ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-12352/09 от 13.01.2010 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-12352/2009

15 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2010 года. Полный текст решения изготовлен 15 января 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цветкова Е.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еминеным И.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

заявителя, Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия, - ФИО2, специалиста – эксперта отдела кадрового, финансового и правового обеспечения (доверенность от 17.08.2009 г. № 1.2.-03/1614, данные служебного удостоверения проверены, сведения занесены в протокол судебного заседания),

ответчик, индивидуальный предприниматель ФИО1, - в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением лицензионных требований и условий.

Ответчик в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил в суд отзыв на заявление, в котором указал, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены, просил провести судебное разбирательство в свое отсутствие.

Судебное заседание в порядке части 2 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проводится судом в отсутствие ответчика, уведомленного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в заявлении, указала, что выявленные нарушения предпринимателем ФИО1 признаются.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 304100124500023 (л.д. 28).

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляется предпринимателем ФИО1 на основании лицензии № АСС-10-226416, выданной Управлением, сроком действия с 01.10.2009 г. по 30.09.2014 г. (л.д. 29).

На основании письма Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Петрозаводску от 17.11.2009 г. № 40/2-1036 (л.д. 8) Управлением был издан приказ от 10.12.2009 г. № 668/вн.ип о проведении внеплановой проверки соблюдения предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий (л.д. 11).

В ходе проведенной внеплановой проверки были выявлены нарушения предпринимателем ФИО1 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и установленных подпунктами в), г), д) пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637 (далее - Положение № 637).

По результатам проверки составлен акт № 02 от 21.12.2009 г. (л.д. 12-13), в котором зафиксировано, что предприниматель ФИО1 при осуществлении перевозок пассажиров по регулярному автобусному маршруту г. Петрозаводска № 7 «к/ст Древлянка – к/ст Мясокомбинат» допустил использование транспортных средств с техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, а именно: 17.11.2009 г. водитель ФИО3 осуществлял управление автобусом ГАЗ-322132, регистрационный знак АВ136-10, принадлежащем предпринимателю ФИО1, на основании путевого листа № 000426 от 17.11.2009 г. с заблокированным задним аварийным выходом, не закрепленными сидениями в пассажирском салоне, а также с нарушением герметичности уплотнителей и соединений двигателя; 17.11.2009 г. водитель ФИО4 осуществлял управление автобусом ГАЗ-322132, регистрационный знак АС303-10, принадлежащем предпринимателю ФИО1, на основании путевого листа № 000423 от 17.11.2009 г. с заблокированным задним аварийным выходом, не закрепленной аккумуляторной батареей, просроченной аптечкой, а также с использованием на задней оси транспортного средства шин с различными рисунками протектора. Указанные водители были привлечены к административной ответственности должностным лицом ОГИБДД УВД г. Петрозаводска по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ. Кроме того, при проведении внеплановой проверки было установлено, что механики ФИО5, ФИО6, ФИО7, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, не прошли аттестацию на право занятия соответствующей должности в установленном законом порядке; компетентность механика ФИО8 не подтверждена наличием диплома о высшем или среднем образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Акт проверки был составлен в присутствии предпринимателя ФИО1, копия акта ему вручена.

На основании материалов проверки должностным лицом Управления в присутствии предпринимателя ФИО1 составлен протокол от 21.12.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 15-16). В объяснениях к протоколу об административном правонарушении предприниматель ФИО1 указал, что с выявленными нарушениями согласен.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Анализируя в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ процедуру составления протокола об административном правонарушении и предшествующих этому действий административного органа, суд не усматривает нарушений законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляется должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии

Согласно пункту 2 Положения № 637 лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Действие данного нормативного акта распространяется на индивидуальных предпринимателей (пункт 1).

В соответствии с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 398, «Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия», утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 г. № АН-343фс, полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ответчика должностное лицо Управления действовало в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 указанного Закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.

Согласно подпунктам в), г), д) пункта 4 Положения № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 4.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27, установлено, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В силу пунктов 5.5., 7.4., 7.7., 7.13. данного Перечня запрещена эксплуатация транспортного средства, в котором на одну ось установлены шины с различными рисунками протектора; не работают предусмотренные конструкцией аварийные выходы и устройства приведения их в действие, отсутствует медицинская аптечка, а также нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя и аккумуляторной батареи.

Пунктом 2.2. «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27, установлено, что основным требованием к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации.

Согласно «Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. №13/11, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. В перечень указанных должностных лиц на автомобильном транспорте входят руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности; начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов; диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов. Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям. Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле. Прошедшему аттестацию работнику выдается также удостоверение установленной формы, подписанное председателем комиссии и заверенное печатью.

В соответствии с пунктом 1 «Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 г. № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по соответствующим специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

В нарушение данных требований предприниматель ФИО1 допустил эксплуатацию транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, с техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, а также не обеспечил надлежащую квалификационную подготовку лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.

Осуществление предпринимателем ФИО1 предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушениями лицензионных условий и требований подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 21.12.2009 г. (л.д. 15-16), постановлениями от 17.11.2009 г. (л.д. 10), путевыми листами (л.д. 17-18), актом внеплановой проверки от 21.12.2009 г. (л.д. 12-13), приказами о назначении сменных механиков (л.д. 19-22), должностными инструкциями сменных механиков (л.д. 23-26), и не оспаривается ответчиком.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют суду считать доказанными нарушения предпринимателем ФИО1 условий и требований лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и, следовательно, совершение им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а заявленное Управлением требование - обоснованным.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Субъективная сторона совершенного административного правонарушения заключается в непринятии предпринимателем ФИО1 всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения ответчиком требований законодательства, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину ответчика.

Следовательно, имеются все основания для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ санкция для индивидуальных предпринимателей не регламентирована, суд при определении меры ответственности исходит из размера санкции для должностных лиц в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ. Согласно указанному примечанию лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

При определении предпринимателю ФИО1 наказания суд учитывает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств характер допущенных предпринимателем ФИО1 нарушений, отсутствие наступления тяжких последствий, принятие предпринимателем ФИО1 мер по устранению допущенных нарушений. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целью применения административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений. Правоограничения, меры принуждения, составляющие содержание санкции, не являются целью административного наказания, а служат средством воспитательного воздействия на субъекта ответственности, предупреждения совершения новых правонарушений.

Поскольку установленные судом нарушения непосредственно влияют на безопасность участников дорожного движения, у суда отсутствуют основания считать их малозначительными и по этим основаниям освободить предпринимателя ФИО1 от административной ответственности.

С учетом изложенного суд полагает возможным назначить предпринимателю ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 3000 рублей.

Право суда на наложение штрафа в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи, а равно назначение иного, более мягкого вида наказания, законом не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Карелия требование удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304100124500023, проживающего по адресу: <...>) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

2. Довести до сведения индивидуального предпринимателя ФИО1 реквизиты для перечисления суммы административного штрафа.

Сумма штрафа подлежит перечислению на расчетный счет № <***> в ГРКЦ Национального банка РК Банка России г. Петрозаводск Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства по РК (УГАДН по РК)

КПП 100101001 ИНН <***> ОКАТО 86401000000

БИК 048602001 КБК 106 116 90040 04 0000 140

В графе «назначение платежа» указать «административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-12352/2009».

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Судья

Цветкова Е.Л.