ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-428/2012 от 04.07.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики

  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, Черкесск, ул. Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-428/2012

6 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2012

Полный текст решения изготовлен 06.07.2012

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтун А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича (ОГРНИП 310091823800017) к Администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1090918000304) об оспаривании действий по отказу в заключении договора аренды земельного участка и о возложении обязанности по заключению договора аренды

при участии:

от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова К.А. – Бадраков К.А.;

от Администрации Ногайского муниципального района – Джемакулов К.А., доверенность от 20.01.2012; Баисов П.-Г.З., доверенность от 20.01.2012;

от Администрации Адыге-Хабльского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике (3-их лиц) – нет представителей, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания;

УСТАНОВИЛ:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бадраков Канбулат Ахметович (далее по тексту – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе заключить с заявителем договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район, между федеральной автодорогой и рекой Кубань, в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку, площадью 180 000 кв.м. с кадастровым номером 09:01:0030203:393, а также о возложении на администрацию обязанности по заключению договора аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Адыге-Хабльского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Кадастровая палата).

Позиция заявителя заключается в следующем. На основании постановлений Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 10.08.2009 № 289, от 23.12.2009 № 477-а было удовлетворено заявление о предоставлении заявителю спорного земельного участка в аренду для создания базы фермерского хозяйства, с заявителем заключен договор аренды от 23.12.2009 № 147. В связи с образованием в КЧР с 01.01.2010 нового Ногайского муниципального района выделенный заявителю земельный участок оказался на территории этого района, постановлением Администрации Ногайского муниципального района от 07.06.2011 № 212 заявителю отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Приведенная в обоснование такого отказа ссылка на нормы статьи 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике», предусматривающей предельные (максимальные) размеры земельных участков для ведения КФХ, неприменима к рассматриваемой ситуации, поскольку заявитель просит не о выкупе, а о заключении договора аренды спорного участка, в то время как статьей 28 указанного закона площадь предоставляемых в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не ограничивается. Заявитель неоднократно обращался в Администрацию Ногайского муниципального района по вопросу аренды спорного земельного участка в устном порядке, а также после обращения в суд подал повторное заявление, рассмотрение которого необоснованно приостановлено администрацией.

Заявитель в судебном заседании поддерживает в полном объеме заявленные требования, повторяет изложенные в заявлении доводы, указывает, что спорный земельный участок он намеревается использовать для выпаса крупного рогатого скота, который будет закупаться после заключения договора аренды, а также на небольшой части спорного участка, расположенной в низине на ровной и пригодной для строительства площадке, намеревается возводить стоянку для хранения принадлежащей заявителю сельхозтехники и инвентаря, а также загон для скота.

Администрация Ногайского муниципального района в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и ссылается на следующие обстоятельства. Приложенные к заявлению Бадракова К.А. о предоставлении земельного участка в аренду документы имеют нарушения в отношении последовательности и порядка их оформления Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района. Объявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду было опубликовано на 30 дней ранее постановления от 10.08.2009 № 289 о формировании спорного участка, к моменту заключения договора аренды от 23.12.2009 № 147 земельный участок еще не был поставлен на кадастровый учет, сам договор аренды в установленном порядке не зарегистрирован и считается незаключенным. Земельным законодательством такого вида целевого использования земельного участка как создание базы фермерского хозяйства не предусмотрено, для строительства заявителем помещений для животноводства, ремонта техники, хранения сельхозпродукции достаточно площади 1 га. Постановлением от 07.06.2011 № 212 заявителю было предложено заключить договор аренды земельного участка площадью 10 000 кв.м. После вручения заявителю постановления от 07.06.2011 №212 до момента обращения в суд прошло 9 месяцев, оснований для восстановления пропущенного срока на оспаривание ненормативного правового акта не имеется.

Представители Администрации Ногайского муниципального района в судебном заседании повторяют доводы, изложенные в отзыве, просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаются на представление заявителем неполного комплекта документов для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка для создания базы КФХ, на нуждаемость в испрашиваемом земельном участке Эркен-Халкского сельского поселения для целей выпаса скота, а также на недостаточное количество в Ногайском районе свободных земель для обеспечения ими всех фермеров, участвующих в целевой программе развития фермерских хозяйств.

Администрация Адыге-Хабльского муниципального района, Управление и Кадастровая палата отзывов на заявление в суд не представили, своих представителей в судебное заседание 29.06.2012 не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

В судебном заседании 29.06.2012 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 04.07.2012 до 14-00.

Суд, изучив содержащиеся в заявлении и отзыве на него доводы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, заявитель 14.05.2009 обратился в Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для создания базы фермерского хозяйства земельного участка площадью 180 000 кв.м., расположенного на территории Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики между федеральной автодорогой и рекой Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку.

 Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района в газете «День Республики» №№ 129-130 (17729) от 20.06.2009 было опубликовано объявление о выделении указанного земельного участка для предоставления его в аренду с целью создания базы фермерского хозяйства.

Постановлением Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района от 10.08.2009 № 289 был сформирован земельный участок по адресу: КЧР, Адыге-Хабльский район между федеральной автодорогой и р. Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку, мерой 180000 кв.м., определена категория формируемого земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Главы Администрации Адыге-Хабльского муниципального района лот 25.08.2009 № 14 в ранее изданное постановление от 10.08.2009 № 289 было внесено дополнение в части разрешенного использования земельного участка – указано на его формирование для создания базы фермерского хозяйства.

В связи с поступлением только одного заявления о предоставлении данного земельного участка Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района по результатам рассмотрения заявления Бадракова К.А. было издано постановление от 23.12.2009 №477-а о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для создания базы фермерского хозяйства в аренду и заключении соответствующего договора.

Между Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды от 23.12.2009 № 147, согласно которому испрашиваемый земельный участок был передан заявителю в аренду сроком на 49 лет, составлен акт приема – передачи от 23.12.2009.

По заказу заявителя в отношении данного земельного участка были выполнены кадастровые работы, 26.01.2010 подготовлен межевой план.

Заявитель 08.02.2010 обратился в Кадастровую палату с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет. По результатам рассмотрения данного заявления Кадастровой палатой 09.02.2010 было принято решение № 01/10-131 об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 09:01:0030203:393 (в материалах дела представлен кадастровый паспорт земельного участка).

В соответствии с пунктом 11 договора аренды от 23.12.2009 № 147 он вступает в силу с момента государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее чем один год, подлежат государственной регистрации за исключением случаев, установленных законом (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Поскольку договором от 23.12.2009 № 147 предусмотрен срок аренды 49 лет, указанный договор подлежал государственной регистрации.

Из объяснений заявителя, представителей Администрации Адыге-Хабльского муниципального района и Управления в проведенных по делу судебных заседаниях следует, что заявитель после заключения договора аренды земельного участка от 23.12.2009 № 147 намеревался осуществить государственную регистрацию договора, но ему было разъяснено, что осуществить государственную регистрацию на основании имеющихся у него документов невозможно в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок фактически находится на территории вновь созданного Ногайского муниципального района.

Из материалов дела усматривается, что решением Совета Адыге-Хабльского муниципального района от 14.09.2006 № 51 на основании решений представительных органов Адиль-Халкского, Икон-Халкского, Эркин-Юртского, Эркен-Халкского, Эркен-Шахарского сельских поселений от 08.10.2008 был назначен местный референдум по вопросу образования Ногайского района.

Постановлением Народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2006 №311 на территории КЧР была образована новая административно-территориальная единица – Ногайский район с административным центром в пос. Эркен-Шахар в результате его выделения из состава Адыге-Хабльского района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 667 было присвоено наименование «Ногайский» району с административным центром в пос. Эркен-Шахар, образованному в Карачаево-Черкесской Республике.

Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2008 № 15-РЗ были установлены границы муниципальных образований на территории Ногайского района, который наделен статусом муниципального района. Из представленных в деле картографических материалов следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии с приложением № 4 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2008 № 15-РЗ территориально расположен в границах Эркен-Халкского сельского поселения Ногайского муниципального района.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что Администрация Ногайского муниципального района была сформирована в качестве органа местного самоуправления и фактически приступила к исполнению своих обязанностей только с 01.01.2010, то есть непосредственно после заключения между Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района и заявителем договора аренды от 23.12.2009 № 147.

Учитывая приведенные обстоятельства, Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района было направлено письмо от 04.02.2010 № 45 в адрес Главы Администрации вновь образованного Ногайского муниципального района. В указанном письме была изложена просьба дооформить ранее составленные документы по вопросу предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка и перезаключить с заявителем договор аренды, поскольку заявок иных лиц в отношении этого участка не поступало.

Заявитель пояснил, что он неоднократно обращался в Администрацию Ногайского муниципального района в 2010 – 2011 г.г. по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в устном порядке и получал устный отказ.

Заявитель 21.04.2011 обратился в Администрацию Ногайского муниципального района с письменным заявлением 21.04.2011 (входящий № 99) о предоставлении в аренду для создания базы фермерского хозяйства сроком на 49 лет ранее предоставленного ему Администрацией Адыге-Хабльского района земельного участка площадью 180 000 кв.м. с кадастровым номером 09:01:0030203:393, расположенного территории Ногайского муниципального района между федеральной автодорогой и р. Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку.

Постановлением Администрации Ногайского муниципального района от 07.06.2011 № 212 в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка было отказано в связи с превышением размера данного участка установленных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» предельных (максимальных) размеров земельных участков для ведения КФХ (05 – 1 га), заявителю предложено оформить земельный участок мерою 10 000 кв.м.

Заявитель, посчитав, что действия (бездействие) Администрации Ногайского муниципального района по отказу в предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

После обращения заявителя в арбитражный суд решением Кадастровой палаты от 13.03.2012 №09/12-5388 сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 09:01:0030203:393 были аннулированы и исключены из Государственного кадастра недвижимости на основании пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с истечением двух лет со дня постановки земельного участка на учет и отсутствием государственной регистрации прав на него.

Суд также учитывает, что после обращения в арбитражный суд заявитель 15.05.2012 еще раз обратился в Администрацию Ногайского муниципального района с заявлением (входящий № 152) по вопросу предоставления в аренду сроком на 49 лет испрашиваемого земельного участка площадью 180 000 кв.м. В этом заявлении заявитель дополнительно конкретизировал цель использования данного участка для создания базы фермерского хозяйства и его расширения, указав, что на испрашиваемом участке предполагается организация пастбища для выпаса скота, а также строительство зданий и сооружений – стоянки для принадлежащей заявителю сельхозтехники, используемой в деятельности фермерского хозяйства.

На момент рассмотрения судом настоящего спора заявление Бадракова К.А. от 15.05.2012 не рассмотрено Администрацией Ногайского муниципального района, уведомлением от 14.06.2012 № 275 рассмотрение данного заявления приостановлено со ссылкой на непредставление заявителем проектно-сметной документации на строительство сооружений, копии Устава КФХ, справки о наличии сельхозтехники и крупного рогатого скота, копии паспорта.

При рассмотрении заявленных по делу требований суд исходит из следующего.

На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Спорный земельный участок предназначен для сельскохозяйственного использования и относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, значит в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение таким участком осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Из представленных в деле доказательств (материалы кадастрового дела, межевой план, картографические материалы), а также пояснений представителей сторон и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок, относящийся к категории земель сельхозназначения, расположен на склоне холма между федеральной автодорогой и р. Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку. В силу специфики расположения данного земельного участка и характера почв он не приспособлен для выращивания сельскохозяйственных культур и может быть использован только для выпаса скота. В нижней части данного участка имеется ровная площадка, на которой возможно осуществление строительства зданий и сооружений, в 1980-е годы на этой площадке были расположены кошары заготовительного пункта Респотребсоюза, которые по истечении 30 лет до настоящего времени никем не использовались и полностью разрушены.

Заявитель, обращаясь в администрации двух муниципальных районов по вопросу предоставления данного земельного участка в аренду для создания базы фермерского хозяйства, намеревался использовать этот участок для организации пастбища для выпаса скота, а имеющуюся на нем ровную площадку (бывшее место расположения кошар заготконторы) – для строительства стоянки принадлежащей заявителю сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых в деятельности фермерского хозяйства, а также загона для скота.

Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 № 438 и 439», осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

С 26.08.2010 заявитель был зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 4 по Карачаево-Черкесской Республике в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в деле представлены соответствующее свидетельство о регистрации КФХ серия 09 № 000593151 и выписка из ЕГРИП.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления испрашиваемого земельного участка для цели строительства заявителем стоянки сельхозтехники в данном случае определяется нормами статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, предоставление земельного участка для целей строительства стоянки сельхозтехники для нужд сельскохозяйственного производства должно осуществляться с проведением работ по формированию земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30-34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установленный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации общий порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривает обязательную заблаговременную публикацию соответствующей информации.

Аналогичную норму содержит статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым урегулированы отношения в области оборота земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Специальные правила предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотрены главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой не устанавливают безусловный приоритет норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» над положениями иных федеральных законов. Сам Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ так же не содержит положений о его преимущественном применении при регулировании отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.

Целью принятия Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ является оказание государственной поддержки гражданам посредствам установления для них преференций на создание и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ являются специальными по отношению к общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации и имеют приоритет.

Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ установлен специальный порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, которым не предусмотрена обязательная заблаговременная публикация сведений о предстоящем предоставлении земельных участков фермерскому хозяйству.

Ссылка Администрации Ногайского муниципального района на необходимость заблаговременного предварительного опубликования информации о предоставлении спорного земельного участка в аренду судом отклоняется.

Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ предусматривают следующий порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:

- заинтересованные граждане обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;

- уполномоченный орган с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастрового учета;

- в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.

Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.

Судом установлено, что предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района было произведено с нарушением установленного статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ порядка, поскольку постановление от 23.12.2009 №477-а о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка для создания базы фермерского хозяйства в аренду издано и договор аренды от 23.12.2009 № 147 заключен до проведения межевых работ и постановки земельного участка 09.02.2010 на кадастровый учет.

В силу части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право аренды, могут быть земельные участки.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.

На момент издания постановления от 23.12.2009 №477-а и заключения договора аренды от 23.12.2009 № 147 испрашиваемый заявителем земельный участок не являлся индивидуально-определенной вещью и объектом гражданского оборота в связи с отсутствием определения его уникальных характеристик.

При отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным (пункт 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Суд приходит к выводу, что для целей рассмотрения Администрацией Ногайского муниципального района заявлений Бадракова К.А. о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду то обстоятельство, что в отношении этого участка ранее заявителем с Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района был заключен договор от 23.12.2009 № 147, правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах Администрация Ногайского муниципального района должна рассматривать такие заявления в общем порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

Поскольку согласно статье 12 указанного закона проведению кадастрового учета в отношении испрашиваемого земельного участка должны предшествовать утверждение уполномоченным органом и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, сам по себе факт исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о ранее поставленном на кадастровый учет земельном участке с кадастровым номером 09:01:0030203:393 для целей рассмотрения Администрацией Ногайского муниципального района заявлений Бадракова К.А. также значения не имеет.

Судом отклоняется указанная в обоснование отказа в предоставлении испрашиваемого участка в постановлении Администрации Ногайского муниципального района от 07.06.2011 № 212 ссылка на несоответствие площади этого участка установленным Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» предельным (максимальным) размерам земельных участков для ведения КФХ.

На основании статьи 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 №61-РЗ предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют от 0,5 га до 1,0 га.

Указанные предельные размеры применяются при предоставлении земель для ведения КФХ в собственность, в то время как особенности аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определены статьей 28 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 №61-РЗ. Так, в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

Таким образом, нормы действующего земельного законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 №61-РЗ, не препятствуют предоставления в аренду для целей создания и ведения КФХ земельных участков площадью более 1 га.

Фактически разногласия между заявителем и Администрацией Ногайского муниципального района по поводу предоставления в аренду земельного участка касаются только испрашиваемой заявителем площади (размера участка).

В ходе рассмотрения дела в суде представители Администрации ссылаются на невозможность и нецелесообразность предоставления заявителю земельного участка площадью 180 000 кв.м. в связи с недостатком земель сельхозназначения в районе и необходимостью обеспечения землей помимо заявителя и иных лиц, участвующих в целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Карачаево-Черкесской Республике на период 2012 – 2014 годы» (в суд представлен список участников программы из 17 человек).

При оценке данного довода суд учитывает, что ни в Администрацию Ногайского муниципального района, ни ранее в Администрацию Адыге-Хабльского муниципального района помимо заявителя иные лица, желающие создать фермерское хозяйство, по вопросу аренды испрашиваемого земельного участка с заявлениями не обращались, доказательств обратного в суд не представлено.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Администрацией Ногайского муниципального района в ходе рассмотрения дела доказательно не подтверждено, что кто-либо из лиц, указанных в списке участников целевой программы развития фермерства на территории района, нуждается в обеспечении землей именно в указанном заявителем месте либо проживает в близлежащих населенных пунктах.

В представленном материалах дела списке крестьянских (фермерских) хозяйств, действовавших на территории Адыге-Хабльского района, не указано ни одного КФХ, которому земельные участки ранее выделялись из земель Эркен-Халкского сельского поселения.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фактически никем не используется в течение последних 30 лет.

Довод Администрации Ногайского муниципального района о том, что данный участок необходим для выпаса общественного скота жителями а. Эркен-Халк, опровергается представленной в деле справкой Главы Эркен-Халкского сельского поселения от 02.07.2012 № 61 о том, что спорный земельный участок находится на территории данного сельского поселения, но не является местом выпаса жителями общественного скота. Для указанных целей Эркен-Халкскому сельскому поселению выделен иной земельный участок с кадастровым номером 09:01:0030301:423 площадью 669 000 кв.м. из земель сельхозназначения с разрешенным использованием «Для выпаса общественного скота», расположенный в другом месте – 0,8 км северо-западнее а. Эркен-Халк.

Таким образом, Администрацией Ногайского муниципального района доказательно не подтверждена нуждаемость муниципального образования в испрашиваемых землях.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Заявления Бадракова К.А. от 21.04.2011 и от 15.05.2012 соответствуют требованиям пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

Наличие основания к отказу в предоставлении заявителю участка испрашиваемой площади, указанного в постановлении Администрации Ногайского муниципального района от 07.06.2011 № 212, опровергнуто в ходе рассмотрения настоящего спора.

Приостановив рассмотрение повторного заявления от 15.05.2012, Администрация Ногайского муниципального района уведомлением от 14.06.2012 № 275 привела для этого, в том числе, надуманные и не предусмотренные пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ причины.

Так, заявитель лишен возможности представить органу местного самоуправления проектно-сметную документацию в отношении планируемых сооружений стоянки для сельхозтехники, поскольку изготовление такой документации без привязки к конкретному местоположению, то есть до выделения спорного участка в аренду для создания базы КФХ, невозможно.

Предоставления Устава КФХ в данном случае также не требуется, поскольку из имеющихся документов, свидетельства о регистрации КФХ серия 09 № 000593151 и выписки из ЕГРИП видно, что единственным участником и главой КФХ является сам Бадраков К.А., при регистрации указан вид деятельности КФХ – растениеводство.

В настоящее время заявитель до ввыделения ему испрашиваемого участка занимается выращиванием сельскохозяйственных культур на арендуемых им у частных лиц (пайщиков сельхозпредприятий) земельных участках. В деле имеются сведения статистической отчетности (Форма №1-фермер) со штампом районного отдела статистики, из которых усматривается, что заявителем в 2012 году произведен сев под урожай на площади 160 га, в том числе зерновых культур (пшеница, ячмень) на площади 110 га, сахарной свеклы на площади 50 га.

Судом установлено, что у заявителя имеется сельскохозяйственная техника и инвентарь для обработки используемых им земель, для хранения техники заявитель, в том числе, намеревается осуществить строительство стоянки на спорном земельном участке.

Заявителем в суд представлены: свидетельства о регистрации трактора «Беларус 82.1.57» 2008 года выпуска г/н 09 НН 0433, прицепа тракторного 2ПТС-4,0 1982года выпуска г/н 09 НН 2331, грузового самосвала КАМАЗ 55102 1987 года выпуска г/н А096 РО 09; решение мирового судьи судебного участка № 5 г. Черкесска от 22.06.2011 о признании за Бадраковым К.А. права собственности на приобретенный им у Хаджимова А.З. автомобиль ГАЗ 5201 1989 года выпуска (двигатель №087168 шасси №1182108); счета от 26.01.2011 №7663 на приобретение сеялки пропашной УПС-12 (ВЕСТА-12), от 13.01.2011 №2318 на приобретение культиватора с комплектом боронок роторных КПС-4У; товарно-транспортная накладная от 28.02.2011 № 49444 на получение от поставщика (ЗАО «Ставропольоптторг») сеялки зернопрессовой в узлах СЗП-3 6Б и паспорт на нее; акты ввода в эксплуатацию и постановки на гарантийный учет бороны дисковой навесной БДН-2400, культиватора навесного для высокостебельных культур КРНВ-5,6.

Суд приходит к выводу, что заявитель обосновал размеры испрашиваемого в аренду земельного участка, подтвердил, что в его распоряжении имеется сельскохозяйственная техника и инвентарь, соответствующие указанному при государственной регистрации виду деятельности фермерского хозяйства. Заявитель намеревается вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам и доказательно подтвердил свои намерения заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

Решение о предоставлении земельного участка лицу, намеревающемуся осуществлять деятельность КФХ, должно быть принято в срок не позднее 14 дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом предоставление земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления при соответствии заявления Главы КФХ предъявляемым к нему требованиям.

Администрацией Ногайского муниципального района не доказано совершение действий по предоставлению земельного участка в сроки и в порядке, определенные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ, а также наличие оснований, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка с учетом отсутствия нуждаемости в этом участке органа самого местного самоуправления, заявок других лиц и необходимости предоставления земель с указанным местоположением для целей создания иных фермерских хозяйств.

Суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации Ногайского муниципального района по отказу заявителю как главе КФХ в предоставлении земельного участка в аренду, данными действиями ущемляются права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.

Отклоняется судом довод представителей Администрации Ногайского муниципального района о пропуске заявителем срока на оспаривание постановления Администрации Ногайского муниципального района от 07.06.2011 № 212.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Суд при проверке довода Администрации Ногайского муниципального района о пропуске установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока учитывает, что в данном случае заявителем оспорен не конкретный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления (постановление от 07.06.2011 № 212), а действия заинтересованного лица по отказу в предоставлении земельного участка в аренду для создания КФХ.

Взаимоотношения заявителя с Администрацией по данному вопросу являются длящимися и продолжаются с момента образования последней в 2010 году, фактически вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка находится на рассмотрении заинтересованного лица еще с февраля 2010 года, когда Администрацией Адыге-Хабльского муниципального района было направлено письмо главе вновь созданного района от 04.02.2010 №45. По вопросу заключения договора аренды заявитель обращался в Администрацию Ногайского муниципального района неоднократно, при этом каждый раз заинтересованным лицом выдвигаются различные причины неисполнения процедуры, предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия (бездействие) Администрации Ногайского муниципального района являются длящимися и не ограничиваются только фактом издания постановления от 07.06.2011 № 212, в связи с чем оснований для исчисления предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока непосредственно с даты издания указанного постановления не имеется. При таких обстоятельствах суд считает срок на оспаривание действий органа местного самоуправления не пропущенным заявителем.

На основании части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного требования заявителя о признании незаконными действий Администрации Ногайского муниципального района по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка подлежат удовлетворению.

По правилам статьи 201 АПК РФ нарушенное право заявителя подлежит восстановлению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Требования заявителя о возложении на Администрацию Ногайского муниципального района обязанности заключить с заявителем договор аренды испрашиваемого земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков для создания КФХ, предполагающая, в том числе, совершение самим заявителем определенных действий (подготовки документов и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка), без совершения которых невозможно принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду.

Суд считает, что с целью устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя Администрацию Ногайского муниципального района следует обязать в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ осуществить следующие действия:

- в срок до 20.08.2012 утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения последующего выполнения заявителем за свой счет работ, обеспечивающих подготовку документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;

- в течение четырнадцати дней со дня представления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в аренду и направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не освобождает их от обязанности по возмещению заявителю, в пользу которого принят судебный акт, судебных расходов на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ. После принятия по делу окончательного судебного акта правоотношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.

При обращении в суд заявителем по платежному поручению от 06.02.2012 №011 была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.

С учетом разъяснений пункта 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» государственная пошлина по заявлениям неимущественного характера, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам, перечисленным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, уплачивается в сумме 200 руб.

Таким образом, с Администрации Ногайского муниципального районав пользу заявителя следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Поскольку при подаче заявления главой КФХ уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., в данном случае сумма излишне уплаченной государственной пошлины составляет 1 800 руб.

На основании статьи 104 АПК РФ в порядке статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Требования Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича удовлетворить в части.

2. Признать незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»действия Администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду Бадракову Канбулату Ахметовичу земельного участка площадью 180 000 кв.м., расположенного на территории Ногайского муниципального района между федеральной дорогой и рекой Кубань в 800 м на северо-восток от моста через См. Балку, для создания базы фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

3. Обязать Администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» рассмотреть заявление Бадракова Канбулата Ахметовича и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя осуществить следующие действия:

- в срок до 20.08.2012 утвердить и выдать Бадракову К.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для обеспечения последующего выполнения Бадраковым К.А. за свой счет в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, обеспечивающих подготовку документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;

- в течение четырнадцати дней со дня представления Бадраковым К.А. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в аренду и направить Бадракову К.А. копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

4. В остальной части в удовлетворении требований Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича отказать.

5. Взыскать с Администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракова Канбулата Ахметовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

6. Выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бадракову Канбулату Ахметовичу справку на возврат из бюджета Российской Федерации государственной пошлины в размере 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Г. Шишканов