ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-2980/20 от 03.03.2021 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, г. Черкесск, пр-кт Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

11 марта 2021 года                                                                                   Дело №А25-2980/2020

                                                   Резолютивная часть решения объявлена  03 марта 2021 года

                                                              Полный текст решения изготовлен 11 марта 2021 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи                                      Коджаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем                            Ходжевой М.М.,  рассмотрев в судебном заседании заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики                                                   (ИНН <***>, ОГРН  <***>) о признании бездействия незаконным,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно                    предмета спора:

Отдел земельных отношений администрации Адыге-Хабльского муниципального района,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по удостоверению №272620,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики (далее – Прокурор) обратился в суд с заявлением, в котором просит суд:

- признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» бездействие Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – Администрация) по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля;

- обязать принять меры по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Адыге-Хабльского муниципального района в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

02.03.2020 от заинтересованного лица поступил отзыв, в котором заявлено о признании вины.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно п.25 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131) содействие развитию малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения муниципального района.

Также, согласно с подп.28 п.1 ст.8 Устава Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – Устав) содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ (далее – Федеральный закон №294) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона №294 муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с подп.3.2 п.3 Положения об отделе земельных отношений администрации Адыге-Хабльского муниципального района  (далее - Положение), утверждённого Постановлением администрации Адыге-Хабльского муниципального района  от 20.02.2019 №63, земельный контроль на территории района осуществляет специально уполномоченный орган - отдел земельных отношений администрации (далее - Отдел).

В ч.1 ст.8.2 Федерального закона №294 установлено, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного кон-роля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Положения Федерального закона №294 распространяются на органы муниципального контроля, в данном случае на отдел земельных отношений администрации Адыге-Хабльского муниципального района.

Таким образом, осуществлять мероприятия, направленные на профилактику нарушений, обязаны все органы муниципального контроля, за исключением поименованных в частях 3, 3.1 ст.1 Федерального закона №294.

В соответствии с п.2 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1680, мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, уполномоченными на осуществление соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.

Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года (п.5).

Согласно представленной в прокуратуру информации, программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля, муниципальным органом на 2020, 2021 годы не утверждалась.

Таким образом, Администрацией не соблюдены требования ст.8.2 Федерального закона №294 по принятию указанной муниципальной программы и проведению в рамках данной программы профилактических мероприятий, связанных, в частности, со снижением уровня ущерба охраняемым законом земельным отношениям, повышением прозрачности системы муниципального земельного контроля, разъяснением подконтрольным субъектам обязательных требований, предупреждением нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства, формированием единого понимания обязательных требований земельного законодательства у всех участников подконтрольной деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельности на территории района.

Как усматривается из материалов дела, в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 №53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокуратурой Адыге-Хабльского района проведен анализ деятельности Администрации в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и Уставом Администрация входит в структуру органов местного самоуправления Адыге-Хабльского муниципального района.

В ходе проведения проверки установлено, что Администрацией не разработана и не принята муниципальная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля.

Прокуратурой Адыге-Хабльского района направлено письмо в адрес Администрации письмо от 10.12.2020 №7-18-2020 о необходимости представления в срок не позднее 11.12.2020 программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на 2020 и 2021 годы, принятых в соответствии с ч.1 ст.8.2 Федерального закона №294.

В ответ на письмо Администрация сообщила, что программы профилактики нарушений на 2020 и 2021 годы, разрабатываемые в соответствии с ч.1 ст.8.2 Федерального №294-ФЗ  на 2020 и 2021 годы, не принималась.

Посчитав незаконным бездействие Администрации по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля, Прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

На основании ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным (действия либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления незаконным) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта (действия либо бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанные разъяснения применяются и при оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

В п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 указано, что применительно к ст.125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем ч.1 ст.52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.

Судом установлено, что требования прокурора в данном случае заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона №131-ФЗ Федерального закона №294-ФЗ. Заявитель, обращаясь в суд с настоящими требованиями, действовал в интересах Адыге-Хабльского муниципального района и неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в целях создания условий для их развития.

Суд исходит из того, что отсутствие бездействия со стороны Администрации может быть констатировано лишь в случае осуществления ею всех предусмотренных ст.8.2 Федерального закона №294-ФЗ действий по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля.

Материалами дела подтверждено, что на дату обращения заявителя в суд Администрацией действительно не были приняты все зависящие от нее и входящие в сферу ее компетенции действия (меры) по разработке и принятию, предусмотренной ст.8.2 Федерального закона №294 муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля, т.е. по решению в установленном порядке одного из вопросов местного значения.

Обоснованным суд считает довод заявителя о том, что оспариваемым бездействием органа местного самоуправления нарушены права и законные в сфере предпринимательской деятельности интересы неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания условий для их развития.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля, подлежат удовлетворению.

На основании п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом установления судом незаконного бездействия со стороны Администрации подлежат удовлетворению требования заявителя в части возложения на Администрацию обязанности по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

1.    Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

2. Признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» бездействие администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля.

3. Обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики принять меры по разработке и принятию муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).          

Судья                                                                 Н.А.Коджакова