ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1242/2021 от 31.05.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-1242/2021

07 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2021 года.  

Полный текст решения изготовлен   июня 2021 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к акционерному обществу «Карельский окатыш» о взыскании 11 012 руб. 00 коп.

при участии представителя истца – Чижова А.А. по доверенности от 09.12.2020,

установил: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090) (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к  акционерному обществу «Карельский окатыш» (ОГРН 1021000879316, ИНН 1004001744) (далее – ответчик, Общество) о взыскании 11 012 руб. 00 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 27.09.2019 № 68, в том числе 1 345 руб. – за 2019 год, 9 667 руб. – за 2020 год.

            В обоснование иска Министерство указало следующее.

            Министерством при расчете арендной платы были неправильно применены коэффициенты, а именно: для участков, занятых озерами, реками, ручьями к ставкам платы применен понижающий коэффициент 0,75, установленный пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310) для участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений или занятых рединами.

Статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации разделяет земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи и другие). Лесные земли, в свою очередь, подразделяются на покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).

Согласно пункту 64 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, к землям, покрытым лесной растительностью, в том числе относятся земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур).

Согласно стандарту отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», разработанному Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, естественные редины, редколесье - лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

Таким образом, редины и земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям.

В данном случае коэффициент 0,75, предусмотренный пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, применяется только к лесным землям.

Согласно приложению 2 к договору аренды, характеристике лесного участка и его насаждений, на площади 4, 4 га арендуемый лесной участок занят водами, а именно в квартале 149 выделе 12 на площади 0,60 га и в квартале 150 выделе 9 на площади 3,80 га арендуемый лесной участок занят озёрами.

Следовательно, при расчете арендной платы отсутствовало основание для применения понижающего коэффициента 0,75 для нелесных земель в том числе для участков занятых озерами.

Данное обстоятельство установлено в ходе проведённой Федеральным агентством лесного хозяйства проверки в 2020 году, оформленной актом от 21.08.2020.

На основании изложенного истец просил суд удовлетворить заявленное требование.

            До начала судебного заседания в суд поступили:

            - от истца – дополнительные письменные пояснения с приложением приложений № 3 и № 4 к  договору аренды на 2021 год;

            - от ответчика – дополнительные письменные пояснения от 17.05.2021 и 28.05.2021.

            Документы приобщены судом к материалам дела.

            В предварительном судебном заседании представитель истца поддержал заявленное требование. Просил приобщить к материалам дела таксационные описания лесного квартала 49 подвыдел 12 и лесного квартала 150 подвыдел 9 по состоянию на 01.01.2021, согласно которым данные земли заняты озерами.

Документы приобщены судом к материалам дела.

            Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений относительно рассмотрения дела в свое отсутствие не представил.

            Предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика в порядке, установленном частью 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Учитывая отсутствие возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, которое проведено в отсутствие представителя ответчика в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Представитель истца поддержал заявленное требование. Пояснил, что к спорному договору аренды лесного участка ответчиком подписано приложение №4 на 2021 год, устанавливающее размеры и сроки внесения арендной платы. Расчёт арендной платы в отношении нелесных земель, занятых озёрами, произведён без применения понижающего коэффициента 0,75.

Общество, подписав указанное приложение к договору аренды, соглашается с неправомерностью применения к участкам, занятым озёрами, понижающих коэффициентов и тем самым понимает, что и за 2019 и 2020 годы арендная плата также подлежит расчёту без применения понижающего коэффициента 0,75.

Позиция ответчика по делу основана на следующем.

Исходя из положений статей 309 - 310, 421, 424, 426, 431, 445, 606, 614, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащиеся в пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при изменении размера арендной платы по договору аренды лесного участка подписание дополнительного соглашения не требуется, поскольку арендная плата за участки лесного фонда является регулируемой, а арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, и стороны не вправе применять иной размер платы, независимо от согласованных ими условий конкретного договора.

Таким образом, изменение условий договора аренды невозможно в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 450 ГК РФ.

В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.

Договором аренды лесного участка № 68 от 27.09.2019 в Приложении № 3 установлен расчет размера арендной платы.

Согласно п.2.2. указанного договора размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам оплаты, установленными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 "О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.

Оснований для пересчета арендной платы по иному основанию не имеется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Из содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к Таблице № 14 Постановления № 310 следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.

По мнению ответчика, буквальное толкование указанного нормативного положения позволяет сделать вывод о том, что возможность его применения поставлена законодателем в зависимость только от факта наличия нарушения земель вследствие негативного воздействия определенных факторов или в силу естественно-географических условий.

На указанных лесных участках в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.

На основании изложенного ответчик просил суд отказать в иске.

Выслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Между Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 27.09.2019 № 68 сроком действия до 01.01.2035.

Предметом договора от 27.09.2019 № 68 является передача лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - строительства и эксплуатация объектов, являющихся неотьемлемой технологической частью Костомукшского месторождения железистых кварцитов на основании лицензии на пользование недрами ПТЗ 01722 ТЭ, зарегистрированной 05.06.2015 г. в Костомукшском городском округе Республики Карелия.

Местоположение лесного участка, преданного в аренду: Республика Карелия, Костомукшский городской округ, Костомукшское участковое лесничество (Костомукшское лесничество по лесоустройству), номер лесного квартала 149, лесотаксационные выделы 6,7,8,12,13, номер лесного квартала 150, лесотаксационные выделы 4,5,6,7,8,9,10.11,12,21, номер лесного квартала 151, лесотаксационные выделы 1.6,7,23. Площадь лесного участка составляет 1218808 кв.м.

В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату в сроки, предусмотренные приложением № 4 к договору.

Арендная плата определяется в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчёт арендной платы приводится в приложении № 3 к договору.

Министерство посчитало, что при расчете арендной платы были неправильно применены коэффициенты, а именно: для участков, занятых озерами, реками, ручьями к ставкам платы применен понижающий коэффициент 0,75, установленный пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений или занятых рединами.

Согласно приложению 2 к договору аренды, характеристике лесного участка и его насаждений, на площади 4,4 га арендуемый лесной участок занят водами, а именно в квартале 149 выделе 12 на площади 0,60 га и в квартале 150 выделе 9 на площади 3,80 га арендуемый лесной участок занят озёрами.

В связи с данным обстоятельством письмом от 01.12.2020 № 1642 Министерство предложило Обществу подписать дополнительные соглашения к договору аренды, согласно которым ответчик вносит доплату арендной платы по перерасчету за 2019, 2020 годы в сумме 11 012 руб. по договору аренды лесного участка от 27.09.2019 г. № 68.

            Письмом от 29.12.2020 № 0301-20-6074 Общество уведомило о несогласии с расчётом арендной платы и оставило дополнительное соглашение без подписания, указав при этом, что договором аренды лесного участка № 68 от 27.09.2019 в Приложении № 3 установлен расчёт размера арендной платы.

В связи с отказом подписать дополнительное соглашение истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 13.01.2021 № 19 о неполном расчете с бюджетом с требованием в десятидневный срок с момента получения письма уплатить доначисленную арендную плату за 2019 г. - в размере 1345 рублей, за 2020 год - в размере 9667 рублей.

Требование выставлено в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением № 310.

Ответ на указанное требование не поступил, доначисленная арендная плата не была уплачена, что послужило основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.

            Суд считает, что иск является необоснованным исходя из следующего.

Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов, который закреплен в статье 1 ЛК РФ. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

Размер арендной платы за пользование лесным участком, переданным в аренду, определяется в соответствии со статьёй 73 ЛК РФ и рассчитывается согласно действующим ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленным Постановлением № 310.

Таким образом, плата по договору аренды устанавливается или регулируется уполномоченным на то органом.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Соответствующий подход использован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.01.2016 № 303-ЭС15-17404.

Таким образом, довод ответчика об отсутствии у истца оснований требовать уплаты доначисленной арендной платы не обоснован.

Относительно позиции истца о неправомерном применении понижающего коэффициента 0,75, установленного пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, к землям, занятым озерами, суд отмечает следующее.

В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).

В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением № 310, по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов, предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

Абзацем 3 пункта 8 примечаний к Таблице 14 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых" Постановления № 310 предусмотрено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.

Министерство, обосновывая невозможность применения в рассматриваемой ситуации понижающего коэффициента 0,75, указало, что  статья 101 ЗК РФ разделяет земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи и другие). Лесные земли, в свою очередь, подразделяются на покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие).

Согласно пункту 94 и 63 (во взаимосвязи) Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 и Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, к землям, покрытым лесной растительностью, в том числе относятся земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых, специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур). Земли, занятые естественными рединами - лесными участками в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно, согласно пункту 95 и 64 Лесоустроительной инструкции отнесены к землям, не покрытым лесной растительностью.

Кроме того, согласно стандарту отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», разработанному Всероссийским научно- исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, естественные редины, редколесье - лесные земли   с   редким   древостоем   в  экстремальных  лесорастительных  условиях,   не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

Таким образом, редины и земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям.

По мнению истца, совокупный анализ норм позволяет сделать вывод о том, что коэффициент 0,75, предусмотренный пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, применяется только к лесным землям и не может быть применен к озерам, расположенным на нелесных землях.

Суд считает данную позицию ошибочной ввиду следующего.

В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Таким образом, действующее лесное законодательство предусматривает возможность расположения лесных участков, как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (статья 6.1 ЛК РФ).

Предметом спорных договоров аренды являются лесные участки, находящиеся в государственной собственности, входящие в состав земель лесного фонда.

Материалами дела подтверждается, что часть лесных участков, предоставленных Обществу в аренду в целях использования лесов для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, покрыта озерами.

Как следует из Научно-технического словаря, озеро – это водоемы в углублениях суши, обычно довольно значительных размеров и глубины, так что корневые растения не могут покрывать всю их поверхность.

Лесные участки, занятые водами, в силу пункта 65 Лесоустроительной инструкции относятся к нелесным землям.

Из содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к Таблице № 14 Постановления № 310 следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.

Суд обращает внимание, что в абзаце 3 пункте 8 примечаний к Таблице № 14 Постановления № 310 указано «лесных участков», а не «лесных земель».

Буквальное толкование указанного нормативного положения позволяет сделать вывод о том, что возможность его применения поставлена законодателем в зависимость только от факта наличия нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) вследствие негативного воздействия определенных факторов или в силу естественно-географических условий.

Расположение арендуемого лесного участка на нелесных землях само по себе не исключает возможность применения указанного пункта к спорным правоотношениям сторон.

Более того, абзацы 2, 3, 4 пункта 8 примечаний к Таблице № 14 Постановления № 310 в целом определяют порядок применения понижающих коэффициентов при расчете арендной платы при использовании лесных участков, расположенных на нелесных землях лесного фонда.

Поскольку спорные земельные участки, в отношении которых Министерство произвело доначисление арендной платы, заняты озерами, следует признать, что на данных участках древесные породы лесных насаждений не могут произрастать в силу естественно-географических условий.

Подписание ответчиком дополнительных соглашений к договору аренды на 2021 год без применения понижающего коэффициента 0,75 не подтверждает законность и обоснованность позиции Министерства по настоящему делу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что доначисление Министерством арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,75 произведено в нарушение Правил № 310.

В иске следует отказать.

Поскольку при обращении с иском в суд Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.   В удовлетворении иска  Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.

2.   Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Цыба И.С.