ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-435/10 от 21.10.2010 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-435/2010

пр.Ленина,9

Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2010

Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2010

Судья Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики ТебуеваЗ.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халкечевым А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Федерального государственного учреждения «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник»

к Государственному учреждению «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

об истребовании имущества из чужого незаконного владения

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

- Управление Росреестра по КЧР,

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР,

- Администрация Карачаевского городского округа,

- Администрация Карачаевского муниципального района

при участии в судебном заседании полномочных представителей сторон:

от истца:

– ФИО1, доверенность от 20.04.2010 б/н,

от ответчика – ФИО2, начальник учреждения (приказ от 09.02.1999 №100/к),

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:

– представитель Управления Росреестра по КЧР отсутствует, надлежащим образом извещён,

– ФИО3, доверенность от 12.01.2010 №1,

– представитель Администрации Карачаевского городского округа отсутствует, надлежащим образом извещён,

–представитель Администрации Карачаевского муниципального района отсутствует, известил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» (далее – истец, заповедник) обратилось с иском к Государственному учреждению «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ответчик, учреждение) и с учетом уточнений заявленных требований просит признать недействительным зарегистрированное за ответчиком право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком мерою 708 кв.м. с кадастровым номером 09:10:0050103:34 и земельным участком мерою 1000 кв.м. с кадастровым номером 09:09:003 05 01:33 и истребовать их из чужого незаконного владения.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

По мнению истца, за ответчиком на основании Постановлений Главы администрации г.Карачаевска от 05.04.1993 №116 и Мэра Карачаевского ГМО от 25.06.2004 №510 закреплены земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий ФГУ «Тебердинский заповедник», тогда как распоряжение указанными земельными участками находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Истец считает, что зарегистрированное за ним право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок мерою 65 792 га в установленном порядке не прекращалось в части спорного земельного участка мерою 1708 кв.м. (ст.ст.45,54 Земельного кодекса РФ), таким образом использование земель особо охраняемых природных территорий истца в других целях противоречит действующему законодательству (л.д.3-6,103-105, т.1).

Истец, полагая правомерным обращение с настоящим иском, сослался также на письмо Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2010 за №12-46/14482 в котором указано, что исключение из состава земель Тебердинского заповедника земельных участков, занятых метеостанциями «Теберда» и «Клухорский перевал» при проведении межевых работ и предоставлении данных участков ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования произведены в нарушение законодательства Российской Федерации, при этом указано, что согласно ст.7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды относится к задачам государственных природных заповедников и Минприроды России рекомендует использовать метеостанции на основании договора взаимодействия, заключаемого между истцом и ответчиком (л.д.109, т.2).

Государственное учреждение «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в отзыве и его представитель в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении иска, отметив следующее.

Постановлением Главы администрации г.Карачаевска от 05.04.1993 № 116 и Постановлением Мэра Карачаевского муниципального образования от 25.06.2004 №510 учреждению были выделены земельные участки площадью, соответственно 1000 кв.м. и 708 кв.м. для осуществления уставной деятельности, в частности, для эксплуатации метеорологических станций.

Названные постановления должностных лиц органов местного самоуправления заинтересованными лицами, в установленный ст.198 АПК РФ срок, не оспорены.

На основании указанных выше постановлений регистрирующим органом 05.08.2008 и 26.08.2008  было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, а 12.01.2009 и 13.01.2009 была осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков.

Ответчик считает, что спорные земельные участки находились в пользовании ответчика (его правопредшественников) на момент вступления в силу Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1, согласно п.4 Приложения 1 которого предприятия и объекты гидрометеорологической службы являются собственностью Российской Федерации. Метеорологические станции «Теберда» и «Клухорский перевал» являются стационарными пунктами наблюдений за состоянием окружающей среды и представляют собой комплекс, включающий в себя земельный участок  с установленными на них приборами и оборудованием, в связи с чем изъятие земельных участков у учреждения будет означать фактическое прекращение деятельности метеостанций.

Ответчик, возражая на доводы истца о неправомерном распоряжении спорными земельными участками органом местного самоуправления, обратил внимание на то, что свидетельство о праве пользования земельным участком было выдано заповеднику также на основании постановления главы администрации Карачаевского района.

Территориальное управление Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике в отзыве и его представитель в судебном заседании считает исковые требования подлежащим удовлетворению в связи с тем, что земли государственных природных заповедников являются федеральной собственностью, полностью изымаются из оборота, запрещается их изъятие для других целей или иное прекращение прав (л.д.1-4, т.2).

Представитель Управления Росреестра по КЧР в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указав, что при проведении правовой экспертизы документов, явившихся основанием для регистрации за ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками было установлено, что постановления Администрации г.Карачаевска были изданы в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания (л.д.78-79, т.1).

В дополнениях к отзыву Управление Росреестра по КЧР указало, что в материалах дела отсутствуют достоверные данные о наложении границ спорных земельных участков на границы земель заповедника и Управлением эта информация не может быть представлена, так как постановка на кадастровый учет земель истца и ответчика осуществлялась с декларированной площадью ввиду отсутствия землеустроительных дел и описания границ земельных участков (л.д.98-99 т.2).

Определением суда от 20.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Карачаевского городского округа и Администрация Карачаевского муниципального района (л.д.59-62 т.2).

Администрация Карачаевского городского округа своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на исковое заявление указало, что ответчиком закономерно зарегистрированы права на спорные земельные участки, так как стороны спора являются федеральными государственным учреждениями и данные земельные участки в силу закона относятся к федеральной собственности, вследствие чего ими вправе распорядиться Теруправление Росимущества в КЧР, при этом разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д.145-146, т.2).

Администрация Карачаевского муниципального района в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без участия его представителя, а также указала, что изъятие земельных участков у ответчика приведёт к прекращению его деятельности, кроме того из материалов дела невозможно определить совпадение границ участков истца и ответчика, в связи с чем для правильного разрешения спора необходимо проведение межевания данных земельных участков (л.д.147-149, т.2).

Спор рассматривается в порядке главы 20 АПК РФ с объявлением в судебном заседании перерыва в порядке ст.163 АПК РФ с 14.09.2010 по 21.09.2010 и в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считаетобъявлен перерыв до 04 августа 2006 года 16 часов 00 минут для

ещении ущества согласно которому сумма .05.2006г №2)мещени, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Из обстоятельств дела следует, что в соответствии с постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.01.1936 №40 учрежден Тебердинский заповедник, которому передан лесной массив общей площадью около 62,0 тыс. га с определением границ земельного участка (л.д.37-39, т.1).

Постановлением Главы администрации Карачаевского района от 27.05.1999 №132 за Тебердинским государственным природным биосферным заповедником подтверждено право землепользования на площади 65 792 га и выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от 31.05.1999 №187 (л.д.40-41, т.1).

В апреле 2007 года в отношении земель Заповедника проведены кадастровые работы и земельный участок площадью 65 792 га поставлен на кадастровый учет под единым кадастровым номером 09:09:0000000:0001 с указанием местоположения: КЧР, юго-западная часть Карачаевского района от рек Муху, Джамагат, Эпчик на юг до границы с республикой Грузия (обособленный участок площадью 178790000 кв.м. №09:09:0011201:0003, обособленный участок площадью 208860000 кв.м №09:09:0011301:0002, обособленный участок площадью 1500000 кв.м №09:09:0030401:0011 и обособленный участок площадью 268770000 кв.м №09:09:00305 01:0006 (л.д.42-44, т.1).

12 сентября 2007 года за Заповедником зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №09-09-01/059/2007-780, №09-09-01/059/2007-781, №09-09-01/059/2007-782 и №09-09-01/059/2007-783 (л.д.45-48, т.1).

Постановлением Главы администрации г.Карачаевска от 05.04.1993 №116 и Постановлением Мэра Карачаевского муниципального образования от 25.06.2004 №510 ГУ «Карачаево-Черкесский ЦГМС» для осуществления уставной деятельности, в частности, для эксплуатации метеорологических станций, были выделены земельные участки площадью, соответственно 1000 кв.м. с указанием местоположения: КЧР, Карачаевский район, на территории Тебердинского государственного заповедника и 708 кв.м. с указанием местоположения: КЧР, г.Теберда, участок находится примерно в 36м по направлению на запад от ориентира на территории Тебердинского заповедника (л.д.49,52; т.1).

На основании указанных выше постановлений регистрирующим органом 05.08.2008 и 26.08.2008 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, а 12.01.2009 и 13.01.2009 соответственно осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков и выданы свидетельства (л.д.50-51, 53-54, т.1).

Спорные земельные участки 25.01.2008 внесены в реестр федерального имущества, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 25.02.2010 №19/260 за реестровым №П11090000002 и от 25.02.2010 №19/263 за реестровым №П11090000005 (л.д.61-62, т.1).

Одновременно под реестровыми №П11090000211, №П11090000212, №П11090000213, №П11090000214, №П11090000215 в реестр федерального имущества 16.04.2008 внесены и земельные участки, зарегистрированные за заповедником, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 19.07.2010 №90/1443, №90/1444, №90/1445, №90/14462 и №90/1447 (л.д.50-54, т.2).

Заповедник полагая, что спорные земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий и незаконно изъяты из пользования истца, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имуществом может быть оспорено только в судебном порядке.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.04.2009 №15148/08, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

При рассмотрении виндикационного иска суду необходимо установить наличие права собственности истца на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.

Судом установлено и стороны не отрицают того факта, что регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками истца и ответчика произведена на основании данных кадастрового учета с декларированными площадями ввиду отсутствия землеустроительных дел и описания границ земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, а также федеральных законов от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшем на дату выдачи кадастровых планов), постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 №396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства», Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсами и землеустройству 08.04.1996, земельный участок приобретает статус объекта гражданского оборота только после проведения специальных работ по определению его границ, составления его карты (плана), формирования землеустроительного дела, проверки органами государственного кадастрового учета представленных документов, составления описания земельного участка в Едином государственном реестре земель, присвоения кадастрового номера и осуществления иных необходимых мероприятий.

Из отзывов и показаний представителей Управления Росреестра по КЧР, муниципальных образований г.Карачаевска и Карачаевского района, а также из представленных доказательств нельзя достоверно и определенно установить - имеется ли наложение границ спорных земельных участков на границы земельного участка заповедника либо входят ли спорные земельные участки в состав земель заповедника.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом судебной защиты права собственности путем заявления виндикационного иска может быть лишь индивидуально-определенная вещь, в связи с чем требование о возврате из чужого незаконного владения спорных земельных участков, не сформированных в установленном порядке удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения заявленных требований также и по тому основанию, что возложенные на ответчика государственные задачи и функции не могут быть реализованы в случае изъятия земельных участков под метеорологическими станциями.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон №33-ФЗ) имущество заповедников является федеральной собственностью. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота.

В силу статьи 9 Закона №33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольно-надзорных функций.

В соответствии со ст.63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
 и Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №372, организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) возложена на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и её территориальные подразделения.

Государственный экологический мониторинг осуществляется посредством функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды.

В соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» стационарный пункт наблюдений представляет собой комплекс, включающий в себя земельный участок  с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Частью 2 статьи 13 названного закона установлено, что организация деятельности стационарных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом), прекращение деятельности пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета.

Вокруг данных пунктов устанавливаются охранные зоны, как правило, 200 метров во все стороны от существующих границ земельного участка (Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 №972). Точные размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий, в зависимости от вида пункта наблюдений, сложившейся застройки вокруг пункта наблюдений и требований к обеспечению достоверности данных наблюдений (Приказ Минприроды РФ от 31.10.2008 №299 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории РФ пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации»).

Земли государственной наблюдательной сети находятся в собственности Российской Федерации и закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за территориальными органами и учреждениями Росгидромета.

Кроме того, судом установлено, что указанные метеостанции, являясь стационарными пунктами наблюдения, находятся на спорных земельных участках не один десяток лет и выполняют задачи по государственному мониторингу окружающей среды (долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения), при этом истец обладая указанной информацией возражений либо иного несогласия не заявлял.

Так, приказом Северо-Кавказского управления Гидрометслужбы от 11.07.1956 №50 от УГМС Грузинской ССР с 01.07.1956 Северо-Кавказским УГМС приняты гидрометстанции Теберда и высокогорная гидрометстанция Клухорский перевал (л.д.7 т.2).

Объекты недвижимого имущества, обслуживающие указанные метеостанции и расположенные также на спорных земельных участках, закреплены за учреждением на праве оперативного управления, что подтверждается договором с Мингосимиуществом КЧР от 01.12.1998 №ГУ-54, а также техническими и кадастровыми паспортами объектов недвижимости (л.д.9-34, т.2).

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о функционировании указанных метеостанций (стационарных пунктов наблюдений) на спорных земельных участках значительно ранее даже, чем с момента их принятия от УГМС Грузинской ССР. Так из листов журнала гидрометеостанции Теберда следует, что наблюдения за состоянием окружающей природной среды проводились еще в 1925 году, работа станции была возобновлена в апреле 1943 года после немецкой оккупации. Вместе с тем, почетным свидетельством, выданным 01.12.1995 Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, удостоверено, что Метеостанция Теберда осуществляет метеорологические наблюдения с 1895 года и результаты наблюдений входят в состав Государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды и являются достоянием Российской Федерации (л.д.110-115, т.2).

В соответствии с Уставом ГУ «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» метеостанции «Клухорский перевал» и «Теберда» являются обособленными подразделениями учреждения (л.д.116-132, т.2).

В этой связи, изъятие земельных участков у Государственного учреждения «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» может повлечь прекращение деятельности стационарных пунктов наблюдений – метеорологических станций.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из уплаченной истцом в федеральный бюджет государственной пошлины, суд считает, что её в порядке ч.1 ст.110 АПК РФ, следует отнести на истца как на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления  Федерального государственного учреждения «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» о признании недействительным зарегистрированного за Государственным учреждением «Карачаево-Черкесский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком мерою 708 кв.м. с кадастровым номером 09:10:0050103:34 и земельным участком мерою 1000 кв.м. с кадастровым номером 09:09:003 05 01:33 и истребовании их из чужого незаконного владения отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано до истечения указанного срока в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд либо после вступления в законную силу в двухмесячный срок в ФАС СКО.

Судья З.Х. Тебуева