ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-10821/18 от 26.08.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-10821/2018

02 сентября 2019 года

            Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2019 года.  

Полный текст решения изготовлен   сентября 2019 года .

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко И.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Экотранс» (ОГРН 1027809236619, ИНН 7825470190, место нахождения: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Лизы Чайкиной, дом 10 лит.А, пом. 4Н)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д.31); администрации Вяртсильского городского поселения (ОГРН 1051002037294, ИНН 1007014646, место нахождения: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, ПГТ Вяртсиля, ул. Заводская, д.7)

об исправлении реестровой ошибки

третьи лица - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, публично-правовое образование «Российская Федерация» в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия, администрация Сортавальского муниципального района

при участии представителей:

третьего лица, Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия - Кравченко В. Н. (по доверенности от 10.01.2019), Бакумова С.А. (доверенность от 03.10.2017), Бородавка В.Б. (по доверенности от 20.03.2019)

установил: общество с ограниченной ответственностью «Экотранс» (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) об исправлении реестровой ошибки, допущенной в Едином государственном реестре недвижимости при внесении сведений о границе населённого пункта пгт. Вяртсиля, и внесении в границы населённого пункта пгт. Вяртсиля земельного участка с кадастровым №10:07:0020401:3, земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для деятельности АЗС, расположенного по адресу: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, Вяртсильское городское поселение, пгт. Вяртсиля у ст. Вяртсиля.

Исковые требования обоснованы ссылкой на часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены администрация Вяртсильского городского поселения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (определение от 20.10.2018), публично-правовое образование «Российская Федерация» в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (определение от 19.12.2018), федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (определение от 28.01.2019), федеральное государственное казённое учреждение «Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (определение от 27.02.2019), Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия (определение от 27.02.2019), администрация Сортавальского муниципального района (определение от 27.03.2019).

Определением суда от 27.11.2018 администрация Вяртсильского городского поселения привлечена в качестве соответчика; федеральное государственное казённое учреждение «Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации» исключено из состава лиц, участвующих в деле.

Стороны, третьи лица, за исключением Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия (далее – Пограничное управление), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом. Администрация Сортавальского муниципального района направила в суд отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России направило в суд ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.

Судебное заседание в порядке частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей указанных лиц.

В отзыве на исковое заявление (том 1 листы 65-68) Управление Росреестра по Республике Карелия сообщило, что: сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым №10:07:0020401:3 внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 26.09.2002, сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют; 30.12.2003 в ЕГРН на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.02.2003 зарегистрировано право собственности ООО «Регина» на ЗУ:3; 01.06.09 в ЕГРН на основании договора купли-продажи недвижимости от 12.03.09 зарегистрировано право собственности ООО «Экотранс» на ЗУ:3; 03.06.2015 в ЕГРН внесены сведения о границе населенного пункта пгт. Вяртсиля, Вяртсильское городское поселение, Сортавальский муниципальный район; 25.04.2018 в ЕГРН внесены сведения о границе Кааламского сельского поселения Сортавальского муниципального района; 02.08.2018 в орган регистрации обратилось ООО «Экотранс» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений в отношении ЗУ:3, и межевым планом земельного участка; 07.08.2018 государственным регистратором прав на основании пунктов 27, 43 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ (далее – Закон о государственной регистрации) осуществление государственного кадастрового учёта изменений было приостановлено ввиду  выявленного пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3 с границами муниципального образования (уточняемый земельный участок не полностью входит в границы населенного пункта пгт. Вяртсиля и Кааламского сельского поселения; поскольку причины, препятствующие государственной регистрации устранены не были, Управление отказало в государственном кадастровом учёте изменений в отношении ЗУ:3; Управление считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не нарушало прав истца.

Администрация Вяртсильского городского поселения в письменных пояснениях по делу (том 2 листы 8-9) сообщила, что кадастровые работы по описанию местоположения границ пгт. Вяртсиля проводились на основании договора от 19.12.2013 ООО «Земля Плюс», которое обязалось выполнить кадастровые работы на основании документов территориального планирования с учётом фактического землепользования; письмом от 04.06.2015 директор Филиала ФГБУ «Росреестра» по Республике Карелия уведомил кадастрового инженера о том, что при описании границ пгт.Вяртсиля была допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в пересечении границ некоторых ранее учтенных земельных участков с границами населенных пунктов, что само по себе не являлось препятствием к осуществлению кадастрового учёта пгт.Вяртсиля; поскольку координаты характерных точек границ спорного участка не были определены на момент установления границ населенного пункта пгт.Вяртсиля, полагает, что проверить наличие кадастровой (реестровой) ошибки возможно только при проведении судебной землеустроительной экспертизы.

Министерство имущественных и земельных отношений по Республике Карелия в отзыве на исковое заявление (том 1 листы 75-77) указало, что права Министерства в деле не затрагиваются; оставило удовлетворение иска на усмотрение суда.

Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в отзыве на исковое заявление (том 1 листы 108-110) сообщило, что пограничная зона на территории Республики Карелия, прилегающей к Государственной границе Российской Федерации с Финляндской Республикой, установлена Приказом ФСБ РФ от 02.06.2006 №243, согласно которому пгт. Вяртсиля не входит в указанную зону; пунктом 2 статьи 23 Договора между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов (Хельсинки, 23 июня 1960 года) установлено, что для обеспечения сохранности линии границы по обе её стороны должны оставляться полосы шириной в 20 метров, в которых запрещено проведение отдельных видов работ; разрешение спора оставлено на усмотрение суда.

Администрация Сортавальского муниципального района в отзыве на исковое заявление (том 2 листы 46-47) указала, что согласно документам, имеющимся у Администрации района, спорный земельный участок был предоставлен постановлением мэрии города Сортавала от 09.08.1994 в постоянное пользование ТОО «Регина» под строительство АЗС; постановлением Главы самоуправления г. Сортавала от 12.07.2002 №472 право постоянного бессрочного пользования прекращено, участок предоставлен в аренду сроком на 5 лет; по договору купли-продажи от 14.02.2003 земельный участок продан ТОО «Регина»; Генеральный план Вяртсильского городского поселения утвержден решением Совета Сортавальского муниципального района от 05.04.2013 №312; разрешение спора оставлено на усмотрение суда.

Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия в отзыве на исковое заявление (том 2 листы 120-121) и в судебном заседании полагало, что расширение спорного земельного участка в сторону рубежа инженерно-технических сооружений пограничных органов (далее – ИТС), а также возведение новых построек вблизи него в дальнейшем, внесение изменений в естественный ландшафт создаст благоприятные условия для нарушения Государственной границы Российской Федерации; непосредственная близость АЗС к рубежу ИТС окажет в дальнейшем препятствия для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии рубежа ИТС, проходов через ограждения, обслуживание и работоспособность технических средств охраны границы; в настоящее время ПУ ФСБ России по РК проводятся закупочные процедуры для выполнения кадастровых работ по отводу и межеванию участков под рубеж ИТС в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №289, согласно которому земельная полоса для инженерных сооружений должна составлять от 39,5 до 50 метров, и в случае установления границы в соответствии с указанными нормами возможно наложение границ земельных участков (пересечение с рубежом ИТС).  

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя (том 1 листы 114-115).

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ООО «Экотранс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, площадью 10847 кв.м, категория «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование – под автозаправочную станцию.

Земельный участок является ранее учтённым, поставлен на государственный кадастровый учёт 26.09.2002 года.

Согласно представленным в материалы дела документам земельный участок площадью 1,08 га в районе ст. Вяртсиля, ранее предоставленный под строительство АЗС фирме «Стар-групп», изъят у последней постановлением Мэрии города Сортавала от 09.08.1994 №1014 (том 2 лист 49) и передан в запас мэрии города (пункт 1). Пунктом 2 того же постановления земельный участок передан ТОО «Регина» в постоянное пользование под строительство автозаправочной станции в районе ст. Вяртсиля. ТОО «Регина» предписано оформить и получить государственный акт на право пользования землей с закреплением границ участков в натуре межевыми знаками стандартного образца.

На основании названного постановления ТОО «Регина» выдан государственный акт РК-07 №00055 (том 1 листы 24-31) на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 1,08 га под автозаправочную станцию. Приложение к акту – План участка содержит геоданные, позволяющие определить положение земельного участка на местности.

Постановлением Главы местного самоуправления г. Сортавала от 12 июля 2002 года №472 прекращено право постоянного пользования ТОО «Регина» на земельный участок общей площадью 1,08 га на землях городского запаса с предоставлением права аренды на него под автозаправочную станцию сроком на 5 лет; ограничения в использовании земельного участка отсутствуют. Пунктом 3 постановления №472 земельный участок отнесен к землям промышленности и транспорта, в соответствии с основным целевым назначением и местоположением земельного участка (том 2 лист 50).

По договору купли-продажи от 14.02.2003, заключенному между администрацией города Сортавала (продавец) и ООО «Регина» (покупатель) земельный участок в границах кадастрового плана, площадью 10 846,86 кв.м, расположенный на землях поселений, в районе ст. Вяртсиля, продан Обществу без каких-либо обременений (пункты 1.1, 3). Цель использования земельного участка – под автозаправочную станцию (пункт 1.1) (том 2 лист 51).

Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано 01.06.2009, номер регистрационной записи 10-10-07/005/2009-150. Данный факт подтвержден выпиской из ГРН (том 1 листы 37-38).

В связи с отсутствием  в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в целях уточнения местоположения границы и площади земельного участка, ООО «Экотранс» заказало кадастровые работы, при проведении которых кадастровым инженером Судниковой О.А. – сотрудником ООО «Геопроект» составлен межевой план от 30.07.2018 (том 1 листы 1-22). Согласно заключению кадастрового инженера местоположение границы земельного участка определено исходя из сведений, содержащихся в Государственном акте РК-07 №55. Кроме того, в границы земельного участка были включены существующие более 15 лет на местности автозаправочная станция и другие дополнительные объекты, а по части границы от точки н7 до точки н1 данный земельный участок ограничен существующей более 15 лет колючей проволокой  (инженерные сооружения государственной границы).

02.08.2018 ООО «Экотранс» обратилось в орган регистрации с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, предоставив межевой план земельного участка. 07.08.2018 государственным регистратором прав на основании пунктов 27, 43 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ (далее – Закон о регистрации) осуществление государственного кадастрового учёта изменений было приостановлено ввиду  выявленного пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3 с границами муниципального образования (уточняемый земельный участок не полностью входит в границы населенного пункта пгт. Вяртсиля и Кааламского сельского поселения).

Как видно из материалов дела, кадастровые работы по описанию границ Вяртсильского городского поселения в соответствии Генеральным планом поселения выполнялись ООО «Земля Плюс» на основании договора №118/07 от 19.12.2013, заключенного с администрацией поселения (том 2 листы 12-13). Письмом от 04.06.2015 (том 2 лист 14) Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия сообщило о внесении 21.04.2015 в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта пгт. Вяртсиля с присвоением учётного номера 1886103 и отметило о выявлении пересечения границ населенного пункта и ряда земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН, что в силу действовавшего законодательства не препятствовало внесению в ГКН сведений о границах населенного пункта, но свидетельствовало о наличии кадастровой ошибки в сведениях ГКН. Поскольку в ГРН отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, факт пересечения их с границами населенного пункта на дату внесения в ГРН сведений об установлении границ населенного пункта не был выявлен.

Частью 8 статьи 34 Закона о регистрации предусмотрено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Однако на момент внесения в ЕГРН сведений о границах населенного пункта пгт. Вяртсиля в кадастре недвижимости отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3.

Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, Управление отказало в государственном кадастровом учёте изменений в отношении земельного участка истца (том 1 листы 39-41).

            Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов являются, в том числе, утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (часть 3 статьи 84 ЗК РФ).

Генеральный план Вяртсильского городского поселения утвержден решением Совета Сортавальского муниципального района от 5 апреля 2013 года №312 (том 2 лист 53).

С целью проверки соответствия координат характерных точек границ земельного участка ООО «Экотранс», установленных на местности, координатам, указанным в правоустанавливающих документах на земельный участок; соответствия координат характерных точек границ Вяртсильского поселения в месте пересечения границ поселения с границами земельного участка ООО «Экотранс»; определения фактического расстояния от границы земельного участка ООО «Эконтранс» до границы рубежа инженерных сооружений Государственной границы Российской Федерации, судом по ходатайству истца в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено сотруднику ООО «ГЕО_10» кадастровому инженеру Кузнецову М.В., компетенция которого подтверждена квалификационным аттестатом кадастрового инженера.  

По результатам проведенной судебной землеустроительной экспертизы (том 2 листы 100-113) эксперт пришел к следующим выводам:

- согласно межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, установлены колы (доски), повязанные белыми лентами в соответствии с координатами, содержащимся в указанном межевом плане;

- границы земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3 сформированы не в полном соответствии с планом участка (приложение 1 к государственному акту №РК0-7 №00055), но в полном соответствии Земельным кодексом РФ, что не влечет каких-либо последствий и не нарушает права третьих лиц. Данное несоответствие выразилось в том, что согласно приложению к  государственному акту на землю участок состоит из четырех углов и представляет геометрическую фигуру в виде трапеции, а в межевом плане участок представляет собой семиугольник. Указанное несоответствие объясняется тем, что при формировании (уточнении) границ земельного участка были соблюдены нормы законодательства. В частности, согласно межевого плана граница спорного земельного участка от точки н2 до точки н7 представляет собой ломаную линию и является смежной границе земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:66. Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице. Кроме того, имеются расхождения относительно длин сторон земельного участка относительно его плана (приложение 1 к государственному акту) и межевого плана от 30.07.2018: горизонтальное проложение от точки 4 до точки 1 согласно плана участка (приложение к государственному акту) составляет 166,8 м, однако согласно межевого плана  расстояние этой же линии составляет 164,55 м; от точки 1 до точки 2 горизонтальное проложение согласно плана участка составляет 39 м, однако согласно межевого плана расстояние этой же линии составляет 36,97 м. Данные расхождения обусловлены тем, что при изменении конфигурации земельного участка от точки н2 до точки н7 (согласно межевого плана от 30.07.2018) и сохранении оставшихся длин линий уточняемого земельного участка согласно плана земельного участка (приложение к государственному акту), площадь уточняемого земельного участка увеличится и составит 11 240 кв.м Данные расхождения являются несущественными и не могут повлечь за собой неправомерное пользование землей, а также не являются препятствием в осуществлении кадастрового учета;

- расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3  до границ рубежа инженерных сооружений составляет от 4,5 до 6 м. Также согласно плана участка (приложение 1 к государственному акту) расстояние от оси дороги до границы земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3 составляет 26,5 м. Однако при уточнении границ земельного участка в некоторых местах это расстояние уменьшается;

- границы Вяртсильского сельского поселения установлены с нарушениями, а именно при установлении границ не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, что повлекло за собой наложение границ Вяртсильского городского поселения на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020401:3. Площадь части участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, не вошедшая в границы Вяртсильского городского поселения, составляет 3 183 кв.м.

- координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3 в местах пересечения с границей Вяртильского городского поселения определены экспертом и приведены в ответе на вопрос №5.  

Оценив экспертное заключение в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), содержит ответы на поставленные перед экспертом вопросы, выводы мотивированы. Экспертное заключение дано квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и не оспорено участниками дела. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Суд признает экспертное заключение надлежащим доказательством по делу.

При оценке перечисленных обстоятельств суд руководствуется следующим.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

С 1 января 2017 года вступил в силу ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ. Согласно части 2 статьи 1 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона о регистрации).

В силу части 2 статьи 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости, вносимым в кадастр недвижимости, относятся, помимо прочего, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Положениям приведенной нормы Земельного кодекса РФ корреспондируют положения Закона о регистрации. В частности, согласно части 11 статьи 22 Закона о регистрации границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, понимается расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом является реестровой и подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

Оценив фактические обстоятельства дела, представленные в их обоснование доказательства, результаты судебной землеустроительной экспертизы, суд считает установленным, что при установлении границ Вяртсильского городского поселения допущена реестровая ошибка, выразившаяся в установлении границы поселения без учёта границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, что повлекло за собой наложение границ Вяртсильского городского поселения на ранее учтённый земельный участок с кадастровым номером 10:07:0020401:1.

Поскольку представленными доказательствами подтверждено наличие реестровой ошибки, суд принимает решение об её исправлении.

Отдельно суд отмечает следующее.

В межевом плане указано, что в части координат характерных точек н7 – н1 земельный участок истца граничит с линией рубежа инженерных сооружений Государственной границы Российской Федерации.

На запрос суда ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сообщила об отсутствии в ЕГРН сведений об установлении Государственной границы Российской Федерации (том 2 листы 5-6).

Оценивая довод представителей Пограничного управления о возможном нарушении нормативных расстояний, установленных для земельной полосы для инженерных сооружений, Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №289 (том 2 лист 74), суд учитывает, что истцом представлены документы, подтверждающие возникновение у его правопредшественника вещных прав (право постоянного бессрочного пользования) на земельный участок с 1994 года. Несоответствия, выявленные при проведении судебной экспертизы в части расхождений между планом земельного участка (приложение 1 к государственному акту) и межевым планом от 30.07.2018, не касаются границы земельного участка истца от точки н7 до точки н1. Иными словами, уточнение границы спорного земельного участка по указанным точкам выполнено в соответствии с планом земельного участка (приложение 1 к государственному акту). 

Несмотря на предложение суда, Пограничное управление со своей стороны, не представило правоустанавливающие документы, подтверждающие предоставление, отвод земельного участка для рубежа ИТС в существующих границах, иными словами не подтвердило, что на момент предоставления в 1994 году ТОО «Регина» права постоянного бессрочного пользования на земельный участок под АЗС в соответствии геоданными, приведенными в приложении к Государственному акту на землю, были нарушены нормативные расстояния от границы н7 – н1 спорного земельного участка до границы рубежа ИТС.  Устанавливающее такие нормы постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года №289 принято после возникновения у ТОО «Регина» вещного права на земельный участок в границах, соответствующих приложению к Государственному акту РК-07 №00055. Доказательства, подтверждающие, что постановление №289 подлежит применению к ранее возникшим правоотношениям, суду не представлены.

Суд учитывает, что зарегистрированное право собственности истца на земельный участок в судебном порядке не оспорено (часть 5 статьи 1 Закона о регистрации).

Кроме того, статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, к числу которых отнесены в том числе основания, связанные с строительством, реконструкцией объектов государственного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов - объектов обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (часть 2 статьи 49 ЗК РФ). Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд регламентирован в главе 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, требование истца об исправлении реестровой ошибки подлежит удовлетворению.

В удовлетворении требования о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта пгт. Вяртсиля суд отказывает, поскольку исправление реестровой ошибки само по себе обеспечивает восстановление нарушенного права истца и не требует дополнительного способа защиты. Определение местоположения части границ Вяртсильского поселения в соответствии с координатами характерных точек границ, приведенными в решении в соответствии с результатами судебной экспертизы по сути означает установление границы поселения по границе спорного земельного участка, с включением выявленной площади наложения 3 183 кв.м в границы пгт. Вяртсиля.

На основании изложенного, суд удовлетворяет иск частично.

Судебные издержки относятся на истца. В данном случае исковые требования общества фактически направлены на надлежащее описание (определение) границ спорного земельного участка и границы Вяртсильского поселения. В отсутствие виновных действий ответчиков, повлекших за собой наличие недостоверных сведений в ЕГРН, понесенные истцом издержки не подлежат распределению между сторонами, а относятся на истца.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Иск удовлетворить частично.

Признать реестровой ошибкой сведения о местоположении части границ Вяртсильского городского поселения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в месте пересечения с границами уточняемого земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3, расположенного по адресу: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, Вяртсильское городское поселение, пгт. Вяртсиля у ст. Вяртсиля.

В порядке исправления реестровой ошибки определить местоположение части границ Вяртсильского городского поселения в местах их пересечения с частью границ земельного участка с кадастровым номером 10:07:0020401:3  по новым характерным точкам, имеющим значения:

Обозначение характерных точек границ

Координаты

Х

Y

Н1

384935.67

1328213.77

Н2

384888.70

1328216.10

Н3

384777.85

1328227.18

Н4

384807.81

1328284.11

Н5

384804.10

1328288.51

Н6

384760.43

1328212.43

Н7

384924.19

1328196.32

Н1

384935.67

1328213.77

согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы, выполненной кадастровым инженером Кузнецовым Михаилом Владимировичем (квалификационный аттестат №10-11-0103).

В остальной части иска отказать.

2.Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Шалапаева И.В.