ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1907/16 от 12.05.2016 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1907/2016

12 мая 2016 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по жалобе Калевальского районного потребительского общества п.Калевала Республики Карелия на постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении № 9.3-03-03/2016,

установил: Калевальское районное потребительское общество п.Калевала Республики Карелия (далее – заявитель, Калевальское райпо) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с жалобой на постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (далее – ответчик, Карелиястат, административный орган) от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении №9.3-03-03/2016, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования Калевальское райпо ссылается на то, что не было надлежащим образом извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем было лишено права защищать свои интересы при рассмотрении дела.

Ответчик представил в суд материалы дела об административном правонарушении № 9.3-03-03/2016, а также отзыв, в котором считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, указывает, что право Калевальского райпо на представление и защиту его интересов при рассмотрении дела не нарушено; определение от 15.02.2016 о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес Калевальского райпо сопроводительным письмом от 17.02.2016 № 9.3-03/514. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 18502890924293, сформированному официальным сайтом ФГУП «Почта России» 24.02.2016 в 09 час. 01 мин., письмо ожидало адресата в территориальном подразделении Почты России 22.02.2016, однако Калевальским райпо получено не было.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (почтовые уведомления в материалах дела имеются).

Жалоба с приложенными к ней документами, а также поступившие от ответчика отзыв и материалы дела об административном правонарушении размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, обозрев представленные ответчиком оригиналы материалов дела об административном правонарушении № 9.3-03-03/2016, суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц Калевальское районное потребительское общество п.Калевала Республики Карелия зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>; одним из дополнительных видов деятельности Калевальского райпо является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (код 52.11 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности).

В связи с несвоевременным предоставлением Калевальским райпо формы федерального статистического наблюдения № 2 - цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.08.2014 № 535, за декабрь 2015 года начальником отдела статистики цен и финансов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия ФИО1 составлен протокол 08.02.2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 КоАП РФ, в отношении Калевальского райпо.

Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия ФИО2 от 24.02.2016 Калевальское районное потребительское общество п.Калевала Республики Карелия привлечено к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ в виде наложения 20000 руб. административного штрафа.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Калевальское райпо в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок (копия постановления получена заявителем 03.03.2016) оспорило его в арбитражном суде.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Оценив фактические обстоятельства дела, проверив процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (в редакции, действующей с 30.12.2015) непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 13.19 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ предусмотрено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации

Согласно части 3 и части 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 27.08.2014 № 535 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2 - цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров» (Приложение № 5, утратила силу с отчета за январь 2016 года), с указаниями по ее заполнению. Пунктом 2 приказа установлено, что предоставление данных по формам федерального статистического наблюдения производится по адресам и в сроки, установленные в формах.

Согласно пункту 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения сведения по форме № 2-цены приобретения предоставляют организации - юридические лица (кроме микропредприятий), относящиеся к видам экономической деятельности разделов A, B, C, D, E и групп 52.11, 52.22, 52.23 классификатора ОКВЭД. Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

В форме № 2 - цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров» установлены сроки ее предоставления –18 числа после отчетного месяца.

В протоколе об административном правонарушении от 08.02.2016 и в оспариваемом постановлении указано на несвоевременное предоставление Калевальским райпо формы № 2 за декабрь 2015 года: форма предоставлена в Карелиястат 20 января 2016 года при сроке ее предоставления 18 января 2016 года.

Вместе с тем, доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, в том числе дату фактического предоставления Калевальским райпо формы № 2 за декабрь 2015 года в материалах дела отсутствуют.

В протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении Калевальскому райпо вменено в вину совершение правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ. Однако статья 13.19 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 442-ФЗ, действующей с 30.12.2015) состоит из двух частей. Следовательно, после 30.12.2015 правонарушения могут квалифицироваться по данной статье только с указанием части 1 либо 2, поскольку в каждой части предусмотрен самостоятельный состав правонарушения. В нарушение требований части 2 статьи 28.2, пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении действия заявителя квалифицированы по статье 13.19 КоАП РФ без указания конкретной части статьи, то есть применена редакция статьи, действовавшая до 30.12.2015, не подлежащая применению в силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ.

Кроме того, административным органом существенно нарушена процедура привлечения Калевальского райпо к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статьей 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.

Вышеперечисленные правовые нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае непредоставления лицу, привлекаемому к административной ответственности, данных прав и гарантий дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Из оспариваемого постановления следует, что при рассмотрении 24.02.2016 дела об административном правонарушении законный представитель Калевальского райпо не присутствовал. Сведений о надлежащем извещении заявителя о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

Как усматривается из материалов дела, определение от 15.02.2016 о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено председателю совета Калевальского райпо ФИО3 по адресу: <...> сопроводительным письмом от 17.02.2016 № 9.3-03/514. Как следует из отзыва на жалобу и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 18502890924293, полученного административным органом 24.02.2016 в 09 час. 01 мин. с официального сайта ФГУП «Почта России», 22.02.2016 осуществлена неудачная попытка вручения вышеуказанного письма адресату. Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия отсутствовали сведения о получении Калевальским райпо определения от 15.02.2016.

Согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению вышеуказанное определение получено заявителем в пгт Калевала 24.02.2016, то есть непосредственно в день рассмотрения дела. Учитывая, что дело рассмотрено 24.02.2016 в 11 час. 30 мин. в г. Петрозаводске, и принимая во внимание территориальную удаленность заявителя (расстояние между г. Петрозаводском и пгт Калевала составляет 550 км), получение заявителем определения в день рассмотрения дела не может свидетельствовать о его надлежащем и заблаговременном извещении о рассмотрении дела об административном правонарушении. Иным образом о времени и месте рассмотрении дела Калевальское райпо не извещалось.

При таких обстоятельствах, заявителя нельзя считать надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Калевальского райпо и при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как не позволило лицу, привлекаемому к административной ответственности, реализовать гарантированные ему законом права.

С учетом вышеизложенного, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении №9.3-03-03/2016 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью вынесенное Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия постановление от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении № 9.3-03-03/2016 о назначении административного наказания Калевальскому районному потребительскому обществу п.Калевала Республики Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: Республика Карелия, <...>).

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Кришталь Н.А.