Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-1032/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен апреля 2015 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Сортавала к обществу с ограниченной ответственностью «Северъ» о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Республики Карелия, доверенность от 25.02.2015 № 08-03-2015,
от ответчика – ФИО2, представителя, доверенность от 11.03.2015,
установил: прокурор города Сортавала (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Северъ» (далее – ответчик, ООО «Северъ», Общество) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
В отзыве на заявление ответчик указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что установке рекламной конструкции на фасаде дома № 4 по ул. Октябрьская в г. Сортавала предшествовало получение разрешения администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» исх. № 2627-01/2-41 от 26.12.2014.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленное требование, пояснил, что ранее к административной ответственности Общество не привлекалось, в связи с чем полагает возможным назначение Обществу наказания в виде наложения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ. По мнению заявителя, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика факт установки рекламной конструкции без получения в установленном порядке разрешения уполномоченного органа - администрации Сортавальского муниципального района не оспаривал, однако ссылался на отсутствие у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении в случае непосредственного выявления правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ). Представитель также пояснил, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность менее года и является микропредприятием со штатной численностью работников 5 человек; согласно налоговой декларации чистая прибыль Общества за 2014 год составляет 114 тысяч рублей; штраф в размере 500000 руб. является значительным для Общества и может привести к его ликвидации. С учетом данных обстоятельств, ответчик просит суд в случае принятия решения о привлечении его к административной ответственности назначить штраф в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ. На вопрос суда представитель ответчика пояснил, что рекламный баннер на фасаде дома № 4 по ул. Октябрьская в г. Сортавала был установлен ответчиком в декабре 2014 года и демонтирован 30 января 2015 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Северъ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 16.06.2014 за основным государственным регистрационным номером <***> по юридическому адресу: <...>. Основным видом деятельности Общества является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, одним из дополнительных - деятельность в области права (л.д. 49-54).
В ходе проверки помощником прокурора г. Сортавала Ковалевым С.В. установлено и отражено в справке от 29.01.2015 и рапорте от 06.02.2015, что на фасаде здания, расположенного по вышеуказанному адресу, Обществом размещен рекламный баннер, на котором имеется информация следующего содержания: «Агентство недвижимости № 1 в Карелии «Северъ». Меняйте жизнь к лучшему. Бесплатная помощь при переезде. Аренда/покупка/продажа. Материнский капитал. Ипотека/военная ипотека. Приватизация/наследство. Юридические услуги. Ваша забота - Наша работа. Держателям КАРТ предоставляется СКИДКА 10 %. 8 (921) 625-04-20, 8 (921) 011-77-07 <...> www.an-sever.ru». Данная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ответу главы администрации Сортавальского муниципального района от 30.01.2015 № 02-394/04 на запрос прокурора, заявления на установку рекламных конструкций от ООО «Северъ» в Администрацию Сортавальского муниципального района не поступали, разрешения на установку рекламных конструкций Администрацией Сортавальского муниципального района ООО «Северъ» не выдавались (л.д. 11).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором города Сортавала Фрейманом А.Е. постановления от 09.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ, в отношении Общества.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37, совершенных юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов, прокурор обратился с заявлением о привлечении ООО «Северъ» к административной ответственности в Арбитражный суд Республики Карелия.
Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, а равно иных нарушений, носящих существенный характер и являющихся самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Постановление прокурора от 09.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО3 Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в постановлении имеются. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Как следует из положений части 1 статьи 28.4, части 3 статьи 28.1 КоАП РФ, части 2 статьи 22 и части 3 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В связи с этим довод ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на возбуждение в отношении Общества дела об административном правонарушении судом отклоняется.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с положениями пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) определено, что городское поселение – это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение - городское или сельское поселение; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных положений части 9 и части 10 статьи 19 Закона № 38-ФЗ, статьи 2 Закона № 131-ФЗ, органом местного самоуправления, уполномоченным выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Сортавала, является Администрация Сортавальского муниципального района.
Согласно части 17 статьи 19 Закона № 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным.
Представленное ответчиком письмо Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» от 26.12.2014 № 2627-01/2-41, в котором указано на согласование и соответствие разработанного Обществом проекта рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки Сортавальского городского поселения, не является разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Как указал ответчик в отзыве на заявление, требование о необходимости согласования эскиза рекламной конструкции администрацией Сортавальского городского поселения предусмотрено пунктом 3.1.1.5 Правил благоустройства муниципального образования «Сортавальское городское поселение, утвержденных Решением Совета Сортавальского городского поселения 26.11.2012 № 264. С заявлением о получении такого согласования Общество и обращалось к Главе Сортавальского городского поселения 26.12.2014.
Отсутствие выданного Администрацией Сортавальского муниципального района разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома № 4 по ул. Октябрьской в г. Сортавала подтверждено материалами дела, в том числе обращением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 27.01.2015 № 03-01/04/267 в прокуратуру г. Сортавала, ответом главы администрации Сортавальского муниципального района от 30.01.2015 № 02-394/04 на запрос прокурора, справкой помощника прокурора г. Сортавала от 29.01.2015 и фототаблицей к ней, рапортом от 06.02.2015, постановлением прокурора от 09.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законом требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, в действиях ООО «Северъ».
Принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, основания для признания правонарушения малозначительным, применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности у суда отсутствуют.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства о рекламе.
Санкцией статьи 14.37 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь положениями статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание непродолжительный период осуществления Обществом предпринимательской деятельности (зарегистрировано в качестве юридического лица 16.06.2014), финансовое положение Общества, являющегося микропредприятием (прибыль за 3-4 кварталы 2014 года 114 тыс. руб.), а также принятие Обществом мер по согласованию эскиза рекламной конструкции и ее территориального размещения с Администрацией муниципального образования «Сортавальское городское поселение», суд считает возможным назначить Обществу наказание в виде наложения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ, в размере 250000 рублей. Суд полагает, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
Суд разъясняет ответчику его обязанность представить в суд сведения об оплате наложенного штрафа в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения (статья 32.2 КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявление прокурора города Сортавала удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Северъ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 250000 рублей.
Счет № 401 01 810 6 000 000 10 006
ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводска
Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия
(Прокуратура Республики Карелия)
ИНН <***> КПП 100101001
ОКТМО 86701000 БИК 048 602 001
КБК 415 1 16 26000016000140.
Назначение платежа: административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-1032/2015».
Судья | Кришталь Н.А. |