Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск Дело №А25-3760/2019
пр. Ленина, 9
Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2021 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Тебуевой З.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Аджиевой З.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 05.11.2020 №52,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 19.01.2021 №170 ,
от третьего лица – ФИО3, доверенность от 20.01.2021 №1,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Водоканал» (далее-истец, общество) обратилось в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республики (далее – ответчик, учреждение) о взыскании 6 337 341, 72 рублей стоимости безучетного водоснабжения с 25.10.2016 по 24.10.2019, а также 2 775 577 рублей стоимости безучетного водоотведения (уточненные требования) (л.д.10-22, 90-91, т.1; л.д.132-136, т.2).
В основу заявленных требований положен акт от 24.10.2019 №006368, составленный с участием представителей ответчика, которым установлено самовольное присоединение и пользование ответчиком централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения путем доводомерной врезки в систему водоснабжения.
В отзыве на исковое заявление ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что в рамках контракта от 01.01.2019 №166/55 истец оказывал ответчику услуги холодного водоснабжения, при этом услуги водоотведения ответчику оказывало ООО «Водоканал» на основании контрактов от 01.01.2019 №700166/54 и от 28.07.2019 №700166/82.
Ответчик не оспаривает факт наличия доводомерной врезки из полипропиленовой трубы диаметром 50 мм в водопроводных сетях, подтверждающийся актом от 24.10.2019 №006368, при этом ссылается на отсутствие у истца правовых оснований для применения истцом коммерческого учёта воды за период с 25.10.2016 по 24.10.2019, поскольку полагает, что истцом не представлено доказательств фактического потребления ответчиком воды за указанный период, в связи с чем им представлен собственный контррасчёт задолженности за безучётное водоснабжение и водоотведение за период с даты обнаружения нарушения - 24.10.2019 по дату его устранения - 13.12.2019, размер которой составил 451 402,63 рублей.
По мнению ответчика, истцом не подтверждены полномочия лиц, осуществлявших проверку и выявивших самовольное подключение к системе центрального водоснабжения, впоследствии составивших акт осмотра от 24.10.2019 №006368; в нарушение пункта 148 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» истцом не осуществлено извещение абонента об обследовании водопроводных и канализационных сетей(л.д.127-132, т.1; л.д.42, т.2).
В возражениях на отзыв истец не согласился с доводом истца об отсутствии полномочий о взыскании задолженности за безучётное водоотведение, указав, что между АО «Водоканал» и ООО «Водоканал» заключен агентский договор от 01.01.2019 №1, по условиям которого в обязанности АО «Водоканал» входит осуществление контроля за правильностью учёта объёма водоотведения абонентами, производить перерасчёт размера платы на основании составленных актов и осуществлять взыскание денежных средств за периоды несанкционированного подключения и (или) неучтённого пользования системой водоотведения в соответствии с законодательством РФ.
По мнению истца, ссылка ответчика на пункт 148 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" неправомерна, поскольку требование о заблаговременном извещении абонента о дате проведения проверки водохозяйственной деятельности направлено на обеспечение проверяющим доступа на объект абонента и подлежат применению в случаях, когда абонент уклоняется от проведения обследования или отсутствует при осмотре.
Истцом выражено несогласие с доводом ответчика об отсутствии полномочий у сотрудников АО «Водоканал», осуществивших проверку и составивших акт от 24.10.2019 №006368, поскольку в силу абз.2 п.1 ст.182 Гражданского кодекса РФ наличие у представителя полномочий действовать от имени юридического лица может явствовать из обстановки, в которой действует такой представитель; таким образом закон допускает наличие отношений представительства в отсутствие его письменного оформления, когда обстановка такова, что не порождает обоснованных сомнений в наличии у лица полномочий действовать от имени представляемого.
Относительно довода ответчика о необоснованности определения срока пользования системой водоснабжения за период с 24.10.2016 по 24.10.2019 истец отметил, что указанный трехлетний срок применяется на основании положений подпункта «а» п.16Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 №776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (л.д.88-91, т.2).
Решением Арбитражного суда КЧР от 20.05.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2020, исковые требования удовлетворены (л.д.8-15, 51-56, т.3).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (л.д.104-109, т.3).
Судом кассационной инстанции указано, что судами не исследованы обстоятельства самовольного пользования ответчиком системой водоотведения, не проверено наличие у общества права требования задолженности за водоотведение, не исследованы условия агентского договора с ООО «Водоканал», а также не установлен начальный момент самовольного водопользования с учетом того обстоятельства, что обнаружение самовольного дополнительного подключения не вызывает затруднений при простом осмотре схемы подключения абонента и водоснабжающая организация, действуя разумно и осмотрительно при заключении договора, составляя с абонентом акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определяя места расположения приборов учета и их характеристики, не могла не обнаружить самовольное подключение.
При новом рассмотрении дела по ходатайству истца определением суда от 08.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (л.д.1-2, т.4)
Истец дополнительно в письменных пояснениях указал, что безучетное потребление ответчика выразилось в доводомерной врезке в виде полипропиленовой трубы диаметром 50 мм, что зафиксировано в акте осмотра от 24.10.2019 и ответчиком не отрицается, при этом учитывая, что у ответчика отсутствует прибор учета сточных вод, в порядке, предусмотренном п.11 ст.20 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», объем отведенных абонентом сточных вод рассчитан равным объему поданной воды за период с 25.10.2016 по 24.10.2019 (л.д.8-12, т.4).
Относительно полномочий по требованию задолженности за водоотведение, истец указал, что действуя в качестве агента по агентскому договору с ООО «Водоканал» (принципал) от 01.01.2019 №1, был вправе от своего имени, но за счет принципала, осуществлять контроль за правильностью учета объема водоотведения абонентами, составлять акты при выявленных нарушениях и на основании данных актов производить перерасчет размера платы за периоды несанкционированного подключения. Деятельность по приему сточных вод ООО «Водоканал» начало осуществлять только с 01.01.2019 - с даты определения в качестве гарантирующей организации на основании постановления мэрии г.Черкесска от 14.12.2018 №649, что явилось основанием для заключения договора водоотведения с ответчиком №700166/54 от 01.01.2019, и так как на начало деятельности по приему сточных вод ООО «Водоканал» не имело возможности своими силами осуществлять выявление фактического водоотведения у абонентов, то и был заключен агентский договор с истцом, предмет которого распространяет свое действие не только на отношения, возникшие по договору водоотведения №700166/54, но и на иные договора водоотведения, заключенные ООО «Водоканал» с контрагентами.
На указания кассационной инстанции в части определения начального момента самовольного водопользования истец отметил, что ответчик не предоставлял истцу схему дополнительного подключения, соответственно истец до контрольного осмотра не обладал такой информацией, в свою очередь истец не проводил работ по прокладке дополнительной точки подключения по адресу: <...>, из чего следует что замечания кассационного суда о возможности обнаружения истцом самовольного подключения при простом осмотре схемы подключения абонента при заключении договора водоснабжения от 01.01.2019 №166/55 не обоснованы при той ситуации, когда истец был вынужден перезаключить с 01.01.2019 автоматически более 1648 договоров с абонентами, поскольку ранее действовавшие единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения не могли действовать с указанной даты по причине определения ООО «Водоканал» гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения с 01.01.2019. В этой связи, новые договоры водоснабжения заключались с абонентами без осмотра линий водоснабжения и инженерных сетей, поскольку при перезаключении договора у водоснабжающей организации отсутствовала возможность одномоментно осмотреть в таком объеме линии водоснабжения и водоотведения, тогда как обязанность в заключении договоров имеется в независимости от осмотра инженерных сетей.
Относительно мнения суда кассационной инстанции о возможности обнаружения истцом самовольного подключения при определении места расположения приборов учета и их характеристики, истец указал, что в рассматриваемом случае истец не определял место расположения приборов учета воды, их определил ответчик, который установил прибор учета с начала фактически сложившихся отношений по поставке холодной воды в соответствии с подп. «д» п.35 Правил №644, истец лишь обязан по заявке абонента опломбировать уже установленные приборы учета и в данном случае истец смог добиться переноса прибора учета только после выявления факта доводомерного потребления воды в здании ответчика.
Истец также отметил, что местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, если иное не предусмотрено договором. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определены договором, как точка подключения к системе централизованного водоснабжения, при этом потребление ответчиком воды до прибора учета было выявлено не на границе балансовой принадлежности, а непосредственно в здании ответчика и истец не располагал внутренней схемой инженерных сетей, так как ответчик не передавал указанную схему в АО «Водоканал», более того в законодательстве отсутствует нормативно-правовое обоснование, согласно которого истец вправе требовать от абонента предоставить в ресурсоснабжающую организацию указанную схему.
Истец считает, что правомерно рассчитал период самовольного водопользования в соответствии с подп. «а» п.16 Правил №776, определяющим его с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов водоснабжения и указанная методика подсчета не содержит в себе указания на начало течения срока, вызванного перезаключением договора.
Ответчик при новом рассмотрении дела дополнил отзыв на исковое заявление, согласно которому считает неправомерным расчет истца, применяющего максимальный трехлетний срок периода самовольного водопользования (л.д.139-140, т.3).
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика озвучил доводы отзыва на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица (ООО «Водоканал») в отзыве на исковое заявление, а также непосредственно в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования, отметив, что составленным представителями истца 24.10.2019 актом осмотра установлено, что водоотведение осуществляется в централизованную канализацию, т.е. весь объем поступавшей на объект ответчика воды по обнаруженной врезке поступал в центральную канализацию и не учитывался при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, и поскольку на объекте ответчика отсутствует прибор учета сточных вод, то их объем признается равным объему потребления водоснабжения.
Относительно условий агентского договора от 01.01.2019, третье лицо подтвердило необходимость его заключения с истцом, и указало на право истца по условиям агентского договора производить начисление ответчику задолженности за услуги водоотведения помимо начисления задолженности за услуги водоснабжения.
Также ООО «Водоканал» считает, что сам факт подключения дает правовые основания ресурсоснабжающей организации производить начисления расчетным способом при обнаружении несанкционированного подключения и учитывая, что доводомерные врезки были обнаружены в сетях ответчика, у истца были все основания для начисления настоящей задолженности (л.д.18-20, т.4).
Суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении и отзывах доводы, выслушав в ходе судебного разбирательства представителей участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 31.05.2013 №1098 открытое акционерное общество «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и по водоотведению в муниципальном образовании города Черкесске (л.д.102, т.2).
В соответствии с постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 14.12.2018 №649 акционерное общество «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения в муниципальном образовании города Черкесска, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» - статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения в муниципальном образовании города Черкесска (л.д.103, т.2).
Между акционерным обществом «Водоканал» (организация водопроводного хозяйства) и государственным учреждением – отделением Пенсионного фонда РФ по КЧР (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения от 01.01.2019 №166/55, по условиям которого организация водопроводного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объёме, определённом настоящим контрактом, и соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта (л.д.41-60, т.1).
В соответствии с пунктом 11 контракта организация водопроводного хозяйства вправе:
- осуществлять контроль за правильностью учета объёмов поданной (полученной) абонентом холодной воды,
- осуществлять контроль за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованной системе холодного водоснабжения и принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения,
- иметь беспрепятственный доступ к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды и приборам учёта в порядке, предусмотренном разделом 6 контракта.
Пунктом 12 контракта определены обязанности абонента, в частности:
- обеспечивать эксплуатацию водопроводных сетей в соответствии с требованиями нормативных документов,
- обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учёта, узлах учёта, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учёта холодной воды, обеспечивать защиту такого помещения от несанкционированного проникновения, попадания грунтовых, талых, дождевых вод, вредных химических веществ, гидроизоляцию помещения, где расположен узел учёта холодной воды, и помещений, где проходят водопроводные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения в чистоте, не допускать хранения предметов, препятствующих доступу к узлам и приборам учёта, а также механических, химических, электромагнитных или иных воздействий, которые могут искажать показания приборов учёта,
- обеспечивать учёт получаемой холодной воды в порядке, установленном разделом 5 контракта,
- обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводного хозяйства или по её указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды, приборам учёта.
На дату проведения проверки между ООО «Водоканал» (организация канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен контракт водоотведения от 01.01.2019 №700166/54, по условиям которого организация канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, нормативы по объёму отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем контракте (л.д.1-17, т.2).
Пунктом 11 контракта определены права организации канализационного хозяйства, в числе которых осуществление контроля за правильностью осуществления абонентом учёта отведённых сточных вод, а также за наличием самовольного пользования абонентом и (или) самовольного подключения абонента к централизованной системе водоотведения и принятие мер по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 12 контракта определены обязанности абонента, в числе которых указаны обеспечение учёта отводимых сточных вод, обеспечение сохранности пломб и знаков поверки на приборах учёта, узлах учёта, задвижках обводной линии, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, обеспечение беспрепятственного доступа представителям организации канализационного хозяйства или по её указанию представителям иной организации к канализационным сетям.
Между ООО «Водоканал» (принципал) и АО «Водоканал» (агент) заключен агентский договор от 01.01.2019 №1, по условиям которого агент обязуется совершать от своего имени, но за счёт принципала юридические и фактические действия, направленные на выявление фактического водоотведения у юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за выполнение указанного поручения (л.д.124-127, т.1).
Пункт 2.1.1 договора содержит сведения об основных правах и обязанностях агента, в том числе:
-осуществление контроля за правильностью учёта объёма водоотведения абонентами, в том числе проведение полной инвентаризации объектов путём осмотра помещений потребителей с целью установления фактических объёмов водоотведения;
-при выявлении нарушений по результатам проверки составление актов в порядке, установленном требованиями действующего законодательства РФ;
-осуществление перерасчёта размера платы на основании составленных актов и взыскание денежных средств за периоды несанкционированного подключения и (или) неучтённого пользования системой водоотведения в соответствии с законодательством РФ,
- ежемесячное представление принципалу отчета о поступлении денежных средств за несанкционированное и (или) неучтенное пользование централизованной системой водоотведения,
- перечисление денежных средств, полученных во исполнение настоящего договора и причитающиеся принципалу на расчетный счет последнего в течение 5 дней с даты их получения.
Согласно п. 3.1 и п.3.2 договора сумма вознаграждения агента составляет 50% плюс НДС от общей суммы сбора денежных средств, взысканных с абонентов по перерасчетам и подлежит выплате ежедневно от суммы сбора в день.
В соответствии с положениями статьи 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Статьей 1006 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1008 Гражданского кодекса РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Истцом в материалы дела представлен отчет от 30.09.2020 с приложением справки о перерасчете за услуги водоотведенния ГУ-ОПФР по КЧР от 25.09.2020, свидетельствующий о проведении расчетов по условиям агентского договора от 01.01.2019 в части взыскания задолженности с ответчика (л.д.150-151, т.3).
В соответствии с положениями статьи 1011 Гражданского кодекса РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В данном случае, агентский договор заключен по модели договора комиссии. Стороны предусмотрели в данном договоре, что юридические и иные действия совершаются агентом от своего имени, но за счет принципала. В этом случае права и обязанности по совершенной агентом сделке приобретает агент, даже если принципал указан в договоре или самостоятельно вступил с третьим лицом в отношения по исполнению сделки (абзац 2 пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ).
К отношениям принципала и агента в указанной ситуации будут применяться правила о договоре комиссии (ст. 1011 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 1011 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.
Несмотря на то, что предметом договора комиссии является совершение исключительно сделок (статья 990 Гражданского кодекса РФ), принципал, в силу пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ, вправе поручить агенту совершение от своего имени и других юридических и фактических действий.
Рассматриваемые отношения не противоречат действующему законодательству.
Кроме того, судом принимается во внимание и то обстоятельство, что с 01.01.2019 заключенные ранее истцом с абонентами единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения подлежали одномоментному перезаключению, поскольку постановлением мэрии г.Черкесска от 14.12.2018 №649 определены гарантирующие организации по водоснабжению и водоотведению на территории г.Черкесска с 01.01.2019 в лице АО «Водоканал» и ООО «Водоканал» соответственно, в связи с чем согласно представленной истцом информации перезаключено с абонентами 1648 договоров (л.д.13-14, т.4).
Учитывая данное обстоятельство и возможное отсутствие соответствующих ресурсов (кадровых и материальных) для ведения работы по выявлению фактического водоотведения у абонентов ООО «Водоканал», только наделенной статусом гарантирующей организации по водоотведению, судом принимаются в качестве обоснованных соответствующие доводы истца о необходимости заключения агентского договора и совершения действий по взысканию денежных средств за периоды неучтенного пользования системой водоотведения.
В этой связи, суд отклоняет довод ответчика об отсутствии у истца полномочий на осуществление контроля за правильностью учёта объёма водоотведения и взыскание денежных средств за период несанкционированного пользования системой водоотведения.
Из обстоятельств дела следует, что 24.10.2019 акционерным обществом «Водоканал» в соответствии с планом-графиком проведена плановая проверка водопроводных сетей, по результатам которой составлен акт осмотра №006368, подписанный представителями АО «Водоканал» и представителем абонента ФИО4 А-З.Я. без замечаний (л.д.61, т.1).
Из содержания акта осмотра следует, что сотрудниками АО «Водоканал» ФИО5 и ФИО6 выявлен факт безучётного потребления услуг холодного водоснабжения и водоотведения через доводомерную врезку в виде полипропиленовой трубы диаметром 50 мм по адресу объекта ответчика: КЧР, <...>.
В связи с выявлением факта безучетного потребления услуг по холодному водоснабжению и водоотведению истцом осуществлён расчёт стоимости потреблённых услуг посредством использования метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду, предусмотренного пунктом 16 Правил №776.
Согласно представленному истцом расчету, произведенному за три года, предшествовавших дате обнаружения нарушения, стоимость услуг водоснабжения за период с 24.10.2016 по 24.10.2019 составила 6 337 060,94 рублей, стоимость услуг водоотведения за этот же период – 2 775 454,93 рублей.
Уведомлением от 24.10.2019 №394 истец сообщил ответчику о наличии задолженности на общую сумму 9 112 515,87 рублей (л.д.63, т.1).
Письмом от 11.11.2019 №5700 ответчик указал на необоснованность заявленных требований, отметив отсутствие подробной нормативно обоснованной калькуляции выставленной суммы, содержащей формулу расчёта и ее расшифровку (л.д.64-66, т.1).
Истец обратился с претензией от 26.11.2019 №3478, содержащей требование об оплате безучетно потреблённых услуг по водоснабжению и водоотведению, нормативно обосновав заявленные требования (л.д.67-73, т.1).
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить задолженность оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон №416-ФЗ) и принятыми в его исполнение Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776 (далее - Правила №776) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (статья 539 Гражданского кодекса РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 543 Гражданского кодекса РФ установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В данном случае истец ссылается на самовольное пользование ответчиком централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 Правил №644 определено, что "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.
При обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт.
Частью 4 статьи 20 Закона №416-ФЗ установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды (часть 10 статьи 20 Закона №416-ФЗ).
В пункте 14 Правил №776 указано, что осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил №776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в частности, метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил №776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Таким образом, исходя из содержания исковых требований и подлежащих применению норм права в предмет доказывания по настоящему делу, входит следующее:
- факт оказания истцом услуг по водопотреблению и водоотведению ответчику,
- факт несанкционированного присоединения (и последующего водопотребления) ответчика к централизованным сетям истца;
- срок (длительность) такого присоединения;
- иные переменные, используемые при расчете (диаметр сечения трубы).
Материалами дела подтверждаются отношения, сложившиеся на основании контрактов от 01.01.2019 №166/55 и №700166/54 между истцом и ответчиком по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе, факт присоединения к сетям истца водопроводных сетей ответчика.
По смыслу приведенных выше норм права, при обнаружении возможности пользования абонентом централизованными системами водоснабжения, минуя приборы учета, действует презумпция безучетного водопотребления абонентом, и применяется расчет объема безучетного водопотребления. Бремя опровержения данной презумпции и доказывания того, что осуществленное приборами учета определение объема ресурса достоверно и объективно, возлагается на абонента (статья 65 АПК РФ).
Факт несанкционированного подключения ответчика к централизованным сетям водоснабжения подтверждается представленным в материалы дела актом от 24.10.2019 №006368, данное обстоятельство не отрицает и сам ответчик, который возражает только лишь в отношении периода, за который произведен расчет.
Из подпункта "а" пункта 16 Правил №776 следует, что период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и/или пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года.
Согласно представленным истцом планам-графикам проведения проверок, плановые проверки государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР, предшествовавшие проверке от 24.10.2019, за последние три года не проводились (л.д.143-149, т.2).
В этой связи, довод ответчика о незаконности начисления задолженности за водоснабжение и водоотведение на протяжении трехлетнего срока, не является обоснованным и подлежит отклонению.
Выполняя указания суда кассационной инстанции в части определения периода самовольного водопользования и исследования обстоятельства начального момента подобного пользования ответчиком, суд руководствуется следующим.
Согласно пункту 23 Правил №644 местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
В силу пункта 2 Правил №644 под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; под границей эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Из акта спорной проверки следует, что несанкционированная доводомерная врезка обнаружена истцом непосредственно в здании ответчика, учитывая, что в последние три года до проведения плановой проверки 24.10.2019, объект абонента не обследовался истцом и как установлено судом, договор холодного водоснабжения от 01.01.2019 заключался с абонентом в порядке его перезаключения в связи с определением иной гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения без выезда на объект абонента, истец не мог обнаружить самовольное подключение в какой-то иной период.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела контрактам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным с истцом в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 и контракту холодного водоснабжения от 01.01.2019, приложения к договору в виде схемы подключения к водопроводным сетям, расположения и характеристики узла учета абонента, отсутствуют (л.д.43-84, т.2).
Между тем, согласно акту от 22.08.2016 №014269 в здании ответчика по адресу: <...>, под лестницей установлен прибор учета ОСВУ-32 №036004710 и этот прибор учета был демонтирован в связи с обнаружением истцом несанкционированной доводомерной врезки, а также установлен новый прибор учета в колодце на врезке ZEMMER-32 №20191016636, что подтверждается актом от 13.12.2019 №010629 (л.д.112-115, т.2).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что с даты установки прибора учета в здании ответчика под лестницей 22.08.2016 до осуществления плановой проверки 24.10.2019 объект абонента не обследовался организацией ВКХ, в материалах дела отсутствуют заявки ответчика о необходимости выезда на объект абонента.
Согласно подпункту "д" пункта 35 Правил №644 обязанностью абонента является установка приборов учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, а также обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения (пункт "г").
При заключении договора сторонами согласована граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, в связи с чем ответчик обязан был при осуществлении новой врезки в систему централизованного водоснабжения в собственной зоне эксплуатационной ответственности уведомить организацию ВКХ для обеспечения учета получаемой воды и отведения сточных вод, что ответчиком не было сделано.
Ответчик допущенные нарушения в ходе повторного рассмотрения дела документально не опроверг.
Учитывая основополагающие правовые нормы гражданского законодательства о добросовестности, а также положения действующего в области водоснабжения и водоотведения законодательства, суд полагает, что само по себе отсутствие предыдущей проверки в отношении ответчика не освобождает его от обязанности по соблюдению положений действующего законодательства о необходимости санкционированного подключения к сетям водоснабжения и по оплате задолженности за самовольное подключение и (или) пользование централизованной системой водоснабжения и водоотведения.
Расчет размера взыскиваемой задолженности произведен истцом в соответствии с пунктом 16 Правил №776, с учетом диаметра трубы, указанного в акте проверки от 24.10.2019 №006368.
Согласно пункту 11 статьи 20 Закона №416-ФЗ, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения
Расчёт истца судом проверен, признан верным, поскольку последний произведён всоответствии с Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 №641/пр, верно определена пропускная способность трубы, периоды начисления задолженности, применены действующие в соответствующие периоды тарифы (л.д.134-136, 141-142, т.2).
Согласно пункту 2 методических указаний расчет объема сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к централизованным системам водоотведения производится по формуле:
, [м3], где:
W - объем сточных вод по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к централизованным системам водоотведения;
- секундный расход сточных вод, л/с, определяемый в соответствии с пунктом 3 и (или) пунктом 4 методических указаний;
3,6 - коэффициент перевода размерности в м3/час;
24 - коэффициент перевода размерности в м3/сутки;
T - период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, сут., определяемый в соответствии с Правилами №776;
К - коэффициент, учитывающий тип канализационной сети: 1 - для бытовой канализации, 0,6 - для общесплавной канализации, 0,5 - для дождевой канализации; в данном случае применяется коэффициент для бытовой канализации -1 .
В соответствии с пунктом 3 методических указаний при присоединении к централизованным системам водоотведения напорными трубопроводами секундный расход сточных вод следует определять исходя из условий, установленных в Правилах №776, для метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения: принимать действие устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоотведения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоотведения и при скорости движения сточных вод 1,2 метра в секунду по следующей формуле:
, [л/сек], где:
d - диаметр трубопровода в метрах (0,05);
n - количество присоединенных напорных трубопроводов одинакового диаметра (1);
- число, в целях настоящих Методических указаний принимаемое равным 3,1416.
На основании изложенного, расход воды в трубопроводе при наличии врезки диаметром 50 мм (0,05м) составляет 203,472 куб.м в сутки (1,2*3,14*0,05*0,05/4*1000*3,6*24).
Расчёт за безучётное водоснабжение выглядит следующим образом:
период с 25.10.2016 по 30.06.2017 составляет 249 дней, тариф: 27,42рублей (л.д.93, т.1); 203,47*249*27,42=1 389 207,70 рублей,
период с 01.07.2017 по 30.06.2018 составляет 365 дней, тариф: 27,97 рублей (л.д.95, т.1); 203,47*365*27,97=2 077 235,40 рублей,
период с 01.07.2018 по 31.12.18 составляет 184 дня, тариф: 28,80 рублей (л.д.97,т.1); 203,47*184*28,80=1 078 228,22 рублей,
период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 181 день, тариф: 29,29рублей (л.д.100, т.1); 203,47*181*29,29=1 078 694,17 рублей,
период с 01.07.2019 по 24.10.2019 составляет 116 дней, тариф: 30,25 рублей, (л.д.100, т.1); 203, 47*116*30,25=713 976,23 рублей.
Таким образом, размер задолженности за безучётное водоснабжение составил 6 337 341,72 рублей (1 389 207,70 +2 077 235,40+1 078 228,22+1 078 694,17+713 976,23).
Аналогичным способом с учётом соответствующих тарифов осуществляется расчёт за безучётное водоотведение:
период с 25.10.2016 по 30.06.2017 составляет 249 дней, тариф: 12,01 рублей (л.д.93, т.1); 203,47*249*12,01= 608 475 рублей,
период с 01.07.2017 по 30.06.2018 составляет 365 дней, тариф: 12,25 рублей (л.д.95, т.1); 203,47*365*12,25=909 765,24 рублей,
период с 01.07.2018 по 31.12.18 составляет 184 дня, тариф: 12,61 рублей (л.д.97,т.1); 203,47*184*12,61=472 099,23 рублей,
период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 181 день, тариф: 12,83 рублей (л.д.102, т.1); 203,47*181*12,83=472 504,14 рублей,
период с 01.07.2019 по 24.10.2019 составляет 116 дней, тариф: 13,25 рублей (л.д.102, т.1); 203, 47*116*13,25=312 733,39 рублей.
Размер задолженности за безучётное водоотведение составил 2 775 577 рублей (608 475+909 765,24+472 099,23+472 504,14+312 733,39).
Таким образом, в силу указанного нормативного регулирования, носящего императивный характер, период не более чем за 3 года до обнаружения самовольного подключения и количество поставленной истцом в спорный период воды и принятых стоков правильно определены по пропускной способности присоединенных систем водоснабжения.
Оценивая довод ответчика относительно отсутствия предварительного извещения о проведении проверки и документов, подтверждающих полномочия осуществивших проверку лиц, суд руководствуется следующим.
В силу пункта 36 Правил №644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Пункт 148 Правил №644 содержит в себе правило о том, что для проведения мероприятий, установленных пунктом 147 данных Правил №644, в том числе для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, требуется предварительное оповещение абонента о дате и времени посещения.
Часть 2 пункта 148 Правил №644 устанавливает дополнительные (специальные) условия о сроке предварительного оповещения абонента при необходимости проведения обследования водопроводных и канализационных сетей и проведения отбора проб воды и сточных вод, не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб.
По смыслу пункта 148 Правил №644 требование о заблаговременном извещении абонента о дате проведения проверки водохозяйственной деятельности направлено на обеспечение проверяющих доступа на объект абонента, внутриобъектовым сетям, установленным на них приборам учета и иному оборудованию.
Судом установлено, что плановое контрольное обследование объекта ответчика проведено истцом с уведомлением ответчика, что подтверждается подписью уполномоченного лица ответчика - старшего инспектора ФИО4 А-З.Я. на предписании от 24.10.2019, согласно которому планировался осмотр линии водоснабжения и перенос водомерного узла на объекте ответчика, расположенном по ул.Горького, 3 в г.Черкесске (л.д.104, т.2).
Сотрудники истца были допущены к осмотру линии водоснабжения, где был зафиксирован факт самовольного подключения ответчиком к системе централизованного водоснабжения, составлен акт в присутствии представителя абонента, подписанный им без возражений.
Полномочия представителей АО «Водоканал» явствовали из обстановки, им был предоставлен беспрепятственный доступ на объект сотрудниками ответчика, в связи с чем данные доводы ответчика отклоняются как необоснованные.
Кроме того, суд исходит из того, что подписание акта осмотра от 24.10.2019 представителем абонента исключает необходимость исследования вопроса об извещении последнего о предстоящей проверке. Доказательств, опровергающих наличие полномочий действовать от имени абонента, ответчиком в материалы дела не представлено. Какие-либо замечания, возражения при составлении акта со стороны абонента не сделаны.
Изложенные в возражениях на исковое заявление доводы ответчика судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу указанных выше норм не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить рассчитанный при установленном факте самовольного присоединения к централизованным системам водоснабжения минуя приборы учета.
Разрешая вопрос о судебных расходах в виде уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины в размере 68 563 рублей, суд, руководствуясь ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит их на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 112, 167–171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму долга за безучётное потребление услуги по водоснабжению за период с 25.10.2016 по 24.10.2019 в размере 6 337 341,72 рублей, сумму долга за безучётное потребление услуги по водоотведению в размере 2 775 577 рублей, государственную пошлину в размере 68 563 рубля, всего 9 181 481 (Девять миллионов сто восемьдесят одна тысяча четыреста восемьдесят один) рубль 72 копейки.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000), а также может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (Рашпилевская улица, дом 4, г. Краснодар, Краснодарский край, 350063) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья З.Х. Тебуева