ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-10748/20 от 24.02.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-10748/2020

Резолютивная часть решения объявлена  24 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен   марта 2021 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кабановой Ираиды Юрьевны к Карельской таможне о признании недействительными решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары; о признании незаконными требований о внесении изменений в декларации на товары, о предоставлении корректировок перечисленных деклараций и их электронных копий; о признании недействительными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней,

при участии представителей:

заявителя – Пакина В.В. по доверенности от 19.08.2020;

ответчика – Якуниной О.Н. по доверенности от 28.12.2020, Некрасовой И.В. по доверенности от 13.01.2021,

установил: 15.12.2020 индивидуальный предприниматель Кабанова Ираида Юрьевна (ОГРНИП 316100100058124, ИНН 101800405427) (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (ОГРН 1081001009440, ИНН1001017986) (далее – ответчик, Таможня) о признании недействительными решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары от 25.11.2020:

№ 10227030/191219/0003981, № 10227030/270819/0002620,

№ 10227030/300120/0000302, № 10227030/251217/0004896,

№ 10227030/220118/0000206, № 10227030/170119/0000126,

№ 10227030/171018/0003420, № 10227030/211118/0003793,

№ 10227030/221018/0003475, № 10227030/261218/0004251,

№ 10227030/121219/0003892, № 10227030/171219/0003945,

№ 10227030/071119/0003484, № 10227030/111119/0003515,

№ 10227030/271119/0003716, № 10227030/051219/0003814,

№ 10227030/141119/0003558, № 10227030/181219/0003957,

№ 10227030/031219/0003777, № 10227030/130120/0000043,

№ 10227030/261219/0004074, № 10227030/251219/0004038,

№ 10227030/241219/0004016, № 10227030/290120/0000263,

№ 10227030/220120/0000167, № 10227030/130220/0000456,

№ 10227030/110220/0000421, № 10227030/250220/0000560,

№ 10227030/190320/0000852, № 10227030/290420/0001248,

№ 10227030/070520/0001298, № 10227030/040620/0001543,

№ 10227030/130720/0001961, № 10227030/150720/0001984.

Одновременно с заявлением о признании недействительными решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, индивидуальный предприниматель ФИО1 заявила ходатайство об объединении однородных дел для совместного рассмотрения и ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых решений.

Определением от 16.12.2020 заявление Предпринимателя принято к производству суда, возбуждено производство по настоящему делу. Суд в определении разъяснил заявителю, что ходатайство об объединении однородных дел для совместного рассмотрения рассматривается в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судьей, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда (определениями суда от 04.02.2021 и 05.02.2021 по делу № А26-7938/2020 сторонам отказано в удовлетворении ходатайств об объединении в одно производство дела № А26-7938/2020 с делом № А26-10748/2020).

Определением от 16.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 15.12.2020 о принятии обеспечительных мер.

Оспариваемые решения были приняты по результатам камеральной таможенного проверки, проведенной в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении ИП ФИО1 на предмет достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары (акт № 10227000/210/201020/А000026).

Актом камеральной таможенной проверки установлено, что в соответствии со сведениями, указанными при таможенном декларировании товаров, а также сведениям БД Лес ЕГАИС, поставки вывезенных лесоматериалов в адрес ИП ФИО1 осуществлялись ООО «КАРДОН» во исполнение договоров: от 28.06.2017 № А05/17, от 04.07.2018 № А07/2018, от 17.10.2017 № А06/2018, от 29.10.2018 № А08. Согласно указанным договорам ИП ФИО1 выступает в качестве агента и обязуется по поручению принципала и за его счет совершать сделки по реализации продукции, выполнять иные поручения. Имущество, переданное принципалом для заключения сделок, а также имущество, приобретенное агентом для принципала, является собственностью принципала. Переход права собственности на товар в данных договорах не предусмотрен. Собственником товара выступает ООО «КАРДОН».

При этом сведений о том, что заявитель (держатель лицензии) выступает как посредник на основании договора с производителем товара, в лицензиях не содержится. В графе 17 заявлений на выдачу лицензий информация о наличии посреднических договоров ИП ФИО1 также не заявлена.

Сведения об ООО «КАРДОН» как о собственнике товара во внешнеторговых контрактах, заключенных ИП ФИО1 и фирмой PolkkyMetsaКmо Оу и с «StoraEnsoOyj», отсутствуют. В представленных при таможенном декларировании счетах-фактурах к контрактам сведения о собственнике товара ООО «КАРДОН» отсутствуют, в графах «Продавец» и «Грузоотправитель» указана ИП ФИО1

На основании изложенного, камеральной таможенной проверкой установлено, что ИП ФИО1, являясь заявителем на получение разовых лицензий №№ 282RU19002002748, 281RU19002008114, 281RU17002008467, 281RU18002004295, 282RU19002010928, 282RU19002009714, 282RU19002005838, 282RU19002005894, 281RU19002005840, 281RU19002010929, ни изготовителем, ни собственником лицензируемого товара не являлась. При получении лицензии на экспорт лесоматериалов сведения о том, что выступает при экспорте в качестве агента, т.е. посредника, реализующего финскому покупателю товар, принадлежащий иному лицу, Предприниматель в Минпромторг России не заявляла.

На основании изложенного данные лицензии, по мнению Таможни, не могут являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 13 % и 15 %, поскольку не подтверждают право заявителя на экспорт именно тех лесоматериалов, сведения о которых заявлены в ДТ.

В заявлении ИП ФИО1 указано, что до 18.09.2019 порядок и форма заполнения заявление на получение лицензий на экспорт не были определены, т.к. Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 №779, содержит ссылку в п. 9 Правил на необходимость заполнения заявления экспортерами на требования Инструкции только с 18.09.2019, так как Соглашение Правительств государств-ЕЭС от 09.06.2009, на которое ранее давалась ссылка, утратило свою силу с 01.01.2015.

По мнению Таможни, обязанность соблюдения требований по внесению в заявление о выдаче лицензии на экспорт сведений о номерах и датах контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник, существовала и до изменений, внесенных в Постановление № 779 Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 № 1124.

Текст Решения Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 06.11.2014 № 199 об утверждении Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии был опубликован в установленном порядке на
официальном сайте Евразийской экономической комиссии 06.11.2014.

Указанный нормативный правовой акт является общеобязательным с момента вступления в силу 01.01.2015. Учитывая положения статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязательность исполнения международного правового акта, входящего в право ЕАЭС, не может быть поставлена в зависимость от упоминания такого правого акта в подзаконном нормативном правовом акте государства-участника ЕАЭС.

В письме Минпромторга России от 06.07.2020 № 46830/03 уполномоченный на выдачу экспортных лицензий компетентный орган России подтвердил, что в условиях, отсутствия сведений о заявителе как о посреднике, лицензии выданы на лесоматериалы, поставляемые напрямую держателем лицензии иностранному контрагенту по внешнеэкономическому контракту.

Данное разъяснение подтверждает позицию Таможни о том, что к товару, не находящемуся в собственности Предпринимателя, произведенному третьими лицами, и поставляемому не напрямую, а с использованием посреднических договоров, выданные лицензии Минпромторга России не относятся.

22.01.2021 заявитель представил в суд ходатайство о дополнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил также признать:

- незаконными требования о внесении изменений в декларации на товары, о предоставлении корректировок перечисленных деклараций и их электронных копий;

- недействительными уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней от 22.12.2020 № 10227000/У2020/0000153,

от 11.01.2021 № 10227000/У2021/0000001,

№ 10227000/У2021/0000002, № 10227000/У2021/0000003,

№ 10227000/У2021/0000004, № 10227000/У2021/0000005,

№ 10227000/У2021/0000006, № 10227000/У2021/0000007,

№ 10227000/У2021/0000008, № 10227000/У2021/0000009,

№ 10227000/У2021/0000010, № 10227000/У2021/0000011,

№ 10227000/У2021/0000012, № 10227000/У2021/0000013,

№ 10227000/У2021/0000014, № 10227000/У2021/0000015,

№ 10227000/У2021/0000016, № 10227000/У2021/0000017,

№ 10227000/У2021/0000018, № 10227000/У2021/0000019,

№ 10227000/У2021/0000020, № 10227000/У2021/0000021,

№ 10227000/У2021/0000022, № 10227000/У2021/0000023,

№ 10227000/У2021/0000024, № 10227000/У2021/0000025,

№ 10227000/У2021/0000026, № 10227000/У2021/0000027,

№ 10227000/У2021/0000028, № 10227000/У2021/0000029,

№ 10227000/У2021/0000030, № 10227000/У2021/0000031,

№ 10227000/У2021/0000032, № 10227000/У2021/0000033.

Предприниматель получила экспортные лицензии, задекларировала, переместила через таможенную границу товары, и применила пониженную ставку таможенных платежей в строгом соответствии с действующими в области таможенного и тарифного регулирования правовыми нормами. Идентичность задекларированного и перемещенного товара заявленному в лицензиях, равно как и достоверность сведений о его количественных характеристиках подтверждены справками об исполнении лицензий, выданными таможенным органом, и имеющими отметки должностных лиц.

По всем внешнеторговым контрактам спорные лицензии были выданы Предпринимателю, как поставщику, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них. Эти же контракты указаны в спорных декларациях на товары вместе с договорами комиссии, декларациями по сделкам с лесом Лес ЕГАИС, что позволяет однозначно идентифицировать вывезенные по спорным декларациям лесоматериалы с выданными лицензиями, и опровергает довод Таможни о неприменимости лицензий к товарным партиям вывезенных и задекларированных лесоматериалов.

То обстоятельство, что в период оформления Предпринимателем лицензий порядок и форма заполнения заявления на получение лицензии на экспорт лесоматериалов формально не были определены, поскольку Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 содержит ссылку в пункте 9 Правил на необходимость заполнения экспортерами лесоматериалов в соответствии с требованиями Инструкции только с 18.09.2019, так как Соглашение Правительств государств-членов ЕЭС от 09.06.2009 утратило свою силу с 01.01.2015 года, установлено вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 12 сентября 2020 года по делу А56-40877/2020, и, по мнению Предпринимателя, доказыванию не подлежит.

Письма Минпромторга от 30.04.2020 № 30521/03, от 06.07.2020 № 46830/03, на содержании которых основаны выводы акта камеральной таможенной проверки и вынесены оспариваемые решения, по мнению Предпринимателя, нельзя признать относимым доказательством в обоснование доводов камеральной таможенной проверки № 10227000/210/201020/А000026, поскольку они являются разъяснениями лицензирующего органа по вопросам, касающихся выдачи Предпринимателю лицензий, являвшихся предметом иной камеральной проверки. Письмо Минпромторга от 06.07.2020 № 46830/03 адресовано Санкт-Петербургской таможне, содержит разъяснения относительно получения экспортных лицензий иным участником ВЭД, исследовалось в качестве доказательства Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области в судебном споре по делу А56-40877/2020.

Минпромторг не уполномочен издавать акты нормативного характера и не наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению действующих нормативных актов. Письма указанного государственного органа не устанавливают правил поведения для неопределенного круга лиц. Как указала Предприниматель, лицензирующий орган, осведомленный о сути претензий таможенного органа к Предпринимателю, выданные лицензии не отозвал, и не признал недействительными, не смотря на отсутствие в заявлениях сведений о Предпринимателе как о посреднике.

В предварительном судебном заседании 25.01.2021 суд принял измененные требования к рассмотрению по существу и отложил судебное разбирательство по делу.

До начала судебного заседания в суд представлены документы: заявителем – письменные пояснения по делу с приложением копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 от 19.08.2020 и от 20.12.2020, копии письма Минпромторга РФ от 30.04.2020 № 30521/03; ответчиком – письменное ходатайство о приостановлении производства по делу с приложением документа, подтверждающего направление заявителю указанного ходатайства.

Представители ответчика поддержали ходатайство о приостановлении производства по делу.

Представитель заявителя возражал относительно приостановления производства по делу.

Суд рассмотрел указанное ходатайство ответчика и вынес определение об отказе в его удовлетворении.

Представитель Предпринимателя поддержал заявленное требование.

Представители ответчика не признали заявленное требование.

Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>; основной вид деятельности – деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами.

Между Предпринимателем (продавец) и «PolkkyMetsaKmoOy» Финляндия (покупатель) заключены контракты от 28.06.2017 № 246/0100029159/008, от 10.04.2018 № 246/100029159/012, от 29.04.2019 № 246/01000029159/17, от 28.08.2019 № 246/0100029159/18, от 16.10.2019 № 246/0100029159/19, в соответствии с условиями которых ИП ФИО1 продает, а «PolkkyMetsaКmо Оу» покупает на условиях поставки ЕХW-«лесосека» (Инкотермс 2010) лесоматериалы необработанные, неокоренные, хвойных пород (сосна, ель и пихта) (коды по ТН ВЭД ЕАЭС 4403211100, 4403231100, 4403221000) в общем количестве по всем контрактам 31600 куб.м.

Предпринимателем (продавец) и «StoraEnsoOyj», Финляндия (покупатель) заключен контракт от 05.07.2018 № 15121, в соответствии с условиями которого ИП ФИО1 продает, a«StoraEnsoOyj» купит на условиях поставки FCA-нижний склад Тухкала, Лоухского района (Инкотермс 2010) лесоматериалы необработанные, неокоренные (код по ТН ВЭД ЕАЭС 4403211100, 4403231100, 4403221000, 4403231900, 4403241000, 4403950009, 4403950002, 4403960001) в общем количестве 6500,00 куб.м.

На основании указанных контрактов получены разрешения на квоту: от 30.06.2017 № RUFI1700445, от 05.02.2019 №№ RUFI1900224, RUFI1900225, от 02.05.2019 №№ RUFI11900339, RUFI11900340, RUFI11900341, от 03.09.2019 № RUFI11900417, от 21.10.2019   №№ RUFI20000014, RUFI2000015.

Во исполнение обязательств по указанным контрактам ИП ФИО1
помещены под таможенную процедуру экспорта вывезенные с таможенной
территории ЕАЭС в Финляндию с применением временного периодического
таможенного декларирования товары, задекларированные в полных декларациях на
товары: 10227030/191219/0003981, 10227030/270819/0002620, 10227030/300120/0000302, 10227030/251217/0004896, 10227030/220118/0000206, 10227030/170119/0000126, 10227030/171018/0003420, 10227030/211118/0003793, 10227030/221018/0003475, 10227030/261218/0004251, 10227030/121219/0003892, 10227030/171219/0003945, 10227030/071119/0003484, . 10227030/111119/0003515, 10227030/271119/0003716, 10227030/051219/0003814, 10227030/141119/0003558, 10227030/181219/0003957, 10227030/031219/0003777, 10227030/130120/0000043, 10227030/261219/0004074, 10227030/251219/0004038, 10227030/241219/0004016, 10227030/290120/0000263, 10227030/220120/0000167, 10227030/130220/0000456, 10227030/110220/0000421, 10227030/250220/0000560, 10227030/190320/0000852, 10227030/290420/0001248, 10227030/070520/0001298, 10227030/040620/0001543, 10227030/130720/0001961,10227030/150720/0001984.

Таможенные пошлины были уплачены ИП Кабановой исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, установленных постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», в соответствии с которым:

- товары, классифицируемые в подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 4403231100, 4403 24 100 0, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80 % от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом – в размере 13 % от таможенной стоимости товара соответственно;

- товары, классифицируемые в подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС 4403221000, 4403211100, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80 % от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом – в размере 15 % от таможенной стоимости товара соответственно.

Для применения ставки таможенных платежей в размере 13 % и 15 % от таможенной стоимости товаров ИП ФИО1 представила в таможенный орган разовые лицензии Минпромторга России: №№ 282RU19002002748, 281RU19002008114, 281RU17002008467, 281RU18002004295, 282RU19002010928, 282RU19002009714, 282RU19002005838, 282RU19002005894, 281RU19002005840, 281RU19002010929 (далее – Лицензии) на экспорт из РФ лесоматериалов из:

- бревна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL. «(Пиловочник сосновый), код ЕТН ВЭД 4403211100;

- бревна из пихты (ABIESSPP.) белой европейской вида «ABIESALBA И ЕЛИ (PICEASPP.) обыкновенной вида «PICEAABIESKARST» (пиловочник еловый), код ЕТН ВЭД 4403231100;

- лесоматериалы из сосны (PINUSSPP.) обыкновенной вида «PINUSSYLVESTRISL.», прочие (пиловочник сосновый(тонкомерный), код ЕТН ВЭД 4403221000;

- лесоматериалы из пихты (ABIESSPP.) белой европейской вида «ABIESALBA, И ЕЛИ (PICEASPP.) обыкновенной вида «PICEAABIESKARST» (пиловочник еловый), код ЕТН ВЭД 4403241000;

- прочие (пиловочник   сосновый (тонкомерный), код ЕТН ВЭД 4403221000

Страна происхождения товаров – Российская Федерация.

В графе 17 указанных лицензий содержатся следующие сведения: Постановление Правительства РФ № 779 от 30.07.2012, решение КЕЭК № 134 от 16.08.2012, разрешения на квоту.

Должностными лицами Карельской таможни с 28.02.2020 по 20.10.2020 в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП ФИО1 на предмет достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары.

По результатам проверки таможенным органом составлен акт проверки от 20.10.2020 № 10227000/210/201020/А000026, в котором установлено, что в соответствии со сведениями, указанными при таможенном декларировании товаров, а также сведениям БД Лес ЕГАИС, поставки вывезенных лесоматериалов в адрес ИП ФИО1 осуществлялись ООО «КАРДОН» во исполнение договоров: от 28.06.2017 № А05/17, от 04.07.2018 № А07/2018, от 17.10.2017 № А06/2018, от 29.10.2018 № А08. Согласно указанным договорам ИП ФИО1 выступает в качестве агента и обязуется по поручению принципала и за его счет совершать сделки по реализации продукции, выполнять иные поручения. Имущество, переданное принципалом для заключения сделок, а также имущество, приобретенное агентом для принципала, является собственностью принципала. Переход права собственности на товар в данных договорах не предусмотрен. Собственником товара выступает ООО «КАРДОН».

При этом сведений о том, что заявитель (держатель лицензии) выступает как посредник на основании договора с производителем товара – в лицензиях не содержится. В графе 17 заявлений на выдачу лицензий информация о наличии посреднических договоров ИП ФИО1 также не заявлена.

Сведения об ООО «Кардон», как о собственнике товара, во внешнеторговых контрактах, заключенных между Предпринимателем и «PolkkyMetsaKmoOy», между Предпринимателем и «StoraEnsoOyj» Финляндия, отсутствуют. В представленных при таможенном декларировании счетах-фактурах к контрактам сведения о собственнике товара ООО «Кардон» также отсутствуют, в графах «продавец» и «грузоотправитель» указана ИП ФИО1

Таким образом, в ходе проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что лицензии были выданы Предпринимателю как лицу, не являющемуся посредником и экспортирующему собственный товар. Соответственно при таможенном декларировании товаров по ПВД для вывоза товаров в рамках тарифных квот представленные лицензии не относятся к данным партиям товаров. В связи с невозможностью применения данных лицензий для уплаты вывозной таможенной пошлины по ставкам 13 % и 15 % от таможенной стоимости товаров, в отношении товаров, задекларированных в ПВД, подлежат уплате вывозные таможенные пошлины по ставке 80 % от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. Предварительно рассчитанная сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих доначислению и довзысканию, составляет 52 316 274 руб. 47 коп.

В соответствии с актом камеральной таможенной проверки от 20.10.2020 № 10227000/210/201020/А000026 Таможней приняты оспариваемые решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары от 25.11.2020, согласно которым ИП ФИО1 надлежит в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решения внести изменения в декларации на товары и уплатить таможенные платежи.

Ввиду неисполнения Предпринимателем решений от 25.11.2020 таможенным органом в адрес Предпринимателя направлены оспариваемые уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.12.2020 и 11.01.2021.

Предприниматель, полагая, что оспариваемые решения от 25.11.2020, уведомления 22.12.2020 и 11.01.2021, а также требования Таможни о внесении изменений в декларации на товары, о предоставлении корректировок перечисленных деклараций и их электронных копий противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное Предпринимателем требование является обоснованным и подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.

Согласно статье 101 Договора о Евразийском экономическом союзе до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений настоящей статьи.

С 01.01.2018 вступил в силу ТК ЕАЭС.

Пунктами 1, 2 статьи 444 ТК ЕАЭС определено, что настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу. По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448-465 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), действовавшего в период декларирования части рассматриваемых товаров, установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу статьи 50 ТК ЕЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с положениями статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

На основании пункта 1 статьи 53 ТК ЕЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.

Пунктом 1 статьи 213 ТК ТС определено, что товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

Согласно статье 140 ТК ЕЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются:

- уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом;

- соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

- соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 установлено, что таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется Евразийской экономической комиссией в пределах полномочий, предусмотренных Договором, международными договорами.

В соответствии со статьями 47, 48, 49 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) лицензирование в случаях, установленных Комиссией, применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введена тарифная квота. Лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров. Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, включенных в единый перечень товаров, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными приложением к настоящему Протоколу. Уполномоченными органами выдаются следующие виды лицензий: разовая лицензия; генеральная лицензия; исключительная лицензия. Выдача генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, определяемых Комиссией.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» от 16.08.2012 № 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров), в раздел 2.28 которого включены товары: ель обыкновенная вида «Picea abies Karst.» и пихта белая европейская вида «Abies alba Mill.» (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0), а также сосна обыкновенная вида «Pinus sylvestris L.» (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0).

При этом в указанном разделе Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии содержится сноска, согласно которой ограничения применяются в отношении товаров, происходящих из государства-члена Евразийского экономического союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

В силу пунктов 4, 5 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.

Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе» утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее – Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот).

В соответствии с пунктом 2 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот – распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий.

В рассматриваемом случае на день регистрации проверяемых деклараций на товары подлежали применению ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым:

- в отношении товара – бревна, классифицируемого в товарную подсубпозицию 4403231100 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80 % от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м., а в отношении товара – бревна, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, в размере 13 % от таможенной стоимости товара соответственно;

- в отношении товара – сосна обыкновенная вида «PinussylvestrisL.», классифицируемого в товарную подсубпозицию 4403221000 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80 % от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м., а в отношении товара – сосна обыкновенная вида «PinussylvestrisL.», на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, в размере 15 % от таможенной стоимости товара соответственно.

Таким образом, величина вывозной таможенной пошлины на лесоматериалы зависит от наличия лицензии, выданной компетентным органом.

Согласно пункту 2 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) лицензия – это специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров. Разовая лицензия – это лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров определены в Приложении к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Из пункта 8 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров следует, что оформление заявления на выдачу лицензии и оформление лицензии осуществляются в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утверждаемой Комиссией.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 6 Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 (далее – Инструкция), в графе 17 заявления на выдачу лицензии «Основание для выдачи лицензии» указываются, в том числе: номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник.

Согласно подпункту 3 пункта 8 Инструкции графа 17 выданной лицензии заполняется в соответствии с порядком заполнения соответствующей графы заявления на выдачу лицензии.

Таможня считает, что если в графе 17 заявления на выдачу лицензии заявитель не указывает сведения о посреднических договорах, то он тем самым подтверждает, что не является посредником и напрямую поставляет контрагенту собственный товар во исполнение внешнеторгового договора. Предприниматель, заявляя о получении разовых лицензий, изготовителем или собственником лицензируемого товара не являлась, оказывала посреднические услуги по продаже лицензируемого товара. При получении разовых лицензий на экспорт лесоматериалов сведения о том, что выступает при экспорте в качестве агента, то есть посредника, реализующего иностранному покупателю товар, принадлежащий иному лицу, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не заявляла.

Данный довод ответчика отклоняется судом как не соответствующий существу договора комиссии, определенного статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу ст. 990 ГК РФ, по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Указанная форма взаимоотношений сторон предусматривает право комиссионера заключать сделки и распоряжаться товаром комитента при исполнении обязательств по договору в силу закона, поэтому отдельного описания прав комиссионера по распоряжению товаром в договоре комиссии не требуется.

Такая конструкция в том числе обусловлена тем, что согласно положениям пунктов 1,2 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который вправе по своему усмотрению, оставаясь собственником, совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству, например, передать права на передачу товаров по контракту комиссионеру в целях реализации им товаров на экспорт.

Кроме того, как Протокол о модальностях, так и Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 №199, не содержат ограничений в праве получения разовой лицензии участником внешнеторговой деятельности, не имеющим статуса собственника товара, поскольку при оформлении разовой лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки и наименование и количество лицензируемого товара.

По всем представленным в материалы дела внешнеторговым контрактам спорные лицензии были выданы Предпринимателю, как поставщику по контрактам, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них. Эти же контракты указаны в спорных декларациях на товары вместе с договорами комиссии, декларациями по сделкам с лесом Лес ЕГАИС и договорами с производителями, что позволяет однозначно идентифицировать вывезенные по спорным декларациям лесоматериалы с выданными лицензиями. Идентичность задекларированного и перемещенного товара заявленному в лицензиях, а также достоверность сведений о его количественных характеристиках подтверждены справками об исполнении лицензий, выданными Таможней.

Действующее правовое регулирование в спорных правоотношениях не устанавливает требования о представлении соискателем лицензии документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины, в том числе договора купли-продажи с арендатором лесного участка. Следовательно, право собственности на экспортируемый товар не является основанием для предоставления тарифной квоты и разовых лицензий и применения вывозной таможенной пошлины в размере 13% и 15%. Соглашением и Правилами не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии.

Требование Инструкции об указании в заявлении на выдачу лицензии номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем товара имеет значение для выдачи разовой лицензии в пределах выделенной заявителю тарифной квоты. Отсутствие в графе 17 заявлений на выдачу разовых лицензий и в самих лицензиях указания на заключенные между Предпринимателем и ООО «Кардон» договоры не является основанием для вывода о незаконности выданных заявителю лицензий. Предпринимателем тарифные квоты и лицензии не передавались и не переуступались третьему лицу по договору, а использовались непосредственно самим заявителем при исполнении заключенных им внешнеторговых контрактов.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, у Таможни отсутствовали основания для применения к товарам, вывезенным заявителем по разовым лицензиям, ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80 % от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.

На основании изложенного незаконными являются решения Таможни от 25.11.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары, а также требования о внесении изменений в декларации на товары, о предоставлении корректировок перечисленных деклараций и их электронных копий.

В связи с неисполнением решений от 25.11.2020 таможенным органом были вынесены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.12.2020 и от 11.01.2021.

Незаконность решений от 25.11.2020 свидетельствует о незаконности принятых в целях их исполнения уведомлений от 22.12.2020 и от 11.01.2021.

Оспариваемые акты таможенного органа нарушают права Предпринимателя, так как возлагают на нее незаконную обязанность по внесению изменений в декларации на товары, о предоставлении корректировок перечисленных деклараций и их электронных копий, и по уплате таможенных платежей.

Данные обстоятельства являются основанием для признания в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемых актов Таможни недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.Заявленное индивидуальным предпринимателем Кабановой Ираидой Юрьевной требование удовлетворить полностью. Признать недействительными как не соответствующие Закону Российской Федерации № 5003-1 «О таможенном тарифе», Постановлению Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе», Правилам распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз принятые Карельской таможней

- решения от 25.11.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары:

№ 10227030/191219/0003981,      № 10227030/270819/0002620,

№ 10227030/300120/0000302,      № 10227030/251217/0004896,

№ 10227030/220118/0000206,      № 10227030/170119/0000126,

№ 10227030/171018/0003420,      № 10227030/211118/0003793,

№ 10227030/221018/0003475,      № 10227030/261218/0004251,

№ 10227030/121219/0003892,      № 10227030/171219/0003945,

№ 10227030/071119/0003484,      № 10227030/111119/0003515,

№ 10227030/271119/0003716,      № 10227030/051219/0003814,

№ 10227030/141119/0003558,      № 10227030/181219/0003957,

№ 10227030/031219/0003777,      № 10227030/130120/0000043,

№ 10227030/261219/0004074,      № 10227030/251219/0004038,

№ 10227030/241219/0004016,      № 10227030/290120/0000263,

№ 10227030/220120/0000167,      № 10227030/130220/0000456,

№ 10227030/110220/0000421,      № 10227030/250220/0000560,

№ 10227030/190320/0000852,      № 10227030/290420/0001248,

№ 10227030/070520/0001298,      № 10227030/040620/0001543,

№ 10227030/130720/0001961,      № 10227030/150720/0001984;

- уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней

от 22.12.2020 № 10227000/У2020/0000153;

от 11.01.2021 № 10227000/У2021/0000001,

№ 10227000/У2021/0000002, № 10227000/У2021/0000003,

№ 10227000/У2021/0000004, № 10227000/У2021/0000005,

№ 10227000/У2021/0000006, № 10227000/У2021/0000007,

№ 10227000/У2021/0000008, № 10227000/У2021/0000009,

№ 10227000/У2021/0000010, № 10227000/У2021/0000011,

№ 10227000/У2021/0000012, № 10227000/У2021/0000013,

№ 10227000/У2021/0000014, № 10227000/У2021/0000015,

№ 10227000/У2021/0000016, № 10227000/У2021/0000017,

№ 10227000/У2021/0000018, № 10227000/У2021/0000019,          

№ 10227000/У2021/0000020, № 10227000/У2021/0000021,

№ 10227000/У2021/0000022, № 10227000/У2021/0000023,

№ 10227000/У2021/0000024, № 10227000/У2021/0000025,

№ 10227000/У2021/0000026, № 10227000/У2021/0000027,

№ 10227000/У2021/0000028, № 10227000/У2021/0000029,

№ 10227000/У2021/0000030, № 10227000/У2021/0000031,

№ 10227000/У2021/0000032, № 10227000/У2021/0000033.

.Обязать Карельскую таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кабановой Ираиды Юрьевны.

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

   Судья

Цыба И.С.