АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Черкесск Дело №А25-68/2019
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Калмыковой М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шахаевым А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Усть-Джегутинского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании бездействия незаконным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» (ОГРН <***> ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, прокурора отдела прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, служебное удостоверение ТО 225848,
от администрации – ФИО2, доверенность от 04.05.2018 №1253,
в отсутствии представителя третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
Первый заместитель прокурора Карачаево-Черкесской Республики (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Администрации Усть-Джегутинского муниципального района (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия по взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» (далее – третье лицо, общество) арендной платы по договору аренды от 14.08.2007 №82 за пользование земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:07:0040202:0041 общей площадью 40 000 кв.м., расположенным по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, карьер доломитового камня в ур.Учкурка, на землях РГУП «Горный».
Определением от 28.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж».
Из заявления прокурора следует, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией не приняты достаточные меры, направленные на взыскание с общества платежей за аренду земельного участка по договору от 14.08.2007 №82, что является бездействием, препятствующим пополнению доходной части бюджета муниципального района. В результате допущенного бездействия затрудняется решение социально-значимых задач, чем нарушаются права и законные интересы жителей муниципального образования.
Администрация Усть-Джегутинского муниципального района и Общество с ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» отзывы по существу заявленных требований не представили, общество своих представителей в судебное заседание не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при этом судом принято во внимание следующее.
Усть-Джегутинским межрайонным прокурором проведена проверка соблюдения администрацией бюджетного законодательства при заключении договоров аренды земельных участков, относящихся к категории населенных пунктов.
В ходе проверки установлено, что обществом на основании заключенного с администрацией договора аренды земельного участка от 14.08.2007 №82 для недропользования по добыче строительного камня (доломитизированного известняка) осуществляется пользование земельным участком из земель промышленности с кадастровым номером 09:07:0040202:0041 общей площадью 40 000 кв.м., расположенным по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, карьер доломитового камня в ур.Учкурка, на землях РГУП «Горный».
В нарушение условий договора аренды обществом своевременно не вносится арендная плата за пользование земельным участком. Задолженность общества по арендным платежам на 26.12.2018 составила 148 892,01 руб., в том числе пени – 76 007,20 руб.
Посчитав, что администрацией не приняты необходимые и достаточные меры по взысканию задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 14.08.2007 №82, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Указанные разъяснения применяются и при оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Материалами дела подтверждается, что требования прокурора заявлены в рамках осуществления надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в интересах населения Усть-Джегутинского муниципального района КЧР,то есть неограниченного круга лиц. Вследствие недостаточного пополнения доходной части бюджета муниципального района орган местного самоуправления ограничивает возможность финансирования мероприятий в целях реализации своих полномочий на решение социально-значимых задач, входящих в компетенцию органов местного самоуправления.
В силу статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе, относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Из материалов дела следует, что между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) 14.08.2007 был заключен договор аренды земельного участка №82 длянедропользования по добыче строительного камня (доломитизированного известняка).
Объектом договора является земельный участок площадью 40 000 кв.м. с кадастровым номером 09:07:0040202:0041, относящийся к категории земель промышленности, расположенный по адресу: КЧР, Усть-Джегутинский район, карьер доломитового камня в ур.Учкурка, на землях РГУП «Горный». Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер, порядок, условия, сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды является возмездной сделкой. Односторонний отказ арендатора от исполнения обязанности по внесению арендной платы законом и договором не предусмотрен.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Неисполнение арендатором договорных обязательств по своевременному внесению арендной платы в размере, установленном нормативными актами и соответствующим договором аренды, является основанием для принудительного взыскания арендодателем образовавшейся задолженности по арендной плате.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание, что объектом арендных отношений является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, порядок определения размера арендной платы за пользование таким земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.02.2017 №19 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Карачаево-Черкесской Республики и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков в муниципальном образовании городе Черкесске. Пунктом 3 указанного Порядка определено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,5 процента в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, в отношении видов разрешенного использования, не указанных в подпунктах 3.2 – 3.4 Порядка.
Согласно пункту 2.4 договора аренды земельного участка от 14.08.2007 №82 годовая сумма арендной платы за участок составляет 20 800 руб. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления соответствующих платежей на счет администрации (пункт 2.5 договора).
Из материалов дела усматривается, что в нарушение условий договора обществом своевременно не вносится арендная плата за земельный участок.
Согласно расчету задолженности, предоставленному в материалы дела, задолженность общества по внесению арендной платы за 2015-2018 г.г. составила 148 892,01 руб., в том числе пени – 76 007,20 руб.
Сведения о наличии задолженности в указанном размере администрацией и обществом не оспорены, доказательств внесения предусмотренной договором арендной платы в суд не представлено.
Мер по взысканию задолженности по арендной плате путем направления арендатору претензий, последующему обращению в суд для взыскания задолженности предпринято не было, что подтверждается объяснениями по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание, что на дату обращения заявителя в суд администрацией не были приняты все зависящие от нее и входящие в сферу ее компетенции действия по взысканию в доход бюджета муниципального района арендной платы за пользование земельным участком, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации по взысканию с Общества ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» арендной платы по договору аренды от 14.08.2007 №82.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29, 167-170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Требования первого заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) по взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» (ОГРН <***> ИНН <***>)арендной платы по договору аренды земельного участка от 14.08.2007 №82.
Обязать Администрацию Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (369300, <...>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 25.01.2006) принять меры по взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «ЮгПроектСтройМонтаж» (ОГРН <***> ИНН <***>) в доход муниципального бюджета задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 14.08.2007 №82.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, город Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в месячный срок со дня его вынесения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина проспект, дом 9, <...>).
Судья М.Ю.Калмыкова