ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1461/19 от 13.03.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Петрозаводск

                               Дело №

  А26-1461/2019

марта 2019 года            

Резолютивная часть решения объявлена  13 марта 2019 года.

Полный текст решения изготовлен   марта 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,  

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Коршуновой Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия

о признании незаконным и отмене Постановления № 28/19 от 05 февраля 2019 года и Представления от 05 февраля 2019 года

при участии в судебном заседании:

заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" – ФИО1, представитель, доверенность № 60 (10 АА 0584857) от 29.12.2016 года (л.д. 8 – 9), личность установлена на основании предъявленного паспорта;

ответчика, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия – ФИО2, главный специалист – эксперт отдела защиты прав потребителей, доверенность б/н от 24.12.2018 года, личность установлена на основании предъявленного паспорта,

установил: Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185003, <...>) (далее – ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления № 28/19 от 05 февраля 2019 года и Представления от 05 февраля 2019 года.

Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, что выразилось в отказе гражданке ФИО3 в проведении перерасчета за коммунальную услугу по электроснабжению в период временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованного индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

В обоснование заявления Общество ссылается на следующие обстоятельства: полагает, что вопросы контроля за соблюдением порядка начисления, размера и внесения платы за жилищные и коммунальные услуги не входят в компетенцию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, а являются прерогативой Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору. Считает, что в действиях Общества отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вменяемое Управлением нарушение порядка начисления размера платы за спорные коммунальные услуги не является нарушением порядка оказания названных услуг. Заявил ходатайство о применении судом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку полагает установленным в действиях заявителя состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективная сторона которого, по мнению Управления, выражается в отказе Общества гражданке ФИО3 в проведении перерасчета за коммунальную услугу по электроснабжению в период временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованного индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

Учитывая отсутствие возражений сторон относительно завершения стадии подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства в первой инстанции, а также то, что представленных материалов достаточно для разрешения спора по существу, суд в соответствии с частью 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее о тексту - Комитет) в силу части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4, 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 года № 493, подпункта 2 пункта 1, подпунктов 7, 17 пункта 9, подпункта 1 пункта 10 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 года № 368-П, является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на предмет соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; осуществляет рассмотрение обращений и прием граждан по вопросам, относящимся к сферам деятельности Комитета; вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений.

В порядке реализации нормативно возложенных на него полномочий Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору согласно подпункту «в», пункта 2, части 2 и части 3.3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 10.10.2018 года правомерно провел внеплановую документарную проверку в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" на основании мотивированного представления ведущего специалиста – государственного жилищного инспектора ФИО4 от 08.10.2018 года и распоряжения заместителя председателя  - заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия ФИО5 от 09.10.2018 года, вынесенных в порядке статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с поступлением в Комитет обращения гражданки ФИО3 по факту отказа ей названным Обществом в проведении перерасчета за коммунальную услугу по электроснабжению в период ее временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

По результатам данной проверки главным специалистом – экспертом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору установлено, что  Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком на территории Петрозаводского городского округа и исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении дома № 63 «А» по проспекту Октябрьскому в городе Петрозаводске, необоснованно отказало гражданке ФИО3 в перерасчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период ее временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении (комната № 15 в квартире № 7 в вышеназванном доме), не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

В связи с изложенным в действиях Общества было выявлено нарушение требований пункта 86  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, что, по мнению Комитета, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

Данные обстоятельства отражены в акте проверки № 012/А/2549 от 10.10.2018 года, составленном ведущим специалистом – государственным жилищным инспектором ФИО4, и послужили основанием для вынесения тем же должностным лицом в порядке статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленного нарушения пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, путем осуществления собственнику комнаты № 15 <...> корректировки начисленной платы за период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года за коммунальную услугу по электроснабжению, исключив начисление платы, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, в течение 20 рабочих дней с момента получения данного предписания.

Вышепоименованные распоряжение о внеплановой документарной проверке от 09.10.2018 года, акт проверки от 10.10.2018 года и предписание о прекращении, устранении выявленных нарушений от 10.10.2018 года – были получены Обществом с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" по адресу места его регистрации 25.10.2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением и самим Обществом не оспаривается.

Не оспаривая предписание, Общество выполнило изложенное в предписании требование, путем осуществления указанной в названном предписании корректировки платы за электроснабжение, что отражено в квитанции на оплату электроснабжения по спорному помещению за ноябрь 2018 года в графе «перерасчет» (копия квитанции приложены к письму), о чем письмом от 15.11.2018 года в установленный предписанием срок (о чем свидетельствует входящая отметка Комитета на этом письме) известило Комитет. Уведомление от 12.11.2018 года о данной корректировке Общество также направило в адрес ФИО3.

Вместе с тем, установив, что своими неправомерными действиями Общество нарушило права потребителя - гражданки ФИО3, но не будучи уполномоченным составлять протоколы и привлекать к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области защиты прав потребителей, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору правомерно с сопроводительным письмом № 9632/13-07/ГКСЖДНи от 02.11.2018 года передал материалы проверки по факту обращения гражданки ФИО3 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, для последующего возбуждения Управлением административного дела и разрешения вопроса о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к административной ответственности, что отвечает возложенным на Управление полномочиям, регламентированным пунктами 8.1.2, 8.18.1, 8.18.4, 8.20, 8.34.1, 8.39 Положения  об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 года № 712.

Согласно части 1 статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.4 названного Кодекса уполномочен рассматривать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в лице руководителя данного органа власти, руководителей его территориальных органов или структурных подразделений этих территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в городах, районах, на транспорте, их заместители.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд констатирует правомерность действий Комитета в рамках внеплановой документарной проверки по факту обращения гражданки ФИО3, которые корреспондируют требованиям статей 10, 14, 16, 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", части 1 статьи 23.49 и пункту 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и нормативно установленных для Комитета и Управления компетенций.

Обратные доводы заявителя отклоняются судом как необоснованные, противоречащие нормам административного законодательства.

В том числе суд отклоняет довод Общества относительно составления Комитетом акта проверки от 10.10.2018 года без уведомления Общества, поскольку статьями 10, 14, 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данные процессуальные действия не вменены в обязанность административного органа.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия по факту получения материалов проверки Комитета и руководствуясь пунктом 8.39 Положения  об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 года № 712, частью 1 статьи 23.49, пунктом 2 части 1 статьи 28.1, частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Определением от 07.12.2018 года правомерно возбудило дело об административном правонарушении № 28/19 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", назначило проведение административного расследования, указало дату, время и место составления протокола об административном правонарушении по факту наличия в действиях Общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Названное Определение получено Обществом 11.12.2018 года по адресу места его государственной регистрации, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением.

25 декабря 2018 года главным специалистом – экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО2 с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" ФИО1 по доверенности от 29.12.2016 года составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что в действиях Общества установлен состав правонарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективная сторона которого, по мнению должностного лица Управления, выражена в отказе Общества гражданке ФИО3 в перерасчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период ее временного, более 5 полных календарных дней подряд (с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года) отсутствия в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении (комната № 15 в квартире № 7 в доме № 63 «А» по Октябрьскому проспекту в городе Петрозаводске), не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, что противоречит требованиям  пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

Протокол вручен представителю Общества в день его составления (о чем свидетельствует подпись представителя Общества в самом протоколе), а также с Определением Управления от 25.12.2018 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получен Обществом посредством почтовой связи 27.12.2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением.

05 февраля 2019 года временно исполняющим обязанности заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО6 при участии полномочного представителя Общества по доверенности от 30.11.2017 года ФИО7 вынесено Постановление № 28/19 по делу об административном правонарушении, которым Общество, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. При назначении данного наказания должностным лицом принято во внимание отсутствие отягчающих и смягчающих  административную ответственность.

В этот же день по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении тем же должностным лицом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на Общество возложена обязанность изучить положения частей 2 и 3 статьи 154, части 11 статьи 155, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 33, 86, 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, и в течение месяца сообщить должностному лицу, вынесшему данное представление, о мерах принятых Обществом в целях исполнения этого Представление.

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.

По смыслу приведенной правовой нормы, выдача предписаний отнесена к прерогативе тех должностных лиц уполномоченных органов, которые проводили проверку  в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В рассматриваемой ситуации внеплановая документарная проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в отношении Общества была проведена должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, составившим акт проверки № 012/А/2549 от 10.10.2018 года и вынесшим предписание № 012/2433 от 10.10.2018 года о прекращении и устранении выявленного нарушения требований пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, путем осуществления соответствующего перерасчета платы за электроснабжение, которое Общество в установленный срок выполнило, известив об этом Комитет письмом от 15.11.2018 года.

Все материалы названой проверки, включая предписание № 012/2433 от 10.10.2018 года были переданы Комитетом в Управление 06.11.2018 года с сопроводительным письмом от 02.11.2018 года, которое, в свою очередь не проводило проверку в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а возбудило дело об административном правонарушении, назначив административное расследование в соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовая регламентация которого не предусматривает выдачи по его результатам предписания об устранении выявленного нарушения.

Результатом административного расследования, проведенного в рамках возбужденного дела по административному правонарушению, в силу части 6 статьи 28.7 и части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является составление протокола об административном правонарушении с последующим вынесением постановления об административном правонарушении.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает вынесения предписания по делу об административном правонарушении, однако, обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вынести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которое последние должны рассмотреть в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из содержания представления Управления от 05.02.2019 года следует, что оно направлено не на устранение спорного правонарушения, а на устранение причин и условий, способствовавших совершению названного правонарушения.

Поскольку требования, изложенные Комитетом в Предписании от 10.10.2018 года, и требования, изложенные Управлением в Представлении от 05.02.2019 года, не являются тождественными ни с процессуальной, ни с объективной точки зрения, суд отклоняет доводы Общества относительно неправомерности Представления Управления от 05.02.2019 года, как повторно возлагающего на Общество обязательства, исполненные Обществом в соответствии с требованиями Предписания Комитета от 10.10.2018 года.

Постановление по делу об административном правонарушении № 28/19 от 05.02.2019 года и Представление от 05.02.2019 года получены Обществом по юридическому адресу – 08.02.2019 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

Не согласившись с указанными Постановлением и Представлением Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд и просит суд признать их незаконными и отменить.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя Управлением к административной ответственности в рамках административного дела № 28/19 и предшествующие этому действия Комитета в рамках внеплановой документарной проверки, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконными и отмены оспариваемых постановления и представления.

Процессуальные документы по делу об административном правонарушении № 28/19 были составлены уполномоченными должностными лицами Управления в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещено надлежащим образом; Общество обеспечило явку своего представителя для участия в них.

Оценив существо вменяемого правонарушения, суд приходит к следующим выводам.

В ходе внеплановой документарной проверки Комитетом было установлено и заявителем не оспаривается, что Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении многоквартирного жилого дома № 63 «А» по проспекту Октябрьскому в городе Петрозаводске, в котором расположена принадлежащая гражданке ФИО3 комната № 15 в квартире № 7. Общество с ограниченной ответственностью «Партнер» исполняет обязательства специализированной организации, обслуживающей названный жилой дом и обеспечивающей надлежащее содержание его общего имущества.

Названное помещение не оборудовано ни индивидуальным, ни общим прибором учета электроэнергии.

Техническая возможность их установки в комнате № 15 квартиры № 7 в спорном доме отсутствует, что подтверждено актами от 01.07.2017 года и от 01.07.2018 года, оформленными Обществом с ограниченной ответственностью «Партнер». Доказательств иного в материалах дела не имеется. Данный факт Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" не оспаривает.

В период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года потребители электроэнергии в названной комнате (включая саму гражданку ФИО3) отсутствовали.

Названное обстоятельство подтверждено: актами обследования спорной комнаты от 27.01.2018 года и от 03.05.2018 года; свидетельством о регистрации ФИО3 по месту пребывания в городе Санкт - Петербурге № 484 от 09.04.2018 года, выданным Отделом УФМС по Санкт - Петербургу и Ленинградской области (что отвечает требованиям подпункта «д» пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354); трудовой книжкой ФИО3 об осуществлении ею трудовой деятельности в городе Санкт - Петербурге.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, регламентированном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях защиты прав потребителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.

Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, на потребителя возложены следующие обязанности: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подпункты "з", "и").

В силу подпункта "д" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, потребителю предоставлено право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

В части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354).

В соответствии с пунктом 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Таким образом, нормами действующего жилищного предусмотрена возможность перерасчета размера платы за определенные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и определен порядок такого перерасчета.

Как установлено Комитетом по результатам проверки и Обществом с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" не оспаривалось, гражданка ФИО3 дважды, 04.05.2018 года и 25.06.2018 года письменно обращалась к Обществу с требованием об осуществлении корректировки начисленной платы за период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года за коммунальную услугу по электроснабжению спорной комнаты в порядке пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, исключив начисление платы, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

Письмом № 3-02/1-7699 от 12.07.2018 года Общество отказало ФИО3 в истребованной корректировке размера платы за электроснабжение.

Не согласившись с отказом Общества, ФИО3 обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору с корреспондирующем заявлением.

Признав надлежаще подтвержденными факт отсутствия в период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года в спорном помещении потребителей услуги по электроснабжению, а также факт отсутствия в данном помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в связи с технической невозможностью установки таковых, Комитет обоснованно пришел к выводу о нарушении Обществом положений пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, что отразил в акте проверки от 10.10.2018 года и в связи с чем вынес предписание № 012/2433 от 10.10.2018 года об устранении выявленного нарушения пункта 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, путем осуществления собственнику комнаты № 15 <...> корректировки начисленной платы за период с 01.01.2018 года по 31.07.2018 года за коммунальную услугу по электроснабжению, исключив начисление платы, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, в течение 20 рабочих дней с момента получения данного предписания.

Общество факт совершения названного нарушения не оспаривало, Предписание Комитета от 10.10.2018 года своевременно и в полном объеме исполнило.

Тем не менее, установив в действиях Общества нарушение прав потребителя – гражданки ФИО3, - Комитет передал материалы внеплановой документарной проверки по факту ее обращения в Управление с целью возбуждения последним дела об административном правонарушении, проведения  административного расследования и привлечения Общества к соответствующей административной ответственности.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управление квалифицировало действия Общества, как образующие состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

В данном случае для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

В рамках внеплановой документарной проверки Комитетом и по результатам административного расследования Управлением было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении многоквартирного жилого дома № 63 «А» по проспекту Октябрьскому в городе Петрозаводске, в котором расположена принадлежащая на праве собственности гражданке ФИО3 комната № 15 в квартире № 7.

Таким образом, между ФИО3 и Обществом с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" имеют место правоотношения по электроснабжению спорной квартиры.

По смыслу подпункта «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, взаимодействие исполнителя и потребителя коммунальной услуги по электроснабжению на предмет осуществления расчетов за электроснабжение не имеют отношения к качеству оказания исполнителем самой коммунальной услуги по электроснабжению.

Как следствие, отказ Общества потребителю в осуществлении перерасчета за услугу по электроснабжению не связан с качеством оказываемых Обществом услуг по электроснабжению и  не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенная правовая позиция корреспондирует правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017 года.

Отсутствие события и состава правонарушения является в силу пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суд приходи к выводу о том, что оспариваемые Обществом Постановление Управления по делу об административном правонарушении № 28/19 от 05 февраля 2019 года о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. и Представление Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 05 февраля 2019 года подлежат признанию незаконными и отмене.

            Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" удовлетворить.

2.Признать незаконными вынесенные в городе Петрозаводске Временно исполняющим обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Карелия, Постановление по делу об административном правонарушении № 28/19 от 05 февраля 2019 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. и Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05 февраля 2019 года, и отменить их полностью.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Буга Н.Г.