ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-3040/20 от 11.01.2022 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина проспект, дом 9, Черкесск, 369000 официальный сайт: www.askchr.arbitr.ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Черкесск Дело № А25-3040/2020

«18» января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен 18 января 2022 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кириллиной А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Драгоценности Урала» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления от 30.06.2020 №9-05-2020

при участии в судебном заседании старшего помощника прокурора Максименко В.В., служебное удостоверение ТО №242634 от 27.05.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ломбард «Драгоценности Урала» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики с заявлением к Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - заинтересованное лицо, Прокуратура) о признании недействительным Представления от 30.06.2020 №9-05-2020.

Позиция общества, изложенная в заявлении, сводится к следующему.

Начальнику Карачаевского отделения ломбардов ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» ФИО1 14.12.2020 вручено Представление от 30.06.2020 №9-05-2020.

В мотивировочной части оспариваемого Представления указано, что проверкой установлено, что на момент проверки в ломбарде № 114 не ведутся «журнал контроля за движением ювелирных изделий», «журнал учета сообщений в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», «журнал мер, по приостановлению операций», что является нарушением законодательства. Однако, это утверждение не соответствует действительности, обществом соблюдаются все требования

федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Требование Прокурора № 8-02-2020 от 30.06.2020 о представлении за период 2019 и 6 месяцев 2020 года документов по обособленному подразделению Карачаевского отделения ломбардов, расположенного по адресу: КЧР, <...> в срок не позднее 03.07.2020 было вручено обществу 03.07.2020.

Письмами № 1559-ЛК, 1560-ЛК от 06.07.2020 общество направило в адрес Прокуратуры истребуемые документы, а именно: ежемесячные отчеты контроля за движением ювелирных изделий; копии листов журнала учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем за период с 01.01.2019 по 30.06.2020; список договоров займа с указанием Ф.И.О. Также была приложена выписка из правил внутреннего контроля организации с формами всех журналов. Журнал учета применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и журнал учета применения мер по приостановлению операций не сформированы в связи с отсутствием фактов блокировки и замораживания, но утвержденные формы этих журналов были предоставлены.

Все указанные документы были направлены в адрес прокуратуры в бумажном виде почтовыми бандеролями, а также сданы в канцелярию Прокуратуры в копиях, о чем имеется отметка.

Таким образом, общество исполнило требование Прокурора № 8-02-2020 от 30.06.2020.

В Представлении от 30.06.2020 №9-05-2020 указано, что работа по ПОД/ФТ ведется дистанционно, что не может эффективно отражаться на работе по противодействию доходов, полученных преступным путем. Это утверждение не соответствует действительности.

В ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» создана группа финансового мониторинга, которая разрабатывает всю необходимую документацию, обучает сотрудников и следит за изменениями законодательства. Сотрудники каждого ломбарда прошли обучение по ПОД/ФТ, каждый приемщик ломбарда непосредственно участвует в контроле финансового мониторинга: самостоятельно проводит идентификацию клиентов, при необходимости приостанавливает операции.

ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» имеет собственное программное обеспечение, которое позволяет провести все юридически значимые действия по исполнению требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Приемщик-оценщик, проверяя данные клиента, использует программное обеспечение, в соответствии с пунктом 3.3 Правил внутреннего контроля идентифицирует клиентов по перечням.

Таким образом, в ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» полностью соблюдаются требования ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем, и финансированию терроризма» в связи с чем считает незаконным Представление от 30.06.2020 №9-05-2020.

По мнению заявителя, Общество не допускало нарушений законодательства о ПОД/ФТ, в связи с чем оспариваемом Представление следует признать незаконным.

ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, при надлежащем извещении.

Усть-Джегутинская межрайонная прокуратура Карачаево-Черкесской Республики в отзыве на заявление от 22.04.2021 №38-01-2021 возразила против заявленных требований, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям.

Представление Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры от 30.06.2020 №9-05-2020 было направлено в адрес ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» 01.07.2020 по адресу: <...>.

Начальнику Карачаевского отделения ломбардов ООО «Ломбардная компания «Драгоценности Урала», куда входит и обособленное подразделение, расположенное в г. Усть-Джегута ФИО1 14.12.2020 повторно было вручено Представление от 30.06.2020 №9-05-2020.

На основании решения Усть-Джегутинского межрайонного прокурора №20 от 30.06.2020 о проведении проверки в отношении ООО «Ломбардная компания «Драгоценности Урала» (КЧР, <...>) в период с 30.06.2020 по 15.07.2020 была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

С решением о проведении проверки №20 от 30.06.2020 ознакомлена начальник Карачаевского отделения ломбардов ООО «Ломбардная компания «Драгоценности Урала» ФИО1 -30.06.2020 (л.д.140 т.5).

На момент проведения проверки в обособленном подразделении в ООО Ломбард «Особая привилегия» по адресу: КЧР, <...> имелись разработанные и утвержденные «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения». Правила разработаны ООО Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» от 16.04.2020 (копия Устава надлежаще не заверена, снята копия с копии). Однако документы, подтверждающие исполнение Правил внутреннего контроля в обособленном подразделении Ломбард № 114 на момент проведения проверки отсутствовали.

Руководителем обособленного подразделения Ломбард № 114 ФИО1 по указанным фактам даны объяснения.

В соответствии с Правилами внутреннего контроля, организация обязана документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных Правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Данные документа на момент проведения проверки не имелись в наличии.

Таким образом, как ведется в обособленном подразделении исполнение, и реализация указанных Правил внутреннего контроля, не установлено, что негативно сказывается на ведении профилактической работы по предотвращению операций с денежными средствами, имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.

Установлено, что Правила внутреннего контроля разработаны ООО Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», ответственное лицо за соблюдение Правил находится в ООО Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», работа со слов руководителя ФИО1 ведется дистанционно. Однако документы, подтверждающие, что ведется указанная работа, не представлены.

На момент проведения проверки установлено, что в обособленном подразделении Ломбард № 114 по адресу: КЧР, <...>, не ведутся следующие Журналы, утвержденные согласно Правилам внутреннего контроля:

- «Журнал контроля за движением ювелирных изделий и других изделий из драгоценного металла»,

- «Журнал учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма»,

- «Журнал учета применения мер по замораживанию (блокированию» денежных средств или иного имущества»,

- «Журнал мер по приостановлению операций».

Также было установлено, что ежемесячные отчеты, контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, на момент проверки не представлены, так как имеются только в электронном виде.

Руководитель обособленного подразделения Ломбард № 114 ФИО1 пояснила, что все необходимые документы имеются в г. Екатеринбург, в обособленном подразделении Ломбард № 114, на момент проверки отсутствовали все вышеперечисленные журналы и документы, подтверждающие законную деятельность организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения (л.д.118-120 т.5).

ООО «Ломбард «Драгоценности Урала», своего представителя в судебное заседание не направило, при надлежащем извещении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 16.08.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга за основным государственным регистрационным номером 1050900921422. Основным видом деятельности ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (ОКВЭД 64.92.6). Дополнительными видами деятельности является деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (ОКВЭД 6619).

Как усматривается из материалов дела, на основании решения заместителя Усть-Джегутинского межрайонного прокурора №20 от 30.06.2020 «О проведении проверки» была проведена проверка соблюдения ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» требований законодательства в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, расположенном по адресу: КЧР, <...>. Срок проведения проверки установлен с 30.06.2020 по 15.07.2020 (л.д.140 т.5).

Копия решения заместителя Усть-Джегутинского межрайонного прокурора №20 от 30.06.2020 «О проведении проверки» получена начальник Карачаевского отделения ломбардов ООО Ломбард «Особая привилегия» ФИО1 -30.06.2020 (л.д.140 т.5).

Усть-Джегутинским межрайонным прокурором 30.06.2020 в отношении ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» вынесено Требование № 8-02-2020 о предоставлении за 2019 год и 6 месяцев 2020 года по обособленному подразделению Карачаевского отделения ломбардов, расположенного по адресу: КЧР, <...> в срок не позднее 03.07.2020 следующих документов:

- ежемесячные отчеты, контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (заверенные копии);

- копии листов журнала учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

- копии листов Журнала учета применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- копии листов Журнала мер по приостановлению операций (л.д.64 т.1).

ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» письмами №1559/лк, № 1560/лк от 06.07.2020 направило в адрес Усть-Джегутинского межрайонного прокурора следующие документы:

1) ежемесячные отчеты контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (заверенные корпии) в виде ежемесячных Журналов контроля за движением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) список договоров (займа) с указанием Ф.И.О. лиц.

1) ежемесячные отчеты контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (заверенные корпии) по ломбарду №114, расположенному по адресу: КЧР, <...> в виде ежемесячных Журналов контроля за движением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) копии листов Журнала учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 (л.д.66-69 т.1).

На момент проведения проверки установлено, что в ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» имеются разработанные и утвержденные «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения» от 16.04.2020.

Однако подтверждающие документы по их исполнению в обособленном подразделении на момент проверки отсутствовали. В соответствии с Правилами внутреннего контроля, организация обязана документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных Правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

В обособленном подразделении Ломбард №114 по адресу: КЧР, <...> не ведутся следующие журналы, утвержденные согласно Правил внутреннего контроля:

- «Журнал контроля за движением ювелирных изделий и других изделий из драгоценного металла»,

- «Журнал учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма»,

- «Журнал учета применения мер по замораживанию (блокированию» денежных средств или иного имущества»,

- «Журнал мер по приостановлению операций».

Также было установлено, что ежемесячные отчеты, контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, на момент проверки не представлены, так как имеются только в электронном виде.

Проведенной проверкой в деятельности обособленного подразделения Ломбард №114 выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Тем самым не обеспечены цели предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, предусмотренные Законом N 115-ФЗ.

По факту выявленных нарушений, Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой в адрес ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» вынесено Представление от 30.06.2020 № 9-03-2020 содержащее следующие требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновное лицо за допущенные нарушения законодательства; о результатах принятых мер сообщить в Усть-Джегутинскую межрайонную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок, с приложением приказа о наказании (л.д.71-74 т.1).

Общество, полагая Представление Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры незаконным, нарушающим его права и законные интересы, в установленный законом срок оспорило указанное Представление в арбитражном суде.

Настоящее заявление рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 и пунктом 3 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившегося представителя заявителя.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта государственных органов, должностных лиц, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на его принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

В пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015), указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Таким образом, если организация, в отношении которой внесено представление, считает, что представление нарушает ее права и свободы, создаёт препятствия к осуществлению прав и свобод либо незаконно возлагает какие-либо обязанности, она вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Оспариваемое представление содержит указание субъекту предпринимательской деятельности принять меры по устранению допущенных нарушений, из их описания в мотивировочной части акта следует, что нарушения имели место в рамках хозяйственной деятельности, поэтому для исполнения представления субъекту требуется осуществить действия в

области экономических правоотношений. Таким образом, спор вытекает из предпринимательских отношений, его рассмотрение подведомственно арбитражному суду.

Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого представления проверена судом и признана соблюдённой.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6 Закона о прокуратуре).

В соответствии со статьей 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре). Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

При проверке соответствия представления в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по - Закон № 115-ФЗ).

Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является целью правового регулирования Закона N 115-ФЗ.

Согласно статье 4 указанного Закона одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, служит организация и осуществления внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями - субъектами контроля мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определены статьей 5 Закона N 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Следовательно, общество в силу осуществляемой им деятельности обязано разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, которые должны отвечать установленным законодательством требованиям, выявлять операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, и уведомлять уполномоченный орган о совершении таких операций.

В силу подпункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством

Российской Федерации), адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (полный перечень таких организаций определяется ст. 5 ФЗ № 115) обязаны в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ) разработать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПВК или Правила внутреннего контроля).

Как следует из пункта 2 статьи 7 Закона № 115, Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утвержденных Правительством РФ, а для кредитных организаций и не кредитных финансовых организаций (НФО): профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микро финансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов и т.д. - Центральным банком РФ (Банком России) по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются руководителем организации.

Таким образом, при разработке Правил внутреннего контроля кредитные организации учитывают требования Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П"О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не кредитные финансовые организациируководствуются Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а остальные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе указанные в ст. 7.1 ФЗ № 115, в отношении которых действует ФЗ № 115, обязаны разработать ПВК в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Любая организация, попадающая по действие ФЗ № 115, обязана иметь не только разработанные, но и актуальные, то есть соответствующим всем требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, Правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля - это внутренний документ, который запрашивается надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Банком России, Росфинмониторингом, Пробирной палатой РФ, Прокуратурой РФ, Роскомнадзором, ФНС России) в рамках проведения проверки (камеральной или выездной, или запроса о представлении отдельных сведений) деятельности организации на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в первую очередь. Таким образом, любая проверка в сфере ПОД/ФТ надзорного органа начинается именно с проверки наличия в организации актуальной редакции Правил внутреннего контроля.

Организациям, попадающим под действие ФЗ № 115, необходимо уделять особое внимание наличию разработанных и актуальных Правил внутреннего контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля (далее - Требования).

В силу пункта 3 Требований правила внутреннего контроля являются документом, регламентирующим организационные основы работы, направленной на противодействие

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; устанавливают обязанности и порядок действий руководителя организации, работников организации; определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

В соответствии с пунктом 4 Требований, правила внутреннего контроля включают в себя, в том числе, следующие программы осуществления внутреннего контроля: идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев; документального фиксирования информации; хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

С учетом положений пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 7.1, статьи 3 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Центральным Банком Российской Федерации утверждено Положение от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к Правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту - Положение № 445-П).

В соответствии с пунктом 1.5 Положения № 445-П, при реализации ПВК по ПОД/ФТ некредитная финансовая организация должна обеспечить применение процедур управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ; сохранение конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых некредитной финансовой организацией в целях ПОД/ФТ; своевременное направление сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ в уполномоченный орган.

Согласно пункту 2.8 Положения N 445-П в программу организации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) включается, в том числе: порядок взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с иными сотрудниками не кредитной финансовой организации (при наличии таких сотрудников в не кредитной финансовой организации).

Из материалов дела усматривается, что ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» Ломбард №114 (<...>) 16.04.2020 разработаны и утверждены «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения».

На момент проведения проверки, документы, подтверждающие исполнение в обособленном подразделении Правилвнутреннего контроля отсутствовали.

В соответствии с Правилами внутреннего контроля, организация обязана документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Как ведется исполнение и реализация Правил внутреннего контроля в обособленном подразделении не установлено, что негативно сказывается на ведении профилактической работы по предотвращению операций с денежными средствами, имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем , финансирования терроризма.

Из материалов дела усматривается, что Правила внутреннего контроля разработаны ООО «Ломбард «Драгоценности Урала». Ответственное лицо за соблюдение Правилвнутреннего контроля находится в ООО «Ломбард «Драгоценности Урала», работа со слов руководителя ведется дистанционно, что не может эффективно отражаться на работе по противодействию получения доходов преступным путем.

В нарушение вышеуказанных норм Закона № 115-ФЗ на момент проведения проверки установлено, что в обособленном подразделении Ломбард №114 (<...>) не ведутся следующие Журналы, утвержденные Правилами внутреннего контроля, (разработанными в г. Екатеринбург):

- «Журнал контроля за движением ювелирных изделий и других изделий из драгоценного металла»,

- «Журнал учета сообщений в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма»,

- «Журнал учета применения мер по замораживанию (блокированию» денежных средств или иного имущества»,

- «Журнал мер по приостановлению операций».

Также было установлено, что ежемесячные отчеты, контроля за движением ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, на момент проверки не представлены, так как имеются только в электронном виде.

Старшим помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Максименко В.В. 30.06.2020 получены объяснения начальника Карачаевского отделения ломбардов, в том числе Ломбарда №114 ФИО1 в которых указано, что в обособленном подразделении имеются Правила внутреннего контроля, которые разработаны в центральном офисе в г. Екатеринбурге. Ответственным лицом ПОД/ФТ в нашей организации приказом директора назначено специальное должностное лицо, отвечающее за реализацию Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ ФИО2 - руководитель группы финансового мониторинга. Анкетирование данных клиентов проводится в электронном виде путем занесения данных клиента в программу. В организации ежегодно актуализируется программа обучения по ПОД/ФТ, утверждается план на год, а также перечень сотрудников, которые проходят обучение ПОД/ФТ. Сотрудники проходят плановый, первичный, целевой внеплановый инструктаж. Обучение подтверждается ручной подписью сотрудника проходящего обучение в свидетельстве по форме, утвержденном ПВК ПОД/ФТ, копии документов хранятся в личном деле сотрудников.

Помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора было выявлено, что в данном подразделении в Ломбарде №114 отсутствует журнал о движении драгоценных металлов. У нас имеется лист журнала, который подшивается к кассовому отчету за день и хранится с кассовыми документами. Формируется ежедневно (л.д.142-144 т.5).

В связи с чем Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой в адрес ООО «Ломбард «Драгоценности Урала» правомерно внесено Представление №9-03-2020 от 30.06.2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Закон № 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 1 Закона № 115-ФЗ).

Указанные выводы согласуются с правовой позицией органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, правильно применив положения Закона N 115-ФЗ, суд пришел к мотивированному выводу о законности оспариваемого Представления, выданного обществу об устранении нарушений законодательства о

противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Оспариваемое Преставление направлено на устранение нарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Фактов нарушения оспариваемым Представлением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности судом не установлено. Доказательства, подтверждающие обратное, заявителем в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено.

Представленные заявителем в материалы дела доказательства и приведённые доводы арбитражный суд оценивает критически, поскольку они не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов заявителя сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не подтверждают несение каких-либо дополнительных затрат, причинение убытков, возложение и исполнение обществом дополнительных, незаконно возлагаемых обязанностей. Арбитражный суд полагает, что все доводы, заявленные обществом при рассмотрении дела, носят предположительный характер, не подтверждены документально. Все доводы сводятся к несогласию с оспариваемым представлением.

Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении на общество каких-либо обязанностей, создании заявителю иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель не указал, соответствующих доказательств не представил.

Учитывая, что проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена прокуратурой в пределах предоставленных полномочий, по основанию и в порядке, установленном Законом о прокуратуре, нарушений в части соблюдения установленного порядка проведения проверки, оформления её результатов судом не установлено, оспариваемое представление не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд отказывает в удовлетворении требований в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ..

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3 000 руб., в силу статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора относится на заявителя, уплачена заявителем в указанной сумме при обращении в арбитражный суд платёжными поручениями от 22.12.2020 № 13866.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Драгоценности Урала» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина проспект, 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Р.М. Биджиева