ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-530/12 от 08.08.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина ул., д. 9, Черкесск, 369000, тел./факс (8782) 26-36-39

http://www.askchr.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Черкесск

15 августа 2012 года Дело №А25-530/2012

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 15 августа 2012 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Калмыковой М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуковым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица – Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 61437, Войсковая часть 20096, Администрация Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики

о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 16.01.2012 №01-19,

ФИО2, доверенность от 18.01.2012 №01-506,

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 11.04.2012 №03-14/0009,

от войсковой части 61437 – представитель не явился при надлежащем извещении,

от войсковой части 20096 – представитель не явился при надлежащем извещении,

от администрации Урупского муниципального района –

ФИО4, доверенность от 14.05.2012 №638/34,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд КЧР с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, МИФНС России №2 по КЧР), выразившихся в неперечислении в бюджет Зеленчукского муниципального района налога на доходы физических лиц, уплачиваемого Войсковой частью 20096, за период с начала 2011 года.

После неоднократного уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель просит суд признать незаконными действия (бездействие) МИФНС России №2 по КЧР, повлекшие неперечисление в бюджет Зеленчукского муниципального района налога на доходы физических лиц, уплачиваемого Войсковой частью 20096, за период с начала 2011 года, а также обязать МИФНС России №2 по КЧР принять решение о доначислении налоговых платежей и обеспечить перечисление в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР налога на доходы физических лиц от Войсковой части 20096 за период с начала 2011 года.

Определениями от 18.04.2012 и 16.07.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 61437 и Администрацию Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Из заявления Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, поддержанного ее представителями в судебном заседании следует, что зарегистрированная по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ст.Сторожевая и фактически расположенная на территории Зеленчукского муниципального района Войсковая часть 20096 является обособленным подразделением Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 61437. Со дня своего образования и до начала 2011 года Войсковая часть 20096 уплачивала налог на доходы физических лиц в части, подлежавшей перечислению в доходы местного бюджета, по ОКАТО Зеленукского муниципального района (91210000014). После обращения Администрации Урупского муниципального района в МИФНС России №2 по КЧР с заявлением о том, что часть объектов Войсковой части 20096 находятся на территории Урупского района, налоговая инспекция направила в Войсковую часть 20096 разъяснение от 07.12.2010 №03-19/4863 о том, что правильным указанием ОКАТО муниципального района для перечисления НДФЛ является ОКАТО Урупского муниципального района (91230000015). Заявитель утверждает, что Войсковая часть 20096 не имеет стационарных рабочих мест на территории Урупского муниципального района, так как все объекты войсковой части находятся на территории Зеленчукского муниципального района. Кроме того ФБУ–войсковая часть 61437 не имеет какого-либо обособленного подразделения, поставленного на налоговый учет и зарегистрированного на территории Урупского муниципального района, в связи с чем уплата НДФЛ по ОКАТО 91230000015 является незаконным. Заявитель полагает, что МИНФС России №2 по КЧР обязана была провести налоговую проверку в связи с неперечислением НДФЛ в бюджет Зеленчукского муниципального района и применить к Войсковой части 20096 соответствующие налоговые санкции.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Карачаево-Черкесской Республике в своем отзыве, а также ее представитель в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать. Направленное налоговым органом в адрес Войсковой части 20096 письмо от 07.12.2010 №03-19/4863 имело лишь рекомендательный и уведомительный характер. По мнению МИФНС России №2 по КЧР ФБУ – войсковая часть 61437 при наличии стационарных рабочих мест на территории Урупского района обязано зарегистрировать свое обособленное подразделение в соответствующем районе. Заполнение реквизитов в платежном поручении об уплате налогов является прерогативой налогоплательщика, их изменение возможно только по его заявлению. МИФНС России №2 по КЧР не уполномочено проводить выездные налоговые проверки в отношении обособленных подразделений без соответствующего поручения со стороны налогового органа по месту регистрации налогоплательщика ФБУ – войсковая часть 61437. Таких поручений в адрес МИФНС России №2 по КЧР не поступало. Кроме того, обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной при поступлении соответствующих сумм налога в бюджет, в связи с чем оснований для доначисления Войсковой части 20096 НДФЛ не имеется.

Администрация Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в отзыве и ее представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на протоколы уточнения и осмотра на местности границ Урупского и Зеленчукского районов от 01.11.2010 и 29.03.2012 представитель третьего лица пояснил, что на территории Зеленчукского муниципального района находятся только жилые помещения Войсковой части 20096, в то время как на территории Урупского муниципального района находятся штаб части и другие военные объекты, в связи с чем перечисление Войсковой частью 20096 НДФЛ на ОКАТО Урупского района является законным.

Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 61437 и Войсковая часть 20096 отзывы на заявление не представили; будучи надлежаще уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Опрошенный в качестве свидетеля заместитель главы Зеленчукского муниципального района ФИО5 пояснил, что по просьбе заместителя главы Урупского муниципального района он выезжал 01.11.2010 для осмотра границ Урупского и Зеленчукского районов. При этом он не входил в состав каких-либо комиссий и согласия на подтверждение факта нахождения отдельных объектов Войсковой части 20096 в границах Урупского муниципального района не давал. Каких-либо решений при нем комиссия не принимала, никаких документов не подписывала. При осмотре межграничной территории пошел дождь, в связи с чем все члены комиссии и приглашенные разъехались. В каких целях комиссия и приглашенные осматривали границы двух районов ему не разъяснялось.

Рассмотрев дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд принял во внимание следующее.

Войсковая часть 20096 образована на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.04.1980, в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил СССР от 12.01.1979 №314/7/0010 и Главного штаба Войск ПВО от 05.02.1979 №665/1/00673, переформирована на основании директивы начальника Генштаба Войск ПВО от 10.07.1980 №665/1/00673.

10.10.1995 главой администрации Зеленчукского района КЧР на основании Карты постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий принято постановление №308 о регистрации Войсковой части 20096.

20.11.2002 Межрайонной инспекцией МНС России №2 по КЧР вынесено решение о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в отношении Войсковой части 20096. На основании указанного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Войсковой части 20096 за основным регистрационным номером 1020900975479.

На основании решения Арбитражного суда КЧР от 19.02.2008 по делу №А25-1246/07-14 Войсковая часть 20096 была исключена из ЕГРЮЛ в связи с тем, что сведения о Войсковой части 20096 внесены в реестр с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

С 01.01.2010 на основании приказа командира Войсковой части 61437 (Московская область, Ногинский район, Ногинск-9 пгт) Войсковой части 20096 придан статус филиала Федерального бюджетного учреждения войсковой части 61437 с местом регистрации по адресу: КЧР, Зеленукский район, станица Сторожевая. На налоговый учет Войсковая часть 20096 поставлена в статусе обособленного подразделения с 30.11.2009.

В соответствии с положением о Восковой части 20096 последняя является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть. Филиал осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной распорядителем бюджетных средств.

До 2011 года налог на доходы физических лиц в части, подлежавшей перечислению в доходы местных бюджетов, уплачивался Войсковой частью 20096 на ОКАТО Зеленчукского района.

Согласно протоколу уточнения и осмотра на местности границ Урупского и Зеленчукского районов от 01.11.2010 комиссия в составе начальника МИФНС России №2 по КЧР, первого заместителя главы администрации Урупского муниципального района, специалиста-эксперта Управления Росреестра по КЧР, главы Преградненского сельского поселения установила, что объекты Войсковой части 20096 находятся в административных границах Урупского района, в связи с чем перечисление НДФЛ, уплачиваемого Войсковой частью 20096 для зачисления в бюджеты муниципальных образований, необходимо производить в бюджет Урупского муниципального района. Из протокола осмотра границ следует, что осмотр проведен в присутствии заместителя главы администрации Зеленчукского муниципального района и ведущего специалиста администрации Зеленчукского муниципального района.

Письмом от 08.12.2010 №9230/22 глава администрации Урупского муниципального района обратился в МИФНС России №2 по КЧР с просьбой принять меры к правильному распределению поступающих от Восковой части 20096 налогов и их поступлению в бюджет Урупского муниципального района, так как все объекты войсковой части находятся на территории именно Урупского муниципального района

Письмом от 07.12.2010 №03-19/4863 руководитель МИ ФНС России №2 по КЧР разъяснил Войсковой части 20096, что она имеет объекты со стационарными рабочими местами на территории Урупского муниципального района, в связи с чем такие объекты признаются на основании статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленными подразделениями. В связи с изложенными в письме обстоятельствами, а также учитывая обращение главы Администрации Урупского муниципального района, налоговая инспекция просит рассмотреть вопрос о перечислении налога на доходы физических лиц в части сумм, удержанных из доходов сотрудников войсковой части, имеющих стационарные рабочие места на территории Урупского района, в бюджет Урупского муниципального района по ОКАТО 91230000015.

Письмами от 13.04.2011 №04-17/1751 и от 30.06.2011 №04-17/2947 МИФНС России №2 по КЧР уведомила ФБУ-войсковая часть 61437 о том, что налоговым органом выявлено создание филиалом ФБУ – Войсковая часть 20096 постоянных рабочих мест на территории Урупского муниципального района, в связи с чем ФБУ-войсковая часть 61437 необходимо обратиться в налоговый орган по месту его регистрации (г.Ногинск Московской области) для постановки нового обособленного подразделения на налоговый учет по месту его нахождения в Урупском муниципальном районе КЧР.

С 2011 года Восковая часть 20096 начала уплачивать налог на доходы физических лиц в части, подлежащей уплате в доходы местных бюджетов, по ОКАТО Урупского муниципального района КЧР (91230000015).

Полагая, что изменение Войсковой частью 20096 направления платежа по НДФЛ в части, поступающей в доходы местных бюджетов, явилось следствием неправомерных действий налоговой инспекции и повлекло непоступление НДФЛ в бюджет Зеленчукского муниципального района, Администрация Зеленчукского муниципального района КЧР обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив изложенные в заявлении и отзывах на него доводы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Согласно пункту 7 ст.226 Налогового кодекса РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения организации, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

По смыслу части 2 статьи 19 Налогового кодекса РФ филиалы и иные обособленные подразделения исполняют обязанности налогоплательщиков – организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, именно положения вышеизложенных правовых норм явились основанием обращения руководителя МИФНС России №2 по КЧР к руководителю Войсковой части 20096 с разъяснениями о необходимости пересмотра направления платежа по ОКАТО.

По смыслу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.35 постановления Пленума от 28.02.2001 №5, налогоплательщик вправе расценивать письменные разъяснения руководителя налогового орган (его заместителя) как разъяснения компетентных должностных лиц.

Анализируя обстоятельства возникшего спора применительно к действующему законодательству, суд приходит к выводу о неверности разъяснений руководителя налогового органа.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации.Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется по решению министра обороны Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Войсковая часть 20096 составляет единое структурное формирование Вооруженных Сил Российской Федерации с местом дислокации в станице Сторожевой Зеленчукского района КЧР и соответствующим налоговым учетом. Выполнение работ в Урупском районе КЧР в интересах обороны страны и безопасности государства не означает наличия у оборонных объектов, находящихся на территории Урупского района, статуса обособленного подразделения в этом районе. Войсковая часть как единое воинское формирование не подпадает под действие статьи 11 Налогового кодекса РФ и должна уплачивать налоги только по месту дислокации и постановки на налоговый учет.

В силу статей 32,82 и 87 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, порядке исчисления и уплаты налогов.

При этом обязанность по разъяснению тех или иных положений налогового законодательства возникает у налогового органа только после обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением (запросом).

Согласно Административному регламенту Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденному Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 №9н, основанием для информирования налогоплательщика в письменной форме является поступление письменного обращения налогоплательщика в целях получения информации в инспекцию ФНС России по месту постановки на учет налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что ни ФБУ–войсковая часть 61437, ни его подразделение Войсковая часть 20096 в налоговый орган с заявлениями о разъяснении правильности указания ОКАТО в платежных документах по НДФЛ не обращались.

Напротив, именно налоговая инспекция инициировала изменение со стороны Войсковой части 20096 исправление ОКАТО Зеленчукского муниципального района на ОКАТО Урупского муниципального района.

Более того, начальник МИ ФНС России №2 по КЧР в составе комиссии с участием заместителя главы Администрации Урупского муниципального района, главы Преградненского сельского поселения и специалиста-эксперта Росреестра подписал протокол уточнения и осмотра на местности границ Урупского и Зеленчукского районов от 01.11.2010. Протокол аналогичного содержания был подписан руководителем налоговой инспекции в составе иной комиссии также 29.03.2012. Согласно указанным документам объекты Войсковой части 20096 расположены в административных границах Урупского района, в связи с чем зачисление налогов Войсковой части 20096 целесообразно производить в местный бюджет Урупского муниципального района по установленным нормативам.

Довод заинтересованного лица о том, что на основании статьи 45 Налогового кодекса РФ Войсковая часть 20096 обязана была самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов посредством правильного заполнения расчетных документов и перечисления сумм налогов, суд признает несостоятельным в силу того, что при изложенных выше обстоятельствах неверное указание направления платежа по ОКАТО явилось прямым следствием неверных официальных разъяснений налогового органа, данных им в письме от 07.12.2010 №03-19/4863.

Кроме того, суд признает необоснованным указанный в отзыве довод налоговой инспекции о том, что письма налогоплательщику в лице ФБУ – войсковая часть 61437 о необходимости представления сообщения по форме С-09-3-1 об изменении в сведениях об обособленном подразделении для постановки на учет по месту нахождения нового обособленного подразделения направлены в связи с изменением границ Урупского и Зеленчукского районов.

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьи 11 Закона КЧР от 25.10.2004 «О местном самоуправлении в КЧР» изменение границ муниципальных образований осуществляется исключительно на основании закона субъекта РФ.

Границы муниципальных образований на территориях Урупского и Зеленчукского районов установлены законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.12.2004 №42-РЗ и №43-РЗ соответственно. Последние изменения в эти нормативные акты были внесены законом КЧР от 24.06.2008 №39-РЗ и не были связаны с изменением границ межграничных территорий муниципальных образований.

Изложенное свидетельствует о том, что протоколы с участием руководителей Урупского муниципального района и налоговой инспекции об уточнении границ Урупского и Зеленукского районов не имели юридической силы и не могли быть положены в основу выводов налогового органа о необходимости изменения ОКАТО в платежных документах Войсковой части 20096.

Неправомерные действия государственного органа ввели в заблуждение плательщика налогов, что в свою очередь повлекло неперечисление НДФЛ, удерживаемого с доходов сотрудников Войсковой части 20096, на ОКАТО Зеленчукского муниципального района в части, подлежавшей направлению в доходы местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.

Бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться по установленным нормативам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Согласно ст.ст.55 и 59 Закона №131-ФЗ к собственным доходам местных бюджетов относятся в том числе доходы от федеральных налогов и сборов, которые зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений.

Согласно ст.ст.56, 61, 61.1 Бюджетного Кодекса РФ налоговые доходы от федерального налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 80 %, в бюджеты поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 10%.

Излишняя уплата налога на доходы физических лиц в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета, поскольку последний бюджет несет ущерб в виде непоступления доходов от федерального налога по установленному нормативу и влечет, соответственно, нарушение интересов бюджета муниципального образования.

Заявителем представлены в материалы дела росписи доходов бюджета Зеленчукского муниципального района на 2011 и на 2012 г.г., из которых следует, что доходы от НДФЛ уменьшились с 96 170 000 рублей до 79 164 200 рублей, то есть более чем на 17 000 000 рублей.

В подтверждение возникновения дефицита местного бюджета заявителем представлены многочисленные обращения муниципальных учреждений в Администрацию Зеленчукского о недофинасировании расходов учреждений, а также оставшиеся без исполнения исполнительные документы по долговым обязательствам муниципального образования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что сокращение налоговых поступлений в бюджет Зеленчукского муниципального района явилось результатом неправомерных действий заинтересованного лица, выразившихся в направлении Войсковой части 20096 в письме 07.12.2010 №03-19/4863 неверных официальных разъяснений о перечислении налога на доходы физических лиц в части сумм, удержанных из доходов сотрудников войсковой части, в бюджет Урупского муниципального района по ОКАТО 91230000015.

Вместе с тем, суд считает, что дополнительно заявленные требования Администрации об обязании МИФНС России №2 по КЧР принять по результатам налоговой проверки решение о доначислении налоговых платежей и обеспечить перечисление в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР налога на доходы физических лиц от Войсковой части 20096 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При осуществлении налогового контроля налоговый орган по месту учета подразделения не обладает полномочиями на проведение самостоятельной налоговой проверки в отношении такого подразделения по вопросам правильности и своевременности уплаты федеральных налогов. Указанными полномочиями, по смыслу положений пункта 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ, обладают только налоговые органы по месту учета головной организации и только в отношении самой организации. В налоговый же орган по месту учета подразделения представляются только сведения о доходах сотрудников подразделения и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за истекший налоговый период налогов (п.2 ст.230 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС от 30.05.2012 №ЕД-4-3/8816@).

Кроме того, исходя из положений статей 23, 44 и 45 Налогового кодекса РФ,обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах не связывает факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налогоплательщиком кода ОКАТО в соответствующем поле назначения платежа расчетных документов на перечисление налогов на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что удержанная налоговым агентом сумма налога на доходы физических лиц перечислена в бюджет полностью, реквизиты налогового органа (ИНН, КПП, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа, код бюджетной классификации, ИНН, сумма налога к уплате указаны верно, что позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что неверное указание в платежном документе ОКАТО не повлияло на зачисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

Межбюджетное перераспределение налога не влияет на исполнение обязанности налогового агента. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 №413, ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Согласно пункту 16 Приказа Минфина РФ от 05.09.2008 №92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКАТО.

Таким образом, поступление денежных средств строго по назначению достигается путем правильного межбюджетного распределения средств органами федерального казначейства, в соответствии в том числе с указанным в платежном поручении ОКАТО. Неправильное указание кода ОКАТО не наносит ущерба бюджету и не образует задолженности по налоговым платежам.

Изложенное указывает на то, что проверка правильности и полноты уплаты НДФЛ налогоплательщиком в лице Войсковой части 20096 при таких обстоятельствах не приведет к доначислению налога и привлечению войсковой части к налоговой ответственности.

Данные выводы суда подтверждает правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении Президиума от 24.03.2009 №14519/08.

  Являясь администратором доходов федерального бюджета, налоговый орган имеет возможность исправить допущенную налогоплательщиком ошибку в виде неправильного указания кода ОКАТО в платежном поручении на перечислении удержанного из заработной платы работников подразделения НДФЛ только на основании поданного налогоплательщиком заявления.

Согласно письму Минфина России от 07.02.2011 N 03-02-07/1-39 при обнаружении налогоплательщиком (налоговым агентом) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик (налоговый агент) вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. По предложению налогового органа или налогоплательщика (налогового агента) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным должностным лицом налогового органа. В таком случае налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

При таких обстоятельствах обеспечить перечисление Войсковой частью 20096 НДФЛ, исчисленного и удержанного с заработной платы ее сотрудников, по ОКАТО Зеленчукского муниципального района возможно только по результатам рассмотрения соответствующего заявления налогоплательщика об уточнении платежа, либо по результатам проведения выездной налоговой проверки в отношении головной организации налоговым органом по месту ее регистрации.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.29, 167-170, 181, 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (КЧР, ст.Зеленчукская, ул.Ленина,81, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2006; ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить в части.Признать незаконными как несоответствующие нормам налогового законодательства действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Карачаево-Черкесской Республике (КЧР, ст.Зеленчукская, ул.Победы,276, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2004; ОГРН <***>, ИНН <***>), повлекшие непоступление в доход бюджета Зеленчукского муниципального района сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных, удержанных и уплаченных войсковой частью 20096 – обособленным подразделением ФБУ-войсковая часть 61437, в части, подлежавшей перечислению в доход местного бюджета за период с января 2011 года.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.

Судья М.Ю.Калмыкова