АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ленина ул., д. 9, Черкесск, 369000, тел./факс (8782) 26-36-39
http://www.askchr.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А25-889/2010
город Черкесск
31 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2012 года.
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Калмыковой М.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуковым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесский сахарный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо – Правительство Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 02.03.2011 №1-417,
от Правительства КЧР – ФИО2, доверенность от 07.12.2011 №4981-02,
от Управления Росреестра по КЧР и ФГБУ «ФКП Росреестра» – представители не
явились при надлежащем извещении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Карачаево-Черкесский сахарный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением о признании недействующими пунктов 5119-5121, 5124-5131 и 5140 таблицы 1.1 приложения к постановлению Правительства КЧР от 23.12.2009 №492 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР», признании недостоверной установленную кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объекта недвижимомости по КЧР исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0003, площадью 1 342 м2, кадастровой стоимостью в размере 59 557,96 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 44,38 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0004, площадью 656 м2, кадастровой стоимостью в размере 87 648,16 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 133,61 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0005, площадью 271 631 м2, кадастровой стоимостью в размере 12 924 202,98 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 47,58 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0008, площадью 1 469 м2, кадастровой стоимостью в размере 196 273,09 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 133,61 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0009, площадью 10 138 м2, кадастровой стоимостью в размере 1 354 538,18 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 133,61 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0010, площадью 647 м2, кадастровой стоимостью в размере 28713,86 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 44,38 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0011, площадью 90 м2, кадастровой стоимостью в размере 3 182,40 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 35,36 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0012, площадью 532 м2, кадастровой стоимостью в размере 25 312,56 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 47,58 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0013, площадью 18 225 м2, кадастровой стоимостью в размере 808 825,50 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 44,38 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0014, площадью 136 182 м2, кадастровой стоимостью в размере 6 479 539,56 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 47,58 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0015, площадью 459 717 м2, кадастровой стоимостью в размере 21 873 350,56 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 47,58 руб./м2;
- земельный участок с кадастровым номером 09:01:0280002:0024, площадью 7 261 м2, кадастровой стоимостью в размере 345 478,38 руб. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 47,58 руб./м2.
Определением суда от 24.03.2011 Управление Федерального агентства кадастра объекта недвижимомости по КЧР заменено в порядке процессуального правопреемства на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Управление Росреестра по КЧР).
В связи с тем, что с 16.09.2010 полномочия органа кадастрового учета на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляло Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Карачаево-Черкесской Республике, определением суда от 24.03.2011 учреждение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица; определением от 23.05.2012 суд привлек Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Карачаево-Черкесской Республикек участию в деле в качестве соответчика, поскольку требование заявителя о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости могли быть исполнены только указанным учреждением.
Определением суда от 18.06.2012 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Карачаево-Черкесской Республике заменено в порядке процессуального правопреемства на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Определением от 03.08.2010 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу №3-11/2010 по заявлению прокурора КЧР о признании недействующим постановления Правительства КЧР от 23.12.2009 №492 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики».
Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2010, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2010 по делу №30-Г10-13, в удовлетворении требований прокурора Карачаево-Черкесской Республики отказано.
Определением от 13.04.2011 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда КЧР по делу №А25-824/2010.
Решением Арбитражного суда КЧР от 14.02.2011 по делу №А25-824/2010 по заявлению Правительства КЧР к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КЧР признаны недействительными решение УФАС по КЧР от 04.06.2010 о нарушении законодательства о защите конкуренции и предписание №26 от 04.06.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В рамках указанного дела судом дана оценка действиям Правительства КЧР и Управления Росреестра по КЧР по формированию сведений о кадастровой стоимости земель и их утверждению. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.09.2011 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 по делу №А25-824/2010 оставлены без изменения в части признания недействительными решения УФАС по КЧР от 04.06.2010 по делу №23 (в части признания Правительства Карачаево-Черкесской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и предписания от 04.06.2010 №26 (пункт 1). В остальной части судебные акты отменены.
Определением Арбитражного суда КЧР от 11.07.2012 требования Открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесский сахарный завод» о признании недействующим в части постановления Правительства КЧР от 23.12.2009 №492 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР» выделены в отдельное производство для рассмотрения в коллегиальном составе суда в порядке, предусмотренном главой 23 АПК РФ.
Из заявления общества, а также из пояснений его представителя в судебном заседании следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 09:01:0280002:0024, 09:01:0280002:0015, 09:01:0280002:0014, 09:01:0280002:0013, 09:01:0280002:0012, 09:01:0280002:0011, 09:01:0280002:0010, 09:01:0280002:0009, 09:01:0280002:0008, 09:01:0280002:0005, 09:01:0280002:0004, 09:01:0280002:0003 принадлежат обществу на праве собственности. Постановлением Правительства КЧР от 23.12.2009 №492 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. По сравнению с ранее установленной стоимостью земельных участков вновь утвержденная стоимость превысила прежнюю более чем в 5 раз при отсутствии существенных улучшений характеристик используемых земельных участков. Кроме того, заявитель указывает на нарушение порядка определения кадастровой стоимости, поскольку такая процедура в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требует участия в ней собственника земельных участков. В целях восстановления нарушенного права заявитель считает правомерным внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере, ранее утвержденном постановлением Правительства КЧР от 18.02.2003 №20.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике в своем отзыве и в судебном заседании 23.05.2012 требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать. В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектовнедвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Росреестром, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Законодательство не возлагает на Управления Росреестра по субъектам РФ обязанность согласовывать с собственником земельного участка результаты кадастровой оценки до внесения их в государственный кадастр недвижимости. Согласно Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, относятся к дополнительным сведениям о недвижимости и не являются уникальными характеристиками объекта. То обстоятельство, что кадастровая стоимость используемых заявителем земельных участков значительно превышает их прежнюю стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель по Карачаево-Черкесской Республике кадастровой оценки свидетельствовать не может. Поскольку требования заявителя по существу имеют своим предметом определение кадастровой стоимости земельных участков, они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиков, в том числе в отношении доказывания действительной стоимости земельных участков, для определения которой необходимо назначение экспертизы.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в своем отзыве возразило против удовлетворения требований заявителя и поддержало позицию Управления Росреестра по КЧР.
Правительство КЧР в своем отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, требования заявителя не признало и просило в их удовлетворении отказать. Оспариваемым постановлением Правительством утверждены результаты кадастровой оценки земель Карачаево-Черкесской Республики, проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» и согласованной в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Правительству КЧР не предоставлено право не утверждать результаты проведенной кадастровой оценки в случае несогласия с ее результатами. Утверждение новой стоимости земель связана не с изменением их характеристик, а обусловлена требованиями «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, согласно пункту 3 которых государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Законность постановления Правительства КЧР от 23.12.2009 №492, на основании которого утверждена оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР, подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного суда КЧР от 05.08.2010 по делу №30-Г10-13.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом судом принято во внимание следующее.
Открытое акционерное общество «Карачаево-Черкесский сахарный завод» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2001 за основным государственным регистрационным номером <***>. Основными видами деятельности общества является производство сахара и оптовая торговля сахаром.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель» Правительство КЧР приняло постановление от 30.08.2006 №150, которым признало необходимым проведение государственной кадастровой оценки земель в Карачаево-Черкесской Республике в течение 2006-2011 г.г.
Работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проведены Северо-Кавказским филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» на основании государственного контракта от 17.06.2008 № 02/260508, заключенного с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (правопредшественником Управления Росреестра по КЧР).
Составленный по результатам проведенных работ Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики согласован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия «Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007№39.
После согласования результаты кадастровой оценки письмом Росреестра от 17.11.2009 №15-9559-ВК направлены в Управление Росреестра по КЧР, которое представило их на утверждение Правительству КЧР.
Постановлением от 23.12.2009 №492 Правительство утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики рекомендовано использовать результаты кадастровой оценки земель для целей налогообложения.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив изложенные в заявлении и отзывах на него доводы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценивимеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами «в» и «к» ч.1 ст.72 и ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании статьи 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 (далее – Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 в редакции, действовавшей на момент проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков КЧР).Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В соответствии с пунктом 11 Правил разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 №П/0152 в качестве практического пособия по реализации Методических указаний утверждены «Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», в которых приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.
Пунктом 1.1. Технических рекомендаций установлено, что данные рекомендации сопровождаются специальным программным обеспечением «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов» (далее - СПО). При этом Методические указания, Технические рекомендации, СПО и руководство пользователя СПО составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.3. Технических рекомендаций кадастровая стоимость земельных участков рассчитывается путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Установленные значения рыночной стоимости земельных участков, отображаются по форме Таблицы 3 Приложения 15 Технических рекомендаций и в дальнейшем загружаются в СПО, где приравниваются к кадастровой стоимости.
Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 №215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости – Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В силу положений Административного регламента проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов.
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки исполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 №39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает решение о соответствии отчета Методическим указаниям и направляет сведения о кадастровой стоимости земель (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Росреестру.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из представленных в материалы дела документов следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Карачаево-Черкесской Республики проводились ФГУП «ФКЦ «Земля». Составленный по результатам работ отчет был направлен в Росреестр для проверки на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. По результатам проверки Росреестром было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается представленным в материалы дела актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков и письмом Росреестра от 17 ноября 2009 года №15-9559-ВК.
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, которое представило их на утверждение в Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена с соблюдением требований действующего федерального законодательства.
Кроме того, суд учитывает, что законность нормативного правового акта – постановления Правительства КЧР от 23.12.2009 №492«Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики» была предметом рассмотрения по гражданскому делу в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республике по заявлениям Прокурора Карачаево-Черкесской Республики и ООО ПТК «Трансснаб»; в рассмотрении дела принимали участие Правительство КЧР и Управление Росреестра по КЧР.
В силу ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.08.2010 по делу №3-11/2010, оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2010, в удовлетворении требований Прокурора Карачаево-Черкесской Республики и ООО ПТК «Трансснаб» о признании постановления Правительства КЧР от 23.12.2009 №492недействующим отказано.
Указанными судебными актами установлено, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики проведена и постановление от 23.12.2009 №492 принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.
К аналогичным выводам суд пришел и по арбитражному делу №А25-824/2010, в рамках которого судом дана оценка действиям Правительства КЧР и Управления Росреестра по КЧР по формированию сведений о кадастровой стоимости земель и их утверждению; в силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные судом по названному делу, суд признает установленными и не подлежащими доказыванию вновь.
Довод заявителя со ссылкой на ч.4 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» о том, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости должно быть согласовано с собственниками объектов недвижимости, суд признает необоснованным.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, относятся к дополнительным сведениям о недвижимости и не являются уникальными характеристиками объекта.
Положения, предусмотренные частью 4 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости, не содержат требований о необходимости согласования изменений, вносимых в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельных участков, с собственником таких земельных участков. В соответствии с указанной нормой никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Порядок внесения сведений в государственный земельный кадастр об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) установлен п.п.11-11.4 Административного регламента.
В соответствии с п.11 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации. Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента. Данная проверка осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (п.11.2 Административного регламента).
В силу п.11.3 Административного регламента по результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает одно из следующих решений, которое оформляется протоколом проверки:
- о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение;
- о несоответствии полностью или частично результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение (п.11.4 Административного регламента).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов Росреестра согласовывать с собственниками земельных участков результаты кадастровой оценки до внесения их в государственный кадастр недвижимости.
Отклонению подлежит также довод заявителя о возможности применения для определения и внесения в государственный кадастр недвижимости прежней кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденной постановлением Правительства КЧР от 18.02.2003 №20.
Применение исключенных из государственного кадастра сведений суд полагает при изложенных обстоятельствах некорректным, так как прежняя кадастровая оценка земель Карачаево-Черкесской Республики проводилась по иной методике – с применением Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 №П/337. Указанная методика не была ориентирована на определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка. Все земельные участки одного вида использования в одном кадастровом квартале имели одинаковый удельный показатель кадастровой стоимости, а сама кадастровая стоимость определялась умножением одинакового удельного показателя кадастровой стоимости на площадь. Положением пункта 3.4. Методики №П/337 установлено, что результатом работ по государственной кадастровой оценке земель являются удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений или удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в границах поселений по видам функционального использования».Исходя из изложенного, в 2003 году органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в виде удельного показателя кадастровой стоимостиземель кадастровых кварталов по видам функционального использования.
В 2008 году государственная кадастровая оценки земель проводилась, как было указано выше, на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 №39, и с применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 №П/0152, в которых приводится определенная технологическая последовательность выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Новые методические указания ориентированы на определение удельного показателя кадастровой стоимостиземель и собственно кадастровой стоимости каждого земельного участка.
Помимо изменения методических основ проведения оценки государственной кадастровой стоимости земель за межоценочный период произошли изменения иных факторов, влияющих на их кадастровую стоимость. Учитывая неизбежные инфляционные процессы, значительный рост цен на недвижимость, изменения инфраструктуры населенных пунктов и иных факторов экономики и окружающей среды, кадастровая стоимость не могла не измениться в сторону ее увеличения.
Таким образом, увеличение размера кадастровой стоимости земельных участков при проведении государственной кадастровой оценки земель обусловлено методическими и экономическими причинами.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает также, что заявителем не указаны конкретные нормы права, на предмет несоответствия которым оспариваются действия Управления Росреестра по КЧР. Фактически требования заявителя имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков на кадастровую стоимость, действовавшую до принятия Правительством КЧР постановления от 23.12.2009 №492, а не оспаривание действий Управления Росреестра по КЧР.
Следовательно, такие требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной кадастровой стоимости земельных участков.
При этом суд учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении Президиума от 28.06.2011 №913/11 и являющуюся для арбитражных судов подлежащей применению в обязательном порядке.
Суд в своем определении от 28.04.2012, а также неоднократно в ходе судебных заседаний предлагал заявителю уточнить свои требования с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11, однако заявитель своим правом не воспользовался.
Избираемый истцом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.При этом, следуя буквальному содержанию статей 125 и 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может.
В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправия участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что обществом не было заявлено аргументированных доводов, подтверждающих несоответствие законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, а также исходя из того, заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права при том, что целью заявленных обществом требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости используемых земельных участков, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований ОАО «Карачаево-Черкесский завод» следует отказать.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.29, 167-170, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Карачаево-Черкесский сахарный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Судья М.Ю.Калмыкова