ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-755/12 от 02.10.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-755/2012

ул. Ленина, 9

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2012

Решение в полном объеме изготовлено 08.10.2012

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Тебуевой З.Х., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем с/з Басаковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Болурова Мудалифа Асламбиевича (КЧР, ст. Кардоникская, ул. Украинская, д. 10; ОГРН 312091204700027, ИНН 090400864027) к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (КЧР, ст.Зеленчукская, ул. Ленина, 81; ОГРН 1060912000621, ИНН 0912000551) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Хасаут - Греческое сельское поселение (КЧР, Зеленчукский район, с. Хасаут-Греческое),

- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике (КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 38),

- ШидаковЭсенТажинтинович (КЧР, ст. Кардоникская, ул. Степная, 15),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: – Болуров М.А., паспорт,

- Биджиев М. С-М, доверенность от 14.08.2012 р.№1-950,

от заинтересованного лица – Перваков Н.С., доверенность от 18.01.2012 №01-506,

от третьих лиц:

от Хасаут - Греческого сельского поселения – Кипкеев Ш.А., решение от 25.10.2010 №1/2,

от ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Росреестра по КЧР» - отсутствует, известил о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя,

- Шидаков Э. Т., паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Крестьянского фермерского хозяйства Болуров Мудалиф Асламбиевич (далее – заявитель, глава хозяйства) обратился в суд с заявлением к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса КРС, лошадей и овцепоголовья, площадью 237 555 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье).

Требования обоснованы ссылкой на ст. 34 Земельного кодекса РФ и мотивированы тем, что администрацией неправомерно отозвано объявление в газете о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с указанием причины, что земельный участок не сформирован, тогда как заявителем предприняты меры по формированию земельного участка за счет собственных средств при подаче им в администрацию заявления от 12.12.2011.

Заявителем впоследствии требования были уточнены (заявления 13.06.2012 и 05.09.2012) в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в результате чего он просил признать незаконными действия администрации по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и обязать администрацию предоставить в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 237 555 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье). Обосновывая уточнения, заявитель сослался на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», полагая, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду, в связи с чем земельный участок в этом случае подлежит предоставлению без проведения соответствующей публикации и проведения торгов (л.д.66,137-139).

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме с учетом их изменения, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление требования не признает, обосновывает свою позицию положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ и ст.10 Федерального Закона от 24.07.2012 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», мотивирует отказ тем, что на момент обращения спорный земельный участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, кроме того, на испрашиваемый заявителем участок претендуют другие граждане, подавшие соответствующие заявления.

По мнению администрации, обязательное заключение договора аренды в рассматриваемом случае не предусмотрено ни земельным, ни гражданским законодательством и передача в аренду земельного участка является правом администрации, а не обязанностью.

В дополнениях к отзыву администрация указала, что заявление Болурова М.А. не могло быть рассмотрено в порядке ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», потому как на дату подачи заявления Болуров М.А. не обладал статусом главы КФХ и в заявлении не было указано о его желании создать фермерское хозяйство, кроме того на данный земельный участок поступило заявление от Шидакова Э.Т., в связи с чем администрация должна была рассмотреть оба заявления в установленном порядке (л.д.38-39,135).

В судебном заседании представитель заявителя в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Хасаут-Греческое сельское поселение (далее – поселение) в отзыве на заявление указало на возможность предоставления испрашиваемого земельного участка Болурову М.А. при условии исключения наложения границ на другие земельные участки, а также его представитель в судебном заседании подтвердил, что указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра по КЧР» (далее – кадастровая палата) представило в суд отзыв, в котором поясняет, что земельный участок площадью 237 555 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье) не состоит на кадастровом учете и по спорному земельному участку отсутствует какая-либо информация, в связи с чем определенной позиции по делу не заняло и оставило разрешение спора на усмотрение суда.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица гр. Шидаков Эсен Тажинтинович (далее – Шидаков Э.Т.) отзыв на заявление не представил, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что им 22.11.2011 подано в администрацию заявление о предоставлении в аренду земельного участка мерою 10 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства в Хасаут-Греческом сельском поселении, междуречье а.Красный Карачай, который может иметь наложение границ на испрашиваемый заявителем земельный участок, а также представил копию газеты от 08.12.2011 с публикацией информации о предоставлении в аренду земельного участка, указанного им в заявлении.

Спор рассмотрен в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ с объявлением в судебном заседании перерыва с 25.09.2012 по 02.10.2012, а также в порядке ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя кадастровой палаты, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения дела с учетом представленного ходатайства о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено следующее.

Болуров Мудалиф Асламбиевич зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 16.02.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 16.12.2012 серии 09 №000651118 и выпиской из ЕГРИП от 20.04.2012 (л.д.11-14).

На праве собственности заявителю принадлежит недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, а. Красный Карачай, ул. Центральная, 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 09-АА № 158075 (л.д.25).

Желая получить для использования земельный участок, прилегающий к домовладению, истец обратился в администрацию Зеленчукского муниципального района с заявлением от 12.12.2011 (вх. №980-Б) о предоставлении ему в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса крупного рогатого скота, площадью 237 555 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье). Заявление согласовано главой Хасаут-Гречесукого сельского поселения и к нему приложена схема расположения земельного участка площадью 237 555 кв.м., утвержденная главой Зеленчукского муниципального района (л.д.27-28).

В материалы дела заявителем представлен полис страхования животных от 16.10.2009 № 017/A/0086/026/09, в котором местом содержания животных указан адрес домовладения истца в а. Красный Карачай, что подтверждает доводы заявителя о его желании получить в аренду земельный участок для выпаса личного скота (л.д.26).

Болуровым М.А. 06.12.2011 был заключен договор № 397 с ООО «Земля и право» на выполнение комплекса геодезических и земельно-кадастровых работ по установлению границ земельного участка (межеванию) и произведена частичная оплата оказанных услуг в размере 2 000 руб., что подтверждается копией чека-ордера от 13.03.2012 (л.д.10, 29).

В порядке рассмотрения заявления Болурова М.А. от 12.12.2011, администрация направила в редакцию газеты «День Республики» письмо от 16.12.2011 за исх. №01-1627 с просьбой разместить в газете соответствующее объявление (л.д.30).

Информация о предоставлении в аренду земельного участка по испрашиваемому адресу и приему заявлений в течение месяца со дня публикации была опубликована в печатном органе 29.12.2011 (л.д.32).

В том же печатном органе 28.01.2012 администрацией было аннулировано объявление от 29.12.2011 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на отсутствие финансов и несформирование земельного участка (л.д.33).

14.02.2012 заявитель обратился в администрацию с просьбой вынести постановление о выделении ему в аренду земельного участка площадью 237 555 кв.м., расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (Междуречье), указав на наличие публикации в газете с 29.12.2011 по 28.01.2012, что соответствует установленному законом 30-дневному сроку, и на возможность формирования земельного участка за счет собственных средств (л.д.34).

Администрация письмом от 21.02.2012 за исх. №01-Б-76 сообщила, что ранее данное объявление о выделении земельного участка в аренду аннулировано в связи с незавершением процедуры инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и несформированием испрашиваемого земельного участка (л.д. 35).

Несогласие с указанными действиями администрации послужило основанием для обращения Болурова М.А. в суд с требованиями о защите нарушенного права.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление по настоящему делу Болуровым М.А. было подано в суд 11.04.2012, тогда как администрация выразила отказ в предоставлении земельного участка в письме от 21.02.2012, в связи с чем заявителем установленный срок обращения в суд не пропущен.

Судом установлено, что спорный земельный участок предназначен для сельскохозяйственного использования и относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, значит в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение таким участком осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом РФ.

В ходе настоящего судебного разбирательства администрация дополнила основание отказа в предоставлении Болурову М.А. испрашиваемого земельного участка наличием ещё одного заявления от Шидакова Э.Т. и желанием бывших жителей а.Красный Карачай возродить аул и придать ему статус жилого населенного пункта.

В свою очередь заявитель также уточнил основание признания незаконными действий администрации: заявление о предоставлении земельного участка подано им в порядке реализации статьи 12 Федерального закона №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», положения которой не предусматривают обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении специальным субъектам (фермерам) земельных участков сельскохозяйственного назначения и являются специальными по отношению к общим нормам Земельного кодекса РФ и Закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в связи с чем последние применению не подлежат.

Оценивая дополнительно заявленные доводы сторон спора, суд считает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В силу статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Таким образом, при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства нормы Федерального закона №74-ФЗ являются специальными по отношению к общим нормам Земельного кодекса РФ и имеют приоритет.

Статьей 12 Федерального закона №74-ФЗ установлен специальный порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, которым не предусмотрена обязательная заблаговременная публикация сведений о предстоящем предоставлении земельных участков фермерскому хозяйству.

Вместе с тем, обстоятельства дела подтверждают, что поданное в администрацию заявление Болурова М.А. от 12.12.2011 содержит лишь указание о желании приобрести земельный участок в аренду для целей сельскохозяйственного производства и не содержит предусмотренных ст.12 Федерального закона №74-ФЗ обязательных условий.

Следует также отметить, что согласно ст. 5 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ и пункт 3 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ).

Как видно из материалов дела, глава хозяйства Болуров М.А. приобрел статус индивидуального предпринимателя только с 16.02.2012.

В силу изложенных выше обстоятельств, суд не принимает ссылки заявителя на положения Федерального закона № 74-ФЗ и считает, что заявление Болурова М.А. должно было быть рассмотрено администрацией на общих основаниях.

Установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ общий порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусматривает заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков и обязательную заблаговременную публикацию соответствующей информации.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В соответствии с установленной статьей 34 Земельного кодекса РФ процедурой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 4). В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).

Оценив в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что основанием опубликования администрацией 29.12.2011 объявления о принятии заявок на приобретение права аренды испрашиваемого земельного участка послужило обращение Болурова М.А. от 12.12.2011.

Материалы дела подтверждают соблюдение в отношении спорного земельного участка начальных процедур, предусмотренных ст.34 Земельного кодекса РФ. Заявление Болурова М.А. соответствует установленным требованиям, заявителем представлена схема расположения земельного участка, утвержденная органом местного самоуправления; имеются доказательства его волеизъявления выполнения за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ.

Судом не принимается возражение администрации о недействительности схемы расположения земельного участка в связи с отсутствием постановления главы администрации об утверждении таковой.

Земельным кодексом РФ не предусмотрена разработка нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ведомственных нормативных правовых актов по вопросам подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Вместе с тем при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном статьями 30, 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории могут быть разработаны на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (письмо Минэкономразвития России от 08.08.2008 №11013-ИМ/Д23).

Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала, не относится ни к вопросам местного значения, ни к вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В этой связи утверждение документов может осуществляться путем издания акта либо простановкой грифа «Утверждено» («Утверждаю») непосредственно на документе (Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Минкультуры России от 08.11.2005 №536).

Судом установлено, что схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка имеет гриф утверждения с постановкой подписи главы администрации.

Ссылка в судебном заседании представителя администрации на наличие заявления Шидакова Э.Т. на тот же земельный участок судом также не принимается как необоснованная, так как заявление Шидакова Э.Т. поступило в администрацию 22.11.2011 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 10 000 кв.м. в Хасаут-Греческом сельском поселении, междуречье а.Красный Карачай, который по описанию не совпадает с данными испрашиваемого заявителем земельного участка - земельный участок площадью 237 555 кв.м., ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье).

Кроме того, в ходе судебного разбирательства выяснено, что после подачи заявления Шидаковым Э.Т. администрацией опубликовано в газете «День Республики» от 08.12.2011 объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка площадью 10 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства. При этом на дату подачи указанного объявления администрацией в нарушение установленных ст.34 Земельного кодекса РФ требований не утверждена схема расположения указанного земельного участка и не выражена воля Шидакова Э.Т. на формирование и постановку данного участка на кадастровый учет за счет собственных средств. Указанное свидетельствует, что фактически администрацией не было рассмотрено по существу заявление Шидакова Э.Т. с принятием по нему соответствующего решения, однако Шидаков Э.Т. возражений не заявил и в установленные законом сроки не воспользовался своим правом на обжалование действий (бездействия) администрации, что означает его согласие с существующим положением дел. Факт осуществления землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет испрашиваемого Шидаковым Э.Т. земельного участка материалами дела также не подтвержден.

Вместе с тем, если администрация и полагала, что спустя четыре дня после опубликования сообщения в газете 08.12.2011, Болуровым М.А. подано заявление на тот же участок, что просил предоставить в аренду Шидаков Э.Т., действия администрации должны были быть направлены на разъяснение указанным лицам о наличии иных претендентов на предмет аренды и необходимость проведения торгов. Администрация, напротив, утвердив в установленном порядке Болурову М.А. схему расположения земельного участка, подало объявление с соответствующими характеристиками земельного участка в печатный орган. В целях исключения возможного наложения границ данных земельных участков, если имелись сомнения, администрацией не были предприняты меры по формированию указанных земельных участков и постановке их на кадастровый учет.

Болуров М.А. неоднократно выражал готовность на финансирование процедуры формирования и постановки на кадастровый учет испрашиваемого участка, однако для постановки участка на кадастровый учет необходимо проведение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, которые в силу ст. 69 Земельного кодекса РФ проводятся по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно ст.4 Федерального закона «О землеустройстве» основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства.

Из указанного следует, что формирование земельного участка должно быть инициировано самой администрацией, что невозможно без соответствующего решения, являющегося составной частью процедуры предоставления, тогда как в спорном случае администрация своими действиями (бездействием) препятствовала формированию участка.

Оценивая другой довод администрации о невозможности предоставления в аренду земельного участка Болурову М.А. в связи с незавершением инвентаризации земель сельхозназначения в районе, суд приходит к выводу, что проведение инвентаризации земель, предусмотренное ст.13 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» проводится в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 №659 и закон не предусматривает приостановление предоставления участков на время проведения инвентаризации. Кроме того, не подтверждены материалами дела доводы администрации о проведении в период отзыва объявления в газете и по настоящее время процедуры инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.

Суд отмечает, что при отказе в предоставлении земельного участка Болурову М.А., выраженных в отзыве объявления в газете 28.01.2012 (косвенно) и в письме от 21.02.2012, администрацией основанием указано несформирование земельного участка и незавершение инвентаризации сельскохозяйственных земель. Иные обстоятельства, которые не были указаны в оспариваемых отказах в предоставлении земельного участка, не могут учитываться при оценке законности отказов.

Отзывая 28.01.2012 объявление из печатного органа за один день до окончания срока подачи заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка, администрацией не доказан факт поступления в указанный срок заявлений на тот же участок от других лиц.

Заявленное представителем администрации ходатайство в день оглашения резолютивной части решения по настоящему делу о приобщении к материалам дела двух заявлений иных лиц от 15.02.2012 судом было отклонено, потому как заинтересованное лицо злоупотребило своими процессуальными правами, зная о наличии указанных заявлений с даты принятия заявления (28.04.2012), к тому же указанные заявления поступили в администрацию по истечении предусмотренного законом месячного срока с даты публикации объявления 29.12.2011.

В этой связи, суд приходит к выводу, что администрацией грубо нарушены положения ст. 34 Земельного кодекса РФ и ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при рассмотрении заявления Болурова М.А. о предоставлении ему в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса КРС, лошадей и овцепоголовья площадью 237555 кв.м., расположенного по адресу:Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка

Суд считает, что администрации необходимо устранить допущенное нарушение права заявителя и с учетом положений указанных выше норм рассмотреть заявление Болурова М.А.

Вместе с тем, по мнению суда в удовлетворении заявленных требований в части обязания администрации предоставить БолуровуМ.А. в аренду испрашиваемый земельный участок следует отказать.

Объектами земельных отношений в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, а также части земельных участков.

Согласно статье 11.1 данного Кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что существование недвижимого имущества с характеристиками,позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, может быть подтверждено только государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, под которым признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В силу изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что земельный участок площадью 237555 кв.м не определен как оборотоспособный объект, в связи с чем требование об обязании администрации предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок не может быть удовлетворено, потому как заявлено преждевременно.

Суд полагает необходимым отметить, что порядок формирования земельного участка как объекта гражданских правоотношений предполагает участие как органов местного самоуправления, так и заявителя, который обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета отмежеванного земельного участка.

Уклонение уполномоченных муниципальных органов от выполнения установленных земельным законодательством процедур по формированию земельного участка может стать предметом самостоятельной судебной проверки при оспаривании заявителем их действий (бездействия) по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

После индивидуализации испрашиваемого земельного участка (определения в установленном порядке его площади и границ, проведения в отношении участка государственного кадастрового учета) стороны вправе заключить в отношении него долгосрочный договор аренды с соблюдением процедур, установленных статьей 34 Земельного кодекса РФ и статьей 10 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать незаконными как противоречащие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действия администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в непредоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса КРС, лошадей и овцепоголовья площадью 237555 кв.м., расположенного по адресу:Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка.

Обязать администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики рассмотреть заявление Болурова Мудалифа Асламбиевича в установленном земельным законодательством порядке.

2. В удовлетворении заявленных требований об обязании администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики предоставить Болурову Мудалифу Асламбиевичу в аренду испрашиваемый земельный участок отказать.

3. Взыскать с администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Болурова Мудалифа Асламбиевича 200 рублей государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья З.Х. Тебуева