ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-10685/2017 от 19.02.2018 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-10685/2017

27 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Дементьевой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толочковой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Администрации Питкярантского городского поселения о взыскании 66 075 руб. 43 коп.

представителей Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО1 по доверенности от 26.12.2017, ФИО2 по доверенности от 26.12.2017;

представителя Администрации Питкярантского городского поселения ФИО3 по доверенности от 18.12.2017;

установил: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Питкярантского городского поселения (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 66 075 руб. 43 коп. ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства.

Исковые требования обоснованы статьями 309, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 9, 71, 94, 83, 96, 100 Лесного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на исковое заявление ответчик с требованиями не согласился, указав, что в д. Ууксу Питкярантского района расположено деревенское кладбище, находящееся на территории муниципального образования «Питкярантское городское поселение. Данное кладбище включено в общероссийский реестр кладбищ, администрация не давала разрешения осуществлять захоронения граждан за пределами территории кладбища. Из представленного истцом акта не понятно, относятся ли обнаруженные захоронения к кладбищу в д. Ууксу, как и из приложенного к акту чертежа не усматривается, находятся обнаруженные захоронения в пределах территории кладбища, или за его территорией.

В возражениях на отзыв Министерство полагает несостоятельным довод Администрации о недоказанности незаконных захоронений на землях лесного фонда, также поясняет, что порядок захоронения умерших регулируется Федеральным законом №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», полагает, что на спорном участке захоронения могли осуществляться только в разрешительном порядке; отсутствие контроля со стороны ответчика за осуществлением указанного порядка, а именно определения мест захоронений, привело к данному лесонарушению.

По ходатайству представителей сторон в предварительном судебном заседании к материалам дела приобщены акт осмотра от 09.02.2018, сведения о выданных разрешениях на захоронения на кладбище в д. Ууксу Питкярантского района.

Учитывая отсутствие возражений, принимая во внимание достаточность представленных по делу доказательств, суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65, признал дело готовым к рассмотрению по существу, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в первой инстанции.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

13.07.2017 лесничим Питкярантского участкового лесничества в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда и прилегающей к нему территории в квартале 207 выделе 53 Питкярантского лесничества (по лесоустройству) Питкярантского участкового лесничества Питкярантского центрального лесничества (ранее территория Питкярантского лесхоза), в д. Ууксу Питкярантского муниципального района обнаружено самовольное снятие, уничтожение или порча почв, а именно незаконные захоронения граждан на участке земель лесного фонда на особо охраняемой природной территории. Памятнике природы – лесных культурах сосны Горной. Участок относится к защитным лесам, категория защищенности – нерестоохранные полосы лесов. Особо охраняемая природная территория, природный памятник.

Нарушение зафиксировано в акте от 13.07.2017. Размер причиненного ущерба составил 66 075 руб. 43 коп.

Администрации направлено претензионное письмо с требованием оплатить ущерб в течение 30 дней с момента получения претензии.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Как следует из представленных доказательств, спорный участок находится на землях лесного фонда на территории муниципального образования «Питкярантское городское поселение.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг, и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1. СанПиН 2.1.2882-11 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

Доказательств расширения или реконструкции деревенского кладбища в д. Ууксу Питкярантского района материалы дела не содержат.

В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ущерб, причиненный лесному хозяйству, рассчитывается на основании постановления Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», постановления Правительства РФ № 310 от 22 мая 2007 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Расчет размера ущерба, составленный истцом, и методика его исчисления проверен судом и признан верным.

Общими условиями ответственности за причиненный вред являются наличие вреда, неправомерные действия (бездействие) лица, его причинившего, и причинная связь между такими действиями и наступившим вредом, вина причинителя вреда.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта причинения вреда по вине Администрации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.Иск удовлетворить.

2.Взыскать с Администрации Питкярантского городского поселения (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 66 075 руб. 43 коп. ущерба.

3.Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Дементьева А.В.