ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-580/2021 от 22.12.2021 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Черкесск                                                                                                         Дело № А25-580/2021

«29» декабря 2021 года

            Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2021 года. Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кириллиной А.Г., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО2 по доверенности от 03.03.2021 б/н;

от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 12.01.2021 №17,

установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Администрации Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями:

- о признании незаконным бездействие администрации Абазинского муниципального района об отказе ИП ФИО4 КФХ ФИО1 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства:

фермы для содержания животных, общей площадью 587 кв.м.;

домика животновода, общей площадью 269,8 кв.м.;

домика животновода, общей площадью 124,8 кв.м., расположенные по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- обязать администрацию Абазинского муниципального района выдать разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанных объектов капитального строительства.

Позиция заявителя, изложенная в заявлении, состоит в следующем.

Между ИП ФИО4 КФХ ФИО1 и Администрацией Абазинского муниципального района 27.05.2019 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105 категория земель для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью 13957 кв.м., по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Администрацией Абазинского муниципального района 29.07.2020 ИП ФИО4 КФХ ФИО1 выданы Разрешения  на строительство:

- № 09-509000-221-2020 домика животновода; кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 269,80 кв.м.; объем 1173,30 куб.м.; площадь застройки 319,50 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 6,3 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-222-2020 домика животновода: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 124,80 кв.м.; объем 488,60 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 157,60 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 4,9 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-220-2020 фермы для содержания животных: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 587,30 кв.м.; объем 3249,42 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 1048,20 кв.м.; площадь участка 13957

кв.м.; высота 5,4 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Сроки действия Разрешений на строительство № 09-509000-221-2020, № 09-509000-222-2020, № 09-509000-220-2020 от 29.07.2020 до 29 января 2021 года.

07.12.2020 ИП ФИО4 КФХ ФИО1 обратился в администрацию Абазинского муниципального района  с заявлением о выдаче разрешения на ввод вышеуказанных объектов в эксплуатацию, с приложением необходимых документов.

Администрация Абазинского муниципального района письмом от 15.12.2020 № 2646 сообщила, что «В связи с выявленными нарушениями в части нецелевого использования земельного участка, самовольного занятия земельного участка, а также выявленных объектов капитального строительства построенных без получения разрешительной документации, Вам было вручено Предписание от 15.11.2020 об устранении выявленных нарушений». По истечению срока предписания администрацией Абазинского муниципального района будет осуществлен выезд муниципального земельного контроля для проверки исполнения данного предписания. После выезда муниципального земельного контроля Вам будет направлен результата рассмотрения заявлений (л.д.47 т.1).

По мнению заявителя, статья 55 Градостроительного кодекса РФ не содержит такой процедуры как отложение рассмотрения заявления в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о неисполнении администрацией Абазинского муниципального района обязанностей, возложенных на нее п.3.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ. Оспариваемое заявителем бездействие лишает ИП ФИО4 КФХ ФИО1 возможности зарегистрировать в установленном порядке право собственности на возведенные объекты недвижимого имущества и использовать земельный участок по целевому назначению.

Представитель заявителя в судебном заседании (15.12.2021) поддержал заявленные требования в полном объеме, просил признать незаконным бездействие администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и обязать администрацию выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: фермы для содержания животных, общей площадью 587 кв.м.; домика животновода, общей площадью 269,8 кв.м.; домика животновода, общей площадью 124,8 кв.м., расположенных по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Администрация Абазинского муниципального района в отзыве на заявление от 19.05.2021 №1110 просил отказать в удовлетворении требований ИП ФИО4 КФХ ФИО1 о признании незаконным бездействия и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенные по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады:

фермы для содержания животных, общей площадью 587 кв.м.; домика животновода, общей площадью 269,8 кв.м.; домика животновода, общей площадью 124,8 кв.м. (л.д.69-72 т.1).

27.05.2019 между Администрацией Абазинского муниципального района и ИП ФИО4 КФХ ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка №390, мерою 13 957 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер: 09:02:0030501:105, расположенный по адресу: КЧР, Абазинский район, в 1,5 км. восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

29.07.2020 заявителю были выданы разрешения на строительство № 09-509000-221-2020, № 09-509000-222-2020, № 09-509000-220-2020 от 29.07.2020 со сроком действия до 29.01.2021.

В администрацию поступил запрос Управления экономической безопасности и противодействия коррупции № 3/3828 от 18.09.2020 о предоставлении сведений по вышеуказанному земельному участку (л.д.78 т.1).

21.09.2020 ИП ФИО4 КФХ ФИО1 было направлено уведомление № 1997 о предстоящей проверке по соблюдению земельного законодательства с приложением копии Распоряжения администрации Абазинского муниципального района от 18.09.2020 №48-р (л.д.79, 80-81 т.1).

В результате выезда комиссии по земельному муниципальному контролю на место, были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

Согласно Заключению кадастрового инженера в отношении вышеуказанного земельного участка: «При визуальном осмотре было выявлено, что на обследуемой территории расположены ферма, 2 (два) домика животновода, 2 (два) навеса, футбольное поле, 2 (два) декоративных пруда и 3 (три) объекта капитального строительства, назначение которых не удалось определить при визуальном осмотре. Далее была осуществлена выноска в натуру угловых поворотных точек границ обследуемого участка, внесенных в ЕГРН. В результате проведенной выноски было выявлено, что ограждение участка выходит за пределы границ участка, внесенных в ЕГРН. Также 2 (два) объекта капитального строительства (а именно 1 ОКС, назначение которого определить не удалось, и навес), расположенные на обследуемой территории выходят за границы участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105».

В связи с этим была проведена геодезическая съемка границ объекта капитального строительства и навеса, расположенных за пределами границ исследуемого участка. При проведении камеральной обработки полученных данных была подготовлена схема расположения

земельных участков и исследуемых объектов капитального строительства на кадастровом плане территории (Приложение №1) и схема расположения исследуемых объектов капитального строительства на земельных участках (приложение №2).

       При проведении работ было выявлено, что объекты капитального строительства и навес полностью расположены за границами исследуемого участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105.

       Часть объекта капитального строительства пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:16; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №8, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 16,7 кв.м.

       Часть объекта - навес пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:155; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №4, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 2,6 кв.м.

       При изучении правил землепользовании и застройки Кара-Пагского сельского поселения Абазинского муниципального района КЧР было выявлено, что футбольное поле и декоративные пруды, обустроенные на исследуемом участке, не соответствуют разрешенному использованию земельного участка - для сельхозпроизводства.

       Также обследуемые объекты капитального строительства и навес выходят за границы территориальной зоны СХН-1 (зона объектов сельскохозяйственного назначения) и расположены в территориальной зоне СХН-1-зона сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, многолетние насаждения) земли, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.

В ходе проверки Комиссией по муниципальному земельному контролю были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

По результатам проверки составлен Акт проверки №20 от 28.09.2020.

Акт проверки №20 от 28.09.2020 был направлен в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Управление Росреестра по КЧР.

Постановлением Управления Росреестра по КЧР от 09.10.2020 по делу № 35 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.111-112 т.1).

Администрацией Абазинского муниципального района 15.11.2020 ФИО1 выдано Предписание по вопросу нецелевого использования и самовольного занятия земельного участка: не соответствие разрешенного вида использования земельного участка (построено футбольное поле), построено 2-х этажное здание за пределами границ земельного участка, построен навес за пределами границ земельного участка, ограждение построено за границами земельного участка, выявлен объект капитального строительства без разрешительной документации. ФИО1 предложено: произвести снос (демонтаж) объектов капитального строительства без разрешительной документации, привести ограду в соответствие с границами земельного участка. О выполнении настоящего предписания уведомить до 28.01.2021 (л.д.113 т.1).

Предписание Администрации Абазинского муниципального района от 15.11.2020 получено ФИО1 лично (л.д.113 т.1).

07.12.2020 заявитель обратился в Администрацию Абазинского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на ввод вышеуказанных объектов в эксплуатацию.

Письмом от 15.12.2020 № 2646 Администрация Абазинского муниципального района сообщила, что «в связи с выявленными нарушениями в части нецелевого использования земельного участка, самовольного занятия земельного участка, а также выявленных объектов капитального строительства построенных без получения разрешительной документации, Вам было вручено Предписание от 15.11.2020 об устранении выявленных нарушений». По истечению срока предписания администрацией Абазинского муниципального района будет осуществлен выезд муниципального земельного контроля для проверки исполнения данного предписания. После выезда муниципального земельного контроля Вам будет направлен результата рассмотрения заявлений (л.д.47 т.1). По истечению срока исполнения Предписания об устранении выявленных нарушений, администрацией был осуществлен повторный выезд на место, в результате которого выявленные нарушения не были устранены.

28.01.2021 начальником отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений администрации ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - неисполнение требований Предписания от 15.11.2020 (л.д.115 т.1).

Постановлением И.о. мирового судьи судебного участка № 2 Прикубанского судебного района Карачаево-Черкесской Республики ФИО6 от 08.04.2021 по делу № 5-327/2021 ИП глава ФИО7 Ильясович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 руб. (л.д.3-5 т.2).

  Представитель администрации в судебном заседании (15.12.2021) поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил отказать в удовлетворении требований ИП ФИО4 КФХ ФИО1 в полном объеме (л.л.69-72 т.1).

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.12.2021 судом был объявлен перерыв до 22.12.2021до 10-00.

Информация об объявлении перерыва, времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.

            Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

27.05.2019 между Администрацией Абазинского муниципального района и ИП ФИО4 КФХ ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка №390, мерою 13 957 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер: 09:02:0030501:105, расположенного по адресу: КЧР, Абазинский район, в 1,5 км. восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Администрацией Абазинского муниципального района 29.07.2020 ИП ФИО4 КФХ ФИО1 выданы Разрешения  на строительство:

- № 09-509000-221-2020 домика животновода; кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 269,80 кв.м.; объем 1173,30 куб.м.; площадь застройки 319,50 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 6,3 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-222-2020 домика животновода: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 124,80 кв.м.; объем 488,60 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 157,60 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 4,9 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-220-2020 фермы для содержания животных: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 587,30 кв.м.; объем 3249,42 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 1048,20 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 5,4 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Сроки действия Разрешений на строительство № 09-509000-221-2020, № 09-509000-222-2020, № 09-509000-220-2020 от 29.07.2020 до 29 января 2021 года.

Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по КЧР направило в адрес Администрации Абазинского муниципального района письмо № 3/3828 от 18.09.2020 о проведении оперативно-розыскных мероприятии по факту нарушения земельного законодательства и предотвращения незаконной застройки по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, а. Кара-Паго (бывшая территория тракторного завода), - кадастровый номер: 09:02:0030501:105 с просьбой выделить специалиста для обеспечения выезда муниципального земельного контроля Администрации с кадастровым инженером в составе данной комиссии (л.д.78 т.1).

Администрация вынесла Распоряжение №48-р 18.09.2020 - Отделу сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений Абазинского муниципального района совместно с органом  местного самоуправления Карапагского сельского поселения  в течение 2-х рабочих дней после извещения арендатора ФИО1 осуществить внеплановую проверку соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка мерою 13 957 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер: 09:02:0030501:105, расположенного по адресу: КЧР, р-н Абазинский, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады» (л.д.79 т.1).

Копия Распоряжения Администрация Абазинского муниципального района 18.09.2020 № 48-р вручена ФИО1 - 21.09.2020 (л.д.81 т.1).

В результате выезда комиссии по земельному муниципальному контролю на место, были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

В Заключении кадастрового инженера в отношении вышеуказанного земельного участка указано, что: «При визуальном осмотре было выявлено, что на обследуемой территории расположены ферма, 2 (два) домика животновода, 2 (два) навеса, футбольное поле, 2 (два) декоративных пруда и 3 (три) объекта капитального строительства, назначение которых не удалось определить при визуальном осмотре. Далее была осуществлена выноска в натуру угловых поворотных точек границ обследуемого участка, внесенных в ЕГРН. В результате проведенной выноски было выявлено, что ограждение участка выходит за пределы границ участка, внесенных в ЕГРН. Также 2 (два) объекта капитального строительства (а именно 1 ОКС, назначение которого определить не удалось, и навес), расположенные на обследуемой территории выходят за границы участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105».

В связи с этим была проведена геодезическая съемка границ объекта капитального строительства и навеса, расположенных за пределами границ исследуемого участка. При проведении камеральной обработки полученных данных была подготовлена схема расположения земельных участков и исследуемых объектов капитального строительства на кадастровом плане территории (Приложение №1) и схема расположения исследуемых объектов капитального строительства на земельных участках (приложение №2).

       При проведении работ было выявлено, что объекты капитального строительства и навес полностью расположены за границами исследуемого участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105.

       Часть объекта капитального строительства пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:16; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №8, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 16,7 кв.м.

       Часть объекта - навес пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:155; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №4, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 2,6 кв.м.

       При изучении правил землепользовании и застройки Кара-Пагского сельского поселения Абазинского муниципального района КЧР было выявлено, что футбольное поле и декоративные пруды, обустроенные на исследуемом участке, не соответствуют разрешенному использованию земельного участка - для сельхозпроизводства.

       Также обследуемые объекты капитального строительства и навес выходят за границы территориальной зоны СХН-1 (зона объектов сельскохозяйственного назначения) и расположены в территориальной зоне СХН-1-зона сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, многолетние насаждения) земли, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.

В ходе проверки Комиссией по муниципальному земельному контролю были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке

располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

По результатам проверки составлен Акт проверки №20 от 28.09.2020.

Постановлением Управления Росреестра по КЧР от 09.10.2020 по делу № 35 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.111-112 т.1).

Администрацией Абазинского муниципального района 15.11.2020 ФИО1 выдано Предписание по вопросу нецелевого использования и самовольного занятия земельного участка: не соответствие разрешенного вида использования земельного участка (построено футбольное поле), построено 2-х этажное здание за пределами границ земельного участка, построен навес за пределами границ земельного участка, ограждение построено за границами земельного участка, выявлен объект капитального строительства без разрешительной документации. ФИО1 предложено: произвести снос (демонтаж) объектов капитального строительства без разрешительной документации, привести ограду в соответствие с границами земельного участка. О выполнении настоящего предписания уведомить до 28.01.2021 (л.д.113 т.1).

Предписание Администрации от 15.11.2020 получено ФИО1 лично (л.д.113 т.1).

07.12.2020 заявитель обратился в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на ввод вышеуказанных объектов в эксплуатацию.

Письмом от 15.12.2020 № 2646 Администрация Абазинского муниципального района сообщила, что «в связи с выявленными нарушениями в части нецелевого использования земельного участка, самовольного занятия земельного участка, а также выявленных объектов капитального строительства построенных без получения разрешительной документации, Вам было вручено Предписание от 15.11.2020 об устранении выявленных нарушений». По истечению срока предписания администрацией Абазинского муниципального района будет осуществлен выезд муниципального земельного контроля для проверки исполнения данного предписания. После выезда муниципального земельного контроля Вам будет направлен результата рассмотрения заявлений (л.д.47 т.1). По истечению срока исполнения Предписания об устранении выявленных нарушений, Администрацией был осуществлен повторный выезд на место, в результате которого выявленные нарушения не были устранены.

28.01.2021 начальником отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений администрации ФИО5 в отношении ИП главы КФХ ФИО1 составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ - неисполнение в установленный срок требований предписания от 15.11.2020 об устранении в срок - 28.01.2021 допущенных нарушений (л.д.115 т.1).

Постановлением И.о. мирового судьи судебного участка № 2 Прикубанского судебного района Карачаево-Черкесской Республики ФИО6 от 08.04.2021 по делу № 5-327/2021 ИП глава КФХ ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 руб. (л.д.3-5 т.2).

       Полагая, что действия (бездействие) Администрации, выражающиеся в невыдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не соответствуют закону, противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ИП  глава КФХ ФИО1 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает требования заявителя неподлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что ненормативный правовой акт публичного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

            В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

            В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие  обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

            Суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

            Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон по существу спорного вопроса, доводы заявления, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду подверженности материалами дела обоснованности оспариваемых действий (бездействия) Администрации.

            Порядок и условия выдачи разрешений на ввод объекта строительства в эксплуатацию установлены в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен положениями части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данный перечень, в числе прочего, включает в себя правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа, в ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения является: отсутствие документов, указанных в части 3 указанной статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Основанием для отказа в выдаче разрешения, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса.

            Таким образом, действия уполномоченного органа по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию императивно определены действующим законодательством.

            Как усматривается из материалов дела, администрация, ссылаясь на нецелевое использование земельного участка его виду разрешенного использования, построенных объектов капитального строительства, без разрешительной документации, 15.11.2020 выдала заявителю предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 28.01.2021. Администрация письмом № 2646 от 15.12.2020 уведомила заявителя, что по истечению срока исполнения предписания будет осуществлен выезд муниципального земельного контроля для проверки исполнения предписания, после выезда будет направлен результат рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Отказывая заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, администрация указала на несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с договором аренды земельного участка №390 от 27.05.2019, земельный участок с кадастровым номером 09:02:0030501:105 представлен ИП главе КФХ ФИО1 для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью 13957 кв.м., по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

27.07.2020ИП главе КФХ ФИО1 были выданы Разрешения на строительство:

- № 09-509000-221-2020 домика животновода; кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 269,80 кв.м.; объем

       1173,30 куб.м.; площадь застройки 319,50 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 6,3 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-222-2020 домика животновода: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 124,80 кв.м.; объем 488,60 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 157,60 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 4,9 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады;

- № 09-509000-220-2020 фермы для содержания животных: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501:105; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства 09:02:0030501; сведения о градостроительном плане земельного участка 09-509000-206; общая площадь 587,30 кв.м.; объем 3249,42 куб.м.; количество этажей 1; площадь застройки 1048,20 кв.м.; площадь участка 13957 кв.м.; высота 5,4 м., адрес (местоположение) объекта: : КЧР, Абазинский муниципальный район, в 1,5 км восточнее а. Кара-Паго, бывшая территория тракторной бригады.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 09:02:0030501:105 представлен ИП главе КФХ ФИО1 для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.

            Кик видно из материалов дела, в результате выезда комиссии по земельному муниципальному контролю на место, были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

Согласно Заключению кадастрового инженера в отношении вышеуказанного земельного участка: «При визуальном осмотре было выявлено, что на обследуемой территории расположены ферма, 2 (два) домика животновода, 2 (два) навеса, футбольное поле, 2 (два) декоративных пруда и 3 (три) объекта капитального строительства, назначение которых не удалось определить при визуальном осмотре. Далее была осуществлена выноска в натуру угловых поворотных точек границ обследуемого участка, внесенных в ЕГРН. В результате проведенной выноски было

выявлено, что ограждение участка выходит за пределы границ участка, внесенных в ЕГРН. Также 2 (два) объекта капитального строительства (а именно 1 ОКС, назначение которого определить не удалось, и навес), расположенные на обследуемой территории выходят за границы участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105».

В связи с этим была проведена геодезическая съемка границ объекта капитального строительства и навеса, расположенных за пределами границ исследуемого участка. При проведении камеральной обработки полученных данных была подготовлена схема расположения земельных участков и исследуемых объектов капитального строительства на кадастровом плане территории (Приложение №1) и схема расположения исследуемых объектов капитального строительства на земельных участках (приложение №2).

       При проведении работ было выявлено, что объекты капитального строительства и навес полностью расположены за границами исследуемого участка с кадастровым номером 09:02:0030501:105.

       Часть объекта капитального строительства пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:16; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №8, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 16,7 кв.м.

       Часть объекта - навес пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 09:02:0030501:155; адрес участка: КЧР, Абазинский район, СПК Кара-Паго, поле №4, участок №1). Площадь указанного пересечения составляет 2,6 кв.м.

       При изучении правил землепользовании и застройки Кара-Пагского сельского поселения Абазинского муниципального района КЧР было выявлено, что футбольное поле и декоративные пруды, обустроенные на исследуемом участке, не соответствуют разрешенному использованию земельного участка - для сельхозпроизводства.

       Также обследуемые объекты капитального строительства и навес выходят за границы территориальной зоны СХН-1 (зона объектов сельскохозяйственного назначения) и расположены в территориальной зоне СХН-1-зона сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, многолетние насаждения) земли, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.

В ходе проверки Комиссией по муниципальному земельному контролю были выявлены нарушения в целевом использовании земельного участка, так как на данном земельном участке располагается футбольное поле, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, также имеется незаконная постройка без получения разрешения на строительство. Данные сооружения находятся за пределами границ арендуемого земельного участка.

По результатам проверки составлен Акт проверки №20 от 28.09.2020.

Постановлением Управления Росреестра по КЧР от 09.10.2020 по делу № 35 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.111-112 т.1).

Администрацией Абазинского муниципального района 15.11.2020 ФИО1 выдано Предписание по вопросу нецелевого использования и самовольного занятия земельного участка: не соответствие разрешенного вида использования земельного участка (построено футбольное поле), построено 2-х этажное здание за пределами границ земельного участка, построен навес за пределами границ земельного участка, ограждение построено за границами земельного участка, выявлен объект капитального строительства без разрешительной документации. ФИО1 предложено: произвести снос (демонтаж) объектов капитального строительства без разрешительной документации, привести ограду в соответствие с границами земельного участка; о выполнении настоящего предписания уведомить до 28.01.2021 (л.д.113 т.1).

 Постановлением И.о. мирового судьи судебного участка № 2 Прикубанского судебного района Карачаево-Черкесской Республики ФИО6 от 08.04.2021 по делу № 5-327/2021 ИП глава ФИО7 Ильясович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 руб. (л.д.3-5 т.2).

            Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (арендаторы), обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

            Одним из способов реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.

            Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 55 ГК РФ самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

            Таким образом, при установленных судом фактических обстоятельствах заявителем не доказано наличие у него самого права, а также какого-либо охраняемого законом интереса, которые бы могли быть признаны нарушенными оспариваемым отказом вне зависимости от содержащейся в отказе формализации изложенных заинтересованным лицом оснований отказа.

            Доводы Администрации соответствуют установленным по делу и изложенным выше обстоятельствам, оспариваемые действия (бездействие) Администрации  по отказу в выдаче заявителю испрашиваемых разрешений соответствуют закону, а потому не нарушают права и законные интересы Компании.

            В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обращающегося в суд с соответствующим требованием.

            Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии необходимых оснований для удовлетворения требований.

В связи отказом в удовлетворении требований понесенные по делу судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в месячный срок после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья                                                                           Р.М. Биджиева