ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-914/15 от 03.11.2017 АС Карачаево-Черкесской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

07 ноября 2017 года Дело №А25-914/2015

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2017 года

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байчоровой Ф.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акимовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" (400006, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (369000, КЧР, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения государственного органа,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (369140, КЧР, Зеленчукский район, ст.Зеленчукская, ул.Ленина, 81),

- Администрация Исправненского сельского поселения (ст.Исправная, Зеленчукский район, ул.Кооперативная, 20),

при участии в заседании представителя представителей:

от заявителя: – ФИО1, доверенность от 27.05.2015 №15/55, выдана сроком на три года,

от ответчика: – ФИО2, доверенность от 09.01.17, действительна по 31.12.2017,

-ФИО3, доверенность от 18.07.2017 №29, действительна по 31.12.2017,

от третьего лица, Администрации ФИО4 КЧР - ФИО5, доверенность от 28.12.16, действительна по 31.12.2017,

в отсутствие представителя третьего лица, Администрации Исправненского сельского поселения, извещенного надлежащим образом, в том числе размещением соответствующей информации о дате, времени, месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет»,

У с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" (общество,заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом заявления об уточнении заявленных требований:

- о признании незаконным решения об отказе Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (Министерство, ответчик), изложенного в письмах от 26 февраля 2015 года №404-03/РА и от 04.12.2015 № 3178-03, в осуществлении перевода земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса);

- об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики осуществить перевод земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Администрация Исправненского сельского поселения.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2016 года, заявление удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2016 года решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по делу №А25-914/2015 отменены. Дело №А25-914/2015 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2016 года, направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).

Из постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа следует, в частности, что суду следует дать надлежащую оценку доводам министерства о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района. По названным документам установить расположение земельных участков по отношению к установленным функциональным зонам, на которых запланировано размещение объектов местного значения, в том числе указанного в утвержденной Советом Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 № 267 в редакции решения от 18.07.2013 № 278 схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района завода по производству гипса в ст. Исправной (пункт 31). Исследовать оценить раздел проектной документации, содержащий проект рекультивации земель, установить его относимость к рассматриваемым земельным участкам. Истребовать доказательства внесения в документы территориального планирования района по инициативе общества изменений, предусматривающих использование территории, в границах которой расположены земельные участки, в целях добычи полезных ископаемых, согласования таких изменений с учетом возможного негативного воздействия соответствующей деятельности общества на водные объекты, на окружающую среду. При необходимости рассмотреть вопрос о назначении землеустроительной экспертизы.

Заявителем постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2016 года было обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации В.В.Попова от 02 марта 2017 года в передаче кассационной жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.

При новом рассмотрении дела, судом затребованы от лиц, участвующих в деле, письменные пояснения по доводам требований и возражений с учетом обязательных указаний, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2017, в том числе дополнительные доказательства.

С учетом ходатайств и мнения сторон, суд откладывал рассмотрение дела по существу, в том числе в связи с обжалованием постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, предоставлением сторонам времени для мирного урегулирования спора, необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.

ООО «ГипсКарьерСтрой» в ходе повторного рассмотрения дела, представил в суд письменные пояснения, возражения на отзыв ответчика с приложением дополнительных документов, из которых следует, что заявленные требования заявитель поддерживает. В качестве основного довода заявитель указывает, что какие-либо правовые препятствия к переводу земель общества в земли промышленности отсутствуют. В соответствии со Схемой территориального планирования Зеленчукского района, генеральным планом Исправненского сельского поселения, письменных пояснений третьих лиц, писем в адрес заявителя, предоставленных суду дополнительно, заявитель утверждает, что испрашиваемое обществом целевое назначение земельных участков соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории. Факт несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков документами территориального планирования ответчиком не доказан, вследствие чего решение Министерства об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую принято в нарушение требования Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Ответчик в отзыве на заявление (дополнении к отзыву) исковые требования не признал. Заявителю отказано в переводе земель в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения участка, утвержденным документам территориального планирования. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе.

Считает, что заявителю необходимо обратиться в Администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования. Земельные участки имеют сельскохозяйственное назначение и не предоставлялись обществу для добычи полезных ископаемых. Наличие месторождения гипса на землях сельхозназначения является всего лишь предпосылкой к добыче гипса, для чего необходимо перевести участки в земли промышленности, что в свою очередь требует внесения изменений в утвержденные документы территориального планирования.

Решение об отказе, выраженное в письмах от 26 февраля 2015 года №404-03/РА и от 04.12.2015 №3178-03, считает законным и обоснованным, принятым в соответствии со ст. 9, 21, 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.4 Федерального закона N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Третьи лица, Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Администрация Исправненского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР, в отзывах, письменных пояснениях, с учетом уточнений своих позиций относительно заявленных требований, указали, что в соответствии с документами территориального планирования спорные земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения, с особыми условиями использования (карст).

Согласно утвержденным документам территориального планирования несоответствие испрашиваемого целевого назначения участка отсутствует, поскольку наличие статуса «земли сельхозназначения» - это отражение существующей на данный момент реальности, а статус «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечсения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса)» - это планируемый статус, в связи с чем несоответствие отсутствует.

Считают, что необходимости во внесении изменений в Схему территориального планирования Зеленчукского района не имеется, так как утвержденная Схема содержит данные, позволяющие осуществить перевод земельных участков общества в земли промышленности.

В письменных пояснениях Администрация Зеленчукского района дополнительно сообщила, что письмо администрации от 24.02.2015 №01-239 не содержит выводов о несоответствии испрашиваемого целевого назначения спорных земельных участков документам территориального планирования. Администрация предоставили информацию о современном виде использования территории и ее геологических особенностях. Испрашиваемое заявителем целевое назначение земельных участков соответствует документам территориального планирования.

Рассмотрение дела в судебном заседании, назначенное на 27.10.2017, проводится в отсутствие представителя третьего лица, Администрации Исправненского сельского поселения, по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 27.10.2017 исследованы материалы дела, выслушаны выступления представителей лиц, участвующих в деле, в прениях.

В судебном заседании 27.10.2017, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 03 ноября 2017 года.

После перерыва судебное заседание продолжено. Судебное заседание 03.11.2017 проводится в отсутствие представителя третьего лица, Администрации Исправненского сельского поселения, по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме и просит их удовлетворить по изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях основаниям.

Ответчик и третьи лица поддержали и повторили доводы, изложенные в отзывах, письменных пояснениях.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" (правопреемник ООО «ВОЛМА-Индустрия») является владельцем лицензии ЧЕР 80029 ТР от 30.04.2008 об условиях пользования недрами для геологического изучения, добычи и переработки гипсов на участке Зеленчукского проявления, расположенного в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 30.04.2033.

Согласно пункту 6.8 лицензионного соглашения Общество обязано в срок до 01.05.2015 произвести в необходимых объемах перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.

В границах горного отвода месторождения гипсового камня Зеленчукского проявления расположены земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности:

- с кадастровым номером 09:06:0010301:70, общей площадью 594 648, 00 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле №20 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.01.2009 №09-09-02/091/2008-976);

- с кадастровым номером 09:06:0010301:68, общей площадью 70 000 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле №68 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.11.2008 №09-09-02/084/2008-779).

Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

04 декабря 2012 года между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и правопредшественником заявителя заключено соглашение №111 о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта по организации добычи и дробления гипсового камня на участке Зеленчукского проявления, строительству комплекса по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего в Зеленчукского районе Карачаево-Черкесской Республики (далее – Соглашение). По условиям пункта 2.1.5 Соглашения Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло на себя обязательство в соответствии с действующим законодательством содействовать переводу земель в границах месторождения гипсового камня из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для организации добычи полезных ископаемых (гипса).

Общество с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с ходатайством от 17.12.2014 года N62н о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68, расположенных по адресу: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле №20, из категории «земель сельскохозяйственного назначения, в категорию " земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса)» (т. 1, л.д. 16).

В качестве оснований для удовлетворения данного ходатайства заявитель указал на пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случаях связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Общество приложило к ходатайству, в том числе, и проект рекультивации земель.

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 26.02.2015 №404-03/РА в удовлетворении ходатайства было отказано, со ссылкой на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения участка, утвержденным документам территориального планирования (т. 1, л.д. 19).

По запросу Министерства, направленному 13.02.2015, о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского района администрация района письмом от 24.02.2015 №01-239 сообщила о нахождении земельных участков, согласно утвержденными документами территориального планирования, на землях сельскохозяйственного назначения с особыми условиями использования (карст) (л.д.45, т.3).

Письмом от 16.02.2015 (л.д.109, т.2) Министерство сообщило обществу, что Министерством в адрес администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики направлен запрос о предоставлении информации о соответствии испрашиваемого целевого назначения указанных земельных участков с утверждёнными документами территориального планирования и документации по планировке территории Зеленчукского муниципального района, согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Решение о переводе земельных участков, либо об отказе в переводе будет принято после получения ответа на запрос от администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

27.03.2015и 08.04.2015 заявитель направил в администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики письма с просьбой направить в адрес общества копию документа, утверждающего схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР, а также выкопировку из карты с зонами с особыми условиями использования территорий района, подтверждающую обстоятельства нахождения спорных земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения с особыми условиями использования (карст). Администрация Зеленчукского района направила заявителю письма с отказом в предоставлении копий документов от 12.05.2015 и 18.05.2015.

В качестве оснований отказа указано, что решения Совета от 13.04.2013 №267 «Об утверждении Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики», от 18.07.2013 №278 «Об утверждении корректировки Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики», материалы территориального планирования Исправненского сельского поселения Зеленчукского муниципального района, а также документы об их утверждении, размещены на официальном сайте администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в разделе «Совет», и на официальном сайте Исправненского сельского поселения.

Далее, общество направило обращения в Администрацию Исправненского сельского поселения и Администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении информации по срокам внесения изменений в документы терпланирования. 27.08.2015г. администрация ФИО6 сообщила, что земельные участки общества, которые надлежит перевести в земли промышленности, находятся на землях сельскохозяйственного назначения и за пределами населенного пункта ФИО7, где правовое зонирование генеральным планом не установлено. При этом администрация ФИО6 указала, что для решения вопроса о внесении изменений в генеральный план необходим перевод земельных участков из одной категории в другую, что находится в компетенции министерства имущественных и земельных отношений КЧР. Письмо аналогичного содержания общество получило от Совета Исправненского сельского поселения Зеленчукского муниципального района от 1.08.2015г. №32.

Заявитель повторно обратился с ходатайством от 12.10.2015 в Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, приложив дополнительные документы: нотариально заверенные копии писем Совета Исправненского сельского поселения от 11.08.2015 №32 и Администрации Зеленчукского муниципального района от 27.08.2015 №01-1318; обоснование перевода земель он 09.10.2015; согласие на перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую от 09.10.2015; выписку из ЕГРЮЛ от 12.10.2015 №ЮЭ9965-15-1016978.

Письмом от 04.12.2015 №3178-03 Министерство имущественных и земельных отношений КЧР вновь отказало ООО "ГипсКарьерСтрой" со ссылкой на то же основание, что явилось причиной обращения общества в арбитражный суд.

Суд, проанализировав содержанием писем Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 26 февраля 2015 года №404-03/РА и от 04.12.2015 № 3178-03, пришел к выводу, что ходатайства заявителя по существу обращения рассмотрены и по ним принято решение об отказе, выраженное в письмах от 26 февраля 2015 года №404-03/РА и от 04.12.2015 № 3178-03.

В порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть признаны незаконными решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если их решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания оспариваемого решения незаконным является одновременное несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам, и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 7 названного Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона N172-ФЗ установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения, которыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, выделяются сельскохозяйственные угодья (статья 77). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (статья 79).

Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую. Исполнительным органом государственной власти принимается акт об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (статьи 3, 4).

Особенностью перевода земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию является то, что такой перевод допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (статья 7). Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в составе документов территориального планирования муниципальных образований названа схема территориального планирования муниципального района, порядок подготовки изменений которой и их внесения устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления (статья 18).

Схема территориального планирования муниципального района содержит карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на них планируется размещение объектов местного значения, на которой отображаются границы и описание названных зон с указанием планируемых для размещения объектов местного значения. К схеме прилагается обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования с отображением в виде карт зон с особыми условиями использования территорий (статья 19). Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района, а подготовка проекта таких изменений осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц. Последние вправе представить свои предложения по названному проекту (статья 20).

Установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования является результатом формального соотнесения испрашиваемого целевого назначения земель с планируемым их использованием. Повторное рассмотрение ходатайства заинтересованного лица о переводе земельных участков из одной категории в другую возможно только после устранения выявленного несоответствия путем внесения соответствующих изменений в схему территориального планирования муниципального района. Аналогичный правовой подход поддерживается высшей судебной инстанцией (определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2015 № 307-КГ14-6512, от 01.10.2014 № 91-АПГ14-1).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Вместе с тем названный закон предусматривает основания для отказа в переводе земель.

Согласно статье 4 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод (пункт 1); наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (пункт 2); установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3). Решение ответчика, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, об отказе в переводе земельного участка мотивировано пунктом 3 статьи 4 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка, утвержденным документам территориального планирования.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов.

Судом установлено, что решением Совета Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 №267 утверждена схема территориального планирования муниципального района.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 9 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

Статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными доводы Министерства о том, что перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности возможен после внесения изменений в Схему в части включения спорного земельного участка в зону перспективного развития предприятий.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что измененная схема территориального планирования лицами, участвующими в деле, суду не представлялась, то в силу требований статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации действующая и утвержденная в установленном порядке схема территориального планирования района является обязательной для Министерства.

В ходе рассмотрения дела, после его отмены Арбитражным судом Северо-кавказского округа и направления на новое рассмотрение, ООО «ГипсКарьерСтрой» направило в адрес Администрации Зеленчукского муниципального района и Администрации Исправненского сельского поселения запросы от 17.05.2017 №37н/17, в которых просило дать мотивированное заключение о соответствии планируемого перевода земельных участков с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70 и №09:06:0010301:68 документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района и Исправненского сельского поселения КЧР. Заключение общество просило направить в его адрес, а также его копию в адрес Министерства КЧР для сведения (л.д.71, т.5).

Администрация Зеленчукского муниципального района в ответе на запрос, направленный 08.06.2017 в адрес общества, а также Министерства, сообщила, что испрашиваемое целевое назначение земельных участков с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70 и №09:06:0010301:68 соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Зеленчукского муниципального района и Исправненского сельского поселения, а также планам указанных муниципальных образования по развитию территорий. Дополнительно сообщило, что в случае перевода указанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, администрацией Зеленчуккого муниципального района будут внесены изменения в Схему современного использования территории, являющуюся неотьъемлемой частью Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района, в целях отражения фактического использования территории. Аналогичный ответ в адрес общества был направлен 23.06.2017 Администрацией Исправненского сельского поселения (л.д.71, 73, 74, т.5).

ООО «ГипсКарьерСтрой» обратилось 19.05.2017 в адрес ответчика, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, с письмом, в котором изложило свои доводы и просило Министерство истребовать в администрации Зеленчукского муниципального района мотивированное заключение о соответствии/несоответствии документам территориального планирования перевода земельных участков с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70 и №09:06:0010301:68 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и повторно рассмотреть ходатайство ООО «ГипсКарьерСтрой» от 17.12.2014 и от 12.10.2015 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70 и №09:06:0010301:68 из состава земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса) с учетом полученного заключения администрации Зеленчукского муниципального района.

Министерство, получив заключение Администрации Зеленчукского муниципального района от 08.06.2017, рассмотрев его, направило ответ от 20.06.2017 №223-03, в котором запросило документы, подтверждающие соответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70 и №09:06:0010301:68, расположенных на территории Зеленчукского муниципального района (для добычи полезных ископаемых) утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории Зеленчукского муниципального района, а также информацию о территориальной зоне, к которой отнесены вышестоящие земельные участки и видах разрешенного использования предусмотренных правилами землепользования и застройки в данной территориальной зоне согласно утвержденным документам территориального планирования (л.д.75, т.5).

Запрос остался без ответа.

Письмом от 11.07.2017 №2490-03 Министерство направило запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о видах разрешенного использования, предусмотренных правилами землепользования и застройки в данной территориальной зоне согласно утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района с предоставлением выкопировки из документов территориального планирования.

Согласно ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017 №2793, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования земельные участки с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70, площадью 594 648 кв.м., и №09:06:0010301:68, площадью 70 000 кв.м., расположены на землях сельскохозяйственного назначения за границей населенного пункта, на территории Исправненского сельского поселения.

Судом изучена переписка лиц, участвующих в деле, в результате оценки которой суд приходит к выводу, что имеются (и имелись ранее) все основания для внесения Администрацией Зеленчукского муниципального района изменений в Схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района. Общество с таким заявлением обращалось в муниципальный орган, получив отказ.

Суд считает, что Администрации Зеленчукского муниципального района следует рассмотреть по существу вопрос о внесении изменений в Схему, так как заключения об отсутствии несоответствий испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, без документального подтверждения, не состоятельны.

Изучив схему территориального планирования с пояснениями и приложениями, суд пришел к следующим выводам.

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в Схеме, включают описание проектного плана, согласно которому в Схеме предусматривается четкое зонирование территории с учетом существующего и перспективного использования, функциональных и транспортных связей, на проектном плане выделяются зоны различного функционального назначения, принятые в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в частности земли сельскохозяйственного назначения, земли предприятий, земли перспективного развития предприятий (раздел «Зонирование территории»), а также перечень мероприятий по территориальному планированию, в том числе по развитию промышленных и коммунально-складских территорий и сельскохозяйственного производства.

Таким образом, схема устанавливает зоны различного функционального назначения применительно к конкретным участкам территории Зеленчукского муниципального района с учетом соответствующих планируемых мероприятий по развитию данной территории.

Из сведений, содержащихся в представленной Схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017, с приложением карты градостроительного зонирования Исправненского сельского поселения, усматривается, что спорные земельные участки располагаются на участке территории, планируемом к использованию в качестве земель сельскохозяйственного назначения, и не включаются в зону перспективного развития предприятий, соответственно, использование его по иному назначению не планируется.

Суд считает убедительными доводы Министерства о том, что документы территориального планирования Зеленчукского муниципального района подтверждают обоснованность его позиции.

Согласно Генерального плана Исправненского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов от 11.04.2013 №13 и размещенного на официальном сайте администрации Зеленчукского муниципального района, земельные участки с кадастровыми номерами №09:06:0010301:70, площадью 594 648 кв.м., и №09:06:0010301:68, обозначены как земли категории сельхозназначения.

Так, при изучении карты видно, что указанные участки обозначены светло-зеленым (салатовым) цветом с нанесением вертикальных красных линий. В разделе «условные обозначения» светло-зеленому цвету соответствует земля сельхозназначения, а красные вертикальные линии соответствуют зоне распространения карста.

Также следует отметить, что согласно п.1.3.2.1 Том 1 Генерального плана Зеленчукского муниципального района общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории Исправненского сельского поселения составляет 29 845 га.. Проектом Генерального плана предусматривается ее сокращение до 29 557, 1 га. Общее сокращение этой категории земель составит 287, 9 га. При этом в земли населенных пунктов перейдет 258,6 га., в земли промышленности – 29,3 га.

Таким образом, в текстовом приложении указано, что планируется перевод 29,3 га. земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в то время как общая площадь земельных участков, согласно ходатайства Общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" о переводе земли из одной категории в другую, составляет 664,6 га, что опровергает доводы представителя заявителя, ООО "ГипсКарьерСтрой", и представителей третьих лиц, администраций Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Исправненского сельского поселения, о том, что перевод земельных участков в категорию промышленных предусмотрен утвержденными документами территориального планирования в будущем.

Наличие проекта рекультивации земель - обязательное условие перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, связанного с добычей полезных ископаемых несоблюдение которого является основанием для отказа в переводе, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №172-ФЗ, в связи с установлением в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

В тоже время, несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона №172-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в переводе, установление которого предполагает формальное соотнесение испрашиваемого целевого назначения земель с планируемым их использованием в соответствии с указанными документами. При этом данное основание является безусловным и расширительному толкованию в части возможного внесения изменений в указанные документы территориального планирования не подлежит.

В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Учитывая, что спорный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, пользование, владение и распоряжение ими, как землями сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положениями земельного законодательства, допускается использование земель наряду с целевым назначением для иных целей, но только при соблюдении принципа сохранения 11 целевого использования земельных участков (пункт 2 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности решения об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую со ссылкой на несоответствие испрашиваемого целевого назначения участка, утвержденным документам территориального планирования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требование заявителя о признании незаконным отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса) и об обязании устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения в переводе земельных участков не подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд, оценив по правилам статьи 71, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что ответчиком доказана законность оспариваемого решения.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Разрешая вопрос о судебных расходах, состоящих из подлежащей уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по делу, суд считает, что её следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

1. В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, изложенного в письмах от 26 февраля 2015 года №404-03/РА и от 04 декабря 2015 года №3178-03, об отказе в осуществлении перевода земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса), отказать.

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная улица, дом 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина проспект, дом 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Ф.Б.Байчорова