ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-807/2012 от 24.07.2012 АС Карачаево-Черкесской Республики

  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, Черкесск, ул. Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Черкесск Дело № А25-807/2012

27 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2012

Полный текст решения изготовлен 27.07.2012

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Серой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления образования Администрации Прикубанского муниципального района (ОГРН <***> ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике и Государственному учреждению Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о возложении обязанности по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год в сумме 1 560 529 руб.

при участии:

от Управления образования Администрации Прикубанского муниципального района – ФИО1, доверенность от 20.07.2012 №373; ФИО2, доверенность от 13.09.2010 №2076; ФИО3, доверенность от 08.06.2012 №321;

от Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО4, доверенность от 11.01.2012 №05-12/00039;

от Государственного учреждения Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО5, доверенность от 10.01.2012 №6; ФИО6, доверенность от 11.07.2012 №4805;

от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (3-го лица) – ФИО7, доверенность от 12.04.2012 №79-12-1012/768;

от Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Майский», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Октябрьский», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Мичуринский», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Водораздельный», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Кавказский», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Чапаевское», Муниципального казенного учреждения образования «Гимназия с. Дружба», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Пригородное», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Ильичевское», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Светлое», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Счастливое», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Холоднородниковское», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Таллык», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Пристань», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Привольное», Муниципального казенного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевское», Муниципального казенного учреждения образования «Гимназия с. Знаменка», Муниципального казенного учреждения образования «Открытая (сменная) общеобразовательная школа Прикубанского района», Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный», Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Прикубанская районная детско-юношеская спортивная школа», Муниципального казенного учреждения дошкольного образования «Центр развития ребенка – Детский сад «Улыбка»; Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа а. Каро-Паго», Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1 а. Псыж», Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа а. Псыж им. С.Х. Гонова» (3-их лиц) - нет представителей, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания;

УСТАНОВИЛ:

Управление образования Администрации Прикубанского муниципального района (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Инспекция) о возложении обязанности по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии за 2006 год в сумме 1 560 529 руб. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии.

Впоследствии на основании ходатайства заявителя определением от 25.06.2012 к участию в деле в качестве соответчика по предъявленным требованиям в порядке статьи 46 АПК РФ привлечено Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Отделение).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление), а также образовательные учреждения, в счет исполнения обязанности которых по уплате страховых взносов была произведена излишняя уплата спорной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Майский», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Октябрьский», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Мичуринский», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Водораздельный», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Кавказский», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Чапаевское», Муниципальное казенное учреждение образования «Гимназия с. Дружба», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Пригородное», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Ильичевское», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Светлое», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Счастливое», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Холоднородниковское», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Таллык», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Пристань», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Привольное», Муниципальное казенное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевское», Муниципальное казенное учреждение образования «Гимназия с. Знаменка», Муниципальное казенное учреждение образования «Открытая (сменная) общеобразовательная школа Прикубанского района», Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Средняя общеобразовательная школа пос. Ударный», Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Прикубанская районная детско-юношеская спортивная школа», Муниципальное казенное учреждение дошкольного образования «Центр развития ребенка – Детский сад «Улыбка»; Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Каро-Паго», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 а. Псыж», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Псыж им. С.Х. Гонова».

Заявитель указывает, что на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он является правопреемником ликвидированного Прикубанского районного отдела образования (ОГРН <***>), который в качестве централизованной бухгалтерии подведомственных образовательных учреждений Прикубанского района платежным поручением от 26.07.2006 №828 произвел уплату 1 560 529 руб. страховых взносов за 2006 год. Вследствие допущенной Управлением ошибки указанная сумма страховых взносов поступила вместо страховой части пенсии (КБК 18210202010061000160) на накопительную (КБК 18210202020061000160). Заявитель дважды обращался с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов в Инспекцию и Отделение, которые отказали в осуществлении испрашиваемого возврата (зачета). Заявитель считает, что такими действиями Инспекции и Отделения нарушаются свои права и законные интересы заявителя.

Представители заявителя в судебном заседании поддерживают заявленные требования к Инспекции и Отделению, ссылаясь на изложенные в заявлении доводы.

Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании просят в удовлетворении предъявленных к Инспекции требований отказать и указывают, что в отношении спорной суммы излишне уплаченных страховых взносов у налогового органа нет полномочий по вынесению решения о возврате, такие полномочия совместным письмом ФНС России и Пенсионного фонда России от 11.08.2010 возложены на органы пенсионного фонда.

Отделение в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и поясняет следующее. В состав Прикубанского районного отдела образования входили все школы и дошкольные учреждения Прикубанского района, которые обслуживались централизованной бухгалтерией, каждой школе с 2002 года был присвоен индивидуальный регистрационный номер в Отделении. Уплата страховых взносов за образовательные учреждения производилась также централизованной бухгалтерией, поступающие суммы страховых взносов распределялись по конкретным образовательным учреждениям согласно спискам Прикубанского районного отдела образования, который был в 2006 году ликвидирован. В настоящее время за заявителем числится переплата по накопительной части страховых взносов в сумме 1 498 244 руб. 20 коп., при этом сальдо переплаты по данным налогового органа (1 560 529 руб.) не совпадает с данными форм АДВ-11 за 2006 год, согласно которым переплата по Прикубанскому районному отделу образования составляет 1 498 244 руб. Отделение считает, что проведение испрашиваемого заявителем зачета невозможно, поскольку при проведении такого зачета отчетные данные образовательных учреждений, представленные в Отделение, будут искажены, что влечет за собой изменение лицевых счетов застрахованных лиц (работников школ и детских садов).

Представители Отделения в судебном заседании повторяют доводы отзыва, просят суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Управление в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании считают требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указывают, что по действующей номенклатуре дел срок хранения документов операционного дня составляет 5 лет, в связи с чем проверить правильность перечисления денежных средств по платежному поручению Прикубанского районного отдела образования от 26.07.2006 №828 не представляется возможным.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц образовательные учреждения в своих отзывах на заявление считают требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, указывают, что перечисление спорной суммы страховых взносов за 2006 год производилось Прикубанским районным отделом образования, выполнявшим функции централизованной бухгалтерии в отношении данных образовательных учреждений.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц образовательные учреждения своих представителей в судебное заседание 18.07.2012 не направили, их надлежащее извещение о дате и времени судебного заседания подтверждено материалами дела.

В судебном заседании 18.07.2012 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.07.2012 до 10-00, по окончании перерыва представитель Управления в суд не явился.

Суд, изучив доводы заявления, дополнений к нему и отзывов, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, заявитель создан с 27.01.2006 и зарегистрирован Инспекцией в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Заявитель создан в качестве подразделения вновь образованной Администрации Прикубанского муниципального района в порядке приведения структуры органов муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Положению об Управлении образования Администрации Прикубанского муниципального района заявитель создан с целью управления деятельностью учреждений образования Прикубанского муниципального района в вопросах обеспечения государственной политики в области образования.

До создания заявителя аналогичные функции в Прикубанском районе осуществлялись Прикубанским районным отделом образования (ОГРН <***>), который являлся подразделением Прикубанской районной государственной администрации.

Все образовательные учреждения Прикубанского района с 2002 года являлись юридическими лицами и были зарегистрированы в качестве страхователей в Отделении, но не имели собственных лицевых счетов в органах казначейства, собственной бухгалтерии, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении этих учреждений осуществлялась в централизованном порядке.

Между Прикубанским районным отделом образования в качестве Централизованной бухгалтерии и всеми образовательными учреждениями района в январе 2006 года были заключены представленные в материалах дела договоры на обслуживание, согласно которым Централизованная бухгалтерия взяла на себя обязательства по осуществлению бухгалтерского учета, представлению в контролирующие органы бухгалтерской и иной отчетности.

Таким образом, в 2006 году Прикубанский районный отдел образования вел бухгалтерский учет всех образовательных учреждений района, совершал все кассовые операции, представлял в налоговые и иные государственные органы отчетность.

Прикубанским районным отделом образования в централизованном порядке каждый отчетный период представлялся в Инспекцию расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в целом по всем образовательным учреждениям района, при этом разбивка начисленных и уплаченных сумм страховых взносов в разрезе образовательных учреждений оформлялась в качестве приложения к представляемым в Инспекцию расчетам.

Уплачиваемые в таком порядке Прикубанским районным отделом образования суммы страховых взносов перечислялись в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации единой суммой. При этом Инспекция, которая осуществляла функции по контролю за уплатой страховых взносов, не вела карточек лицевых счетов в отношении образовательных учреждений Прикубанского района, все поступившие суммы страховых взносов отражались в карточке лицевого счета Прикубанского районного отдела образования без разбивки по образовательным учреждениям.

В свою очередь, Отделение в соответствии с реестрами учета платежей страхователей (образовательных учреждений), а также оформляемыми и представляемыми Прикубанским районным отделом образования протоколами к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) перераспределяло перечисленные в бюджет Пенсионного фонда суммы по конкретным страхователям (образовательным учреждениям) в счет исполнения их обязанности по уплате страховых взносов.

Из материалов дела видно, что платежным поручением от 26.07.2006 № 828 Прикубанский районный отдел образования произвел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части пенсии в сумме 1 560 529 руб. по КБК 18210202010061000160, администратором платежей по этому коду бюджетной классификации является Инспекция.

Из содержания данного платежного поручения усматривается, что все реквизиты для перечисления страховых взносов Прикубанским районным отделом образования были указаны правильно, в графе «Назначение платежа» было указано на уплату задолженности по страховым взносам за 2005 год.

Уплаченная по платежному поручению от 26.07.2006 № 828 сумма страховых взносов поступила в бюджет Пенсионного фонда не в соответствии с приведенными плательщиком реквизитами и фактически была зачислена на КБК 18210202020061000160 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии. По этой причине по карточке лицевого счета Прикубанского районного отдела образования в Инспекции образовалась переплата в сумме 1 560 529 руб. по накопительной части пенсии и соответствующая сумма задолженности по страховой части пенсии.

Управлением в суд не представлены документы о перечислении денежных средств с лицевого счета Прикубанского районного отдела образования в бюджет Пенсионного фонда на основании платежного поручения от 26.07.2006 № 828 со ссылкой на истечение пятилетнего срока хранения соответствующих документов.

Вместе с тем с учетом указания плательщиком в платежном документе надлежащих реквизитов ошибка в перечислении уплаченной суммы страховых взносов могла иметь место только по одной причине – вследствие допущенной сотрудниками органа казначейства ошибки в указании кода бюджетной классификации при осуществлении операции по перечислению денежных средств.

Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2005 № 193 «О ликвидации территориальных районных государственных администраций» была ликвидирована Прикубанская районная государственная администрация.

Постановлением Главы Прикубанской районной государственной администрации от 01.12.2005 № 338 «О реализации Указа Президента Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2005 № 193 «О ликвидации территориальных районных государственных администраций» также был ликвидирован Прикубанский районный отдел образования (ОГРН <***>), запись о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с его ликвидацией была внесена Инспекцией в ЕГРЮЛ 01.08.2006.

Таким образом, Прикубанский районный отдел образования прекратил свое существование в качестве юридического лица практически сразу после перечисления денежных средств по платежному поручению от 26.07.2006 № 828.

После ликвидации Прикубанского районного отдела образования функции централизованной бухгалтерии образовательных учреждений района продолжил исполнять заявитель.

Постановлением Главы Администрации Прикубанского муниципального района от 05.03.2007 № 205 право осуществления самостоятельной финансовой деятельности было предоставлено части муниципальных образовательных учреждений Прикубанского района – школам п. Майский, п. Октябрьский, п. Кавказский, с. Чапаевское, с. Дружба, с. Знаменка, школе № 1 а. Псыж.

Впоследствии остальным образовательным учреждениям право осуществления самостоятельной финансовой деятельности было предоставлено с 04.05.2011 на основании постановления Администрации Прикубанского муниципального района от 04.05.2011 №302.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование перешли от Инспекции к Отделению.

Сторонами не оспаривается, что до 2010 года ни Инспекцией, ни Отделением меры по взысканию недоимки по страховой части пенсии, образовавшейся в результате ошибочного перечисления денежных средств по платежному поручению от 26.07.2006 №828, не предпринимались, требования об уплате задолженности не выставлялись.

После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Отделением были выставлены требования об уплате недоимки образовательных учреждений Прикубанского муниципального района, заявителем в 2010 году была уплачена недоимка по страховой части пенсии, образовавшаяся в результате ошибочного перечисления денежных средств по платежному поручению от 26.07.2006 №828.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что по данным Инспекции и Отделения размер переплаты по накопительной части пенсии, образовавшейся вследствие ошибочного перечисления денежных средств по платежному поручению от 26.07.2006 №828, различается.

Так, по данным карточки лицевого счета Прикубанского районного отдела образования в Инспекции размер переплаты по накопительной части пенсии соответствует размеру перечисленных по платежному поручению от 26.07.2006 №828 средств и составляет 1 560 529 руб.

По данным Отделения размер переплаты Прикубанского районного отдела образования по накопительной части пенсии составляет 1 498 244 руб. Данное обстоятельство объясняется тем, что перечисленная платежным поручением от 26.07.2006 №828 сумма была распределена Отделением в соответствии со сведениями, содержащимися в протоколах к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год (форма АДВ-11).

В деле имеются формы АДВ-11, из которых следует, что при представлении отчетности за 2006 год Прикубанский районный отдел образования разбил перечисленную платежным поручением от 26.07.2006 №828 сумму следующим образом: переплата в сумме 1 498 244 руб. 20 коп. указана в АДВ-11 аппарата Прикубанского районного отдела образования, оставшаяся сумма переплаты (62 284 руб. 80 коп.) была разнесена по АДВ-11 в разрезе образовательных учреждений.

Такой порядок распределения уплаченных сумм представители заявителя в ходе судебного разбирательства объяснить не смогли, однако утверждают, что по платежному поручению от 26.07.2006 №828 уплата страховых взносов, исчисленных в отношении заработной платы сотрудников аппарата Прикубанского районного отдела образования, не производилась, уплата всей перечисленной в бюджет Пенсионного фонда суммы была произведена за подведомственные образовательные учреждения.

Заявитель 25.11.2011 обратился в Инспекцию с заявлением №650 о проведении зачета переплаты страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии в сумме 1 560 929 руб. в счет уплаты страховых взносов на страховой части пенсии.

Инспекция решением от 05.12.2011 №1063 отказала заявителю в осуществлении испрашиваемого зачета излишне уплаченных страховых взносов, указав, что в соответствии с Письмом ФНС России № ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 г. заявление должно подаваться заявителем в органы пенсионного фонда, уполномоченные на принятие соответствующего решения о возврате.

Заявитель 20.02.2012 обратился в Отделение с заявлением № 96 о возврате переплаты по накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 560 929 руб. или осуществлении зачета данной переплаты в счет уплаты страховых взносов по страховой части пенсии.

Рассмотрев данное заявление, Отделение письмом от 09.04.2012 № 4569 отказало заявителю в возврате либо зачете излишне уплаченных страховых взносов.

В качестве обоснования отказа Отделение указал, что сальдо переплаты по АДВ-11 за 2006 год составляет 1 498 244 руб., положительное решение о возврате переплаты, образовавшейся до 01.01.2010, может быть вынесено только в случае равенства сальдовых остатков по АДВ-11 и по акту совместной сверки расчетов с Инспекцией на дату обращения по вопросу возврата.

Указанные обстоятельства послужили причиной обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Этому праву корреспондирует обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 5 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом. Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Согласно указанной статье бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Правительство Российской Федерации на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации» утвердило Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).

В силу пункта 1 Правил федеральные органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации (далее - главные администраторы доходов бюджетов) в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.

Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2). Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (часть 3). Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 11). Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12). Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13). Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (часть 14). До истечения срока, установленного частью 14 настоящей статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 15).

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации согласно Приложению 1 к указанному Закону.

Однако Федеральным законом от 22.07.2010 № 161-ФЗ в Федеральный закон от 30.11.2009 №307-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 26.07.2010 и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, в силу которых в Перечень Главных администраторов доходов Пенсионного фонда Российской Федерации внесен Пенсионный фонд Российской Федерации (код 392).

При этом Пенсионный фонд России указан главным администратором по страховым платежам, зачисляемым по кодам 392 1 02 02010 06 0000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; 392 1 02 02020 06 0000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии; 392 1 09 10010 06 0000 160 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года); 392 1 09 10020 06 0000 160 - страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года).

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 №92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.

Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 № ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации 182 1 02 02010 06 0000 160 и коду бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 0000 160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же коды бюджетной классификации закреплены за налоговыми органами приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Суд учитывает, что Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд Российской Федерации совместно разработали и Письмом от 11.08.2010 № ЯК-17-8/58, №АД-30-24/8509@ утвердили Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет Пенсионный фонд России в 2002 - 2009 годы (далее - Порядок).

Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае спорная сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части пенсии образовалась в связи с ошибочным перечислением страховых взносов в 2006 году с указанием неверного КБК 18210202020061000160, администратором по которому выступает Инспекция.

Поскольку в данном случае уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производилась до 01.01.2010, возврат спорной суммы страховых взносов должен производиться в порядке, предусмотренном Письмом ФНС России №ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации № АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 г.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по предъявленным заявителем требованиям является Отделение.

Вместе с тем требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

На дату осуществления Прикубанским районным отделом образования уплаты страховых взносов по платежному поручению от 26.07.2006 № 828 к спорным правоотношениям применялись положения Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ следует, что до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не было предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Из приведенных норм Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ, от 15.12.2001 №167-ФЗ, Налогового кодекса Российской Федерации следует, что правом на возврат либо зачет излишне уплаченных страховых взносов обладают страхователи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 НК РФ). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29 НК РФ).

Судом установлено, что между Прикубанским районным отделом образования и всеми образовательными учреждениями района в 2006 году были заключены и действовали договоры на обслуживание, согласно которым Прикубанский районный отдел образования в качестве централизованной бухгалтерии взял на себя обязательства по обеспечению ведения бухгалтерского учета, составлению отчетности и ее своевременному представлению в органы статистики, налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов.

В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель и привлеченные к участию в деле образовательные учреждения в своих отзывах подтвердили, что платежным поручением Прикубанского районного отдела образования от 26.07.2006 № 828 не перечислялись страховые взносы за счет средств, выделенных на выплату заработной платы работникам аппарата отдела образования, вся перечисленная сумма страховых взносов исчислялась из средств, выделенных на заработную плату работникам образовательных учреждений (школ и детских садов).

Суд приходит к выводу, что в отношении уплаты спорной суммы страховых взносов страхователями являлись сами образовательные учреждения Прикубанского района, которые с 2002 года были зарегистрированы в Отделении в этом качестве с присвоением им соответствующих регистрационных номеров (например, СОШ с. Пригородное - № 008-007-003395, СОШ с. Светлое - №008-007-002825, СОШ с. Пристань - №008-007-002855 и т.д.).

Как следует из материалов дела, образовательные учреждения Прикубанского района, являясь юридическими лицами и страхователями в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в 2006 году не имели возможности самостоятельно перечислять страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда, поскольку лицевые счета данным учреждениям в органе федерального казначейства были открыты лишь в период с 2007 по 2001 год по мере предоставления права ведения самостоятельной финансовой деятельности постановлениями Администрации Прикубанского муниципального района от 05.03.2007 № 205, от 04.05.2011 № 302.

Фактически в 2006 году Прикубанский районный отдел образования выступал по взаимоотношениям образовательных учреждений района с Инспекцией и Отделением в качестве уполномоченного представителя страхователей, выполняя часть функций страхователей по представлению отчетности и централизованной уплате страховых взносов.

Таким образом, Прикубанский районный отдел образования, не являясь по спорным взаимоотношениям страхователем, не обладал правом на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов за 2006 год в сумме 1 560 529 руб.

Не обладает таким правом в отношении спорной суммы и заявитель. При этом доводы заявителя о наличии у него правопреемства в отношении прав ликвидированного юридического лица (Прикубанского районного отдела образования) на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ни Прикубанский районный отдел образования, ни заявитель не являлись страхователями в отношении уплаты страховых взносов образовательными учреждениями района.

Суд приходит к выводу, что требования к Отделению о зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год в сумме 1 560 529 руб. в данном случае заявлены ненадлежащим лицом и не могут быть судом удовлетворены.

Суд считает, что правом на предъявление таких требований к Отделению обладают сами образовательные учреждения, привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, в отношении суммы неверно перечисленных по платежному поручению Прикубанского районного отдела образования от 26.07.2006 № 828 страховых взносов, приходящихся на каждое из этих образовательных учреждений.

При этом то обстоятельство, что спорная сумма страховых взносов (1 560 529 руб.) была Прикубанским районным отделом образования неверно распределена при представлении в Отделение протоколов к ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) и в своей большей части указана в АДВ-11 ликвидированного отдела образования, является устранимым и не может препятствовать праву страхователей на возврат либо зачет страховых взносов.

Указанные протоколы к ведомости уплаты страховых взносов за 2006 год (форма АДВ-11) не являются достоверными доказательствами наличия переплаты именно у Прикубанского районного отдела образования. Суд считает, что у Отделения совместно со страхователями (образовательными учреждениями) имеется возможность устранения допущенных при представлении АДВ-11 за 2006 год ошибок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления образования Администрации Прикубанского муниципального района отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Г. Шишканов