Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Черкесск дело № А25-698/2021
«11» мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 11 мая 2021 года.
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тохтагуловой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Карачаевска Прокуратуры Карачаево- Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании прокурора города Карачаевска Прокуратуры КЧР ФИО2, удостоверение от 03.07.2018 ТО № 250668
установил:
прокурор города Карачаевска Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики (далее - заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В заявлении указано, что по результатам проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 в аптечном учреждении, расположенном по адресу: КЧР, <...>, был выявлен факт осуществления ИП ФИО1 предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокурор города Карачаевска в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте проведения предварительного судебного заседания, явку в судебное заседание не обеспечил, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие предпринимателя.
Судебное заседание проводится в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии предпринимателя, надлежаще извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике 23.05.2016 за основным государственным регистрационным номером <***> основным видом деятельности является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (ОКВЭД 47.73).
Предпринимателю Министерством здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики выдана лицензия от 14.09.2017 № ЛО-09-02-000625 на осуществление фармацевтической деятельности по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения, хранению лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно указанной лицензии, предпринимателю предоставлено право, заниматься деятельностью по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения через аптеку, расположенную по адресу: 369200, КЧР, <...> А.
Предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность - розничную торговлю лекарственными средствами в аптечном учреждении, расположенном по адресу: КЧР, <...> А, на основании лицензии от 14.09.2017 № ЛО-09-02- 000625.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой города Карачаевска 21.02.2021 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о лицензировании при реализации лекарственных средств в аптечном учреждении ИП ФИО1, расположенном по адресу: КЧР, <...> А.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081; Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647 (далее по тексту – Правила № 647), а именно:
- в нарушение подпункта «в» пункта 4 и пункта 37 Правил № 647 у ИП Уртеновой Ф.З. отсутствуют утружденные документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг;
- в нарушение подпункта «д» пункта 4 Правил № 647, отсутствуют личные карточки работников;
- в нарушение подпункта «о» пункта 5 Правил № 647 отсутствует журнал по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, но отсутствующими на момент обращения покупателя;
- в нарушение подпункта «п» пункта 5 Правил № 647 у ИП ФИО1 отсутствует журнал учета неправильно выписанных рецептов;
- в нарушение подпункта «р» пункта 5 Правил № 647 у ИП ФИО1 отсутствует журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности;
- в нарушение подпункта «ф» пункта 5 Правил № 647 отсутствует журнал регистрации результатов приемочного контроля;
- в нарушение пункта 31 Правил № 647, холодильное оборудование (3 шт.), стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов размещены вплотную к стене;
- в нарушение пункта 33 Правил № 647, в ходе проверки не были представлены паспорта на средства измерения относительной влажности и температуры воздуха:
- гигрометр психрометрический ВИТ – 2 № 276728, расположенный в материальной комнате;
- гигрометр психрометрический ВИТ – 2 № 276727, расположенный в помещении торгового зала;
- термометры (4 шт.) используемые для регистрации температуры в холодильнике № 1 и № 2, которые должны храниться в течение всего времени эксплуатации оборудования;
- в нарушение пункта 35 Правил № 647, ИП ФИО1 на ценниках не указывается следующая информация: страна производитель, срок годности;
- в нарушение пункта 49 Правил № 647, не создана и не утверждена приказом приемная комиссия для проведения приемочного контроля;
- в нарушение пункта 66 Правил № 647, ИП ФИО1 не назначено лицо, ответственное за работу с фальсифицированными, недоброкачественными, контрактными товарами аптечного ассортимента.
По результатам проверки 04.03.2021 старшим помощником прокурора города Карачаевска составлена справка о выявленных нарушениях (л.д.29-31).
Письмом от 02.03.2021 № 7-1-21 прокуратура города Карачаевска уведомила предпринимателя о том, что по результатам проверки 04.03.2021 в 10:00 будет рассматриваться
вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией) (л.д.32-34).
Предпринимателю вменено нарушение требований пункта «г» части 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, выразившееся в несоблюдении лицензионных требований и условий при реализации лекарственных средств аптечным учреждением.
На основании постановления, в соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности. При этом требования административного законодательства в части соблюдения сроков возбуждения административного производства и направления его материалов в суд соблюдены.
Изучив изложенные в заявлении доводы, выслушав в судебном заседании прокурора г. Карачаевска, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях
закреплены статьей 28.4, частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ. В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности, суду необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также учитываются положения статей 28.4 и 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании подпункта 47 пункта 1 статьи 12 данного Закона лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
Статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно примечанию к статье 14.1. КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее - Положение).
В силу пункта 6 Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности одним из требований к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами, является соблюдение правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (далее по тексту - Правила № 647н).
Согласно разделу 2 Правил № 647н розничная торговля товарами аптечного ассортимента осуществляется посредством реализации комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований Правил № 647н.
Согласно пункту 4 Правил № 647н документация системы качества ведется уполномоченными руководителем субъекта розничной торговли работниками на бумажных и (или) электронных носителях и включает в том числе:
а) документ о политике и целях деятельности субъекта розничной торговли, в котором определяются способы обеспечения спроса покупателей на товары аптечного ассортимента, минимизации рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок;
б) руководство по качеству, определяющее направления развития субъекта розничной торговли, в том числе на определенный период времени, и содержащее ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления фармацевтической деятельности;
в) документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг (далее - стандартные операционные процедуры);
г) приказы и распоряжения руководителя субъекта розничной торговли по основной деятельности;
д) личные карточки работников субъекта розничной торговли;
е) лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности и приложения к ней;
ж) документы, касающиеся приостановления (возобновления) реализации товаров аптечного ассортимента, отзыва (изъятия) из обращения лекарственных препаратов, выявления случаев обращения незарегистрированных медицинских изделий;
з) акты проверок субъекта розничной торговли должностными лицами органов
государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и внутренних
аудитов;
и) документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению
процессов обеспечения системы качества и управления ими.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 647н документы по эффективному планированию
деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в
зависимости от функций реализуемых субъектом розничной торговли, включают:
а) организационную структуру;
б) правила внутреннего трудового распорядка;
в) реестр зарегистрированных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных;
г) должностные инструкции с отметкой об ознакомлении работников, занимающих
соответствующие должности;
д) журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
е) журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
ж) журнал учета инструктажей по пожарной безопасности;
з) журнал регистрации инструктажа по электробезопасности;
и) журнал регистрации приказов (распоряжений) по субъекту розничной торговли;
к) журнал ежедневной регистрации параметров температуры и влажности в помещениях
для хранения лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок; л) журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования;
м) журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в
перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (при наличии);
н) журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя,
проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля
(при наличии);
о) журнал по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный
ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (далее -
минимальный ассортимент), но отсутствующими на момент обращения покупателя;
п) журнал учета неправильно выписанных рецептов;
р) журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности;
с) журнал учета дефектуры;
т) лабораторно-фасовочный журнал;
у) журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (при наличии);
ф) журнал регистрации результатов приемочного контроля;
х) журнал учета поступления и расхода вакцин (при наличии);
ц) журнал учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании (при наличии);
ч) журнал информационной работы с медицинскими организациями о порядке обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно, продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий со скидкой.
В силу пункта 31 Правил № 647н, установка оборудования должна производиться на расстоянии не менее 0,5 метров от стен или другого оборудования, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, обеспечивать доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.
Согласно пункту 33 Правил № 647н торговое помещение и (или) зона должны быть оборудованы витринами, стеллажами (гондолами) - при открытой выкладке товара, обеспечивающими возможность обзора товаров аптечного ассортимента, разрешенных к продаже, а также обеспечивать удобство в работе для работников субъекта розничной торговли.
Согласно пункту 35 Правил № 647н, информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии).
В соответствии с пунктом 37 Правил № 647н все процессы деятельности субъекта розничной торговли, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, осуществляются в соответствии с утвержденными стандартными операционными процедурами.
Согласно пункту 49 Правил № 647н для проведения приемочного контроля приказом руководителя субъекта розничной торговли создается приемная комиссия. Члены комиссии должны быть ознакомлены со всеми законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими основные требования к товарам аптечного ассортимента, оформлению сопроводительных документов, их комплектности.
В соответствии с пунктом 66 Правил № 647н руководитель субъекта розничной торговли должен обеспечивать идентификацию товаров аптечного ассортимента, не соответствующих
требованиям нормативной документации, в целях предотвращения непреднамеренного их использования или продажи.
Фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные товары аптечного ассортимента должны быть идентифицированы и изолированы от остальных товаров аптечного ассортимента в соответствии со стандартными операционными процедурами.
Маркировка, место и способы выделения карантинной зоны, а также лицо, ответственное за работу с указанными товарами аптечного ассортимента, устанавливаются приказом руководителя субъекта розничной торговли.
В нарушение подпунктов «в», «д» пункта 4, подпункта «о», «п», «р», «ф» пункта 5, пунктов 31, 33, 35, 49, 66 Правил № 647, в аптечном пункте предпринимателя ФИО1 в <...> «А», отсутствуют утружденные документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг; отсутствуют личные карточки работников; отсутствует журнал по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, но отсутствующими на момент обращения покупателя; отсутствует журнал учета неправильно выписанных рецептов; отсутствует журнал учета лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности; отсутствует журнал регистрации результатов приемочного контроля; холодильное оборудование (3 шт.), стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов размещены вплотную к стене; в ходе проверки не были представлены паспорта на средства измерения относительной влажности и температуры воздуха, которые должны храниться в течение всего времени эксплуатации оборудования: гигрометр психрометрический ВИТ – 2 № 276728, расположенный в материальной комнате; гигрометр психрометрический ВИТ – 2 № 276727, расположенный в помещении торгового зала; термометры (4 шт.) используемые для регистрации температуры в холодильнике № 1 и № 2; на ценниках не указывается следующая информация: страна производитель, срок годности; не создана и не утверждена приказом приемная комиссия для проведения приемочного контроля; не назначено лицо, ответственное за работу с фальсифицированными, недоброкачественными, контрактными товарами аптечного ассортимента.
Установленное заявителем в ходе проверки нарушение подтверждается справкой по результатам проверки от 04.03.2021, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2021, и самим предпринимателем не оспаривается.
Указанное свидетельствует о допущенном предпринимателем нарушении требований осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Данные нарушение согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности отнесено к числу грубых и правильно квалифицировано заявителем по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Грубое нарушение предпринимателем ФИО1 условий, предусмотренных лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, указывает на наличие состава правонарушения и дает основание квалифицировать его действия по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу, что допущенное предпринимателем нарушение лицензионных требований и условий при ведении фармацевтической деятельности образует объективную сторону правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель как лицензиат, осуществляющий лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина предпринимателя как физического лица, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, определяется в форме умысла или неосторожности.
Суд учитывает, что, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, предприниматель принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности.
Предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, при соблюдении которых событие правонарушения могло не наступить. Предприниматель имел реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению. Указанное, с учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, а также факт его совершения заинтересованным лицом подтверждаются материалами дела. Процедура возбуждения дела об административном правонарушении заявителем соблюдена, постановление вынесено в присутствии предпринимателя, которому разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, получены объяснения по существу совершенного правонарушения.
В действиях Предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения настоящего дела судом не истекли.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административного правонарушения, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 указано, что квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, арбитражный суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, установив факт отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в исключительных случаях, освобождает лицо, совершившее правонарушение, от ответственности, ограничившись устным замечанием. При этом квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного должна быть мотивирована посредством анализа конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное Предпринимателем, как малозначительное, не представлено. Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.37 КоАП РФ, является формальным.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, поскольку им не обеспечено соблюдение императивных требований законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности, в связи с чем правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Суд также учитывает, что нарушения лицензионных требований в отношении фармацевтической деятельности потенциально могут представлять угрозу жизни и здоровью неограниченному кругу лиц, что является существенным нарушением охраняемых общественных отношений.
С учетом изложенного требования заявителя о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежат удовлетворению.
Оснований для замены предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных
правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае состав правонарушения является формальным, то есть ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных материальных последствий.
Как было указано, совершенное предпринимателем правонарушение в сфере лицензирования фармацевтической деятельности потенциально угрожает жизни и здоровью неограниченного круга лиц.
Судом также учитывается, что в рассматриваемом случае правонарушение выявлено не в рамках осуществления муниципального (государственного) контроля, а имело место быть непосредственное обнаружение заявителем вмененного предпринимателю правонарушения, что также исключает применение положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Установленные обстоятельства, свидетельствующие о повышенной опасности допущенного правонарушения, исключают возможность замены административного наказания на предупреждение.
Ответственность за данное правонарушение установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд не связан доводами административного органа о виде и размере административного наказания и назначает его с учетом общих принципов, указанных в главе 4 КоАП РФ.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает два вида административного наказания (штраф и административное приостановление деятельности), при выборе вида административного наказания и его размера суд должен руководствоваться общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными главой 4 КоАП РФ.
Суд исходит из того, что такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности является более строгим, нежели административный штраф.
Пунктом 18.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в силу абзаца второго части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из этого суд, рассматривая дело об административном правонарушении, за совершение которого соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ установлена в качестве альтернативы санкция в виде административного приостановления деятельности, должен учитывать следующее.
Если суд придет к выводу о необходимости привлечь лицо к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде административного приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения должен указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя, судом не установлено, сведения о наличии таких обстоятельств заявителем в суд не представлены.
В связи с этим в качестве наказания за совершенное правонарушение предпринимателю следует избрать предусмотренный санкцией вмененной статьи КоАП РФ более мягкий вид - административный штраф, который сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств привлечения предпринимателя к административной ответственности за однородные правонарушения заявителем в суд не представлено, к административной ответственности предприниматель привлекается впервые.
Указанные обстоятельства судом рассматриваются в качестве смягчающих ответственность за совершение административного правонарушения.
Учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности наложения на предпринимателя минимально возможного административного штрафа в размере 4 000 рублей по нижнему пределу санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
По мнению суда, такой вид и размер наказания отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (369321, Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский район, а.Эльтаркач, ул. Гочияева, д. 7, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <...>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 23.05.2016 Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике за ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф подлежит зачислению в бюджет по следующим реквизитам: УФК по КЧР (Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики) КБК 415 116 900 100 160 00 140 ОКТМО 91701000 ИНН <***> КПП 090101001 БИК 049133001 расчетный счет <***>, расчетный счет получателя 03100643000000017900 в Отделении НБ КЧР Банка России в г. Черкесске.
Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Административный штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, документ об оплате должен быть представлен в суд.
Если на момент истечения 60-дневного срока для уплаты у суда будут отсутствовать сведения об уплате штрафа в добровольном порядке, решение суда как исполнительный документ будет направлено в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного взыскания.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение десяти дней после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).
Судья Р.М. Биджиева