, д.5, не меняются конструктивные элементы и есть три входные группы (л.д.123, т.1).
В ответном письме от 18.02.2022 МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства", рассмотрев заявление о необходимости получения разрешения на разделение нежилого помещения с кадастровым номером 07:09:0000000:58896 на три нежилых помещения, учитывая, что несущие стенки и перегородки не затрагиваются, а также имеются три отдельных не зависящих друг от друга входа, указал, что в соответствии с ч.17 п. 4 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (л.д.124, т.1).
Проанализировав представленные ответчиком доказательства, суд приходит к выводу о том, что проект газоснабжения не относится к проектной документации на переустройство нежилого помещения, связанной с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием газового автономного источника теплоснабжения, поскольку такой проект газоснабжения подтверждает лишь принятие ответчиком мер по согласованию со специализированной организацией установки автономного источника отопления и дальнейшего заключения с ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" договора поставки газа от 17.12.2018 №15-2-07-9092/18-22Д (л.д.81-91, т2).
Из письма МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" от 13.11.2019 о согласовании ответчику проекта устройства дымохода в нежилом помещении со стороны дворового фасада не усматривается согласование переустройства (демонтажа) внутренней системы отопления нежилого помещения, ответчик не представил проектной документации на переустройство (перепланировку) нежилого помещения, связанную, в том числе, с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием газового автономного источника теплоснабжения.
Таким же образом, представленный ответчиком протокол от 17.10.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме свидетельствует лишь о рассмотрении вопроса, связанного с установкой дымохода и вентиляции на фасаде и крыше многоквартирного дома, но никак не подтверждает получение согласия собственников помещений на переустройство системы отопления многоквартирного дома.
Кроме того, в письме от 17.05.2023 МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства" на запрос истца документов, послуживших основанием для согласования ответчику проекта устройства дымохода со стороны дворового фасада, сообщает, что материалы, послужившие основанием для принятия положительного решения, указанного в ответе от 13.11.2019 №45-1-16/7208, не сохранились. Данный ответ и его содержание не являются решением, а выражают отношение МКУ «Департамент архитектуры и градостроительства» к изменению фасада здания. Одновременно сообщает, что согласование изменения фасадов, размещение технологического или иного оборудования не предусмотрено действующим законодательством и нормативно-правовыми актами местного самоуправления. ООО «Инвитро Черкесск» было отказано в выдаче разрешения на установку газовых котлов письмом от 22.02.2022 №45-ДАиГ-1-05/278 (л.д.62, т.4).
Из указанного следует, что ответчиком не представлены доказательства того, что демонтаж системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения многоквартирного дома, и последующее введение в эксплуатацию двухконтурного газового котла отвечали требованиям технической документации дома и не нарушили режим теплоснабжения многоквартирного дома.
Как было указано выше, Согласно Акта обследования нежилого помещения Управления административно-технического контроля от 02.12.2022. На момент обследования установлено, что пом. №l, пом. №2, пом. №3, пом.№4 являются обособленными помещениями с отдельными входами, при этом, пом. №1, пом. №2 и пом. №3 являются смежными, а между пом. №4 и
пом.№1, пом. №2, пом. №3 располагается нежилое помещение которое со слов директора ООО «Инвитро Черкесск» не является их собственностью в представленном техническом плане пом. №4 имеется поэтажный план помещения, тогда как в выписке из ЕГРН на данное помещение, имеющейся в распоряжении Местной администрации городского округа Нальчик (от 19.05.2022 №КУВИ-001/2022-76184915), не указан план помещения. При этом в постановлении Государственного комитета КБР по тарифам и жилищному надзору от 29 апреля 2022 года №08/4-33 о назначении административного наказания выполнено переустройство нежилого помещения за счет установки двухконтурного нагревательного котла с последующим отсоединением от центральных систем (отопления и ГВС указано пом.№4. В ходе визуального осмотра указанных помещений установлено, что система индивидуального отопления устроена в пом. №1. На основании строительно-технической экспертизы №22/09/Т3-49 от 14.09.2022 года от данной системы отапливаются помещения №l, №2, и №3. Согласно строительно-технической экспертизе 22/01/T3-29 от 10.10.2022 года пом. №4 присоединено к центральной системе отопления многоквартирного жилого дома. ООО «Инвитро Черкесск» представлены государственный контракт №559 поставки тепловой энергии от 28.07.2022, акт реализации за октябрь 2022 года и справка управляющей компании ООО ЖЭУК «Инновация», обслуживающей многоквартирный дом по пр. Шогенцукова, д.5, о том что, пом. №4 подключено к системе центрального многоквартирного дома. Вместе с тем, главным специалистом земельного и жилищного отдела муниципального контроля управления административно - технического контроля Местной администрации городского округа Нальчик, установить факт присоединения пом. №4 к указанной системе
индивидуального отопления, либо присоединения его к центральной системе отопления многоквартирного дома не представилось возможным ввиду того, что подводящие к отопительным батареям пом. №4 трубы монтированы в стены и недоступны для визуального осмотра (л.д.61, т.2, л.д.10, т.3).
переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с части 3 статьи 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
При этом в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на это должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 ЖК РФ).
Между тем, отключение ответчиком спорных помещений от централизованной системы теплоснабжения было осуществлено в нарушение подпункта "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, согласно которого потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Изменения проектной документации теплоснабжения дома выполняет проектная организация с соответствующей лицензией на договорной основе. Для этого используют профессиональные инструкции, выполняют требования закона. Специалисты делают расчеты, выводы по влиянию последствий сделанных изменений, также производятся теплогидравлические вычисления и расчеты остаточного обогрева от стояков и лежаков.
Изменения в проектной документации на многоквартирный дом должны пройти согласование со всеми заинтересованными сторонами.
После всех согласований должны быть выполнены работы согласно утвержденной проектной документации.
Ответчик не доказал факт получения согласования при переустройстве помещений и установке индивидуальной системы отопления.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 Постановления №46-П).
Демонтаж системы отопления в помещении влечет соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28.12.2009 №610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), вследствие чего, в случае его осуществления без соответствующего согласования, создает угрозу возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Согласно пункту 3.18. "ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования.", отопление - это искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
К элементам отопления, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся - полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Сама система отопления МКД относится к инженерным коммуникациям, обслуживающим более одного помещения в данном доме. Отсюда следует, что в соответствии со статьей 36 ЖК РФ система отопления МКД относится к общему имуществу собственников помещений в МКД.
Частью 3 статьи 36 ЖК РФ установлено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно статьям 246 и 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляется по соглашению всех его участников. Применительно к общему имуществу МКД такое соглашение реализуется путем принятия решения общим собранием собственников помещений в доме (статья 44 ЖКРФ).
Каких-либо решений собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Нальчик, пр. Шогенцукова, д.5, по согласованию демонтажа системы централизованного отопления ответчик не представил.
Следует также отметить, что все действия по переустройству в спорных помещениях системы отопления и заключению договора поставки газа по индивидуальному прибору отопления фактически проведены ответчиком в 2018 году, тогда как действия по согласованию данного переустройства начаты спустя год и более, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своими правами.
Таким образом, удовлетворению подлежат требования, заявленные первоначальным истцом, в удовлетворении встречного искового заявления надлежит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершать определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Принимая во внимание объем работ, необходимый для приведения помещений ответчика в прежнее состояние, существовавшее до переустройства путем демонтажа двухконтурного нагревательного котла и восстановления центральной инженерной системы отопления и горячего водоснабжения, суд считает возможным и разумным установить срок для исполнения решения – три месяца со дня вступления решения в законную силу.
При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (пункты 22, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные судебные расходы по встречному исковому заявлению относятся на ответчика, в том числе, и расходы по проведению судебной экспертизы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Истец по первоначальному исковому заявлению от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подп.1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Таким образом, государственная пошлина, подлежащая уплате в федеральный бюджет за рассмотрение первоначального иска, с учётом его удовлетворения, подлежит взысканию с ответчика.
Частью 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда (пункт 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
С учетом того, что экспертиза была проведена, следует перечислить с депозитного счета Арбитражного суда КЧР на расчетный счет ФГБУ Кабардино-Балкарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России (г. Нальчик) в возмещение расходов по проведению судебной строительно-технической экспертизы денежные средств в сумме 43548 рублей, внесенных ООО «Инвитро Черкесск» на депозитный счет суда платежным поручением от 09.04.2023 №30.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Инвитро Черкесск» (ОГРН 1090917002626, ИНН 091701480) за свой счет привести самовольно переустроенное нежилое помещение с кадастровым номером 07:09:0000000:59641, расположенное на первом этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Нальчик, пр.Шогенцукова, 5 в прежнее состояние, существовавшее до переустройства путем демонтажа двухконтурного нагревательного котла и восстановления центральной инженерной системы отопления и горячего водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении встречного искового заявления отказать.
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики Федеральному государственному бюджетному учреждению Кабардино-Балкарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России (г. Нальчик) причитающуюся для выплаты вознаграждения экспертам денежную сумму в размере 43 548 (Сорок три тысячи пятьсот сорок восемь) рублей на основании счёта от 27.07.2023 №0000-000059.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвитро Черкесск» (ОГРН 1090917002626, ИНН 091701480) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, Ессентуки город, Ставропольский край, 357600) через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина проспект, дом 9, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000), а также может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (Рашпилевская улица, дом 4, Краснодар город, Краснодарский край, 350063) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья З.Х. Тебуева