Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
город Петрозаводск
Дело №
А26-176/2020
20 августа 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2020 года
Полный текст решения изготовлен 20 августа 2020 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Дрокиной М.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс»
к Карельской таможне
о признании незаконным и отмене Постановления № 10227000-2816/2019 от 24 декабря 2019 года
при участии в судебном заседании:
заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» - не явился, надлежащим образом извещен;
ответчика, Карельской таможни – ФИО1, главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 26.12.2019 года № 01-20/0198, личность установлена на основании предъявленного паспорта,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 186792, <...>) (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – ответчик, административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене Постановления № 10227000-2816/2019 от 24 декабря 2019 года. Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование требования заявитель указал на отсутствие в своих действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку ввезенный обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары (далее – ДТ) № 10227010/230118/0000130 товар – «Грейферный захват для бревен, гидравлический, новый, 2017 года, не военного назначения. Материал – сталь. Способ изготовления – сборка. Принцип действия грейфера: под действием гидравлической силы лапы захвата раздвигаются для захвата или сдвигаются для опускания сортимента, захват крепится к гидроманипулятору на подвеску. Выполняемая функция – предназначен для захвата сортиментов при погрузке или опускания при выгрузке. Способность работать без декларируемой части: гидроманипулятор не способен работать без захвата. Принцип действия гидроманипулятора: с помощью гидравлической силы и навесного оборудования на гидроманипуляторе происходит перемещение груза путем поворота стрелы гидроманипулятора, которая крепится на колонне. Предназначен для погрузо-разгрузочных работ» (далее – грейферный захват), код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) – 8431410000, выпущенный таможенным органом 24 января 2018 года, не относился к объектам обязательной сертификации и к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии на основании Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 823 (далее – ТР ТС 010/2011); указанное обстоятельство следует также из письма органа по сертификации – Общества с ограниченной ответственностью «Союз Тест» от 17.03.2016 года № 55-03/16.
Заявитель не согласен с выводом административного органа о том, что грейферный захват относится к оборудованию «Приспособление для грузоподъемных операций», которое в соответствии с пунктом 5 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, в форме декларирования соответствия (приложение № 3 к ТР ТС 010/2011) подлежало декларированию соответствия. Общество сослалось на неуказание Таможней в оспариваемом Постановлении на конкретные положения Перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 010/2011, обязывавшие Общество обеспечивать соблюдение требований технического регламента, а также необозначение ею стандарта, который распространяется на ввезенный товар согласно указанному Перечню стандартов; наименование стандарта «ГОСТ 25032-81. Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования» указывает на захваты ручные и полуавтоматические, а не гидравлические, каким являлся ввезенный обществом грейферный захват. По мнению заявителя, поскольку в перечне стандартов грейферный захват гидравлический гидроманипулятора отсутствует, а стандарт в отношении такого товара принят не был, то обязательной сертификации как единое целое подлежало само транспортное средство, на которое устанавливался грейферный захват, и, соответственно, Общество не имело обязанности предоставлять таможенному органу документ сертификации товара; с учетом изложенного, Таможней не доказано, что Обществом при таможенном декларировании товара по ДТ № 10227010/230118/0000130 не соблюдены запреты и ограничения в отношении ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС товара.
Ответчик, Карельская таможня, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме. Со ссылками на статьи 7, 104 - 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), пункты 2 и 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 года № 294 (далее – Положение о порядке ввоза товаров), решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» ответчик полагает, что неуказание в графе № 44 ДТ № 10227010/230118/0000130 по товару № 2 реквизита документа об оценке соответствия товара требованиям технического регламента (код 01191) является нарушением, выразившемся в несоблюдении запретов и ограничений в отношении ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС товара; на основании статей 1, 2, 4, 7-8 ТР ТС 010/2011 ответчик пришел к выводу, что технический регламент не содержит исключений для подтверждения соответствия, связанных с отсутствием или наличием каких - либо стандартов; по мнению таможни, грейферный захват представляет собой оборудование, предназначенное для выполнения основной функции грузоподъемной машины – крана - манипулятора, его основной функцией является осуществление захвата и фиксации лесоматериалов (бревен) при их погрузке и выгрузке, что соответствует понятию приспособления для грузоподъемных операций, в том числе, исходя из разъяснений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт) по вопросу отнесения ввезенных Обществом грейферных захватов к объектам технического регулирования; стандарты, содержащиеся в Перечнях стандартов, предназначены для их применения на добровольной основе в целях обеспечения соблюдения требований ТР ТС 010/2011; с учетом изложенного, ответчик полагает, что отсутствие стандарта не освобождает Общество от обязанности соблюдения требований технического регламента.
Кроме того, ответчик указал, что в целях реализации положений ТР ТС 010/2011 в 2014 году приказом Росстандарта от 25.04.2014 года № 410-ст был утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации «Оценка соответствия. Порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ГОСТ Р 56013-2014», из пунктов 4.1, 4.5 и 5.17 которого следует, что обязательному подтверждению соответствия подлежат машины и оборудование, перечни которых установлены в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011, а в тех случаях, когда заявитель не применяет стандарты, включенные в Перечень стандартов, используя иные технические решения, он формирует требования, которые являются эквивалентными по отношению к обобщенным требованиям технического регламента (заявленные требования); следовательно, даже при добровольном подтверждении соответствия не установлена обязанность по применению стандартов по Перечню стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 010/2011.
Ответчик сообщил, что вступившим в силу 18 февраля 2018 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 года № 6 утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 010/2011; пунктом 19 указанного перечня предусмотрено, что на приспособления для грузоподъемных операций (из товарных позиций 7312 и 8431) требуются декларация о соответствии или сертификат соответствия; при этом законодательство в части соблюдения требований ТР ТС 010/2011, номенклатура товаров, касающаяся позиций по приспособлениям для грузоподъемных операций, не менялись, какие - либо дополнительные стандарты в 2018 году для добровольного подтверждения соответствия в перечни ТР ТС 010/2011 не включались, что дополнительно подтверждает отнесение декларируемых грейферных захватов, классифицированных в товарной позиции 8431 ТН ВЭД ЕАЭС, к приспособлениям для грузоподъемных операций, для выпуска которых для внутреннего потребления на территории ЕАЭС необходимо подтверждение их соответствия ТР ТС 010/2011 с даты вступления в силу указанного технического регламента. Административный орган отметил, что с момента вступления в силу ТР ТС 010/2011 на аналогичные грейферные захваты различных производителей, выпускаемые в обращение на таможенной территории ЕАЭС, различными аккредитованными органами по сертификации выдаются декларации соответствия, подтверждающие соответствие грейферных захватов требованиям ТР ТС 010/2011, перечень которых, содержащийся на официальном сайте Росаккредитации, приведен ответчиком в тексте отзыва; в настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс» при таможенном декларировании грейферных захватов предоставляет таможне декларацию о соответствии ЕАЭС № RU Д-FIBЯ01.В.16520 от 05.03.2018 года со сроком действия до 04 марта 2023 года, в которой отсутствуют ссылки на иные ГОСТы, кроме ГОСТ 15150-69, определяющий условия хранения. Также ответчик пояснил, что отнесение ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью «Фортипартс» грейферных захватов к приспособлениям для грузоподъемных операций, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, подтверждено разъяснением Центрального экспертно - криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы России от 07.02.2019 года № 33-08-27/01050.
Относительно ссылки Общества на письмо органа по сертификации – Общество с ограниченной ответственностью «Союз Тест», в котором указано, что товар – грейферный захват не включен в перечень товаров, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, ответчик указал, что в соответствии с разъяснениями Федеральной таможенной службы России в письме от 21.11.2018 года № 14-88/72735 и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в письме от 19.09.2018 года № 60691/10 органы по сертификации не наделены правом выдавать заключения по принадлежности или непринадлежности товаров к объектам обязательного подтверждения соответствия, в связи с чем, письмо Общества с ограниченной ответственностью «Союз тест» не являлось документом, имеющим юридическую силу, и не может служить подтверждением отсутствия необходимости сертификации товара.
На основании изложенного, Таможня полагает, что Общество законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Сведения о надлежащем его извещении о времени и месте судебного заседания, с учетом положений статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеются в материалах дела.
Заявитель также публично извещен о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Республики Карелия в сети Интернет по адресу http://karelia.arbitr.ru.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание надлежащим образом извещенного заявителя суд вправе рассмотреть дело в отсутствии его представителей.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс»зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, 23 января 2018 года на Вяртсильском таможенном посту Карельской таможни в соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС представителем декларанта Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» ФИО2, действовавшей по доверенности 16.06.2017 года № 11003/2/Б/н, на таможенную территорию ЕАЭС ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10227010/230118/0000130 товар № 2 – «Грейферный захват для бревен гидравлический, новый, 2017 года, не военного назначения. Материал – сталь. Способ изготовления – сборка из черных металлов. Принцип действия грейфера: под действием гидравлической силы лапы захвата раздвигаются для захвата или сдвигаются для опускания сортимента, захват крепится к гидроманипулятору на подвеску. Выполняемая функция – предназначен для захвата сортиментов при погрузке или опускания при выгрузке. Способность работать без декларируемой части – гидроманипулятор не способен работать без захвата. Принцип действия гидроманипулятора: с помощью гидравлической силы и навесного оборудования на гидроманипуляторе происходит перемещение груза путем поворота стрелы гидроманипулятора, которая крепится на колонне. Предназначен для погрузо-разгрузочных работ. Производитель: Koneosapalvelu OY, товарный знак: Vahva, марка: с26, артикул: vahva c-26, модель: отсутствует, количество: 2 шт.; происхождение: Финляндская Республика. Фактурная стоимость: 3 080 евро; таможенная стоимость: 214 936 руб. 98 коп.; вес нетто: 400 кг.»; код товара по ТН ВЭД ЕАЭС – 8431410000. Ввоз товара осуществлялся во исполнение обязательств по внешнеэкономическому контракту от 01.08.2014 года № 1/01/08/14, заключенному Обществом с ограниченной ответственностью «Фортипартс» с компанией «Koneosapalvelu OY Aliranta», Финляндия.
Товар, задекларированный по ДТ № 10227010/230118/0000130, выпущен таможенным органом под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» 24 января 2018 года.
В графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» ДТ № 10227010/230118/0000248 по товару № 2 сведения под кодом 01191 о документе об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 отсутствуют.
После выпуска товара таможенный орган установил, что при таможенном декларировании товара по ДТ № 10227010/230118/0000130 не были соблюдены запреты и ограничения в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, а именно, Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс» не представило документ об оценке соответствия товара требованиям ТР ТС 010/2011. По мнению административного органа, грейферный захват относится к оборудованию, которое в соответствии с пунктом 5 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования (приложение № 3 к ТР ТС). Непредставление декларации (сертификата) соответствия, то есть отсутствие сведений о разрешительном документе по товару № 2 в ДТ № 10227010/230118/0000130, не соответствует требованиям статей 7, 104-106 ТК ЕАЭС, пунктов 3 и 4 Положения о порядке ввоза товаров, статей 2, 7 и 8 ТР ТС 010/2011 и решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».
По запросу таможни от 31.10.2019 года № 17-11/18890 о представлении подтверждающего соответствие товара документа, Общество в письме от 11.11.2019 года № 48 пояснило, что такой документ отсутствует, так как товар не входит в перечень товаров, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011.
22 ноября 2019 года по факту несоблюдения декларантом запретов и ограничений в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров при декларировании, в том числе по ДТ № 10227010/230118/0000130, составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10227000/208/221119/А0013, которым предложено возбудить в отношении декларанта дело об административном правонарушении.
О составлении протокола об административном правонарушении 05 декабря 2019 года в 12 час. 00 мин. Общество было извещено по адресу государственной регистрации уведомлением от 25.11.2019 года № 17-11/20351.
03 декабря 2019 года Общество представило в Таможню письмо от 02.12.2019 года № 58, в котором генеральный директор ходатайствовал о составлении протокола без своего участия, в связи с невозможностью обеспечить явку 05 декабря 2019 года.
05 декабря 2019 года главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Карельской таможни ФИО3 составил в отношении Общества без участия его представителя протокол № 10227000-2816/2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол направлен Обществу почтовой корреспонденцией с сопроводительным письмом от 05.12.2019 года № 17-11/21054 и получен 09 декабря 2019 года.
Определением от 10.12.2019 года рассмотрение дела об административном правонарушении № 10227000-2816/2019 назначено на 24 декабря 2019 года в период времени с 12 час. 40 мин. до 13 час. 00 мин. Общество извещено о времени и месте рассмотрения дела телеграммой с уведомлением о вручении от 11.12.2019 года № 32-20/21383 и почтовой корреспонденцией.
24 декабря 2019 года исполняющим обязанности заместителя начальника Карельской таможни ФИО4 без участия представителя Общества вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10227000-2816/2019, которым Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс» привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение декларантом запретов и ограничений в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, а именно, непредставление документов, подтверждающих соответствие декларируемого товара требованиям ТР ТС 010/2011, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное Постановление направлено Обществу почтовой корреспонденцией с сопроводительным письмом от 24.12.2019 года № 32-20/22125 и получено Обществом 26 декабря 2019 года.
Не согласившись с данным Постановлением, Общество в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок – 06 января 2020 года оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к компетенции таможенных органов. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе начальники таможен и их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, процессуальные документы составлены уполномоченными лицами.
Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения Общества к административной ответственности (за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле – двух лет со дня совершения административного правонарушения, в данном случае – с 21 января 2018 года). О времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, однако явку своего представителя для участия в них не обеспечило.
С учетом изложенного, суд установил, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого Постановления.
Оценив доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по указанной норме является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации.
Субъектом правонарушения выступает декларант (лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары). Субъективная сторона характеризуется виной.
В пункте 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенная декларация – это таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подпункт 32), а таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Из пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС следует, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, в частности, обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
На основании пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
Согласно пунктам 1-3 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 134 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 109 ТК ЕАЭС факт подачи таможенной декларации фиксируется таможенным органом. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о Союзе) предусмотрено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
На основании пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Запреты и ограничения – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Исходя из пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС, соблюдение запретов и ограничений, которые включают меры технического регулирования, подтверждается путем представления таможенным органам документов и (или) сведений.
Статьей 80 ТК ЕАЭС установлено, что лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций. Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза (пункт 2 статьи 52 Договора о Союзе).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 823 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», которым установлены единые обязательные для применения и исполнения требования к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 010/2011 машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента. Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).
Статьей 8 ТР ТС 010/2011 установлено следующее: подтверждение соответствия машин и (или) оборудования осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза (пункт 1).
Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется, в том числе, в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (пункт 2).
Декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении № 3 (пункт 4).
Декларация о соответствии является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента (пункт 6).
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, и применительно к каждой единице (машине и (или) оборудованию), в течение ее срока службы (пункт 7).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 года № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В подпункте «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза товаров установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В пункте 3 Положения о порядке ввоза предусмотрено, что в целях удостоверения соответствия товаров обязательным требованиям технического регламента ЕАЭС оформляются сертификат соответствия или декларация о соответствии.
Пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Союзе) определено, что декларация о соответствии Техническим регламентам ЕАЭС – документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 года № 54.
Под кодом 8431410000 ТН ВЭД ЕАЭС значатся «ковши, грейферы, захваты и черпаки».
В Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия (приложение № 3 к ТР ТС 010/2011), включены приспособления для грузоподъемных операций (пункт 5).
При этом, для грузозахватных приспособлений, в том числе грейферного захвата, непосредственно техническим регламентом предусмотрено требование, предъявляемое к безопасности, а именно: в приложении № 2 к ТР ТС 010/2011 «Дополнительные требования безопасности для определенных категорий машин и оборудования» установлено, что грузозахватные органы грузоподъемной машины должны соответствовать требованиям обеспечения заданной безопасности и препятствовать самопроизвольному расцеплению, падению или высыпанию груза во время его подъема и транспортировки, в том числе при сбоях системы управления (пункт 17 раздела «Грузоподъемные машины»).
Кроме того, в соответствии с требованием ТР ТС 010/2011 решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 года № 6 (вступило в силу 18 февраля 2018 года) утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011). Пунктом 19 в указанном перечне значатся приспособления для грузоподъемных операций (из кодов ТН ВЭД ЕАЭС 7312 и 8431), по которым подача таможенной декларации сопровождается представлением декларации о соответствии или сертификата соответствия.
С учетом изложенного, ТР ТС 010/2011 установлены обязательные требования к подтверждению соответствия в форме декларирования приспособлений для грузоподъемных операций, к которым относятся грейферы.
По сведениям, заявленным декларантом в графах 31 и 33 ДТ № 10227010/230118/0000130 товар № 2 «Грейферный захват для бревен гидравлический, новый, 2017 года, не военного назначения. Материал – сталь. Способ изготовления – сборка из черных металлов. Принцип действия грейфера: под действием гидравлической силы лапы захвата раздвигаются для захвата или сдвигаются для опускания сортимента, захват крепится к гидроманипулятору на подвеску. Выполняемая функция – предназначен для захвата сортиментов при погрузке или опускания при выгрузке. Способность работать без декларируемой части – гидроманипулятор не способен работать без захвата. Принцип действия гидроманипулятора: с помощью гидравлической силы и навесного оборудования на гидроманипуляторе происходит перемещение груза путем поворота стрелы гидроманипулятора, которая крепится на колонне. Предназначен для погрузо-разгрузочных работ. Производитель: Koneosapalvelu OY, товарный знак: Vahva, марка: с26, артикул: vahva c-26, модель: отсутствует, количество: 2 шт.; происхождение: Финляндская Республика. Фактурная стоимость: 3 080 евро; таможенная стоимость: 214 936 руб. 98 коп.; вес нетто: 400 кг.» классифицирован по коду 8431410000 ТН ВЭД ЕАЭС.
В целях получения разъяснений в отношении задекларированного Обществом по ДТ № 10227010/230118/0000130 товара «Грейферный захват для бревен гидравлический» Таможня обратилась Центральное экспертно - криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы, которое предоставило с сопроводительным письмом от 07.02.2019 года № 33-08-27/01050 ответ специалиста - начальника отдела экспертизы технических товаров и транспортных средств.
Согласно разъяснениям специалиста грейферный захват относится к предметам регулирования ТР ТС 010/2011 как оборудование, то есть применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему; пунктом 59 ГОСТ 23004-78 «Механизация и автоматизация технологических процессов в машиностроении и приборостроении. Основные термины, определения и обозначения», принятым Госстандартом СССР 09.03.1978 (далее – ГОСТ 23004-78), в понятие технического устройства как изделия машиностроения или приборостроения для преобразования, добычи, перемещения, контроля объектов или управления ими, относят, в том числе приспособления; описание грейферного захвата соответствует определению механизированного приспособления по пункту 73 ГОСТ 23004-78, то есть приспособлению, в котором закрепление и раскрепление предметов производства выполняется при помощи энергии неживой природы, а остальные действия – людьми; на основании изложенного, специалист пришел к выводу, что товар «Грейферный захват для бревен гидравлический» относится к приспособлениям для грузоподъемных операций из Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011.
Помимо этого, Таможней было получено письмо Росстандарта от 12.07.2018 года № АШ-11460/03, из которого следует, что ввезенные Обществом товары, поименованные как «Грейферный захват для бревен гидравлический», относятся к приспособлениям для грузоподъемных операций в соответствии с пунктом 5 приложения № 3 к ТР ТС 010/2011 «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия».
Кроме того, ранее в декларации о соответствии ТС № RU Д-FI.AУ37.В.23656 от 14.03.2016 года со сроком действия до 13 марта 2017 года само Общество с ограниченной ответственностью «Фортипартс» при подтверждении соответствия товара требованиям ТР ТС 010/2011 идентифицировало товар «Грейферный захват торговой марки Vahva, изготовитель: «Koneosapalvelu Oy», Финляндия; филиал завода - изготовителя: Outokummun metalli oy» как приспособления для грузоподъемных операций, а в настоящее время – при таможенном декларировании грейферных захватов предоставляет таможне декларацию о соответствии ЕАЭС № RU Д-FIBЯ01.В.16520 от 05.03.2018 со сроком действия до 04 марта 2023 года.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также в связи с тем, что приспособления для грузоподъемных операций, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8431, включены в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия в форме декларации о соответствии требованиям ТР ТС 010/2011, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 года № 6, суд приходит к выводу о правильном отнесении ответчиком задекларированного товара к приспособлениям для грузоподъемных операций.
Согласно подпункту 42 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 года № 257 (далее – Инструкция о порядке заполнения декларации на товары), и Приложением № 8 «Классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании» к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» в графе 44 декларации на товары «Дополнительная информация/Представленные документы» под кодом 01191 указывается документ об оценке соответствия, предусмотренный техническими регламентами ЕАЭС (техническими регламентами Таможенного союза), либо сертификат соответствия или декларация о соответствии, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, либо документ об оценке соответствия продукции (товара), предусмотренный законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого продукция (товар) помещается под таможенные процедуры.
В соответствии со статьей 219 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 года № 470-ФЗ, действовавшей до 03.09.2018 года) в случае, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения, при этом, выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Исходя из положения подпункта 42 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, в случае намерения декларанта представить сертификат соответствия или декларацию о соответствии после выпуска товаров в графе 44 декларации на товары после знака разделителя проставляется цифра «3» (документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров).
Как следует из материалов дела, на момент таможенного декларирования в графе 44 ДТ № 10227010/230118/0000130 по товару № 2 сведения под кодом 01191 о документе об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 отсутствовали. Кроме того, обязательство декларанта о предоставлении документа, подтверждающего оценку соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 до принятия решения о выпуске товара по ДТ № 10227010/230118/0000130, предоставлено не было. Установленные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Обществом с ограниченной ответственностью «Фортипартс» при таможенном декларировании товара «Грейферный захват для бревен гидравлический, новый, 2017 года, не военного назначения» по ДТ № 10227010/230118/0000130 (товар № 2) запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Факт нарушения подтвержден ДТ № 10227010/230118/0000130, актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 22.11.2019 года № 10227000/208/221119/А0013, письмом Общества от 11.11.2019 года № 48 и протоколом № 10227000-2816/2019 об административном правонарушении от 05.12.2019 года.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что Общество не имело обязанности предоставлять таможенному органу документ, подтверждающий соответствие товара требованиям технического регламента, поскольку при применении стандартов, указанных в Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 010/2011, соблюдение требований технического регламента обеспечивается декларантом на добровольной основе, при этом отсутствие стандарта не освобождает от обязанности соблюдения требований технического регламента, соответственно, неуказание Таможней в оспариваемом Постановлении конкретных положений Перечня стандартов и необозначение ею стандарта, который распространяется на ввезенный товар согласно Перечню стандартов, не исключает наличия правонарушения.
Ссылки заявителя на письма Общества с ограниченной ответственностью «Союз Тест» от 17.03.2016 года № 55-03/16, Акционерного общества «Всероссийский научно - исследовательский институт сертификации» от 16.08.2018 года № 101-тк/1219 не подлежат учету при рассмотрении настоящего спора, поскольку органы сертификации не наделены полномочиями по выдаче заключений по отнесению товаров к объектам обязательного подтверждения соответствия.
В соответствии с пунктом 7 положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 года № 294, Росстандарт не вправе осуществлять нормативно - правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору. Кроме того, не установлена и компетенция Росстандарта по разъяснению законодательства ЕАЭС. С учетом изложенного, письмо Росстандарта от 09.10.2018 года № 16878-ДТ/03 не является официальным разъяснением нормативных правовых актов ЕАЭС, в том числе по вопросу применения к таможенной операции Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 года № 6.
Арбитражные суды, рассматривающие споры, возникающие в сфере таможенного регулирования, не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Иные доводы заявителя не исключают наличие события административного правонарушения.
С учетом изложенного, суд считает, что административным органом доказаны событие и объективная сторона административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательства, свидетельствовавшие о наличии обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом указанных норм, а равно обстоятельств, исключающих вину Общества, в материалах дела отсутствуют.
В частности, Общество, как профессиональный участник рынка внешнеэкономической деятельности, должно было предпринять все возможные меры по надлежащему декларированию товара в целях соблюдения таможенного законодательства, чтобы избежать принятия на себя всех сопутствующих рисков, в том числе риска привлечения к административной ответственности. Допущенные отдельными сотрудниками таможенного органа ошибки при выпуске товара не исключают вины декларанта в несоблюдении при декларировании запретов и ограничений в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров.
Исходя из материалов административного дела, суд соглашается с выводами административного органа о виновности Общества в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд установил в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция изложена в вступивших в законную силу судебных актах по делам № А26-175/2020, № А26-173/2020, № А26-172/2020.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 указанного постановления разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере таможенного регулирования, который направлен на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, а также защиту внутреннего рынка Российской Федерации.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
В рассматриваемом случае ввозился товар без документов, подтверждающих его соответствие обязательным требованиям безопасности, что свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым законом отношениям.
Принимая во внимание эти обстоятельства, при отсутствии каких - либо исключительных обстоятельств, суд не находит оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Санкция статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Оспариваемым Постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, – в сумме 50 000 рублей.
Общество не представило доказательств тому, что назначенный размер административного штрафа не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Назначенное Обществу наказание, по мнению суда, соответствует принципу справедливости юридической ответственности (соразмерности наказания деянию) и превентивной цели административного наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление Таможни о назначении административного наказания является законным и обоснованным, в связи с чем отказывает Обществу с ограниченной ответственностью «Фортипартс» в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» о признании незаконным и отмене вынесенного в городе Петрозаводске исполняющим обязанности заместителя начальника Карельской таможни ФИО4 Постановления по делу об административном правонарушении № 10227000-2816/2019 от 24 декабря 2019 года о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Фортипартс» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 186792, <...>) административного наказания по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб. отказать полностью.
2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65, литер А) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Буга Н.Г.