Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-11007/2020 |
Резолютивная часть решения принята 09 марта 2021 года.
Мотивированное решение составлено 16 марта 2021 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене постановления № 25-244/7174-3078/ПС о назначении административного наказания от 10.12.2020,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – заявитель, Предприятие, ГУП РК "КарелКоммунЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, дополненным заявлением от 21.02.2021, к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 25-244/7174-3078/ПС о назначении административного наказания от 10.12.2020.
В обоснование требования заявитель указал, что при проведении проверки Прокуратурой были допущены нарушения процессуального характера; при принятии оспариваемого постановления должностное лицо Управления не проверило соблюдение прокурором требований закона; считает также, что событие правонарушения отсутствует по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 37, 38 оспариваемого постановления, состав правонарушения отсутствует по пунктам 9, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 31, 36 постановления.
Определением от 11 января 2021 года заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Ответчик представил в суд материалы по делу об административном правонарушении. В отзыве на заявление Управление находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заявитель направил в суд ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.
Заявление и приложенные к нему документы размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела по упрощенной процедуре.
Рассмотрев ходатайство заявителя о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства, суд не находит законных оснований для его удовлетворения, поскольку согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10, переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Вместе с тем, ходатайство заявителя указание на такие обстоятельства не содержит, судом также не установлено обстоятельств, препятствовавших рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в пункте 5 статьи 227 АПК РФ, в связи с чем оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства не имелось.
09 марта 2021 года Арбитражным судом Республики Карелия по настоящему делу принята резолютивная часть решения, которая размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В пятидневный срок со дня размещения резолютивной части решения, установленный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и представленного заявления, судом составляется мотивированное решение.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>; основным видом деятельности Предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
В рамках прокурорского надзора по исполнению законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов на основании поручения прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 №7/9-1669-2020, решения о проведении проверки от 21.08.2020 № 56 при проведении внеплановой выездной проверки ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», состоявшейся 24.08.2020 по месту проведения проверки - котельные и тепловые сети п. Марциальные воды- выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115), Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 №551н (далее – Правила №551н).
В связи с выявленными нарушениями правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоноситетелей, топлива и продуктов его переработки, заместителем прокурора Кондопожского района советником юстиции Изосиным А.А. 23.10.2020 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому действия Предприятия квалифицированы по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановление в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлено для рассмотрения в Управление.
Определением от 18.11.2020 Управлением назначено место, время рассмотрения дела об административном правонарушении. Заявителем представлены возражения по делу об административном правонарушении.
10.12.2020 заместителем начальника отдела по государственному энергетическому надзору по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 вынесено постановление № 25-244/7174-3078/ПС о назначении Предприятию административного наказания. Указанным постановлением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением минимального штрафа в размере 20 000 руб. При назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, учтено добровольное устранение Предприятием до момента привлечения к ответственности части выявленных нарушений.
Копия постановления вручена представителю Предприятия 10.12.2020, о чем имеется отметка в процессуальном документе.
Не согласившись с постановлением, Предприятие в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ установлено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
Согласно статье 23.30 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.11 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, их заместители (пункт 4 части 2 статьи 23.30 КоАП РФ).
Таким образом, процессуальные документы в рамках административного производства составлены уполномоченными лицами.
Суд отклоняет доводы заявителя относительно процессуальных нарушений, допущенных в ходе проведения проверки деятельности Предприятия прокуратурой ввиду следующего.
Производство по делу об административном правонарушении возбуждено прокуратурой с соблюдением требований КоАП РФ, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре21.08.2020 прокуратурой на адрес электронной почты Предприятия: guprkkke@mail.ru, а также отправлено и вручено почтой России (отправление с почтовым идентификатором 18622545078932) решение о проведении проверки № 56 от 21.08.2020.
В решении о проведении проверки указано, что целью проверки ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является исполнение требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании задания прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 №07-29-2020. Предмет проверки: соблюдение требований действующего законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 г.г. Срок проверки: с 21.08.2020 по 19.09.2020. В сопроводительном письме также указано, что проверка будет проводиться 24 августа 2020 года в котельной, расположенной в поселке Марциальные Воды. Предлагалось в указанное время оказать необходимое взаимодействие проверяющему прокурору (том 2, л.д.90-91).
18.10.2020 прокуратурой в адрес ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» была направлена повестка № 07-15-2020 о вызове для дачи объяснений и составления постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в котором разъяснены положения статей 28.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства (том 2, л.д 76).
Следовательно, законному представителю Предприятия предоставлялось право дать письменные пояснения по вопросам, поставленным при возбуждении дела об административном правонарушении и возражать по существу вменяемого правонарушения.
Справка Ростехнадзора № 25-08-20-ОЗП от 25.08.2020 о выявленных нарушениях исполнения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов является средством фиксации выявленных в ходе проверки Предприятия нарушений законодательства (том 2, л.д. 91-94).
Пунктом 14 статьи 21 Закона о прокуратурепредусмотрено составление и направление в адрес руководителя проверяемого лица акта только в случае, если в ходе проверки не выявлено нарушений закона.
Данная форма акта и его обязательное составление действующим законодательством не предусмотрено. Действующим законодательством также не предусмотрено направление данных документов и справки для ознакомления и согласования в поднадзорные организации и органы.
Между тем, в результате проверки, проведенной в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», выявлен ряд нарушений, Управлением составлена справка, и 23.10.2020 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Отсутствие составленного прокуратурой по результатам проверки акта, не противоречит положениям пункта 14 статьи 21 Закона о прокуратуре РФ.
28.08.2020 прокуратурой в адрес Предприятия внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере подготовки и прохождения отопительного периода 2020-2021 годов, которое рассмотрено Предприятием 30.09.2020 (том 2, л.д.82-89).
Факты, выявленные прокуратурой Кондопожского района, Предприятием проанализированы, приняты меры к устранению нарушений, а также приняты к сведению для дальнейшего устранения нарушений, что следует из протокола от 30.09.2020 по рассмотрению представления прокуратуры (том 2, л.д. 78-810.
С учетом изложенного, суд признал необоснованными доводы заявителя о том, что заявитель не ознакомлен с материалами проверки, в том числе со справкой № 25-08-20-ОЗП от 25.08.2020 Ростехнадзора о выявленных нарушениях исполнения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов.
На определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении заявителем направлялись возражения (том 2, л.д.103-106).
Постановление по делу об административном правонарушении содержит отметку о его вручении уполномоченному представителю ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (том 2, л.д. 52-63).
С учётом изложенного суд установил, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо-и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года №132-ФЗ, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в статье 23.2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 года №132-ФЗ).
В ходе проведения проверки (прокурорского надзора) выявлены следующие нарушения:
1. Руководителем организации не обеспечен своевременный ремонт паровых котлов. При осмотре котельной установлено, что из трех котлов один выведен в ремонт. Для котла №1 и №2 снижено разрешенное давление от 13 до 5,76 кгс/см2, о чем свидетельствуют таблички на котлах).
На момент проведения проверки отсутствует готовность котельной к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.
2.Не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования, в связи с отсутствием в котельной поверенных в установленный срок огнетушителей.
3.До начала отопительного периода теплоснабжающей организацией не разработан и утвержден в органах местного самоуправления график ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.
4.Не разработан и не согласован с органами местного самоуправления перечень потребителей, не подлежащих включению в график ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.
5.Не произведен расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов.
6.Не разработан порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
7. Не проведена очередная проверка знаний у лиц, являющихся ответственными за
исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, - не
реже 1 раза в год.
8.Не обеспечивается категория надежности электроснабжения электроприемников котельной.
9.Не проведена своевременная поверка средств измерений. В котельной обнаружено несколько манометров со сроком поверки 2017г. и 2018 г.
10.Не проводятся обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации.
11.Не проведен осенний осмотр производственных зданий и сооружений (производится за 1,5 месяца до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий и сооружений к работе в зимних условиях).
12.По результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра не составляется акт, который утверждается руководителем предприятия, с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
13.Сведения об обнаруженных дефектах не заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением сроков устранения выявленных дефектов.
14.Частично отсутствует тепловая изоляция тепловых сетей от котельной до центрального теплового пункта (ЦТП).
15.Атмосферный деаэратор не подвергался испытанию на прочность и плотность избыточным давлением 0,2МПа (2,0 кгс/см) через каждые 8 лет, по причине его неудовлетворительного состояния и необходимости замены.
16.Наружные поверхности трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (опоры) не защищены стойкими антикоррозионными покрытиями.
17.Частично отсутствует тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей в центральном тепловом пункте.
18.Щитовая в здании ЦТП не оборудована надежными запирающими устройствами, препятствующими доступу в нее не электротехнического персонала.
19.При эксплуатации тепловых сетей от котельной до ЦТП не поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети.
20.В организации эксплуатирующей тепловые сети не проводятся их испытания на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет.
21.Отсутствует технический паспорт центрального теплового пункта, рекомендуемая форма приведена в приложении N 6.
22.Не представлен график подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления (разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года).
23.Периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации не производится ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладка их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима. В режимные карты и инструкции по ведению водно-химического режима и эксплуатации установок докотловой обработки воды при этом вносятся изменения, а сами они переутверждаются.
В котельной используются режимные карты, утвержденные гл. инженером ООО
"Марциальные воды" в 2015 году.
24.Здание ЦТП находится в неудовлетворительном состоянии в связи с частичным разрушением кирпичной кладки со стороны входа.
25.Водоводяные подогреватели систем отопления, установленные в ЦТП, не испытаны на плотность согласно требованиям настоящих Правил, о чем свидетельствует табличка, указывающая на срок следующего испытания октябрь 2019 года.
26.В производственных службах не устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.
27.Не пересмотрена и не переутверждена производственная инструкция для операторов №1/1 (не реже 1 раза в 2 года), которая утв. генеральным директором ООО "Марциальные воды".
28.Не разработан график осмотров и обходов оборудования управленческим персоналом.
29.Не ведутся журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений.
30.Не разработана инструкция по эксплуатации металлической дымовой трубы.
31.Предохранительные клапаны котлов не имеют табличку с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания.
32.В оперативном журнале не сделана запись: должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение котлов №2-№1 22.08.2020 г.
33.При текущей эксплуатации тепловых сетей не выявляется и не восстанавливается разрушенная тепловая изоляция и антикоррозионное покрытие.
34.Не составлена инструкция, утверждаемая техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
35.Центральный тепловой пункт периодически не реже 1 раза в неделю не осматривается управленческим персоналом и специалистами организации. Результаты осмотра не отражены в оперативном журнале.
36.Канал в районе котла №1 котельной и ЦТП не перекрыт съемными плитами на уровне пола.
37.В организации не установлен порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ.
38.Не разработан и не утвержден работодателем перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам.
В соответствии с п.2.2.1 ПТЭТЭ 2.2.1 руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала; обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя; предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду; учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма; беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.
В соответствии с п. 11.4 ПТЭТЭ до начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.
В соответствии с п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго РФ от 12 марта 2013 года N 103) в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1)наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2)готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4)наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5)функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативнотехнической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6)проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7)организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8)обеспечение качества теплоносителей;
9)организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;
12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;
14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
В соответствии с п.2.3.15 ПТЭТЭ очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, - не реже 1 раза в год.
Категория надежности электроснабжения электроприемников котельных осуществляется по третьей категории. В соответствии с "Правилами устройства электроустановок" (утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002г. № 204) и СНиП П-35-76 установлено, что электроснабжение электроприемников котельных должно обеспечиваться по первой (автоматическое восстановление питания) или второй (ручное восстановление питания) категории, от двух независимых взаимно резервируемых источников питания, в случае перерыва электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей или нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. В качестве второго независимого источника питания второй категории могут быть использованы местные электростанции, дизель-генераторные установки, аккумуляторные батареи и т.п.
В соответствии с п.2.9.1 ПТЭТЭ комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает: своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору; проведение работ по калибровке средств измерений, не подлежащих поверке; обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых средств измерений требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации; обслуживание, ремонт средств измерений, метрологический контроль и надзор.
В соответствии с п.3.3.4 ПТЭТЭ обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации.
В соответствии с п.3.3.7 ПТЭТЭ осенний осмотр производственных зданий и сооружений производится за 1,5 месяца до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий и сооружений к работе в зимних условиях. К этому времени должны быть закончены все летние работы по текущему ремонту и выполняемые в летний период работы по капитальному ремонту, имеющие прямое отношение к зимней эксплуатации зданий и сооружений тепловых энергоустановок.
В соответствии с п.3.3.8 ПТЭТЭ по результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия, с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
В соответствии с п.5.2.5 ПТЭТЭ после капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяется, в том числе исправность тепловой изоляции.
В соответствии с п.5.3.40 ПТЭТЭ атмосферные и вакуумные деаэраторы перед включением в работу после монтажа и ремонта, связанного с восстановлением плотности деаэратора, а также по мере необходимости подвергаются испытанию на прочность и плотность избыточным давлением 0,2М Па (2,0 кгс/см), но не реже, чем через каждые 8 лет.
В соответствии с п.6.1.30 ПТЭТЭ наружные поверхности трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (балки, опоры, фермы, эстакады и др.) необходимо выполнять защищенными стойкими антикоррозионными покрытиями.
Ввод в эксплуатацию тепловых сетей после окончания строительства или капитального ремонта без наружного антикоррозийного покрытия труб и металлических конструкций не допускается.
В соответствии с п.6.1.31 ПТЭТЭ для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.
Материалы и толщина теплоизоляционных конструкций должны определяться при проектировании из условий обеспечения нормативных теплопотерь.
В соответствии с п.2.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6) все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников неэлектротехнического персонала.
В соответствии с п.6.2.3 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых сетей поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети, а также дорожные покрытия и планировка поверхностей над подземными сооружениями, обеспечивается исправность ограждающих конструкций, препятствующих доступу посторонних лиц к оборудованию и к запорно-регулирующей арматуре.
В соответствии с п.6.2.32 ПТЭТЭ помимо испытаний на прочность и плотность в организациях, эксплуатирующих тепловые сети, проводятся их испытания на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь 1 раз в 5 лет.
Все испытания тепловых сетей выполняются раздельно и в соответствии с действующими методическими указаниями.
В соответствии с п.9.1.5 ПТЭТЭ на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт, рекомендуемая форма приведена в приложении N 6.
В соответствии с п. 11.2 ПТЭТЭ при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
В соответствии с п. 12.11 ПТЭТЭ периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима. В режимные карты и инструкции по ведению водно-химического режима и эксплуатации установок докотловой обработки воды при этом вносятся изменения, а сами они переутверждаются.
До указанного срока режимные карты следует пересматривать в случаях повреждений котлов по причинам, связанным с их водно-химическим режимом, а также при реконструкции котлов, изменении вида топлива или основных параметров (давление, производительность, температура перегретого пара), или водно-химического режима и водоподготовительной установки, при изменении требований к качеству исходной и обработанной воды.
В соответствии с п.3.3.1 ПТЭТЭ производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии с п. 10.1.13 ПТЭТЭ водоводяные и пароводяные подогреватели систем отопления и горячего водоснабжения испытываются на плотность согласно требованиям настоящих Правил, испытания проводятся пробным давлением со стороны межтрубного пространства при снятых передних и задних крышках (для секционных теплообменников-калачей). Для выявления утечек сетевой воды в трубопроводы системы горячего водоснабжения или перетекания водопроводной воды в трубопроводы тепловой сети из-за износа трубной системы водоводяных теплообменников или неплотности вальцовки плотность всех теплообменников периодически не реже 1 раза в 4 месяца проверяется под давлением, равным давлению в водопроводе или тепловой сети.
В соответствии с п.2.8.2 ПТЭТЭ в производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.
В соответствии с п.2.8.7 ПТЭТЭ инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.
В соответствии с п.2.8.8 ПТЭТЭ управленческий персонал в соответствии с установленными графиками осмотров и обходов оборудования проверяет оперативную документацию и принимает необходимые меры к устранению дефектов и нарушений в работе оборудования и персонала.
В соответствии с п.3.1.3 ПТЭТЭ в каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранится следующая документация:
- распорядительные документы по предприятию о распределении ответственности за эксплуатацию и ремонты производственных зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок между руководителями подразделений организации с четким перечнем закрепленных за ними зданий, сооружений, помещений и участков территории;
- копии приказов, распоряжений руководства по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; приказ или распоряжение о выделении из персонала подразделений организации ответственных за контроль эксплуатации зданий, сооружений и территории, переданных в ведение подразделения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки;
- местные инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основании типовой с учетом конкретных местных условий;
- схема-генплан организации с нанесением на ней зданий и сооружений и границ деления территории на участки, переданные под ответственность подразделений, эксплуатирующих тепловые энергоустановки;
- исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации;
- комплекты чертежей строительной части проектов каждого здания и сооружения организации с исполнительными чертежами и схемами на те конструкции и коммуникации, которые в процессе строительства были изменены против первоначального проектного решения;
- паспорта на каждое здание и сооружение;
- журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений;
- журналы регистрации результатов измерения уровня грунтовых вод в скважинах-пьезометрах и материалы химических анализов грунтовых вод;
- журналы состояния окружающей среды для зданий и сооружений, где периодически возникают или возможны процессы, нарушающие параметры окружающей среды, определяемые санитарными нормами, либо отмечены коррозионные процессы строительных конструкций. Перечень таких зданий и сооружений утверждается руководителем организации;
- информационно-техническая литература, набор необходимых нормативных документов или инструкций по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений;
- утвержденные руководителем должностные инструкции персонала, осуществляющего эксплуатацию территорий, зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок.
В соответствии с п.3.3.14 ПТЭТЭ в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб.
В соответствии с п.5.3.25 ПТЭТЭ предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания.
В соответствии с п.5.3.63 ПТЭТЭ в котельной необходимо вести документацию в объеме требований настоящих Правил. При этом в обязательном порядке в оперативный журнал записываются: сдача, приемка смены; характеристика состояния оборудования; все переключения в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (за исключением случаев аварийной остановки при срабатывании технологических защит, в этом случае делается запись о первопричине срабатывания защиты).
В соответствии с п.6.2.25 ПТЭТЭ при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; отключать неработающие участки сети; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
В соответствии с п.6.2.64 ПТЭТЭ в каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети (в каждом эксплуатационном районе, участке), составляется инструкция, утверждаемая техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Инструкция должна предусматривать порядок отключения магистралей, распределительных сетей и ответвлений к потребителям, порядок обхода камер и тепловых пунктов, возможные переключения для подачи теплоты потребителям от других магистралей и иметь схемы возможных аварийных переключений между магистралями.
В соответствии с п.9.1.55 ПТЭТЭ тепловые пункты периодически не реже 1 раза в неделю осматриваются управленческим персоналом и специалистами организации. Результаты осмотра отражаются в оперативном журнале.
В соответствии с п.22 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 551н) полы в производственных помещениях должны выполняться из несгораемых материалов с негладкой и нескользкой поверхностью; быть ровными и иметь устройства для отвода воды в канализацию.
Каналы в производственных помещениях должны перекрываться съемными плитами на уровне пола. Съемные плиты должны выполняться из рифленого металла и надежно закрепляться.
Опасные зоны (проемы в перекрытиях, стационарных площадках, приямки, котлованы, незакрытые люки колодцев и тепловых камер) должны ограждаться по всему периметру. Элементы временных ограждений должны надежно закрепляться и на них должны вывешиваться таблички "Осторожно! Опасная зона".
В соответствии с п.36 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 551н) работы повышенной опасности в процессе технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок должны выполняться в соответствии с письменным распоряжением - нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности (далее - наряд-допуск), рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением N 1 к Правилам. Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ повышенной опасности, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.
Наряд-допуск оформляется уполномоченными работодателем должностными лицами, ответственными за организацию и безопасное производство работ повышенной опасности. Порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.
В соответствии с п.40 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 551н) перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.
Выявленные нарушения содержат объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Доводы Предприятия в дополнении к заявлению относительно отсутствия события и состава правонарушения по ряду пунктов постановления судом не принимаются как необоснованные и неподтвержденные документально.
Факт наличия в действиях ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» нарушений подтвержден представлением прокуратуры от 28.08.2020, протоколом по рассмотрению представления прокуратуры от 30.09.2020, справкой № 25-08-20-ОЗП о выявленных нарушениях исполнения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов от 25.08.2020; постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокуратуры от 23.10.2020, постановлением № 25-244/7174-3078/ПС о назначении административного наказания от 10.12.2020.
Исходя из фактических обстоятельств дела, Предприятие должно было и имело возможность соблюдать требования законодательства в области эксплуатации тепловых энергоустановок, и соблюдать требования об охране труда работников.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела подтверждают наличие события административного правонарушения и факт совершения Предприятием правонарушения.
Фактов, свидетельствующих об обстоятельствах объективной невозможности соблюдения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» требований при эксплуатации тепловых энергоустановок, или каких-либо других обстоятельств, исключающих его вину, не установлено.
Материалами административного дела подтверждается виновность заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах в действиях заявителя имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 указанного постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае совершенное Предприятием правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области эксплуатации тепловых энергоустановок; существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований законодательства к эксплуатации социально значимых объектов теплоэнергетики.
Приняв во внимание изложенное, при отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств, суд не нашел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Оснований для изменения административной санкции в виде штрафа в размере 20 000 руб. суд также не усмотрел. При назначении наказания административным органом приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение административного правонарушения.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения требований заявителя не имеется.
Назначенное Предприятию наказание соответствует принципу справедливости юридической ответственности (соразмерности наказания деянию) и превентивной цели административного наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах заявленное Предприятием требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о признании незаконным и отмене вынесенного 10.12.2020 года Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору постановления № 25-244/7174-3078/ПС о назначении Государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (адрес: 185035, <...> а, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) административного наказания по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. отказать.
3. По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Васильева Л.А. |