ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-11776/16 от 13.02.2017 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-11776/2016

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2017 года. 

Полный текст решения изготовлен   февраля 2017 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения "Карельская государственная филармония" к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным предписания от 12.12.2016 № 63218

при участии представителей:

заявителя, бюджетного учреждения "Карельская государственная филармония", - Ивановой Т.Г. по доверенности от 06.02.2017,

ответчика, Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, - Кардашовой Я.Г. по доверенности от 10.01.2017,

установил: бюджетное учреждение "Карельская государственная филармония" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 12.12.2016 № 63218 .

            Обжалуемым предписанием Учреждению вменено в обязанность в срок до 27.04.2017:

- обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (пункт 1);

- обеспечить соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом (пункты 2, 3, 4);

- обеспечить назначение лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, прошедших специальную подготовку и периодическую аттестацию на право занятия этих должностей (пункт 5).

В обоснование заявленного требования Учреждение указало, что не относится к предприятиям транспорта, имеющийся автотранспорт используется исключительно для собственных (служебных) нужд, деятельность в области транспорта (в частности, деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом) Учреждением не осуществляется, что подтверждается Уставом.

До начала судебного заседания ответчик представил в материалы дела письменный отзыв на заявление с приложением материалов проверки.

Документы приобщены судом к материалам дела.

В предварительном судебном заседании представитель Учреждения поддержала заявленное требование.

Представитель ответчика заявленное требование не признала.

Представители сторон не возражали против завершения предварительного судебного заседания и перехода к судебному разбирательству.

С согласия сторон суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу.

Представитель Учреждения настаивала на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Позиция ответчика основана на следующем.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон №196-ФЗ) определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

В силу части 4 названной статьи индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

На основании пункта 2 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» (далее - Положение), утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11, аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1 к Положению).

Согласно приложению № 1 к Положению к лицам, подлежащим аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте, относятся руководители или заместители руководителей, а также иные лица, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности.

В силу пункта 3 Положения аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого.

Учреждение не представило на проверку документы, подтверждающие назначение ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Согласно информации, имеющейся в УГАДН по Республике Карелия, бюджетное учреждение «Карельская государственная филармония» с заявлением в Комиссию по аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения автотранспортных средств, о прохождении аттестации в 2016 году, не обращалось. Из указанного следует, что в штате юридического лица отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Ответчик исходит из установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом. Кроме того, основным принципом Закона №196-ФЗ является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; исполнение индивидуальным предпринимателем функции водителя транспортного средства не освобождает его от обязанностей исполнения требований закона, предъявляемого к перевозчику, в данном случае юридическому лицу.

Во исполнение статьи 20 Закона № 196-ФЗ разработаны «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 (далее – Правила обеспечения безопасности перевозок).

Согласно пункту 2 настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - субъекты транспортной деятельности).

Согласно пункту 3 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.

В соответствии с пунктом 8 Правил обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

Приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 утвержден «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». Перечнем определено проведение с водителями соответствующих инструктажей, обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей и мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха и ряд других мероприятий. Пунктом 6 Правил обеспечения безопасности перевозок установлено, что в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне. Согласно пункту 5 Правил обеспечения безопасности перевозок соблюдение мероприятий указанных в Перечне, осуществляет должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработаны «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 28.09.2015 №287 (далее – Требования). Согласно пункту 16.2 Требований, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров, организовывать проведение инструктажа водителей, контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, а также осуществлять другие мероприятия по безопасности дорожного движения.

Пунктом 16.3 Требований установлено, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Проверкой установлено, что работник Учреждения Кележский А.Н. не соответствует профессиональным квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролера технического состояния автотранспортных средств.

Изложенное, по мнению ответчика, свидетельствует о нарушении Учреждением требований абзацев 2, 3 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 8, 9 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», пункта 16.3 приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

            На основании изложенного ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного Учреждением требования.

            Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

            Управлением 10.11.2016 издан приказ №11183 о проведении внеплановой документарной проверки Учреждения по вопросу выполнения предписания органа государственного контроля (надзора).

            В ходе проведения проверки в адрес БУ «Карельская госфилармония» 15.11.2016 направлен запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения документы.

Ответ на запрос в Лоухский межрайонный отдел автотранспортного и автодорожного надзора предоставлен 21.11.2016.

В период с 15.11.2016 по 12.12.2016 были рассмотрены материалы, имеющиеся в распоряжении Управления.

            Управлением выявлены факты невыполнения предписания № 63126 от 17.08.2016:

Первым пунктом предписания № 63126 от 17.08.2016 предписывалось обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, соответствующего квалификационным требованиям пункта 16.3 приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В Лоухский межрайонный отдел автотранспортного и автодорожного надзора предоставлено письмо от 29.09.2016 №01-09/436 о выполнении предписания № 63126 от 17.08.2016, сообщается, что в учреждении назначен сотрудник, ответственный за безопасность дорожного движения, соответствующий требованиям п. 16.3 приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Управлением установлено, что согласно должностной инструкции техника БУ «Карельская госфилармония» от 29.01.2014, в соответствии с пунктом 16.2 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287, Кележский Андрей Николаевич осуществляет должностные обязанности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

            На проверку Учреждением представлены приказы о назначении техника отдела хозяйственного обеспечения Кележского Андрея Николаевича:

- ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств от 23.09.2016 №01-04/365;

- ответственным за техническое состояние транспортных средств от 23.09.2016 №01-04/366;

- ответственным за выпуск автомобилей на линию от 23.09.2016 №01-04/364.

Управлением установлено, что в Учреждении не назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения.

Для проверки предоставлены документы Кележского Андрея Николаевича:

- Удостоверение о прохождении аттестации на право занимать соответствующую должность контролера технического состояния автомобилей;

- Удостоверение №4409 от 2014г. о повышении квалификации по курсу «Переподготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте»;

- Диплом №140 от 24.09.2013 о высшем образовании по специальности «Механизация сельского хозяйства».

            По итогам проверки Управлением установлено следующее.

            К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования");

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. №1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" полученное Кележским А.Н. образование по направлению подготовки не входит в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Кроме того, отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что не соответствует требованиям пункта 16.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287.

Для проверки не предоставлено удостоверение о прохождении аттестации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на право занимать соответствующую должность.

            Управление пришло к выводу о том, что Кележский А.Н. не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, в связи с чем нарушены требования: пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пунктов 8, 9 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7; пункта 16.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287.

Управлением также выявлены нарушения обязательных требований: согласно должностной инструкции техника БУ «Карельская госфилармония» от 29.01.2014, в соответствии с пунктами 13.2, 14.2 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287, Кележский А.Н., кроме обязанностей специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, осуществляет должностные обязанности:

- диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

- контролера технического состояния автотранспортных средств.

Согласно предоставленным для проверки приказам техник отдела хозяйственного обеспечения Кележский А.Н. назначен:

- ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств (приказ от 23.09.2016 №01-04/365);

- ответственным за техническое состояние транспортных средств (приказ от 23.09.2016 г. №01-04/366;

- ответственным за выпуск автомобилей на линию (приказ от 23.09.2016 №01-04/364).

В соответствии с пунктом 14.2 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287, Кележский А.Н. выполняет должностные обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств.

Для проверки предоставлены документы Кележского А.Н.:

- Удостоверение о прохождении аттестации на право занимать соответствующую должность контролера технического состояния автомобилей;

- Удостоверение №4409 от 2014 о повышении квалификации по курсу «Переподготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте»;

- Диплом №140 от 24.09.2013 о высшем образовании по специальности «Механизация сельского хозяйства».

По итогам проверки Управлением установлено:

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования");

- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Как установило Управление, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" полученное Кележским А.Н. образование по направлению подготовки не входит в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Кроме того, отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта, что не соответствует требованиям пункта 13.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287.

            Для проверки не предоставлено удостоверение о прохождении аттестации должностного лица на право занимать должность диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

            Управление также установило, что к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" полученное Кележским А.Н. образование по направлению подготовки не входит в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Кроме того, отсутствует диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, что не соответствует требованиям пункта 14.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287.

            Для проверки предоставлено действующее удостоверение №7332 от 21.05.2014 о прохождении аттестации должностного лица на право занятия должности контролера технического состояния автотранспортных средств.

            Управление пришло к выводу о том, что Кележский А.Н. не соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям:

- диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

- контролера технического состояния автотранспортных средств,

в связи с чем нарушены требования: пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пунктов 8, 9 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7; пункта 13.3, 14.3 «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса от 28.09.2015 №287; пункта 2 «Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов транспорта», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11.

            По итогам проверки Управлением составлен акт №63305 от 12.12.2016 и выдано предписание №63218 от 12.12.2016. В соответствии с предписанием Учреждению вменено в обязанность в срок до 27.04.2017:

- обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (пункт 1);

- обеспечить соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом (пункты 2, 3, 4);

- обеспечить назначение лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, прошедших специальную подготовку и периодическую аттестацию на право занятия этих должностей (пункт 5).

Полагая, что предписание №63218 от 12.12.2016 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование является обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ).

В силу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контрольно-надзорным органом соответствующей проверки нарушений обязательных требований действующего законодательства в целях их устранения.

Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.

Действующее федеральное транспортное законодательство предусматривает два вида федерального государственного надзора в сфере эксплуатации автомобильного транспорта: федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, осуществляемый органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (статья 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ)) и государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, осуществляемый органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон № 259-ФЗ)).

На основании статьи 20 Закона № 196-ФЗ требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные требования, из числа перечисленных в статье 20 названного закона, исходя из их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

К числу таких требований относятся, в частности, предусмотренные частью 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, государственный федеральный надзор за соблюдением требований статьи 20 Закона № 196-ФЗ в указанной части может осуществляться органами государственного автодорожного надзора только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в качестве одного из видов уставной деятельности в порядке оказания транспортных услуг, и, соответственно, только данным лицам могут быть выданы предписания об устранении нарушений названных требований.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона № 259-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Таким образом, по смыслу приведенных норм, Закон № 259-ФЗ устанавливает общие правила перевозки физическими и юридическими лицами пассажиров, багажа, грузов, как деятельности по оказанию транспортных услуг третьим лицам на основании соответствующих договоров перевозки. В этой связи действие данного закона не распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов предпринимательской или иной деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта, и не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности. Соответственно, указанные физические и юридические лица не обязаны соблюдать положения Закона № 259-ФЗ, в отношении них не может осуществляться федеральный государственный надзор на основании статьи 3.1 данного закона и им не могут быть выданы предписания об устранении нарушений названного закона.

Как следует из материалов дела, Уставом Учреждения не предусмотрено оказание транспортных услуг третьим лицам в качестве одного из видов предпринимательской деятельности.

Судом установлено и Управлением не опровергнуты доводы Учреждения о том, что Учреждение эксплуатирует транспортное средство в своей деятельности для собственных нужд, не осуществляет на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения при эксплуатации транспортных средств, не получает прибыль от эксплуатации транспортных средств.

Суд считает, что факт эксплуатации Учреждением транспортного средства не свидетельствует о деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Перевозка пассажиров, сотрудников учреждения в данном случае не подпадает под договор перевозки, а осуществляется в рамках трудовых отношений работника и учреждения.

Таким образом, Учреждение не является юридическим лицом, обязанным соблюдать требования пункта 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ и Закона № 259-ФЗ, а также основанные на них положения иных нормативных правовых актов, указанных в оспариваемом предписании.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое предписание в нарушение положений Закона № 196-ФЗ, Закона № 259-ФЗ незаконно возлагает на заявителя обязанности в сфере его хозяйственно-экономической деятельности,

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, заявленное Учреждением требование является обоснованными и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.Заявленное бюджетным учреждением «Карельская государственная филармония» (ОГРН 1021000528482, ИНН 1001040248) требование удовлетворить полностью. Признать недействительным предписание Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.12.2016 №63218, как не соответствующее Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.