ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1106/19 от 28.03.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-1106/2019

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,  

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ятовой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Петрозаводскстрой» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия   о признании недействительными материалов лесоустройства и установлении обязанности внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре РФ

при участии представителей:

заявителя -  Матвеев М.В., представитель по доверенности от 25.09.2018;

ответчика -  Клюквина Ю.Н., представитель по доверенности от 14.01.2019,

установил: закрытое акционерное общество «Петрозаводскстрой», ОГРН 1021000509628, ИНН 1001003895, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 5 (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24 (далее – ответчик, Министерство) о признании недействительными материалов лесоустройства и установлении обязанности внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре РФ . По мнению заявителя, материалы лесоустройства, утвержденные приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник ответчика) № 1977 от 28.12.2012, в части формирования на территории, выделенной Обществу для размещения карьера, особо защитных участков (далее - ОЗУ) не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

            В отзыве на заявление ответчик заявленных требований не признал, считает заявление необоснованным, в его удовлетворении просит отказать.

            В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях. Считает, что срок для обжалования материалов лесоустройства не нарушен, так как о нарушении своих прав представителю Общества стало известно в судебном заседании 22.01.2019 при рассмотрении дела №А26-8389/2018. Согласно протоколу судебного заседания ответчиком в материалы дела в обоснование своей позиции по делу с пояснениями представлена копия оспариваемого ненормативного акта - приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - «Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия») от 28.12.2012 о введении в действие материалов лесоустройства с 01.01.2013, согласно которым в сведения государственного лесного реестра были включены данные о наличии на предполагаемой для размещения карьера территории особо защитных участков лесов.

Кроме того, представитель заявителя пояснил, что согласно статьям 67,68 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ данные государственного учета лесного фонда использовались при ведении государственного лесного кадастра, данные государственного лесного кадастра - в свою очередь, в том числе для организации ведения лесного хозяйства, перевода лесных земель в нелесные. Особо защитные участки лесов на момент передачи спорного участка заявителю (11.08.2006), перевода лесных земель в нелесные (29.06.2006) не существовали (не были сформированы), и информация об их наличии не должна была учитываться заинтересованными лицами в связи с отсутствием соответствующих сведений в данных государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра. Перевод земель в нелесные и свод леса произведены полностью в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства. В 2006 году не существовало даже императивного запрета на изъятие участков лесного фонда, относящихся к ОЗУ, в целях разработки месторождений полезных ископаемых. На момент принятия оспариваемого ненормативного акта сведения об ОЗУ не могли быть включены в государственный лесной реестр, и оспариваемый ненормативный правовой акт в этой части не мог быть принят в связи с отсутствием особо защитных участков леса (сводом леса), необходимостью предварительного изъятия участка у заявителя, перевода нелесных земель в лесные и рекультивации участка, необходимостью повторного проведения лесоустройства в надлежащем виде.

Представитель ответчик заявленных требований не признали, поддержав правовую позицию, отраженную в отзыве.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 22.01.2019 при рассмотрении Арбитражным судом Республики Карелия дела №А26-8389/2018 по заявлению ЗАО «Петрозаводскстрой» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики  об оспаривании отказа в утверждении проектной документации лесного участка в составе земель лесного фонда и последующим предоставлении в аренду спорного земельного (лесного) участка с целью эксплуатации месторождения полезных ископаемых (песок) заявителю стало известно об издании приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время - «Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия») от 28.12.2012 о введении в действие материалов лесоустройства с 01.01.2013, согласно которым в сведения государственного лесного реестра были включены данные о наличии на спорном лесном участке территории особо защитных участков лесов.

Заявитель, посчитав, что материалы лесоустройства, утвержденные приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник ответчика) № 1977 от 28.12.2012, в части формирования на территории, выделенной Обществу для размещения карьера, особо защитных участков, не соответствуют действовавшему законодательству и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд считает, что заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Карелия в установленный законом срок, узнав о нарушении своих прав 22.01.2019. Данный факт представителем ответчика не оспаривается.

В связи с продлением срока действия лицензии изменения срока перевода земель лесного фонда в нелесные земли не вносились.

В соответствии с п. 1.7.1 Инструкции по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4, повторяемость лесоустройства (ревизионный период) в объектах с интенсивным ведением лесного хозяйства или лесоэксплуатации принимается, как правило, 10 лет.

Таким образом, при проведении лесоустройства в Шуйско-Виданском лесхозе в 1992-1993 особо защитные участки леса вокруг сельских населенных пунктов выделены не были.

В судебном заседании при обзоре картографических материалов суд установил, что при лесоустройстве 1994 года условное обозначение границы особо защитных участков в квартале 14 Виллагорского лесничества отсутствует.

Километровая зона вокруг сельских населенных пунктов была введена приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении основных положений по выделению особо защитных участков леса».

 Лесоустройство территории Шуйско-Виданского лесхоза в 2004-2005 проводилось в соответствии с положениями Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 № 265 (действовавшей до вступления в силу приказа Рослесхоза от 14.11.2011 № 473). Согласно этим положениям целью лесоустройства являлась разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. На основе материалов лесоустройства велись государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда по единой для Российской Федерации системе. По материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составлялись проекты организации и ведения лесного хозяйства, в которых определялась комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший ревизионный период, разрабатывались основные положения организации и развития лесного хозяйства по лесхозу.

Решения, принятые на первом лесоустроительном совещании, фиксировались в протоколе, который вместе со сметой на проведение полевых лесоустроительных работ являлся основанием для составления окончательного варианта наряд-задания на лесоустройство конкретного объекта. В соответствии с приложением № 5 к протоколу первого лесоустроительного совещания от 12.03.2004 при проведении лесоустройства намечалось выделение особо защитных участков леса вокруг сельских населенных пунктов шириной 1 км с исключением из эксплуатационного фонда и расчета размера главного пользования.

Согласно Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт (1986) лесные карты являются составной частью проектов организации и развития лесного хозяйства лесохозяйственных предприятий и изготавливаются в результате проведения лесоустроительных работ на каждый объект лесоустройства. К лесным картам относятся, в том числе лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений лесничеств. Для составления планов лесничества картографическим источником являются лесоустроительные планшеты. Составительный оригинал планшета должен быть вычерчен в соответствии с принятыми условными знаками и содержать полную нагрузку (топографическую и лесотаксационную).

Судом установлено, что на плане 2005 года граница ОЗУ имеется.

Суд считает, что ОЗУ «участки леса вокруг населенных пунктов» были выделены при лесоустройстве 2004-2005.

В соответствии с Лесным Кодексом, в редакции Федерального закона от 29.01.1997 № 22-ФЗ, лесоустройство на территории лесного фонда Российской Федерации проводилось государственными лесоустроительными организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Инструкцией о порядке ведения государственного учета лесного фонда, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.05.1997 № 72, установлено, что государственные лесоустроительные организации ежегодно в срок до 1 декабря года камеральных работ представляли органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и в Федеральную службу лесного хозяйства России для обновления банка данных "Лесной фонд Российской Федерации" документацию государственного учета лесного фонда на магнитных носителях по объектам, устроенным в межучетный период.   В   лесхозах   на   основе   материалов   последнего   лесоустройства, лесоинвентаризации или других специальных обследований велись базы данных "Лесной фонд" с ежегодным внесением в них сведений о текущих изменениях, происшедших в лесном фонде в течение года.

Соответственно, на момент составления акта натурного технического обследования от 05.10.2005 материалы лесоустройства 2004-2005г.г. года еще не были предоставлены в орган управления лесным хозяйством в Республике Карелия и, следовательно, сведения о наличии в квартале 14 Виллагорского лесничества ОЗУ еще не были включены в государственный учет лесного фонда.

Таким образом, суд считает, что наличие ОЗУ в материалы лесоустройства внесены тогда, когда такие требования устанавливались действующим в тот период времени законодательством.

Доказательств того, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует законодательству, заявителем суду не представлено, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает заявление необоснованным, в его удовлетворении суд Обществу отказывает.

Судебные расходы суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

Судья

Левичева Е.И.