ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-824/10 от 10.02.2011 АС Карачаево-Черкесской Республики

  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

Ленина ул., д. 9, Черкесск, 369 000, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Черкесск Дело № А25-824/2011

14 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.02.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 14.02.2011 г.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтун А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Правительства Карачаево-Черкесской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительными решения от 04.06.2010 г. по делу № 23 о защите конкуренции и предписания № 26 от 04.06.2010 г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

при участии:

от Правительства Карачаево-Черкесской Республики – ФИО1, доверенность №4750-02 от 30.12.2010 г.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО2, доверенность № 177-1 от 02.02.2011 г.; ФИО3, доверенность № 4-1/14 от 11.01.2011 г.;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (3-го лица) – ФИО4, доверенность № 14 от 12.01.2011 г.; ФИО5, доверенность № 11 от 12.01.2011 г.;

от ФГУ «Земельная кадастровая палата» (3-го лица) – ФИО6, доверенность от 11.05.2010 г.;

от ЗАО АТК «Автомобилист» (3-го лица) – ФИО7, доверенность от 12.07.2010 г.;

от ООО «Черкесские строительные материалы» (3-го лица) – ФИО8, доверенность от 20.01.2011 г.;

от ООО ПТК «Трансснаб» (3-го лица) – ФИО9, доверенность № 11/11 от 21.01.2011 г.;

от ООО «Стройоптторг» (3-го лица) - ФИО9, доверенность № 128 от 14.04.09 г.;

от ОАО РАПП «Кавказ-Мясо» (3-го лица) – ФИО10, руководитель;

от ОАО «Каскад» (3-го лица) – ФИО11, доверенность № 13/10 от 20.10.2010 г.;

от ОАО «Черкесский завод РТИ» (3-го лица) – ФИО12, доверенность № 15/16 от 01.09.2010 г.;

от ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Северо-Кавказского филиала, ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Строй-Сервис», ООО «Промхим», ФИО13, ФИО14, ОАО «Холодмаш», ООО Фирма «Меркурий», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз», ООО СПМК «Элия», ЗАО «Висма», ОАО «Каскад», ООО Фирма «Хаммер», ЗАО «Аквалайн», Мэрии муниципального образования г. Черкеска (3-их лиц) - нет представителей, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного разбирательства;

УСТАНОВИЛ:

Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Служба) о признании недействительными решения от 04.06.2010 г. по делу № 23 о защите конкуренции и предписания № 26 от 04.06.2010 г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 51 АПК РФ были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Управление), ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Северо-Кавказского филиала, ФГУ «Земельная кадастровая палата», ЗАО АТК «Автомобилист», ООО «Черкесские строительные материалы», ООО ПТК «Трансснаб», ООО «Стройоптторг», ОАО РАПП «Кавказ-Мясо», ОАО «Каскад», ОАО «Черкесский завод РТИ», ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Строй-Сервис», ООО «Промхим», ФИО13, ФИО14, ОАО «Холодмаш», ООО Фирма «Меркурий», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз», ФИО13, ФИО14, ООО СПМК «Элия», ЗАО «Висма», ОАО «Каскад», ООО Фирма «Хаммер», ЗАО «Аквалайн», Мэрия муниципального образования г. Черкеска.

Позиция заявителя заключается в следующем. Заявитель считает, что он был необоснованно привлечен Службой в качестве ответчика по делу о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в соответствии с действующим законодательством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром уже проведена соответствующая проверка на соответствие «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Надлежащим ответчиком по рассмотренному Службой делу заявитель считает Росреестр, в компетенцию которого входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов. Действующим законодательством органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право не утверждать результаты проведенной кадастровой оценки в случае несогласия с ее результатами, заявитель считает, что он был обязан утвердить предложенные результаты оценки в любом случае, постановление № 492 от 23.12.09 г. заявитель считает законным и принятым в пределах своих полномочий. По мнению заявителя, вывод Службы о том, что повышение кадастровой стоимости земли влечет снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с предприятиями и организациями ближайших регионов (Ставропольского и Краснодарского краев), основан лишь на предположениях, которые ничем не подтверждены, кадастровая стоимость земли в указанных субъектах Российской Федерации Службой не исследовалась.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования со ссылкой на доводы, изложенные в заявлении.

Служба в отзыве на заявление требования заявителя не признает. По мнению Службы, в действиях заявителя и Управления по утверждению государственной кадастровой оценки земель в Карачаево-Черкесской Республике имеются признаки нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Утвержденная постановлением заявителя № 492 от 23.12.09 г. кадастровая стоимость земель в десятки раз превышает определенную не­зависимым оценщиком рыночную стоимость земельных участков хозяйствующих субъектов, обратившихся в Службу, что является неправомерным. По мнению Службы, увеличение кадастровой стоимости земли по земельным участкам, находящимся в собственности и аренде у хозяйствующих субъектов, повлечет за собой увеличение земельного налога и арендной платы, что будет иметь такие негативные последствия как увеличение расходов хозяйствующих субъектов и снижение конкурентоспособности производимой ими продукции (работ, услуг). Увеличится себестоимость, отпускная цена, и возникнет новый виток роста цен на всю продукцию и услуги в Карачаево-Черкесской Республике. В условиях единого экономического пространства России это повлечет снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики на рынке, на котором действуют такие же хозяйствующие субъекты близлежащих регионов: Ставропольского и Краснодарского краев. Служба считает, что произведенное представительным органом местного самоуправления г. Черкесска снижение ставок земельного налога не устраняет угро­зу снижения конкурентоспособности продукции производителей Карачаево-Черкесской Республики, обратившихся с жало­бами в Службу. Причиной завышения кадастровой стоимости земель в г. Черкесске Служба считает то обстоятельство, что источником исходной информации о стоимости участков по г. Черкесску для исполнителя работ по кадастровой оценке послужили только 9 номеров газе­ты «Все для вас», содержащие объявления о продаже земельных участков, которые, судя по их площади, предназначены для жилищного строительства, имеют все коммуникации непосредствен­но на участке или вблизи него, а также хорошую транспортную доступность, что уве­личивает их цену. Служба считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты являются законными, не нарушают права заявителя, просит в удовлетворении заявленных по делу требований отказать.

Представители Службы в судебном заседании поддерживают позицию, изложенную в отзыве на заявление, пояснили, что проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дела № 23 о нарушении антимонопольного законодательства не требовалось, поскольку взаимосвязь между повышением кадастровой стоимости земли и размера земельного налога, повышением в результате этого себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и снижением конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики понятна любому без проведения соответствующих исследований.

Управление в отзыве на заявление считает требования заявителя подлежащими удовлетворению. Управление указывает, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проводились ФГУП «ФКЦ «Земля», отчет которого прошел проверку в Росреестре на соответствие «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Управление не обладает полномочиями по проверке отчета, по отмене результатов оценки как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и в целом по Карачаево-Черкесской Республике. То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, а также ранее определенную в 2003 г. кадастровую стоимость, не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений по Карачаево-Черкесской Республике кадастровой оценки. Кадастровая оценка земель в Карачаево-Черкесской Республике в 2003 и 2008 г.г. проводилась по различной методике, ее результаты сравнивать некорректно. Законность постановления заявителя № 492 от 23.12.09 г. была предметом исследования Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, который решением от 05.08.2010 г. по делу № 3-11/2010 признал его соответствующим действующему законодательству.

Представители Управления в судебном заседании повторяют указанные в отзыве доводы, просят требования заявителя удовлетворить в полном объеме.

Северо-Кавказский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» сообщил суду, что все документы об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики в составе отчета о выполнении работ были переданы заказчику – Управлению, дополнительной информации суду сообщить не может, просит провести судебное заседание без его участия.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» (3-е лицо) в отзыве на заявление указало, что не может дать оценку заявленным по делу требованиям, поскольку определение кадастровой оценки земельных участков производилось исполнителем работ (ФГУП «ФКЦ «Земля»), функции по государственной кадастровой оценке в качестве уполномоченного органа государственной власти осуществляет Росреестр.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебном заседании оставляет вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.

ООО «Черкесские строительные материалы» (3-е лицо) в отзыве на заявление просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать, указывает, что является собственником нескольких земельных участков, кадастровая стоимость которых в соответствии с утвержденной постановлением заявителя №492 от 23.12.09 г. оценкой выросла от 9,5 до 60 раз. При определении кадастровой стоимости этих участков не были учтены их индивидуальные особенности, наличие (отсутствие) на них строений, инженерных и транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения. Государственными органами, ответственными за организацию и проведение кадастровой оценки, был ненадлежащим образом проверен отчет исполнителя работ, что повлекло за собой нарушение прав предприятия как владельца земельных участков и плательщика земельного налога, снижение конкурентоспособности его продукции по сравнению с продукцией аналогичных предприятий других регионов.

Представитель ООО «Черкесские строительные материалы» в судебном заседании поддерживает позицию, изложенную в отзыве.

ООО СПМК «Элия» (3-е лицо) своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований заявителя отказать, указывает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в результате последней кадастровой оценки возросла в 6,85 раз, значительно превышает его рыночную стоимость, влечет за собой увеличение стоимости производимой продукции (электротехнического оборудования и металлоконструкций) и ее конкурентоспособности.

ОАО «Строй-Сервис» (3-е лицо) своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указывает, что кадастровая стоимость земельного участка под производственной базой в 6,26 раз превышает рыночную стоимость данного участка. Утвержденные заявителем результаты государственной кадастровой оценки приводят к увеличению земельного налога, способствуют ограничению конкуренции и не соответствуют «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

ОАО «Домостроительный комбинат» (3-е лицо) своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований заявителя отказать, указывает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в результате последней кадастровой оценки возросла в 58 раз. Кадастровая оценка должна быть близка, но не выше рыночной стоимости, с целью определения рыночной стоимости земельного участка предприятие обратилось к независимому оценщику, который установил, что кадастровая стоимость превышает рыночную в 9 раз. Утвержденные заявителем результаты кадастровой оценки являются кабальными и губительными для субъектов бизнеса, делают их неконкурентоспособными.

ЗАО АТК «Автомобилист» отзыва на заявление в суд не представило, его представитель в судебном заседании указал, что необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению права предприятия платить законно установленные налоги, поддержал позицию Службы.

ООО ПТК «Трансснаб» отзыва на заявление в суд не представило, его представитель в судебном заседании просит в удовлетворении требований заявителя отказать, считает, что превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть больше рыночной.

ООО «Стройоптторг» отзыва на заявление в суд не представило, его представитель в судебном заседании считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указывает, что кадастровая оценка земель в городе Черкесске проведена без учета достоверных данных о рыночной стоимости земли.

ОАО РАПП «Кавказ-Мясо» отзыва на заявление в суд не представило, его руководитель в судебном заседании поддержал доводы Службы, указал, что результаты кадастровой оценки земельных участков существенно снижают конкурентоспособность производимой хозяйствующими субъектами Карачаево-Черкесской Республики продукции из-за повышения ее цены.

ОАО «Каскад» отзыва на заявление в суд не представило, его представитель в судебном заседании просит в удовлетворении требований заявителя отказать, считает, что кадастровая стоимость земельных участков не может превышать их рыночную стоимость.

ОАО «Черкесский завод РТИ» отзыва на заявление в суд не представило, его представитель в судебном заседании считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, считает, что увеличение в несколько раз кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с ранее произведенной в 2003 г. кадастровой оценкой является неправомерным и нарушает законодательство о защите конкуренции.

Мэрия муниципального образования г. Черкеска (3-е лицо) отзыва на заявление в суд не представила, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Мэрия муниципального образования г. Черкеска надлежащим образом извещена о дате и времени судебного разбирательства, что подтверждается представленным в деле реестром экспедиции арбитражного суда о вручении судебного акта нарочным 26.01.2011 г.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Северо-Кавказский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», ООО «Промхим», ОАО «Холодмаш», ООО Фирма «Меркурий», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз», ФИО13, ФИО14, ЗАО «Висма», ОАО «Каскад», ООО Фирма «Хаммер», ЗАО «Аквалайн», ФИО13, ФИО14, ООО СПМК «Элия», ОАО «Строй-Сервис», ОАО «Домостроительный комбинат» своих представителей в судебное заседание не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается представленными в деле уведомлениями о вручении заказных писем от 25.01.2011 г.

В судебном заседании 03.02.2011 г. в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 10.02.2011 г. до 14-00, о чем отсутствующие в судебном заседании лица были извещены судом путем направления телеграмм, уведомления о вручении адресатам которых представлены в деле.

Суд, изучив доводы заявления и отзывов на него, заслушав представителей сторон и третьих лиц в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 371 XXII от 06.01.1998 года «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики» заявитель является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 945 от 25.08.1999 г. «О государственной кадастровой оценке земель» заявителем было принято постановление № 150 от 30.08.06 г., которым признано необходимым проведение государственной кадастровой оценки земель в Карачаево-Черкесской Республике в течение 2006 – 2011 г.г., образована республиканская комиссия по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель.

Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проводились Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в соответствии с заключенным данной организацией с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (правопредшественником Управления) государственным контрактом № 02/260508 от 17.06.08 г. и техническим заданием на выполнение указанных работ (приложение № 1 к контракту).

По результатам проведенных работ Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» 01.12.2008 г. был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 01.01.08 г., который представлен в материалах настоящего дела (в полном объеме отчет и использованные при его подготовке материалы приобщены к делу в электронном виде на DVD-R).

Этот отчет был представлен на рассмотрение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и дважды направлялся Росреестром на доработку с замечаниями.

После доработки отчета по результатам проведенной с 11.11.09 г. по 16.11.09 г. проверки Росреестр актом № 3 зафиксировал, что отчет Северо-Кавказского филиала ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» соответствует «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденным приказом Минэкономразвития России № 39 от 15.02.07 г. (далее – «Методические указания …»).

После согласования результаты кадастровой оценки письмом Росреестра № 15-9559-ВК от 17.11.09 г. были направлены в Управление, которое представило их на утверждение заявителю.

В соответствии с п. 10 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года (далее по тексту – «Правила …»), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением № 492 от 23.12.09 г. заявитель утвердил результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики было рекомендовано использовать результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения. Постановление заявителя № 20 от 18.02.03 г., которым были утверждены результаты ранее проведенной в 2003 г. кадастровой оценки земель поселений Карачаево-Черкесской Республики, признано утратившим силу.

В Службу с жалобами на чрезмерно высокую кадастровую стоимость земельных участков под промышленными объектами в соответствии с результатами оценки, утвержденными постановлением заявителя № 492 от 23.12.09 г., обратились ЗАО АТК «Автомобилист», ООО «Черкесские строительные материалы», ОАО РАПП «Кавказ-Мясо», ОАО «Каскад», ОАО «Черкесский завод РТИ», ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Строй-Сервис», ООО «Промхим», ОАО «Холодмаш», ООО Фирма «Меркурий», ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз», ФИО13, ФИО14, ООО СПМК «Элия», ЗАО «Висма», ОАО «Каскад», ООО Фирма «Хаммер», ЗАО «Аквалайн».

В порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции Службой было возбуждено дело № 23 по факту нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции», создана комиссия по рассмотрению этого дела. В качестве ответчиков по возбужденному делу Службой были привлечены заявитель и Управление.

После возбуждения дела по факту нарушения законодательства о защите конкуренции в Службу с аналогичными жалобами также обратились ООО ПТК «Трансснаб», ООО «Стройоптторг», ФИО13, ФИО14

Основанием для обращения в Службу с жалобами послужили: увеличение кадастровой стоимости земельных участков в городе Черкесске от нескольких раз до нескольких десятков раз по сравнению с ранее установленной кадастровой стоимостью, что, в свою очередь, повлекло увеличение земельного налога; уравнивание в цене земли независимо от места расположения земельных участков, проведение кадастровой оценки без учета реальных (достоверных) статистических данных, наличия (отсутствия) инженерной инфраструктуры на окраине города.

Часть организаций (ООО «Черкесские строительные материалы», ООО ПТК «Трансснаб», ЗАО АТК «Автомобилист», ОАО «Домостроительный комбинат», ОАО «Строй-Сервис», ООО «Промхим», ООО «Стройоптторг», ООО Фирма «Меркурий», ОАО «Холодмаш», ФИО13, ФИО14, ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз») при обращении в Службу представили отчеты независимых оценщиков об определении рыночной стоимости земельных участков и ссылались на неправомерность превышения кадастровой стоимости земель над их рыночной стоимостью.

По результатам рассмотрения дела оспариваемым решением от 04.06.2010 г. Служба признала заявителя и Управление нарушившим антимонопольное законодательство (ч.1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции»), что выразилось в принятии результатов государственной кадастровой оценки земельных участков насе­ленных пунктов и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по городу Черкесску, которые влекут увеличение расходов хозяйствующих субъек­тов и снижение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) хозяйствующих субъ­ектов Карачаево-Черкесской Республики в условиях единого экономического пространства Российской Федерации по сравнению с хозяйствующими субъектами близлежащих регионов: Ставропольского и Краснодарского краев.

На основании решения от 04.06.2010 г. Служба выдала оспариваемое предписание №26 от 04.06.2010 г., которым обязала заявителя и Управление прекратить нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции» и в этих целях:

- заявителю в срок до 07.07.2010 г. отменить постановление № 492 от 23.12.09 г. в отношении указанных в решении Службы от 04.06.2010 г. хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков с привлечением независимых оценщиков, по всем случаям многократного превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью оцениваемых земельных участков;

- Управлению в срок до 15.07.2010 г. :

- отменить результаты кадастровой оценки земельных участков в отношении указанных в решении Службы от 04.06.2010 г. хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков с привлечением независимых оценщиков, определивших для этих объектов рыночную стоимость в значительно меньших размерах, чем кадастровая стоимость, рассчитанная ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице Северо-Кавказского филиала;

- установить кадастровую стоимость земельных участков для хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков, с учетом оценки, выполненной независимыми оценщиками.

Управление обязало заявителя и Управление об исполнении выданного предписания сообщить в срок до 20.07.2010 г.

Не согласившись с решением и предписанием Службы, заявитель оспорил их в арбитражном суде.

Заявитель воспользовался надлежащим способом защиты права, поскольку в соответствии со ст. 52 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

При рассмотрении требований заявителя суд учитывает следующее.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу основных начал земельного законодательства в Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.7 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании ч.ч. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и вынесения заявителем постановления № 492 от 23.12.09 г.) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

На основании статьи 24.11 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с «Правилами …» государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 206 от 11.04.06 г., действовавшей на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков КЧР). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

В соответствии с пунктом 11 «Правил …» были разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития России № 39 от 15.02.07 г. «Методические указания …», которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 1.2.9. «Методических указаний …» к одному из видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Земельные участки организаций, обратившихся с жалобами в Службу, относятся к указанному виду разрешенного использования.

Пунктом 1.4 «Методических указаний …» установлено, что определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2, осуществляется в следующем порядке:

- формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно п. 2.2.1. «Методических указаний …» расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.2. «Методических указаний …»).

Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи (пункт 2.2.3. «Методических указаний …»).

Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения и цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей (пункт 2.2.5. «Методических указаний …»).

Для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.

Построенная статистическая модель расчета кадастровой стоимости должна удовлетворять допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида. Анализ качества построенных моделей проводится на обучающей и контрольной выборках. Под обучающей выборкой понимается рыночная информация, на основе которой строятся модели расчета. Под контрольной выборкой понимается рыночная информация, на основе которой проверяется качество построенных моделей расчета, не включающая информацию обучающей выборки. Модель считается пригодной для последующего расчета кадастровой стоимости земельных участков, если параметры качества модели находятся в допустимых пределах и близки по значению на обучающей и контрольной выборках. Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистически значимая модель, обладающая наилучшим качеством. Построенная модель расчета должна отвечать требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворять допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида (пункт 2.2.6 «Методических указаний …»).

Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:

- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка (пункт 2.2.7. «Методических указаний …»).

Приказом Роснедвижимости № П/0152 от 29.06.07 г. в качестве практического пособия по реализации «Методических указаний …» были утверждены «Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее - «Технические рекомендации …»).

В «Технических рекомендациях …» приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.

Пунктом 1.1. «Технических рекомендаций …» установлено, что данные рекомендации сопровождаются специальным программным обеспечением «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» (далее - СПО).

При этом «Методические указания …», «Технические рекомендации …», СПО и руководство пользователя СПО составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Из материалов дела, а также представленных в электронном виде на DVD-Rматериалов к отчету Северо-Кавказского филиала ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» и пояснений представителей Управления в судебном заседании видно, что при определении кадастровой стоимости земельных участков использовалось СПО, разработанное по заказу Росреестра и предоставленное исполнителю работ Управлением.

В соответствии с п. 3.3. «Технических рекомендаций …», кадастровая стоимость земельных участков рассчитывается путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Установленные значения рыночной стоимости земельных участков, отображаются по форме Таблицы 3 Приложения 15 «Технических рекомендаций …» и в дальнейшем загружаются в СПО, где приравниваются к кадастровой стоимости.

Сбор информации о рыночной стоимости земельных участков проводится, прежде всего, с использованием наиболее информативных, достоверных источников, с наибольшей адекватностью содержащихся в нем сведений. Одними из важных источников, содержащих довольно полную и важную информацию о рынке недвижимости, являются базы данных риелторских и рекламных организаций, специализирующихся на рынке недвижимости. По сравнению со сведениями о уже довершенных сделках или Результатами индивидуальной оценки рыночной стоимости, сведения, содержащиеся в объявлениях о покупке/продаже/сдаче в аренду недвижимости, носят характер предложения продажи/сдачи в аренду. На территории Карачаево-Черкесской Республики такой рекламной организацией является газета «Все для Вас».

Сведения о совершенных сделках с объектами недвижимости является источником рыночной информации, поскольку отражают стоимость уже свершившихся сделок. Оценщики вправе отдать предпочтение тому источнику, который считают достоверным, отражающим реальную цену на рынке недвижимости, а остальные источники информации использовались бы в случае, если бы количество рыночной информации было недостаточно для построения математической модели расчета кадастровой стоимости.

Количества сделок и рыночной информации за 2007 год до даты оценки (01.01.08 г.) было недостаточно для построения математической модели расчета кадастровой стоимости, поэтому возникла необходимость использовать рыночную информацию за 2008 год. Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» проводилась обработка собранной рыночной информации - вносились корректировки в цену предложения - продажи: корректировка на торг, которой цена предложения - продажи переводится в цену сделки - продажи; корректировка на дату предложения, которой цена объекта аналога приводится к дате оценки 01.01.08 г. Так как рыночная информация - это сделки с едиными объектами недвижимости (земельный участок со зданием), было проведено выделение стоимости земельного участка из стоимости единого объекта недвижимости.

В отчете Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» изложен порядок сбора информации о рыночных ценах и величине арендной платы за объекты недвижимости. Весь алгоритм расчета рыночной стоимости земельных участков собранных в ходе сбора рыночной информации был представлен в Приложениях к отчету в таблицах №№ 7, 7А, 7Б. При расчете кадастровой стоимости земельных участков всех групп видов разрешенного использования земель использовались факторы отражающие коммунальную Инфраструктуру (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и канализация). В СПО значения факторов стоимости для оцениваемых земельных участков были рассчитаны с использованием графических материалов. Вся собранная исходная информация по значениям факторов стоимости представлена в приложениях к отчету.

Все расчеты производились с использованием СПО. Собранной рыночной информации было достаточно дня построения математической модели расчета кадастровой стоимости. Перегруппировка, уточнение факторов стоимости, расчет рыночной стоимости не требовались. Объектами оценки в соответствии с п. 6. «Административного регламента федерального агентствакадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», являются земельные участки, стоящие на кадастровом учете и имеющие полные сведения о характеристиках земельных участков.

Согласно п.3.8. «Технических рекомендаций …» расчет средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных, участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.15 «Методических указаний …», осуществляется на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования, результаты расчета средних значений представлены по форме таблицы 1 приложения 17.

В случае если в кадастровом квартале отсутствуют земельные участки одного из видов разрешенного использования, для такого кадастрового квартала рассчитывается среднее (взвешенное по площади) значение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков этого вида разрешенного использования по населенному пункту. Данные расчеты производятся непосредственно СПО.

В оспариваемом решении Службы от 04.06.2010 г. изложены претензии к осуществленному исполнителем работ ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»расчету кадастровой стоимости земельных участков: кадастровая оценка производилась практически без дифференцированного подхода к местоположению земель на территории города, их удаленности от центра города, являющихся одним из факторов стоимости земель­ных участков; источником исходной информации о стоимости участков по г. Черкесску послужили 9 номеров газе­ты «Все для вас», содержащих информацию о продаже земельных участков, предназначенных, в основном, для жилищного строительства, имеющих все коммуникации непосредствен­но на участке или вблизи него, а также имеющих хорошую транспортную доступность.

В силу ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Суд учитывает, что законность нормативного правового акта – постановления заявителя № 492 от 23.12.09 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики» была предметом рассмотрения по гражданскому делу в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республике по заявлениям Прокурора Карачаево-Черкесской Республики и ООО ПТК «Трансснаб», в рассмотрении дела принимали участие заявитель, Управление, Северо-Кавказский филиал ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2010 г. по делу № 3-11/2010 г., оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2010 г., в удовлетворении требований ООО ПТК «Трансснаб» и Прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании постановления заявителя № 492 от 23.12.09 г. недействующим отказано.

Указанными судебными актами установлено, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена и постановление № 492 от 23.12.09 г. принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.

Доводы о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования «Методических указаний …» и «Технических рекомендаций …» в части сбора достоверной и достаточной информации о земельных участках, были проверены судом и признаны необоснованными.

Таким образом, доводы Службы об отсутствии в ходе кадастровой оценки дифференцированного подхода к местоположению земель и недостаточности исходной информации о стоимости земельных участков в г. Черкесске аналогичны обстоятельствам, исследованным судом общей юрисдикции при оценке законности постановления заявителя № 492 от 23.12.09 г.

Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела принимаются судом в качестве не требующих дополнительного доказывания в порядке ч.3 ст. 69 АПК РФ.

При этом суд исходит из того, что контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Карачаево-Черкесской Республике в силу требований действующего законодательства осуществлялся компетентным органом государственной власти - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Представленный Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.

Нарушений порядка, установленного «Методическими указаниями …», «Правилами…», «Техническими рекомендациями …» при проведении работ по кадастровой оценке Росреестром установлено не было. Суд учитывает, что отчет Северо-Кавказского филиала ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» Росреестром дважды отправлялся на доработку в Управление Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике и был согласован в окончательном варианте после устранения исполнителем работ имеющихся в нем несоответствий.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», не установил нарушений при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Принятый Росреестром акт № 3 проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, которым установлено соответствие отчета исполнителя работ «Методическим указаниям …», не был в установленном порядке обжалован и не отменен.

Проведенный Службой в оспариваемом решении сравнительный анализ между утвержденной постановлением заявителя № 492 от 23.12.09 г. кадастровой стоимостью и произведенной независимыми оценщиками оценкой земельных участков организаций, обратившихся с жалобами в Службу, не может свидетельствовать о необоснованном завышении кадастровой стоимости земель.

Не может быть принята судом во внимание ссылка Службы на положения ч.3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 167-ФЗ от 22.07.2010 г., согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Указанная редакция ч.3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы и не может быть применена к спорным отношениям, поскольку она принята после издания заявителем постановления № 492 от 23.12.09 г.

Суд учитывает, что постановлением № 492 от 23.12.09 г. заявитель утвердил результаты кадастровой оценки по состоянию на 01.01.08 г., на тот момент частью 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Указанным нормативным актом не было установлено абсолютного тождества кадастровой и рыночной стоимости, неверным является вывод Службы о том, что кадастровая стоимость, исчисленная в процентах от рыночной, не могла превышать рыночную стоимость, такая трактовка не соответствует содержанию ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд исходит из того, что до внесения изменений в часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка приравнивалась к рыночной стоимости только в прямо предусмотренных Кодексом случаях. Например, такие случаи были установлены законодателем при реквизиции земельного участка (п.3 ст. 51 Кодекса), выкупе земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд (п.4 ст. 63 Кодекса).

Таким образом, то обстоятельство, что утвержденная постановлением заявителя №492 от 23.12.09 г. кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Карачаево-Черкесской Республике кадастровой оценки по состоянию на 01.01.08 г. свидетельствовать не может.

Ссылка Службы на представленные в ее распоряжение отчеты об оценке земельных участков организаций, обратившихся с соответствующими жалобами, также не может быть принята судом вовнимание. Собственники (владельцы) земельных участков вправе проводить для своих целей индивидуальную рыночную оценку, но не для использования ее результатов для кадастровой оценки. Собственники (владельцы) земельных участков являются заинтересованными лицами в полученной рыночной стоимости соответствующего земельного участка, при этом отчеты оценщиков, не прошедшие экспертизу, не могут служить основанием для расчета кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения настоящего дела Службой был заявлен не приведенный в оспариваемом решении от 04.06.2010 г. довод о значительном завышении утвержденной постановлением № 492 от 23.12.09 г. кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с результатами ранее проведенной в 2003 г. кадастровой оценки.

Такое сравнение суд считает некорректным, поскольку по состоянию на 01.01.03 г. кадастровая оценка земель поселений Карачаево-Черкесской Республики проводилась в 2002 году по иной методике. На тот момент применялись «Методика государственной кадастровой оценки земель поселений», утвержденная приказом Росземкадастра № П/337 от 17.10.02 г. Кроме того, «Правила …» на тот момент действовали в редакции, существовавшей до внесения в нее изменений постановлениями Правительства Российской Федерации № 206 от 11.04.06 г., № 767 от 14.12.06 г., № 590 от 17.09.07 г.

Представитель Управления пояснила, что в связи с недостаточным объемом рынка купли – продажи земли в Карачаево-Черкесской Республики при проведении работ по государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.03 г. вообще не использовалась информация о рыночной стоимости земель. Определение удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений г. Черкесска на тот момент проводилось методом экспертной оценки членами городской комиссии по организации государственной кадастровой оценки земель в соответствии с п. 2.5 «Методики государственной кадастровой оценки земель поселений», утвержденной приказом Росземкадастра № П/337 от 17.10.02 г.

Отклоняется судом довод Службы о том, что заявитель не должен был утверждать результаты кадастровой оценки земель в связи с установлением значительного превышения показателей кадастровой стоимости по сравнению с рыночной стоимостью земель, а также с результатами ранее проведенной по состоянию на 01.01.03 г. кадастровой оценки.

Такими полномочиями заявитель при издании постановления №492 от 23.12.09 г. не обладал, т.к. проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов входит в компетенцию Росреестра (п.п. 9.4, 9.8 «Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России № 215 от 28.06.07 г.).

Действующими нормативными актами Российской Федерации не предусмотрено права органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не утверждать согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки земель. Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что основанием к отказу в утверждении согласованных с Росреестром результатов кадастровой оценки земель могла служить лишь некомплектность предоставленных Управлением материалов, т.е. формальные обстоятельства, которые в рассматриваемом случае отсутствовали.

При вынесении настоящего решения суд также исходит из того, что увеличение налогового бремени на собственников земельных участков зависит не только от размера кадастровой стоимости соответствующих участков, но и от осуществляемого органом местного самоуправления регулирования налоговых ставок земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

На основании ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Согласно ст. 387 НК РФ налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

НК РФ устанавливает только максимальные (предельные) проценты земельного налога в зависимости от целевого использования, установление налоговых ставок по зе­мельному налогу входит в компетенцию представительных органов местного самоуправления, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.

Повышение земельного налога должно иметь экономическое основание и не может быть произвольным (п. 3 ст. 3 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налога должна учитываться также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Решением Совета депутатов муниципального образования г. Черкесска № 85 от 24.11.05 г. «Об установлении земельного налога на территории города Черкесска» были установлены ставки земельного налога.

В связи с принятием заявителем постановления № 492 от 23.12.09 г. Дума муниципального образова­ния города Черкесска решением № 36 от 26.04.2010 г. внесла изменения в ставки земельного налога в сторону значительного снижения, например:

- 0,1 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений хлебопекарной промышленности, городского общественного транспорта;

- 0,25 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных здании, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства.

В оспариваемом решении от 04.06.2010 г. отсутствует обоснование вывода Службы о том, что следствием увеличения кадастровой стоимости земли, земельного налога и арендной платы является снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики на рынке, на котором действуют такие же хозяйствующие субъекты близлежащих регионов: Ставропольского и Краснодарского краев.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В силу положений главы 9 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. антимонопольный орган, возбудивший дело по заявлению хозяйствующего субъекта о признаках нарушения антимонопольного законодательства, должен в ходе рассмотрения определить отнесение выявленного нарушения законодательства к сфере регулирования антимонопольным законодательством.

В силу ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. при установлении отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией антимонопольного органа действиях (бездействии) дело, возбужденное антимонопольным органом, подлежит прекращению.

Согласно «Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.09 г., Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Суд считает, что установление нарушений в ходе процедуры определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики не входит в компетенцию Службы, данные обстоятельства должны были исследоваться антимонопольным органом только на предмет установления нарушений законодательства о защите конкуренции.

Служба в рамках дела № 23 не должна была ограничивать предмет рассмотрения по делу о нарушении антимонопольного законодательства констатацией факта значительного превышения утвержденной постановлением заявителя № 492 от 23.12.09 г. кадастровой стоимости земель над рыночной стоимостью и оценкой указанных обстоятельств на предмет их соответствия земельному законодательству и нормативным актам в области проведения кадастровой оценки.

Служба была обязана выяснить, повлияли ли утвержденные заявителем результаты кадастровой оценки земельных участков на отношения, связанные с защитой конкуренции, то есть на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничение либо возможность ограничения в результате таких нарушений конкуренции на рынке определенного товара.

На основании ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В данном случае суд обязан дать оценку оспариваемых решения от 04.06.2010 г. и предписания № 26 от 04.06.2010 г. на предмет их соответствия положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции», при этом бремя доказывания такого соответствия возложено на Службу.

Оспариваемыми решением и предписанием Служба усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в несоблюдении заявителем и Управлением положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», на что указано в резолютивной части решения от 04.06.2010 г.

На основании абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом конкуренция пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.06 г. определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В качестве признаков ограничения конкуренции п.17 ст.4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. называет сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недобросовестной конкуренцией в п.9 ст. 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, нарушающими ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. могут быть признаны акты (действия) органов исполнительной власти, совершенные ими в отношении конкретного товарного рынка, подпадающие под критерии и способные привести к результатам, определенным данным Федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г. товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно подпунктам «в» и «з» пункта 1.3 действующего на момент вынесения Службой оспариваемых актов «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы №220 от 28.04.2010 г. (далее по тексту – «Порядок …»), проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает, в том числе, следующие этапы: определение географических границ товарного рынка; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (п. 4.1 «Порядка …»).

Определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации: о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы) (п. 4.2 «Порядка …»).

При этом согласно п. 4.4 «Порядка …» если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10 процентов выше средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Согласно п. 3.26 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации», утвержденного приказом ФАС РФ № 447 от 25.12.07 г. (далее – «Административный регламент …»), при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в соответствии с «Порядком …» и должно включать в себя в качестве итогового результата составление антимонопольным органом соответствующего аналитического отчета.

В рассматриваемом случае Службой какого-либо анализа конкурентной среды в соответствии с требованиями «Порядка …» не проводилось, аналитический отчет по данному вопросу до принятия оспариваемого решения не составлялся.

В ходе рассмотрения настоящего дела представители Службы не смогли четко объяснить суду, конкурентоспособность каких товаров, в пределах каких товарных рынков и в каких географических границах принимались во внимание в ходе рассмотрения дела №23 о нарушении законодательства о защите конкуренции.

Вывод Службы о снижении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с хозяйствующими субъектами близлежащих регионов (Ставропольского и Краснодарского краев) является бездоказательным и не подкреплен конкретными фактами, анализ конкурентной среды Службой не проводился, сведения о кадастровой стоимости земельных участков на территориях соседних субъектов Российской Федерации и влиянии ее размера на наличие (отсутствие) конкурентных преимуществ расположенных там предприятий по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность в Карачаево-Черкесии, не истребовались.

Обратившиеся в Службу с жалобами хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в абсолютно разных областях, существо поданных жалоб сводится лишь к несогласию с ростом кадастровой стоимости принадлежащих им (арендуемых ими) земельных участков, что влечет за собой увеличение себестоимости производимой продукции. При этом утвержденные постановлением заявителя № 492 от 23.12.09 г. результаты кадастровой оценки применяются для целей налогообложения и исчисления арендной платы только с 01.01.2011 г.

Если Службой исследовалась конкуренция на рынке какого-либо определенного товара (в судебном заседании представители Службы в качестве примера ссылались предприятия отрасли производства строительных материалов), то в соответствии с «Порядком …» и «Административным регламентом…» должен был проводиться анализ факторов, влияющих на ценообразование на рынке рассматриваемого товара и себестоимость продукции, различий в уровнях цен на данный товар на территории республики и соседних субъектов Российской Федерации, выявление условий обращения данного товара и т.д., чего при вынесении оспариваемого решения от 04.06.2010 г. не было сделано.

Выводы антимонопольного органа, сделанные в отсутствие такого анализа, не могли быть положены в основу установления факта нарушения законодательства о защите конкуренции.

Суд при вынесении решения исходит из того, что кадастровая стоимость земли в различных субъектах Российской Федерации по объективным причинам не может быть одинаковой, поскольку зависит от множества факторов, в том числе от географических, природно-климатических, инфраструктурных (развитости рынка купли-продажи земли) и других.

При таких обстоятельствах вывод о снижении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесской Республики на определенных товарных рынках по сравнению с хозяйствующими субъектами Ставропольского и Краснодарского краев вследствие увеличения кадастровой стоимости земельных участков Службой в ходе рассмотрения дела в порядке ч.5 ст. 200 АПК РФ не доказан.

Суд приходит к выводу, что Служба при вынесении оспариваемого решения необоснованно усмотрела нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях заявителя и Управления, не установила конкретных фактов ограничения такими действиями самостоятельности хозяйствующих субъектов, создания им дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности, а равно возможности ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов хозяйствующих субъектов в том смысле, который понятию «признаки ограничения конкуренции» придается законодательством о конкуренции.

В полномочия Службы входит принятие решения о выдаче лицу предписания о прекращении нарушения исключительно в сфере, регулируемой антимонопольным законодательством.

Поскольку приведенные в оспариваемом решении от 04.06.2010 г. обстоятельства не подпадают под перечень нарушений, предусмотренных Федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.06 г.,Служба неправомерно превысила свои полномочия и вынесла незаконное решение.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные правовые акты государственного органа не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативных правовых актов недействительными.

Суд также усматривает самостоятельные основания к признанию недействительным предписания Службы № 26 от 04.06.2010 г.

Данное предписание является неисполнимым в рамках полномочий заявителя, которому действующим законодательством не предоставлено права отменять результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в отношении конкретных земельных участков.

Предписание также неисполнимо и в рамках полномочий Управления, которое в соответствии с п.п. 9.4, 9.8 «Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» уполномочено производить только предварительную проверку представленного исполнителем работ по кадастровой оценке земель отчета на соответствие его состава условиям технического задания и не может самостоятельно устанавливать кадастровую стоимость в отношении земельных участков конкретных хозяйствующих субъектов с учетом рыночной оценки, произведенной независимыми оценщиками.

В пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.08 г. «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 г., вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Предписание № 26 от 04.06.2010 г. обязывает заявителя и Управление отменить постановление № 492 от 23.12.09 г., результаты кадастровой оценки земельных участков и установить кадастровую стоимость земельных участков в отношении указанных в решении Службы от 04.06.2010 г. хозяйствующих субъектов, осуществивших рыночную оценку земельных участков с привлечением независимых оценщиков.

Данное предписание само по себе потенциально ведет к нарушению конкуренции, поскольку создает возможность получения обратившимися с жалобами в Службу хозяйствующими субъектами преимуществ по сравнению с остальными занимающимися аналогичной деятельностью владельцами земельных участков того же вида разрешенного использования (т.е. предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в соответствии с п. 1.2.9. «Методических указаний …»).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании недействительными решения Службы от 04.06.2010 г.и предписания № 26 от 04.06.2010 г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Правительства Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

Признать недействительными как несоответствующие Федеральному закону № 135-ФЗ от 26.07.06 г. «О защите конкуренции» решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 04.06.2010 г. (исх. №1026-1/10 от 04.06.2010 г.) по делу № 23 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписание № 26 от 04.06.2010 г. (исх. № 1027-1/10 от 04.06.2010 г.) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Г. Шишканов