ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1143/2018 от 23.03.2018 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1143/2018

27 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 27 марта 2018 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авксентьевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: ФИО1 (доверенность от 29.12.2017), от ответчика: ФИО2 (доверенность от 21.03.2018) и ФИО3 (доверенность от 05.02.2018) – дело по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, изложенного в письме от 05.12.2017 № 3737/14-9/КЦТ-и, возложении обязанности открыть тарифное дело и установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, установил:

АО «Оборонэнерго» является владельцем объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач), расположенных на территории Республики Карелия.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электрической энергии подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Территориальной сетевой организацией согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

Цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, Госкомитет РК по ценам и тарифам является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Пунктом 18 данных Правил предусмотрено, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

В пункте 8 Правил указано, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

29.11.2017 в Госкомитет РК по ценам и тарифам поступило заявление филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» от 27.11.2017 № СЗФ/030/5336, поданное на основании пункта 18 Правил, об открытии дела по установлению на 2018 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Республики Карелия.

Оспариваемым решением в открытии дела по установлению тарифов, то есть в удовлетворении названного заявления, было отказано.

Предъявленное в арбитражный суд требование заявитель обосновал отсутствием правовых оснований для отказа в открытии тарифного дела по заявлению от 27.11.2017. Указал, что в результате вынесенного Госкомитетом РК по ценам и тарифам решения он лишен возможности осуществлять хозяйственную деятельность, приносящую доход; отсутствие энергоснабжения объектов, подключенных к его сетям, может повлиять на обороноспособность страны.

В отзыве ответчик требование не признал, сославшись на невозможность открытия тарифного дела по заявлению АО «Оборонэнерго».

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Оценив существо спора, суд пришел к следующим выводам.

Как видно из оспариваемого решения, основанием для отказа в открытии тарифного дела послужило несоответствие филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» пункту 3 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184.

В частности, согласно названному нормативному акту одним из шести критериев является отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3).

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30.05.2012 № 73 и от 28.11.2014 № 159 филиалу «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» как для территориальной сетевой организации были установлены долгосрочные параметры регулирования на периоды 2012-2014 и 2015-2019 годов.

Одним из долгосрочных параметров регулирования являются плановые показатели уровня надежности и качества предоставляемых услуг.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» Федеральной службе по тарифам предписано утвердить методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ от 26.10.2010 № 254-э/1, в случае непредоставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется с понижающим коэффициентом (-3%).

Как указано в отзыве на заявление, поскольку за 2012-2013 годы фактические значения показателей надежности и качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии заявитель не представлял, а по итогам 2014 и 2015 годов не достиг их плановых значений, за 2013-2015 годы были применены понижающие коэффициенты, корректирующие необходимую валовую выручку (-0,03 за 2013 год, -0,013 за 2014 и 2015 годы).

Названные обстоятельства заявителем не оспорены.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания не согласиться с выводом Госкомитета РК по ценам и тарифам о несоответствии АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») пункту 3 критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 184.

Позиция заявителя о неправомерности обжалуемого решения заключается в том, что в отношении филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов и, соответственно, спорный критерий к нему не применим. Также АО «Оборонэнерго» заявляет о соблюдении плановых значений показателей качества и надежности оказываемых услуг по итогам 2016 года.

Названные доводы суд не разделяет, поскольку в 2017 году заявитель осуществлял регулируемый вид деятельности (то есть в указанный период он являлся субъектом тарифного регулирования), статус территориальной сетевой организации утратил только с 01.01.2018, понижающие коэффициенты были установлены в три предшествующие расчетные периоды (в том числе в период долгосрочного регулирования 2015-2017 годов).

Также суд считает несостоятельной позицию заявителя о нарушении ответчиком пункта 9 (1) Правил.

Действительно, в пункте 9(1) Правил указано, что регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Иных оснований для отказа в открытии тарифного дела Правила не содержат.

Между тем, из совокупности и единого смысла положений пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» и постановления Правительства Российской Федерации № 184 следует, что открытие дела по установлению тарифа возможно только в отношении тех организаций, которые вправе осуществлять регулируемый вид хозяйственной деятельности, то есть применимо к рассматриваемому случаю – соответствуют всем критериям, установленным для территориальных сетевых организаций. Следовательно, указанное в пункте 9 (1) Правил положение относится лишь к этим организациям. Поскольку филиал «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» всем критериям не отвечал, тарифное дело в отношении него открыто быть и не могло. Нарушений требований Правил в данном случае Госкомитетом РК по ценам и тарифам не допущено.

Вопреки утверждению заявителя, письма ФАС России от 09.03.2016 № ВК/15872/16 и Минэнерго России от 26.12.2016 № 09-6847 не регулируют спорные правоотношения, поскольку в этих письмах даны разъяснения законодательства о применении Правил, касающиеся, во-первых, организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов или прекращалось государственное регулирование тарифов по причине несоответствия критериям территориальной сетевой организации, а АО «Оборонэнерго» в 2017 году осуществляло регулируемый вид деятельности, во-вторых, исправление нарушения спорного критерия возможно по истечении определенного периода регулирования.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Судебные расходы суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным проверенного на соответствие Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, изложенного в письме от 05.12.2017 № 3737/14-9/КЦТ-и.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Таратунин Р.Б.