ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-822/2023 от 25.07.2023 АС Карачаево-Черкесской Республики

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Черкесск                                                                                                                дело № А25-822/2023

«31» июля 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2023 года. Полный текст решения изготовлен 31 июля 2023 года.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Биджиевой Р.М., при ведении протокола судебного заседания помошником судьи Борлаковым М.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Северо-Кавказскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действия по направлению письма от 07.02.2023 № 30-17/80

установил:

Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - заинтересованное лицо, Росприроднадзор) о признании незаконными действия, выразившиеся в  направлении в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (Северо-Кавказстат) письма от 07.02.2023 № 30-17/80.

Позиция заявителя, изложеннвя в заявлении, сводится к следующему.

Росприроднадзор направил в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (Северо-Кавказстат) письмо от 07.02.2023 № 30-17/80 в котором указал перечень респондентов, не представивших статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обраьотке, утилизации, обезвреживанипи, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год (приложение 1), и перечень респондентов, представивших статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) с нарушением сроков представления (приложение 2), для принятия решения о привлечении к администпративной ответственности, в том числе и указано УФК по КЧР.

По мнению Управления, направление Росприроднадзором в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (Северо-Кавказстат) письма от 07.02.2023 № 30-17/80, содержащей информацию о включении УФК по КЧР в перечень респондентов, не представивших статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведеният об образовании, обраьотке, утилизации, обезвреживанипи, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год (приложение 1) УФК по КЧР, является действием нарушающим права и законные интересы УФК по КЧР.

Росприроднадзор в письме от 07.02.2023 № 30-17/80 не указал, в соответствии с каким нормативно-правовым актом Управление обязано направить статистическую отчетность по форме 2-ТП (Отходы) за 2022 год, а также по какой причине Росприроднадзор указывает о необходимости привлечения УФК по КЧР к административной ответственности за непредставление указанной отчетности, не выяснив какая организация уполномочена предоставлять вышеуказанные сведения.

Управление отметило, что не является органом, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности УФК по КЧР. Управление не выполняет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обесвреживанию, размещению отходов, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением об УФК по КЧР, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316 (прилоджение № 9), УФК по КЧР осуществляет кассовое обслуживание исполнения федеральногоь бюджета на территории с убъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации , бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оранами местного самоуправления; кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществление в случаях, установленных законодательством Российской Федерации , учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств; осуществление учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределениет между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; составление и представление в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территориии субъекта Российской Федерации, а также иной бюджетной отчетности; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.

Управление не наделено полномочиями по предоставлению в соответствующие организации статистической отчетности, связанной с деятельностьюпо вывозу, размещению, хранению, накоплению и утилизации отходов.

Утилизация отходов, образующихся от деятельности территориальных органов Федерального казначейства осуществляет Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению теятельности Казначейства России» в соответствии со Стандартом обеспечения услугами по ублорке и санитарному содержанию зданий, строений, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, утвержденным приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 № 6 (далее - Стандарт № 6).

В соответствии с пунктом 3.12 Стандарта № 6, накопление отходов, образуемых на территории и прилегающих земельных участках территориальных органов Федерального казначейства путем их раздельного складировпния (по согласованию с территориальными органами Федерального казначейства) по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов осуществляет Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению теятельности Казначейства России».

 Вышеуказанные функции в отношении УФК по КЧР осуществляются Межрегиональным филиалом Федерального казенного учреждения  «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее - Филиал).

Согласно пункту 2.3.6 Положения о Филиале, утвердденного приказом ФКУ ««Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» от 12.10.2021 № 1041 клининговые услуги в административных зданиях УФК по КЧР и прилегающих территорриях, а также вывоз твердых бытовых отходов для нужд УФК по КЧР осуществляется Филиалом.

Собственником твердых коммунальных отходов и мусора, образованного в ходе деятельности УФК по КЧР является Филиал, соответственно он и ведет учет сведений в области образовавшихся, использованных, обезвреженных, накопленных, размещенных отходов. Данные статистические сведения находятся в распоряжении у Филиала, поскольку в соответствии с разделом II положения о Филиале от 12.10.2021 № 1041, Филиал осуществляет всю перечисленную деятельность.

Следовательно, Филиал должен был предоставить в Росприроднадзор соответствующую форму статистической отчетности.

Кроме того, УФК по КЧР письмами от 08.04.2022 № 79-12-13/12-1302, от 12.04.2022 № 12-13/12-1339 уведомило Росприроднадзор о том, что не является хозяйствующим субъектом и собственником имущества, которое осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.

Однако Росприроднадзор включил Управление в перечень хозяйствующих субъектов, не предоставивших  статистические сведения по форме 2-ТП (Отходы) за 2022 год, неправомерно возложив обязанность по предоставлению указанных сведений на УФК по КЧР и неправомерно направил данный перечень в адрес Росстата.

 В результате данных неправомерных действий должностным лицом Росстата в отношении УФК по КЧР был составлен  протокол об административном правонарушений по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ по факту непредставления в установленный срок первичных статистичсеких данных по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год в территтоиральный орган Росприроднадзора.

Росприроднадзор незаконно возложил на УФК по КЧР обязанность по предоставлению статистичсекую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год, а также в нарушение закона направил в Росстат сведения , не соответствующие деяствительности, чем нарушил права и законные интересы УФК потКЧР.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил признать незаконыными действия Росприроднадзора по направлению письма от 07.02.2023 № 30-17/80.

Северо-Кавказское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отзыве на заявление с требованиями заявителя не согласилось, просило суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее.

Заявитель указал, что утилизация отходов, образующихся от деятельности территориальных органов Федеральногго казначействат обеспечивается Межрегиональным филиалом ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в связи с чем обязательство по сдаче статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) возлагается на Филиал.

В соотвесттвии с приказом Росстата от 09.10.2020 № 627: «При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений».

Таким образом, согласно приказу Росстата от 09.10.2020 № 627, Межрегиональнвй филиал ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», также является респондентом по сдаче статистической формы № 2-ТП (отходы) по результатам своей деятельности.

Вместе с тем, указанный факт не освобождает заявителя от необходимости предоставления статистических данных по отходам, образованным в результате деятельсноти УФК по КЧР.

Учитывая, что статистическач отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обраьотке, утилизации, обезвреживанипи, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год не поступили, информация о заявителя включена в реестр хозяйствующих субъектов, не предоставивших статистические сведения по форме № 2-ТП (отходы).

Согласно пункту 57.3 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, Росприроднадзор является субъектом официального статистического учета, осуществляющим сбор и обработку сведений об образовании, использовании, обезвреживании, траспортировании и размещении  отходов производства и потребления,ежегодно представляемых респондентами по форме № 2-ТП (отходы).

В рамках профилактических мер, направленных на обеспечение предоставления респодентами формы статистичсекого наблюдения № 2-ТП (отходы), предусмотреноь направление информации в орган Росстата, в отношении респондентов, не предоставивших первичные статистические данные в установленном порядке, доля принятия решения о привлечении их к административной ответствтенности, предусмотренной статьей 13.19 КоАП РФ.

Таким образом, направление информации о респондентах, не предоставивших статистические сведения по форме № 2-ТП (отходы) в адрес Управления федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, осуществлено в рамках возложенных на Росприроднадзор полномочий.

Представитель заинтересвоанного лица в судебном заседании поддержад доводы, изложенные в отзыве, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее заявление рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211 АПК РФ).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Росприроднадзор направил в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (Северо-Кавказстат) письмо от 07.02.2023 №30-17/80 в котором указал перечень респондентов, не представивших статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обраьотке, утилизации, обезвреживанипи, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год (приложение 1), и перечень респондентов, представивших статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) с нарушением сроков представления (приложение 2), для принятия решения о привлечении к администпративной ответственности.

В указанный перечень включено и Управление Федерального Казначейства по КЧР.

Полагая, что письмо Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.02.2023 № 30-17/80, направленное в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (Северо-Кавказстат) нарушает права заявителя, Управление Федерального Казначейства по КЧР обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Из системного толкования частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российскойт Федерации для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 319-О и от 03.04.2007 № 363-О-О указано на то, что при рассмотрении судебного дела об обжаловании ненормативного акта государственного органа суды обязаны выяснить, затрагивает ли он права субъекта хозяйственной деятельности, соответствует ли актам законодательства, регулирующим правоотношения в соответствующей сфере деятельности, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.

Исходя из приведенных положений, оценив доводы сторон в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле письменными доказательствами, суд полагает заявление Управления Федерального Казначейства по КЧР обоснованным и правомерным на основании следующего.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (п.1 ст.4 Федерального закона № 282-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007
№ 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации

Официальная статистическая информация предоставляется государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам (ч. 8 ст. 2  ФЗ № 282), что свидетельствует о значимости своевременного предоставления указанных сведений для непосредственного выполнения уполномоченным органом своих законных функций и полномочий.

Важнейшими принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления официальной статистичес кой информации (ст. 4 ФЗ № 282).

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» . Статистические данные по форме № 2-ТП (отходы) предоставляются в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации.

Форма отчетности годовая. Срок представления данной статистической формы за 2022 год – 1 февраля 2023 года.

Время (дата) совершения административного правонарушения: 00 часов 00 минут 02 февраля 2023 года.

Из материалов дела следует, что Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора направило в ОП Северо-Кавказстата по КЧР письмо №30-17/80 от 07.02.2023 указывающее на факт непредставления УФК по Карачаево-Черкесской Республике в установленный законодательством срок первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2022 год.

Местом совершения административного правонарушения следует считать место нахождения юридического лица: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск,
ул. Красноармейская, д. 70, К.А.

В соответствии с п. 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.

В соответствии с пп. «г» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление № 153), в отношении Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства централизуемые полномочия осуществляет Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России",

- в соответствии с п. 7 Постановления № 153, 7.

При осуществлении централизуемых полномочий, уполномоченная организация осуществляет от имени соответствующего субъекта централизованного учета взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и иными государственными органами, а также Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с п. 358 Графика документооборота при централизации учета, утвержденного приказом Федерального казначейства от 21.11.2022 № 31н (далее - График № 31н), который издан на основании Постановления № 153, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставляется субъектом централизованного учета. Согласно п. 366 Графика № 31н, Статистическая отчетность, в том числе, форма № 2-ТП (отходы) и иные формы статистического наблюдения, установленные законодательством, также предоставляется субъектом централизованного учета.

При этом, в соответствии с вышеизложенным, взаимодействие с Федеральной службой статистики и иными органами (в том числе территориальным органом Росприроднадзора) осуществляет уполномоченная организация, то есть Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".

В соответствии с положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, Управление не наделено полномочиями о предоставлении статистической отчетности в соответствующие органы.

В соответствии с п. 2.3.24 положения о Межрегиональном филиале Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Ставрополе, утвержденного приказом Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» от 12.10.2021 № 1041, Межрегиональный филиал Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Ставрополе (далее - Филиал) осуществляет в рамках реализации переданных Федерального казначейству полномочий, полномочия в соответствии с Постановлением №153.

Таким образом, при том, что предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и предоставление закреплено за субъектом централизованного учета, от имени данного субъекта соответствующие полномочия и взаимодействие с государственными органами, в том числе с Федеральной службой государственной статистики, осуществляет Филиал.

При таких обстоятельствах, Управление не осуществляет обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления, поскольку не осуществляет функции по вывозу твердых бытовых отходов для нужд Управления, и организацию и обеспечение технической эксплуатации зданий, сооружений, помещений, земельных участков, закрепленных за Управлением, а также не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, и заключение государственных контрактов для нужд Управления, соответственно Управление не располагает требуемыми статистическими сведениями.

Данные статистические сведения находятся в распоряжении у Филиала, поскольку в соответствии с разделом II положения о Филиале от 12.10.2021 № 1041, утвержденного приказом Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» от 12.10.2021 № 1041 (приказ находится в открытом доступе), Филиал осуществляет всю перечисленную деятельность.

УФК по Карачаево-Черкесской Республике представило Положение о Межрегиональном филиале Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Ставрополе.

Основными видами деятельности, осуществляемыми Филиалом для достижения цели деятельности являются:

- п. 2.3.1 Организация и обеспечение технической эксплуатации зданий и сооружений, помещений, земельных участков, закрепленных за УФК по Ставропольскому краю, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике и Учреждением на праве оперативного управления, учтенных на балансе филиала, и или переданных в безвозмездное пользование (аренду) УФК по Ставропольскому краю, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике (далее – Объекты);

- п.2.3.2 Обеспечение организации и проведения строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта Объектов, подготовки разрешительной и проектной документации;

- п.2.3.3 Обеспечение УФК по Ставропольскому краю, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике услугами по техническому обслуживанию средств систем охраны, пожарной безопасности, контроля и управления доступом на Объекты;

- п.2.3.6. Организация и обеспечение оказания клининговых услуг (услуг по профессиональной уборке) на Объектах и прилегающей к ним территории, услуг по вывозу твердых бытовых отходов для нужд УФК по Ставропольскому краю, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике и Филиала.

Управление обращает внимание, что не является органом, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности Управления.

Так, в число полномочий, осуществляемых Управлением, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, не входит деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, Управление также не осуществляет никакой финансово-хозяйственной деятельности.

При этом, накопление отходов, образуемых на территории и прилегающих земельных участках территориальных органов Федерального казначейства путем их раздельного складирования (по согласованию с территориальными органами Федерального казначейства) по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов осуществляет Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в соответствии с п.3.12  Стандарта обеспечения услугами по уборке и санитарному содержанию зданий, строений, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, утвержденным приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 № 6.

В частности, вышеуказанные функции в отношении Управления осуществляются Межрегиональным филиалом Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Ставрополе (далее - Филиал), что подтверждается п. 2.3.6 положения о Филиале, утвержденного приказом Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» от 12.10.2021 № 1041 (далее – Положение о филиале), где указано, что клининговые услуги в административных зданиях Управления и прилегающих территориях, а также вывоз твердых бытовых отходов для нужд Управления осуществляется Филиалом.

Кроме того, хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности Управления также осуществляется Филиалом (п. 2.3.8 Положения о Филиале). Приказом Федерального казначейства от 18.01.2017 № 2н установлен Порядок взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" при осуществлении Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочий по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела государственными контрактами:

- государственный контракт на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию зданий и прилегающей территории (Карачаево-Черкесская Республика) утилизации № КЧР-21-ЭА/10;

- контракт № 900001 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04.02.2021;

- государственный контракт на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию зданий (Карачаево-Черкесская Республика) от 08.02.2022 № КЧР-22-ЕП/05;

- государственный контракт на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию зданий (Карачаево-Черкесская Республика) от 08.02.2022 № КЧР-22-ЕП/02;

- государственный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 04.02.2021 № 01-01-0001/21;

- государственный контракт на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию зданий и прилегающей территории № КЧР-22-ЭА/05;

- государственный контракт на оказание услуги по уничтожению не подлежащих хранению архивных документов № ЦОКР -22-ЭА/04;

- государственный контракт на оказание услуг по уборке и санитарному содержанию зданий и прилегающей территории от 11.02.2022 № 1002816601232100034;

- государственный контракт на оказание услуг по утилизации информационно-коммуникационного оборудования для обеспечения нужд территориальных органов Федерального казначейства и Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Ставрополе
№ 100281660122100020 от 10.02.2022.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Управление не осуществляет  обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления, так как не осуществляет функции по вывозу твердых бытовых отходов для нужд Управления, и организацию и обеспечение технической эксплуатации зданий, сооружений, помещений, земельных участков, закрепленных за Управлением, а также не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, и заключение государственных контрактов для нужд Управления, соответственно Управление не располагает требуемыми статистическими сведениями, поскольку данные статистические сведения находятся в распоряжении у Филиала, который в соответствии с разделом II положения о Филиале, осуществляет всю перечисленную деятельность.

Собственником твердых коммунальных отходов и мусора, образующегося в результате деятельности Управления, является Филиал, соответственно он ведет учет сведений в области образовавшихся, использованных, обезвреженных, накопленных, размещенных отходов

Суд приходит к выводу, что с учетом всех перечисленных обстоятельств, Филиал, а не Управление, мог и должен был своевременно предоставить в Росприроднадзор соответствующую форму статистической отчетности форма 2-ТП (отходы).

Указанная позиция Управления подтверждается также решением Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 34-АД15-1, в котором содержится вывод о том, что лицо, которое осуществляет сбор, вывоз и утилизацию бытового мусора, образующихся в процессе деятельности организации, осуществляет накопление отходов и иную деятельность в области обращения с отходами, относится к числу субъектов, на которых в силу закона возложена обязанность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, накопленных, размещенных отходов.

Между тем, Росприроднадзор в соответствии с п. 4.68 Положения о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 № 10 (далее – Положение о Росприроднадзоре), направляет в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации и иные государственные органы материалы о выявленных в результате мероприятий по контролю нарушениях для рассмотрения по подведомственности.

Однако, в отношении Управления не было проведено контрольных мероприятий, в ходе которых были бы выявлены какие-либо нарушения, в частности в виде непредставления в адрес уполномоченного органа форм соответствующей статистической отчетности. Таким образом, учитывая полномочия Росприроднадзора, закрепленные в положении о Росприроднадзоре следует вывод, о неправомерном направлении соответствующих сведений в Росстат без проведения проверки.

Суд обращает внимание, что в ходе проведения соответствующих контрольных мероприятий, Росприроднадзор мог установить то обстоятельство, что Управление не несет ответственность за непредставление соответствующих форм статистической отчетности в виду отсутствия у него данных полномочий, а также то обстоятельство, что сведения по форме 2-ТП (отходы) должен был направлять Филиал, который осуществляет финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Управления, в том числе накопление, хранение, вывоз, размещение и утилизацию ТКО.

Таким образом, письмо Росприроднадзора от 07.02.2023 № 30-17/80, направленное в адрес Росстата без проведения соответствующих контрольных мероприятий нарушило права и законные интересы УФК по КЧР.

Суд также обращает внимание, что порядок документооборота по направлению в уполномоченные органы соответствующей статистической отчетности урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений", приказом Федерального казначейства от 21.11.2022 № 31н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета".

При этом вышеуказанные нормативные правовые акты применяются к правоотношениям между Филиалом и Управлением, с учетом того, что всю финансово-хозяйственную деятельность от имени Управления осуществляет Филиал, также как и обращение с отходами, образующимися в ходе деятельности Управления. Поскольку приказ Федерального казначейства от 21.11.2022 № 31н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета" возлагает на субъекты централизуемого учета обязанность по предоставлению вышеуказанных сведений в соответствующие органы при том, что данные субъекты централизуемого учета самостоятельно осуществляют  финансово-хозяйственную деятельность, а также деятельность в области накопления, размещения, транспортировки, хранения и утилизации отходов, образующихся в ходе их деятельности (Федеральное казначейство осуществляет только ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы).

Однако, так как в отношении Управления всю данную деятельность осуществляет Филиал, соответственно, в данном случае Филиал должен предоставлять вышеуказанные формы отчетности, которая вытекает из деятельности Филиала. Дополнительно, в соответствии с приказом Федерального казначейства от 21.11.2022 № 31н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета", Филиал также выполняет и централизуемые полномочия, предусмотренные данным приказом.

Из материалов дела усматривается, что Управление ранее неоднократно направляло в адрес Росприроднадзора сведения о том, что не является хозяйствующим субъектом и собственником имущества, которое осуществляет негативное воздействие на окружающую среду (письмо от 08.04.2022 № 79-12-13/12-1302, письмо от 12.04.2022 № 12-13/12-1339).

Тем не менее, при направлении Письма в адрес Росстата, Росприроднадзор не учел данных обстоятельств.

Отсутствие у Управления полномочий и видов деятельности, связанных с осуществлением обращения с  ТКО, образующегося в процессе деятельности Управления, Филиалом, а также осуществление Филиалом финансово-хозяйственной деятельности для обеспечения нужд Управления, отсутствие у Управления полномочия по направлению формы №2-ТП (Отходы) в адрес уполномоченных органов, исключает ответственность Управления за непредставление соответствующей формы статистической отчетности в адрес Росприроднадзора.

Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике сообщило, что в соответствии с частями 5 и 10 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказом Федерального казначейства от 18.01.2017 № 2н «О наделении Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочиями по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и об утверждении Порядка взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства и Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" при осуществлении Федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочиями  по планированию и осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций центрального аппарата, территориальных органов Федерального казначейства» полномочиями по планированию и осуществлению закупок для обеспечения функций Управления наделено Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

Межрегиональному филиалу Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Ставрополе передано на баланс движимое и недвижимое имущество, в связи с чем, Управление не является хозяйствующим субъектом и собственником (балансодержателем) имущества.

Письмами от 08.04.2022 № 79-12-13/12-1302 и от 12.04.2022 № 12-13/12-1339 указанные сведения Управлением доведены до Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что постановлением Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскомц федеральному округу (г.Черкесск) от 29.03.2023 производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

При таких обстоятедьствах требования Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признаии незаконными действия Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по направлению в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскомц федеральному округу письма от 07.02.2023 № 30-17/80 подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Государственная пошлина по заявлению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, который освобожлден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил: 

  1. Заявленное требование Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

 2. Признать незаконными действия Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выразившиеся в направлении в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу письма от 07.02.2023 № 30-17/80.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (проспект Ленина, 9, город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья                                                                           Р.М. Биджиева