ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1585/19 от 02.08.2012 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1585/2019

05 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 20129 года.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2019 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Ильченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия к Министерству финансов Республики Карелия о признании недействительным представления № 8099/18.1-08/ от 19.11.2018 года в части.

при участии представителей:

заявителя, Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия, - ФИО1, по доверенности от 19.03.2019 (до перерыва); ФИО2, по доверенности от 21.01.2019 (до перерыва);

ответчика, Министерства финансов Республики Карелия,- ФИО3 (до и после перерыва), по доверенности от 19.03.2019; ФИО4, по доверенности от 19.03.2019 (до перерыва); ФИО5, по доверенности от 19.03.2019; (после перерыва);

В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявил перерыв в судебном заседании до 11 час. 00 мин. 02 августа 2019. После окончания перерыва суд в том же составе суда 02 августа 2019 без участия представителей заявителя завершил рассмотрение дела.

установил: Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия (место нахождения: 186610, <...>; ИНН: <***>; далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о признании недействительными пунктов 6, 10, 11, 12, 14, 18, 25, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 42, 45, 46 представления № 8099/18.1-08/ от 19.11.2018 года.

По мнению заявителя, при принятии указанного представления Министерством нарушены требования части 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей, что муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Кемского муниципального района и финансового обеспечения муниципального задания утверждён постановлением администрации Кемского муниципального района от 13.04.2016 № 206.

Согласно пункту 1.3. указанного Порядка, муниципальное задание утверждается постановлением администрации Кемского муниципального района не позднее 31 декабря текущего года.

Таким образом, муниципальное задание является производным от постановления об его утверждении, которое, в свою очередь, является первичным документом, необходимым для проведения контрольного мероприятия в отношении муниципального задания.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11.1. Постановления Правительства РК от 18.03.2015 № 84-П «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия" (далее - Постановление № 84-П) объекты контроля (их должностные лица) обязаны своевременно и в полном объеме представлять по запросам должностных лиц органа контроля информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Однако Министерство при проведении проверки не направляло запросы в Администрацию о предоставлении документов, вследствие чего использовало ненадлежащие источники информации. Так, Министерство не запрашивало постановление администрации (либо его заверенные копии) об утверждении муниципальных заданий на 2017 год муниципальным образовательным учреждениям Кемского муниципального района; об утверждении муниципального задания на 2017 год МБОУ «Куземская ООШ» на финансовое обеспечение выполнения муниципальных услуг, вследствие чего, указанные Министерством нарушения (пункты 10,11,12 и 14 представления) основаны на недопустимых доказательствах.

Субвенция бюджета Республики Карелия на государственные гарантии по образованию рассчитывается по общему количеству обучающихся в Кемском муниципальном районе, а не отдельно по каждому учреждению.

На основании отчетов о выполнении 13-ю муниципальными образовательными учреждениями муниципальных заданий проверкой Министерства выявлено не выполнение установленных показателей объема муниципальной услуги в связи с тем, что образовательные учреждения в своих годовых отчетах ошибочно представили в качестве фактически выполненного показателя по объему муниципальной услуги количество обучающихся в декабре 2017 года, а следовало указать среднегодовое количество обучающихся.

Информация о среднегодовом количестве обучающихся подтверждается ежемесячными сведениями о контингенте, предоставляемыми руководителями образовательных организаций.

Так, по услуге «Присмотр и уход» в муниципальном задании МБДОУ Кемского сада № 4 ошибочно указано количество обучающихся 312 человек, в то время как всего в данном учреждении их 164.

МБДОУ ФИО7 детский сад № 3 в муниципальном задании ошибочно указал показатель по объему муниципальной услуги в количестве 174 обучающихся, а необходимо было указать 153 человека по реализации программы дошкольного образования. Услугу по присмотру и уходу также должны были получать 153 обучающихся с учетом детей в группе кратковременного пребывания.

Указанные ошибки в отчетах по выполнению муниципальных заданий были допущены по неосторожности (в 2017 году указанные формы отчета были опробованы впервые). Финансовые средства, выделенные на выполнение муниципальных заданий образовательными организациями были использованы по назначению, проверкой Министерства не установлено их нецелевое использование, не установлено превышение расходов, установленных утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности, а также фактов превышения муниципальными образовательными учреждениями лимитов расходования средств предоставленной субвенции.

То есть некорректными являлись отчеты, на что указано и в пункте 15 представления.

В письменных пояснениях ответчик находит требование необоснованным. Министерство указывает, что оспариваемое Представление содержит указание на выявленные нарушения, содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий допущения таких нарушений, а также предлагает сообщить о результатах его исполнения в определенный срок. Вынесение оспариваемого акта не тождественно применению мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ; в данном случае представление выносится в рамках реализации государственных полномочий по контролю, а решение о списании средств бюджета в рамках исполнения полномочий финансового органа.

В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 8 октября 2010 года № 210-П "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Карелия", Министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля.

В рамках установленной компетенции приказом Министра финансов Республики Карелия от 20 июня 2018 года № 292 было принято решение о проведении проверки соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений при предоставлении и использовании средств бюджета Республики Карелия в виде межбюджетных трансфертов бюджету Кемского муниципального района.

Объектом контроля приказом определена Администрация Кемского муниципального района и подведомственные ей получатели бюджетных средств.

По результатам проверочных мероприятий были составлены акты проверок в отношении указанных в приказе о проведении проверки объектах проверки.

В соответствии с полномочиями Минфина, установленными, в том числе, подпунктом 6.2 пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, по результатам проверки объекту контроля было направлено представление № 8099/18.1-08 от 19.11.2018г.

Таким образом, оспариваемое преставление вынесено уполномоченным органом в рамках установленной процедуры и в отношении надлежащего лица.

Представление не содержит каких-либо материальных требований, требования о возврате в бюджет Республики Карелия конкретных сумм денежных средств, а содержит указание рассмотреть причины и условия совершения бюджетного нарушения и сообщить об их устранении в установленный в представлении срок.

По мнению ответчика, оспариваемым представлением не нарушаются экономические права органа местного самоуправления.

В судебном заседании представители Администрации поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчика не оспаривали доводы Администрации по пунктам 11 и 12 представления, согласившись, что была допущена ошибка в расчете суммы субвенции. В остальной части заявленные требования не признали; поддержали позицию, изложенную в оспариваемом представлении и письменных пояснениях по делу. Ответчик указал, что все документы, изученные в ходе проверки, получены из официальных источников, не являются фальсифицированными и не оспариваются заявителем по существу. В соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", уставные документы и документы по муниципальным заданиям размещены на официальных ресурсах, в частности www.bus.gov.ru, в соответствии с Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 86н. Таким образом, оснований полагать, что положения Предписания по пунктам 10,11,12,14 основаны на недопустимых доказательствах, не имеется.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265, статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется на предмет проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства финансов Республики Карелия от 20.06.2018 №292, от 06.07.2018 № 320, от 30.07.2018 № 352 на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 1 полугодие 2018 года в период с 25.06.2018 по 17.08.2018 контрольной группой проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений при предоставлении и использовании средств бюджета Республики Карелия в виде межбюджетных трансфертов бюджету Кемского муниципального района, выполнение условий предоставления бюджетных средств.

По результатам проверки составлен акт №18-1-12/37-18 выездной проверки от 07.09.2018 и выдано представление о нарушении бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Считая указанное представление в части незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлениям, в котором оспаривала следующие пункты:

- пункт 6: неправомерное использование средств субвенции на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в сумме 111 720 рублей, выразившееся в оплате Администрацией Кемского муниципального района денежных обязательств с нарушением муниципальных правовых актов по вопросам установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из бюджета Республики Карелия.

Администрацией Кемского муниципального района в 2016 и в 2017 годах произведена оплата услуг ГБУ СО РК «Центр помощи детям №4» в сумме 111 720,00 руб. (2016 год - 55 860,0 руб., 2017 год - 55 860,0 руб.) по муниципальным контрактам от 05.09.2016 № МК №09-МК72016, от 15.06.2017 №7-МК/2017-32 за услуги по подготовке граждан стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан за счет средств субвенции, представленной из бюджета Республики Карелия на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства. При этом Администрацией не предусмотрен данный вид расходов в муниципальных правовых актах по вопросам установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий.

Нарушены: п. 1 постановления Правительства Республики Карелия от 18.03.2008 № 60-П «Об утверждении Порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия», п.8 Порядка установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 27.05.2015 № 408, п. 9 Порядка установления и исполнения расходных обязательств, связанных с осуществлением государственных полномочий, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 22.06.2017 № 442.

Исследуя доводы сторон по указанному пункту представления, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 постановления Правительства Республики Карелия от 18.03.2008 № 60-П «Об утверждении Порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия», установлено, что расходные обязательства муниципальных образований, подлежащие исполнению за счет субвенций из бюджета Республики Карелия (далее - расходные обязательства), устанавливаются муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган).

Муниципальными правовыми актами Администрации Кемского муниципального района от 27.05.2015 № 408, от 22.06.2017 № 442 утверждены соответственно Порядок и Положениеустановления и исполнения расходных обязательств за счет субвенций, связанных с осуществлением государственных полномочий, однако пунктами 8 и 9 названных актов, определяющих направления расходования средств субвенции, не предусмотрено расходы на организацию и осуществление деятельности органов опеки и попечительства.

Так, согласно пункту 3 Порядков к функциям, связанным с осуществлением расходных обязательств Кемского муниципального района на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства, относятся: ведение реестра граждан, находящихся под опекой и попечительством; установление порядка организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Пунктом 8 Порядков определены направления расходования средств субвенции: расходы на оплату труда с начислениями в соответствии с нормативными правовыми актами Кемского муниципального района, коллективными договорами, соглашениями, отраслевыми нормативными актами и трудовыми договорами, включая расходы на выплаты в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией либо сокращением численности организации; оплата проезда к месту отпуска и обратно; расходы на служебные командировки; оплата договоров на программное обеспечение, на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования и техники, используемой для организации деятельности по опеке и попечительству; на оплату услуг связи; приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей; мебели, техники, оборудования; транспортные расходы; на текущий ремонт; на оплату задолженности по принятым и неисполненным в предыдущем году обязательствам.

Довод Администрации, что постановлением Правительства Республики Карелия от 18.03.2008 № 60-П не установлено требование о перечислении видов расходов при исполнении расходных обязательств суд находит несостоятельным, основанным на неправильном понимании названого постановления и бюджетного законодательства.

Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (далее - Правила) установлены случаи и порядок осуществления организациями для детей-сирот полномочий органов опеки и попечительства, но не порядок и условия их финансирования.

При таких обстоятельствах довод Администрации является необоснованным и судом не принимается.

- пункт 10: завышение в 2017 году объема субвенции из бюджета Республики Карелия на общую сумму 3 180 351,0 рублей

Администрация Кемского муниципального района утвердила муниципальные задания на 2017 год по бюджетным образовательным учреждениям, в которых количество потребителей муниципальных услуг не соответствует количественным показателям, согласованным Министерством образования Республики Карелия при планировании объема средств субвенции, в том числе:

- в дошкольных образовательных организациях - 674 ребенка;

- в общеобразовательных организациях - 2 040 учащихся.

В результате завышения Администрацией Кемского муниципального района численности детей в дошкольных образовательных организациях (на 45 человек) и в общеобразовательных организациях (на 3 человека) при планировании размера субвенции из бюджета Республики Карелия на 2017 год, Кемскому муниципальному району на обеспечение государственных гарантий на образование предусмотрен завышенный объем субвенции на общую сумму 3 180 351,0 руб., в том числе:

- по дошкольным учреждениям - 2 986 206,0 руб. (43 818 000,0/719*45);

- по общеобразовательным учреждениям - 194 145,0 руб. (132 213 000,0/2043*3).

Нарушены: Закон Республики Карелия от 20.12.2013 №1755-ЗРК «Об образовании»; постановление Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 №48-П; пункт 2 приказа Министерства финансов Республики Карелия от 15.05.2015 года № 140В.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Карелия от 20.12.2013 №1755-ЗРК «Об образовании» объем средств субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования вмуниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - субвенция на образование) из бюджета Республики Карелия рассчитан исходя из нормативов обеспечения государственных гарантий, установленных постановлением Правительств» Республики Карелия от 07.02.2017 №48-П, и контингента обучающихся, согласованного Администрацией Кемского муниципального района с Министерством образования Республики Карелия, в соответствии с п.2 приказа Министерства финансов Республики Карелия от 15.05.2015 года №140, в том числе:

- в дошкольных образовательных организациях - 719 детей;

- в общеобразовательных организациях - 2 043 учащихся.

Завышение Администрацией Кемского муниципального района численности детей в дошкольных образовательных организациях (на 45 человек) и в общеобразовательных организациях (на 3 человека) заявитель не оспаривает. Доводы Администрации сводятся к объяснению причин такого завышения, однако это не свидетельствует о правомерности действий Администрации при расходовании средств субвенций, что привело к завышению её объема, в связи с чем судом не принимается.

- пункт 11: превышение размера субсидии, представленной МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2017 год, от размера субсидии, рассчитанной по базовым нормативам, на 2 658 064,65 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 1 480 542,0 рублей.

Нарушение: п.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 13.04.2016 № 206.

- пункт 12: нецелевое использование средств бюджета Республики Карелия в сумме 401 000 рублей путём выплаты субвенциим из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования» на 2017 год в сумме 401 000 руб. МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» при отсутствии у учреждения лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуги по дошкольному образованию.

Нарушение: ч.1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Администрацией Кемского муниципального района направлена субвенция из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования» на 2017 год в сумме 401 000 руб. МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» при отсутствии у учреждения лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуги по дошкольному образованию. В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации это является нецелевым использованием средств бюджета Республики Карелия.

Оценивая доводы сторон по пунктам 11 и 12 суд приходит к следующему.

Оспаривая вывод Министерства о превышении размера субсидии, представленной МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2017 год, от размера субсидии, рассчитанной по базовым нормативам, на 2 658 064,65 руб., Администрация сослалась на допущенную ответчиком ошибку, поскольку в основу расчета положены базовые нормативы затрат на оказание муниципальных услуг на 2017 год, утвержденные постановлением Администрации Кемского муниципального района от 30.12.2016 № 961, признанного утратившим силу, в связи с принятием постановления от 14.04.2017 №232а. Постановление от 14.04.2017 №232а также утратило силу, поэтому следовало принимать во внимание базовые нормативы затрат, установленные постановлением от 29.09.2017 №712.

Ответчик в судебном заседании не оспаривал доводы Администрации по данному пункту представления, согласившись, что проверяющими была допущена ошибка.

По пункту 12.

Согласно ч.1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Учитывая изложенное, расходование средств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования» на 2017 год в сумме 401 000,0 руб. МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» при отсутствии у учреждения лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуги по дошкольному образованию является нецелевым использованием средств.

Администрация не оспаривает фактические обстоятельства выделения субсидии организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуги по дошкольному образованию, но указывает, что сумма субсидии составляет не 401 000 руб., как указано в представлении, а 371 400 руб.

Ответчик не оспаривал довод Администрации о сумме субсидии 371 400 руб.

- пункт 14: Неправомерное использование средств субвенции бюджета Республики Карелия, направленной на финансовое обеспечение муниципальных заданий в сумме 11 352 683,61 рублей.

В соответствии с п.6 ст.69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Согласно п. 1.6 Порядка от 13.04.2016 года №206 допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным не может превышать 15 процентов и допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным не может превышать 2 процентов.

В соответствии с п.2.34 Порядка от 13.04.2016 года №206 в случае, если на основании отчета о выполнении муниципального задания показатели объема, указанные в отчете о выполнении муниципального задания, меньше показателей, установленных в муниципальном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной муниципальной услуги (невыполненной работы).

Проверкой установлено невыполнение некоторыми муниципальными образовательными учреждениями показателей объема, установленных им муниципальными заданиями на 2017 год.

На основании базовых нормативов на оказание муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями Кемского муниципального района, утвержденных постановлением Администрацией Кемского муниципального района от 26.09.2017 №712, проверкой произведен расчет суммы возврата субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания при невыполнении количественных показателей за 2017 год, что составило 16 675 250,99 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия в сумме 11 352 683,61 рублей.

Нарушены: пункт 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

пункт 1.6, пункт 2.34 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 13.04.2016 № 206 .

Администрация не привела надлежащих доказательств своего несогласия с указанным выводом ответчика, признавая при этом, что отчеты были представлены некорректные и не оспаривала, что данные о количестве обучающихся в отчетах о расходовании субвенции представлены в Министерство образования Республики Карелия недостоверны и завышены.

Исходя из положений пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае невыполнения качественных и (или) количественных показателей государственного задания, оно является невыполненным.

Довод заявителя о том, что проверка проведена не на совсем законных основаниях суд признал несостоятельным.

Необходимые для проверки сведения получены Министерством из официальных источников - на сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласно пунктам 3.4, 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 2016 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункту 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, о размещении на официальном сайте в сети Интернет и ведении указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н.

Доказательства иного суду не представлены.

- пункт 18: нецелевое использование средств субвенции на предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сумму 119 158,0 рублей.

Установлено, что МКУ ФИО6 в 2017 году за счет средств субвенции по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимся с ОВЗ приобретены настольные и развивающие игры на сумму 119 158,00 рублей.

Министерством образования Российской Федерации в письме от 23.09.2002 № 27-55-570/12 дано определение термина «учебное пособие» с учетом ГОСТ 7.60-90 «Издания, основные виды. Термины и определения» - учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. Учебник - это основная учебная книга по конкретной дисциплине.

В МКУ ФИО6 отсутствуют документы (учебные планы, образовательные и программы, планы реабилитации, индивидуальные программы занятий с детьми-инвалидами на дому и т.п.), которые подтверждают факты применения настольных и развивающих игр (домино, «башня дженга», «крестики- нолики», космический песок, и др.) в качестве учебных пособий для обучающихся из числа детей-инвалидов, используемых по конкретным учебным дисциплинам в образовательном процессе.

Кроме того, настольные игры выданы родителям (законным представителям) детей.

Законом Республики Карелия от 21.12.2016 № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено предоставление Кемскому муниципальному образованию субвенции по предоставлению предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании» мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, за исключением обучающихся (воспитываемых) в государственных образовательных организациях, в сумме 880 000,0 рублей.

Статьей 9 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании», пунктом 9 Порядка установления и исполнения расходных обязательств Кемского муниципального района по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Администрации Кемского муниципального района от 05.05.2017 №303, определены направления расходования средств субвенции на исполнение расходных по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе:

приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля;

обеспечение бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, рабочих тетрадей, канцелярских, письменных, чертежных принадлежностей, наборов школьно-письменных принадлежностей для обучающихся из числа детей-инвалидов, используемых в рамках учебного процесса, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Кроме того, образовательные организации вправе выбирать, руководствуясь пунктом 1 ч. 4 ст. 18 Федеральным закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ), учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В нарушение названных требований закона, в 2017 году за счет средств субвенции по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимся с ОВЗ приобретены настольные и развивающие игры на сумму 119 158,00 рублей. При этом документы (учебные планы, образовательные и программы, планы реабилитации, индивидуальные программы занятий с детьми-инвалидами на дому и т.п.), которыми подтверждены факты применения настольных и развивающих игр (домино, «башня дженга», «крестики- нолики», космический песок, и др.) в качестве учебных пособий для обучающихся из числа детей-инвалидов, используемых по конкретным учебным дисциплинам в образовательном процессе, отсутствуют. Следовательно, необходимость приобретения за счет средств субвенции и использования настольных и развивающих игр ответчиком не подтверждена.

Пунктом 25 представления установлено неправомерное использование средств бюджета Республики Карелия, которое выразилось в том, что МКУ ФИО7 УО за счет средств субвенции из бюджета Республики Карелия осуществлялись выплаты компенсации части родительской платы заявителям, с учетом детей в составе семьи в возрасте старше 18 лет. В результате такого нарушения за 2017 год было выплачено 223 826 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании», в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Республики Карелия, на первого ребенка, 50 процентов среднего размера такой платы на второго ребенка, 70 процентов среднего размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается Правительством Республики Карелия.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Оспаривая указанный в пункте 25 представления вывод Министерства, Администрация указывает, что в соответствии, как с семейным, так и с гражданским, административным и уголовным законодательством, по достижении совершеннолетия, ребёнок в части степени родства, не перестает быть таковым. Статьей 15 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755 - ЗРК «Об образовании» предусмотрены выплаты не на одного, двоих, троих и более детей, а на второго, третьего и более детей. Достигая совершеннолетнего возраста, ребенок не перестает быть таковым, а последующие дети будут являться вторым, третьим и далее детьми. Таким образом, выплата должна осуществляться исходя из приведенных процентных ставок.

Администрация считает, что выплаты компенсации части родительской платы заявителям, с учетом детей в составе семьи старше 18 лет осуществлялись обоснованно.

Суд считает такие доводы заявителя ошибочными.

Правоотношения в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно п.31 ст. 2 Закона № 273-ФЗ участниками образовательных отношений, в частности, являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Понятие несовершеннолетнего дано в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Им признается ребенок, не достигший возраста 18 лет.

Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми предоставляется родителям (законным представителям) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которые посещают образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Размер компенсации определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не должен быть ниже установленных пределов. Финансовое обеспечение расходов, связанных с ее выплатой, является расходным обязательством субъектов РФ (ч. 7 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Статьёй 1 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании» установлено, что предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, связанные с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование на территории Республики Карелия.

Согласно ст. 15 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании» за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях установлена соответствующая компенсация среднего размера родительской платы: 20 процентов среднего размера такой платы на первого ребенка, 50 процентов среднего размера такой платы на второго ребенка, 70 процентов среднего размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается Правительством Республики Карелия.

Постановление Правительства РК от 20.05.2014 № 155-П (ред. от 22.01.2015) "Об утверждении Порядка обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты" установлено, что для получения компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Республики Карелия (далее - плата, образовательная организация), один из родителей (законных представителей) (далее - заявитель) обращается с заявлением в образовательную организацию.

Пунктами 29 и 30 представления установлено неправомерное расходование средств субсидий в связи с несоблюдением условий софинансирования.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п.1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п.3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации)..

Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия. Методики распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия утверждены Постановлением Правительства РК от 30.12.2011 № 388-П "Об утверждении Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, Критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия и Методик распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия между муниципальными образованиями" (утратил силу с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства РК от 19.12.2017 № 452-П).

Согласно названному постановлению №388-П софинансирование является одним из условий предоставления субсидий.

Между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия (в дальнейшем – Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия) и Администрацией Кемского муниципального района заключено соглашение от 10.02.2016 года №1/05 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидий на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, в рамках реализации пункта 8 Перечня мероприятий ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год (далее - Соглашение на питание детей от 10.02.2016 года №1/05) (том 6, л.д.70-73) .

В соответствии с п.1.2, 2.1.2 и 2.2.3 Соглашения на питание детей от 10.02.2016 года №1/05 объем средств на финансовое обеспечение мероприятий в 2016 году составляет 4 095 720,0 руб., в том числе:

- за счет средств бюджета Республики Карелия - 2 867 000,0 руб. (70% от общего объема);

- за счет средств бюджета Кемского муниципального района - 1 228 720,0 руб. (30% от общего объема).

Решением Совета Кемского муниципального района от 31.03.2016 № 16-3/127 «О внесении изменений в решение Совета Кемского муниципального района «О бюджете Кемского муниципального района на 2016 год» средства субсидии из бюджета Республики Карелия на обеспечение питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организаций из малоимущих семей и обучающихся, являющихся детьми-инвалидами, утверждены в виде субсидии на иные цели бюджетным учреждениям в размере 2 867 000,0 руб.; софинансирование из бюджета Кемского муниципального бюджета не предусмотрено.

За 2016 год средства субсидии из бюджета Республики Карелия на выполнение отдельных мероприятий по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» при плане на год в сумме 2 867 000,00 руб. израсходовано 2 794 596,73 руб. или 97,5% от плана.

Средства местного бюджета на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям не направлялись.

В результате, средства субсидии из бюджета Республики Карелия в сумме 838 379,02 руб. (2 794 596,73 руб.*30%) использованы с нарушением условий предоставления, определенных Соглашением.

Администрацией Кемского муниципального района нарушено условие п.2.2.3 Соглашения на питание детей от 10.02.2016 года №1/05, что свидетельствует о совершении получателем субсидии бюджетного нарушения, за которое предусмотрена установленная статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответственность.

Заявитель не согласен с таким выводом и указал, что субсидия на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, в рамках реализации соответствующего мероприятия ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2016 год: план 2 973 000,00 рублей, факт 2 836 112,98 рублей, - не профинансировано 136 887,02 рубля. Показатель результативности - бесплатное питание учащихся: план 360 человек, по факту бесплатным питанием охвачено 399 человек, то есть на 39 человек больше.

Перечисление субсидии осуществлялось по заявке муниципалитета, которая формировалась на основе документов подтверждающих расходное обязательство (приобретение продуктов).

В силу пункта 2.1.8. Соглашения о предоставлении субсидии от 10 февраля 2016 года

№1/05 при не соблюдении условий софинансирования Министерство здравоохранения и социального развития РК вправе приостановить перечисление субсидии. Однако Министерство здравоохранения и социального развития РК данным правом не воспользовалось.

Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 года № 388-П поводом для наложения штрафных санкций на муниципалитет является невыполнение показателя результативности, в данном случае этот показатель перевыполнен.

По стоимости питания 1 учащегося в день в сумме 40,95 рублей, а не 45,00 рублей следует отметить, что при проведении расчета стоимости питания во время проведения проверки Министерством с 25.06.2018 по 17.08.2018 в расчет включены только продукты, а расходы на оплату труда персонала школьных столовых и коммунальные расходы на приготовление пищи не учтены вообще. Так как школы Кемского муниципального района являются бюджетными учреждениями и оплата персоналу столовой и коммунальные услуги столовой производится в рамках муниципального задания, то софинансирование субсидии фактически осуществлено в рамках расходов учреждений на выполнение муниципального задания, данная информация доводилась до проверяющих во время проведения проверки.

Таким образом, установление Министерством неправомерного расходования средств субсидий в связи с несоблюдением условий софинансирования (нарушение в денежном выражении в размере 838 379,02 рублей) является недействительным, а взыскание данных средств из бюджета Кемского муниципального района в доход бюджета Республики Карелия на основании Приказа Министерства от 14.12.2018 года № 626 - незаконным и необоснованным.

На 2017 год между Министерством социального защиты, труда и занятости Республики Карелия и Администрацией Кемского муниципального района заключено соглашение от 09.02.2017 №1/05 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидий на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, в рамках реализации пункта 8 Перечня мероприятий ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» (далее -Соглашение на питание детей от 09.02.2017 №1/05). (том 6, л.д. 93-97) .

В соответствии с п. 1.2, 2.1.2 и 2.2.3 Соглашения на питание детей от 09.02.2017 года № 1/ 05 объем средств на финансовое обеспечение мероприятий в 2016 году составляет 4 986 300, 0 руб., в том числе:

- за счет средств бюджета Республики Карелия - 3 989 000,0 руб. (80% от общего объема);

- за счет средств бюджета Кемского муниципального района - 997 300,0 руб. (20% от общего объема).

Решением Совета Кемского муниципального района от 27.04.2017 года № 28-3/214 «О внесении изменений в решение Совета Кемского муниципального района «О бюджете Кемского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» средства субсидии из бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий в целях организации адресной социальной помощи малоимущим семьям в рамках госпрограммы Республики Карелия, утверждены в виде субсидии на иные цели бюджетным учреждениям в размере 3 989 000,0 руб., софинансирование из бюджета Кемского муниципального бюджета не предусмотрено.

Администрацией Кемского муниципального района в 2017 году нарушено условие п.2.2.3 Соглашения на питание детей от 09.02.2017 года №1/05, фактически за 2017 год софинансирование за счет средств бюджета Кемского муниципального района не осуществлялось.

Таким образом, средства субсидии из бюджета Республики Карелия в сумме 631 537,59 руб. (3 157 687,96 py6.*20%) использованы с нарушением ст.139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 388-П.

Администрация оспаривает изложенные в п.30 представления выводы по основаниям, аналогичным оспариванию п.29 представления.

В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Судом установлено, что в рассматриваемом случае, являясь получателем средств субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету муниципального района на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, Администрация была обязана осуществлять расходование полученных бюджетных денежных средств с учетом установленных соглашением предельных объемов финансирования ее отдельных мероприятий, целей и условий.

В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Между тем, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не представила суду доказательства исполнения ею условий предоставления субсидии.

Представленные заявителем лишь в ходе рассмотрения дела в суде копии справок об инвалидности (т.8, л.д. 113-115) предметом проверки не являлись и при вынесении оспариваемого представления учтены быть не могли. Таким образом, с учетом непредставления данных документов в ходе проверки вынесение представления на основании имеющихся у проверяющих лиц документов, которые в полном объеме не подтверждали выполнение заявителем условия предоставления субсидии, не могло нарушить права и законные интересы Администрации.

Поскольку соответствующие документы в ходе проверки представлены не были, сами по себе имеющиеся справки не могли свидетельствовать о расходовании полученных бюджетных денежных средств с учетом установленных соглашением предельных объемов финансирования ее отдельных мероприятий, целей и условий.

Пунктами 31 и 41 представления установлено невыполнение условий предоставления субсидии в связи с недостижением целевых показателей

На 2017 год между Министерством социального защиты, труда и занятости Республики Карелия и Администрацией Кемского муниципального района заключено соглашение от 09.02.2017 №1/05 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидий на софинансирование расходных обязательств по организации адресной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, в рамках реализации пункта 8 Перечня мероприятий ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» (далее -Соглашение на питание детей от 09.02.2017 №1/05).

Администрацией Кемского муниципального района в 2017 году не выполнен целевой показатель результативности (на 40 человек), определенный п. 2.2.6 Соглашения от 09.02.2017 №1/05, заключенного с Министерством социального защиты, труда и занятости Республики Карелия - среднегодовое количество учащихся, получающих питание в рамках реализации ведомственной целевой программы составило 351 человек при утверждённом задании 391 человек.

В соответствии с условиями Соглашения от 31.05.2017 №1 о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры, спорта и совершенствование молодежной политики» Администрация Кемского муниципального района обеспечивает достижение технической готовности объекта (реконструкция легкоатлетического ядра стадиона: <...> стоимостью 4 200 000 рублей) - 100 процентов.

Согласно отчету о результативности предоставления субсидии бюджету муниципального образования, являющегося приложением к Соглашению по реконструкции стадиона, обеспечение технической готовности объекта составляет 82%.

Заявленный показатель технической готовности в 82% не соответствует фактической технической готовности.

В рамках исполнения Соглашения были заключены муниципальные контракты на устройство беговых дорожек. Работы по устройству беговых дорожек выполнены не в полном объеме, а именно: на всей площади беговых дорожек отсутствует покрытие для бега, в южном секторе стадиона отсутствует бетонное основание беговых дорожек.

Беговые дорожки на всем стадионе непригодны для использования, фактическая техническая готовность беговых дорожек составляет 0%.

В нарушение требований ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 388-П, пункта 2.2.4. Соглашения по реконструкции стадиона Администрация Кемского муниципального района не достигла обеспечение технической готовности объекта 100%, как это было установлено Соглашением по реконструкции стадиона (фактическая техническая готовность составляет 0%). Так, на всей площади беговых дорожек отсутствует покрытие5 для бекга, в южном секторе стадиона отсутствует бетонное основание беговых дорожек.

Эти факты заявитель не оспаривает.

Размер субсидии, подлежащий возврату из бюджета Кемского муниципального района в бюджет Республики Карелия, в соответствии с п.п. «г» п.2 Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 388-П, должен составлять - 339 990,08 руб. (3 399 900,82 руб.*(1*1)*0,1.

Администрацией Кемского муниципального района нарушено условие п.2.2.4 Соглашения от 31.05.2017 №1, что свидетельствует о совершении получателем субсидии бюджетного нарушения, за которое предусмотрена установленная статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответственность.

Пунктами 32, 35, 37 представления установлено нецелевое использование средств субсидий на иные цели.

Проверкой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района (акт от 07.09.2018 № 18.1-12/28-18) установлено нецелевое использование Учреждением средств субсидии на иные цели, источником которых являются средства бюджета Республики Карелия.

В результате несоответствия списков детей и табелей учета посещаемости детей, получающих питание, предоставленных учреждением, со списками школьников на питание, представленных ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Кеми и Кемского района» за октябрь-декабрь 2017 года, проверкой произведен перерасчет количество дето-дней по табелям учета посещаемости детей за проверяемый период.

В результате, Учреждением излишне списаны продукты питания на завышенное количество дето-дней (642 дето-дня) на сумму 35 941,43 рублей.

В нарушение п.68 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2017 год, утвержденного приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 29.12.2016 № 581, согласно которому, предоставление субсидий на питание детям, обучающимся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные програм начального общего, основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании списков детей в возрасте от 6 до 18 лет, передаваемых Центрами в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республике Карелия, п.3 Соглашения от 22.02.2017 года №3/АСП, согласно которого, субсидия на питание обучающихся в учреждении в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» носит целевой характер и не может быть использована иные цели, МБОУ Рабочеостровской СОШ излишне списаны продукты на питания школьников, которые отсутствовали в списках Центра на сумму 35 941,43 руб.

В соответствии с п.1 Соглашения от 27.03.2017 года №ТО/2 о порядке и условиях предоставления субсидии на организацию транспортного обслуживания обучающихся, проживающих в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют общеобразовательные организации соответствующего уровня обучения, к месту обучения и обратно на 2017 год, заключенного Администрацией Кемского муниципального района с МБОУ Рабочеостровская СОШ субсидии из бюджета Республики Карелия предоставляется на организацию транспортного обслуживания обучающихся, проживающих в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют общеобразовательные организации соответствующего уровня обучения, к месту обучения и обратно.

Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели (п.3 Соглашения).

Согласно пункту 10 Соглашения от 27.03.2017 года №ТО/2 учреждение несет ответственность за нецелевое использования субсидии.

Проверкой путевых листов установлено, что школьный автобус во время каникул (с 27.03.2017 года по 31.03.2017 года) использовался для военных сборов учащихся (путевые листы от 27.03.2017 №18 по 31.03.2017 №22), а не для обеспечения проезда к месту обучения и обратно. Пробег автобуса составил - 606 км, списано топлива за счет средств бюджета Республики Карелия - 168,588 литров на сумму 7 080,21 рублей.

Также, школьный автобус использовался во время каникул (для экскурсий) 01.11.2017 года. 03.11.2017 года и 29.12.2017 года, пробег в ноябре составил - 27 км, в декабре - 30 км и списано топлива в ноябре - 6,706 литров на сумму 280,95 руб., в декабре 2017 года - 8,352 литра на сумму 350,78 рублей.

Таким образом, общий пробег школьного автобуса должен составлять за период с 11.01.2017 года по 28.12.2017 года- 12 682 км (13 345 км - 606 км - 27 км - 30 км), при плане - 12 190 км.

В нарушение пп.3 п.3 Положения о порядке расходования средств субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия бюджету Кемского муниципального района на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования», утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района от 25.04.2017 года №259, п.1 и п.3 Соглашения от 27.03.2017 года №ТО/2 МБОУ Рабочеостровской СОШ, за счет средств бюджета Республики Карелия списаны расходы по ГСМ в сумме 7 711,94 руб. на расходы, не связанные с организацией транспортного обслуживания обучающихся, проживающих в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют общеобразовательные организации соответствующего уровня обучения, к месту обучения и обратно, что в соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств бюджета Республики Карелия на сумму 7 712 рублей

На основании приказов директора МБОУ Рабочеостровской СОШ от 28.04.2017 года №139/ЛР, от 21.09.2017 года №280/ЛР с 01.01.2017 года установлена ежемесячная выплата 1 000,0 руб. с начислением районного коэффициента и северной надбавки ФИО8 - заведующей библиотекой.

Проверкой личных дел молодых специалистов установлено, что ФИО8 (ФИО9) принята в МБОУ Рабочеостровской СОШ по совместительству на 0,25 ставки учителя математики с 02.11.2015 года (приказ от 18.11.2015 №349/ЛР), срочный трудовой договор от 02.11.2015 года.

С 30.11.2015 года она переведена на постоянную работу на 0,25 ставки учителя (приказ от 18-01.20161 №16/ЛР).

Приказом от 18.01.2016 года №17/ЛР ФИО8 (ФИО9) с 25.12.2015 года переведена на 1 ставку заведующей библиотекой, трудовой договор от 25.12.2015 года №40.

Согласно п.21 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации! образовательной деятельности.

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. № 678 (далее постановление №678) «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Должность заведующей библиотекой в номенклатуре должностей педагогических работников отсутствует.

В результате, учреждением в нарушении п.21 ст.2 Федерального закона от 29.122012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. № 678. пп.2 п.3 Положения о порядке расходования средств субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия бюджету Кемского муннципатного района на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования», утвержденного постановлением администрации Кемского муниципального района от 25.04.2017 №259, п.1 и п.3 Соглашения от 27.03.2017 года №МС/3, за счет средств бюджета ФИО10 израсходованы средства в сумме 29 568,0 руб. (1 000,0 руб.* 12*200%+отчисления во внебюджетные фонды 23,2%) на выплаты ФИО8, которая не является педагогическим работником, что в соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использования средств бюджета Республики Карелия.

Доказательства иного Администрация суду не представила.

Пунктами 33, 38, 40, 42, 45, 46 оспариваемого представления установлено неправомерное расходование средств субсидий из бюджета Республики Карелия в связи с несоблюдением условий софинансирования на организацию отдыха детей в 2016 году (66 935,23 руб.); на социально-экономическое развитие территорий в 2016 году (604 747,59 руб.); на развитие физической культуры и спорта (соглашение на реконструкцию стадиона) в 2017 году (679 980, 16 руб.); на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для развития физической культуры и спорта в 2016 году( 84 057 руб.); на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры (900 461,1 руб.); 195 750,0 руб. в 2017 году;

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ).

Следует признать, что Министерство, установив в ходе проверки ненадлежащее исполнение условий Соглашений, а также нарушение Администрацией расходования средств субсидий в результате несоблюдения условий софинансирования, что является нарушением требований ст. 139 БК РФ, постановления №388-П, правомерно, в пределах представленных полномочий, вынесло в адрес заявителя оспариваемое предписание.

Вместе с тем, довод ответчика о том, что оспариваемое представление в полном объеме не нарушает права и законные интересы Администрации, поскольку не содержит каких-либо материальных требований, требования о возврате в бюджет Республики Карелия конкретных сумм денежных средств, а содержит лишь указание рассмотреть причины и условия совершения бюджетного нарушения и сообщить об их устранении в установленный в представлении срок, суд отклоняет.

Направление в адрес объекта контроля представлений при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю предусмотрено частью 2 статьи 269.2 БК РФ.

Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

В представлении указано, что его неисполнение влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.01.2019 № 310-КГ18-24331 по делу № А64-2597/2018, спорные меры бюджетного принуждения в своей основе имеют нарушения бюджетного законодательства, отраженные в оспариваемом представлении. Существо данных нарушений и наличие их в действиях Администрации подлежат установлению в рамках настоящего дела, без чего привлечение Администрации к бюджетной либо административной ответственности может рассматриваться как преждевременное.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое представление в части пунктов 11, 12 нарушает права и законные интересы Администрации. В указанной части заявление подлежит удовлетворению.

В оставшейся части суд приходит к выводу об отсутствии оснований для

удовлетворения заявленных требований ввиду соответствия представления требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права изаконные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление удовлетворить частично.

Признать вынесенное Министерством финансов Республики Карелия представление № 8099/18.1-08/ от 19.11.2018 года недействительным в части пункта 11 о превышении размера субсидии, предоставленной МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2017 год, от размера субсидии, рассчитанной по базовым нормативам, на 2 658 064,65 руб.; пункта 12 в части нецелевого использование средств бюджета Республики Карелия в сумме, превышающей 371 400 руб., путём выплаты субвенции из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования» на 2017год МБОУ «Куземская основная общеобразовательная школа».

В остальной части заявления отказать.

2.Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 07 марта 2019 года по настоящему делу, сохранить до вступления решения суда в законную силу.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Васильева Л.А.