Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-1586/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Левичевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием аудиозаписи секретарем судебного заседания Горячкиной М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВОСТОЧНАЯ УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительным решения от 17.02.2021 № 010/06/105-68/2021
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия
при участии представителей:
заявителя – не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
ответчика – Суханов М.С., представитель по доверенности от 19.01.2021,
третьего лица, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства,
установил: общество с ограниченной ответственностью «ВОСТОЧНАЯ УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ», ОГРН 1185835000108, ИНН 5836685317, адрес: 440066, Пензенская область, г. Пенза, ул. Мусоргского, д. 26А, офис 308 (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1 А (далее – ответчик, Карельское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 17.02.2021 № 010/06/105-68/2021 .
Определением суда от 19.03.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия.
В отзыве на заявление ответчик не признал заявленных требований, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать.
В отзыве на заявление третье лицо считает решение антимонопольного органа законным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем дело рассмотрено в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика заявленных требований не признал, поддержав правовую позицию, отраженную в отзыве.
Заслушав пояснения представителя ответчика, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 12.02.2021 № 010/06/105-68/2021 жалоба ООО «ВОСТОЧНАЯ УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» на действия заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля (извещение № 0106100000221000012) признана необоснованной.
Не согласившись с решением Комиссии Карельского УФАС России от 12.02.2021 № 010/06/105-68/2021 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что оспариваемое решение вынесено в пределах полномочий Карельского УФАС России и соответствует требованиям действующего законодательства
Полномочия Управления определены Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (далее - Положение).
Так, согласно указанному Положению, Карельское УФАС России, в том числе, осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Управлением установлено, что пункт 2.3 документации об аукционе содержит следующие требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
и указание на товарный знак (при наличии);
Пункт 3.2 документации об аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. В первой части заявки участник электронного аукциона:
а) дает согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией
об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения
электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных
средств электронной площадки).
б) указывает товарный знак (при наличии), конкретные показатели предлагаемого
товара в соответствии со значениями, установленными в Техническом заданий
(Приложение №1 к аукционной документации);
- параметр фракции (размера кусков), будут считаться указанными конкретно, в том числе при использовании слов «от» и «до», с использованием диапазона значений, но не выходящим за пределы установленные заказчиком, в соответствии с ГОСТ 19242-73;
- параметр «Поставке подлежит уголь, срок добычи которого на день поставки» будет считаться конкретным, в том числе с использованием слова «не более» при указании в заявке нижнего порога соответствующего значения, указанного в техническом задании (например, поставке подлежит уголь, срок добычи которого на день поставки не более 8 месяцев), в соответствии с Приложением № 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности при обогащении и брикетировании углей», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2017 № 487, с учетом срока предстоящего хранения на складе Заказчика. Отсчет срока действия данного показателя определяется с момента (даты) выдачи удостоверения качества угля по форме УПД-35 на конкретную партию поставляемого угля, либо иного документа позволяющего определить дату добычи угля.
- параметр «низшая теплота сгорания» будет считаться конкретным, при указании в заявке нижнего порога соответствующего значения, указанного в техническом задании а также с использовании слов «от» и «до» (например от 5200 до 5400 ккал/кг) и с использованием диапазона значений (например 5200 - 5400 ккал/кг). Указание данного параметра необходимо заказчику в связи с тем, что минимальное значение данного показателя для технической документации определено расчетным и опытным путем в процессе эксплуатации котельных, с учетом утвержденных для каждого котлоагрегата нормы расхода топлива, их КПД и способа загрузки угля, а так же согласно утвержденных заказчику главным распорядителем бюджетных средств норм расхода котельно-печного топлива. Данный параметр определяется в соответствии с документом, удостоверяющим качество поставляемого поставщиком угля формы УПД-35, либо иного документа подтверждающего проведение лабораторных исследований качественных характеристик поставляемого товара;
- зольность, массовая доля общей серы, будут считаться конкретными, при указании в заявке соответствующего значения, указанного в техническом задании в соответствии с ГОСТ 32464 - 2013, а также с использованием слов «от» и «до» (например от 0,3 до 0,8 %) или с использованием диапазона значений (например 0,3-0,8 %);
- Параметр «Обогащение» указывается конкретно.
Согласно техническому заданию, поставляемый товар должен иметь удостоверение качества (Форма УПД-35). Удостоверение качества (Форма УПД-35) предоставляется в оригинальном экземпляре или в виде копии, заверенной инспекционной компанией.
Согласно пунктам 2.2, 2.9 проекта государственного контракта, качество продукции, подлежащей поставке, проверяется службой технического контроля «Поставщика» на соответствие ее требованиям ГОСТов, стандартов, техническим условиям и подтверждается документами о качестве удостоверение качества (Форма УПД-35). При поставке каждая партия товара должна сопровождаться актом приема-передачи, счетом (счетом-фактурой), товарной накладной (в 3-х экземплярах), документом, подтверждающим качество продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (удостоверение качества по форме УПД-35).
На основании поступившего 03.02.2021 запроса о разъяснении положений документации в части удостоверения о качестве угля, Заказчиком 04.02.2021 было дано разъяснение, согласно которому в проекте государственного контракта указаны исчерпывающие сведения о необходимых документах при приемке товара и подтверждении его качества. Также Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Суд не принимает довод заявителя о том, что Заказчиком допущено ограничение количества участников закупки путем установления требования предоставления удостоверения качества угля по форме УПД-35 вместе с поставкой товара, так как он опровергается материалами дела. Подано 4 заявки на участие в данном аукционе. При этом все участники электронного аукциона в составе первых частей заявок указали на то, что поставляемый ими товар будет иметь удостоверение качества (Форма УПД-35).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в ред. на момент правоотношений) предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг, предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрена допустимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 21.01.1993 N 26 утверждена Инструкция по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения на шахтах (разрезах) и обогатительных фабриках угольной промышленности Минтопэнерго России. Данной Инструкцией предусмотрена типовая форма (УПД-35) удостоверения о качестве угля/антрацита, в которой подлежат отражению сведения, подтверждающие соответствие добытого полезного ископаемого нормам, установленным техническими условиями или ГОСТами.
Включение Заказчиком, имеющего законный интерес в получении от Поставщика соответствующего всем установленным на уровне специальных документов требованиям антрацита, в проект контракта обязанности Поставщика подтверждать качественные характеристики поставляемого товара (надлежащими для этих целей документами) не противоречит требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, что следует из содержания ее положений части 1.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает заявление необоснованным, в его удовлетворении заявителю отказывает.
Судебные расходы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «ВОСТОЧНАЯ УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» отказать.
2.Судебные расходы отнести на заявителя.
3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Левичева Е.И. |