ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-1925/14 от 19.05.2014 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-1925/2014

19 мая 2014 года

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Пасаманик Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.01.2014 № 705/13л,

установил: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: <...>. Басманная, д. 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***> (далее – заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***> (далее – ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.01.2014 № 705/13л.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

В обоснование заявления ОАО "РЖД" указало, что проверка полосы отвода железной дороги была проведена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ.

Ответчик направил в суд материалы дела об административном правонарушении (подлинники – на обозрение суда, копии – для приобщения к материалам дела), а также отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что в ходе патрулирования территории лесного фонда был выявлен факт нарушения ОАО "РЖД" Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, выразившегося в неочистке с двух сторон полосы отвода железной дороги, проходящей через лесной массив и примыкающей к стене леса, от порубочных остатков, отсутствие противопожарной опашки или противопожарной минерализованной полосы, складирование шпал. По мнению ответчика положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются на осуществление таких мероприятий по контролю как патрулирование лесов. Установленный частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ срок не был соблюден ввиду необходимости надлежащего извещения ОАО "РЖД" о времени и месте рассмотрения дела. Одновременно с отзывом ответчик направил в суд ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства ввиду отсутствия единообразной судебной практики по рассматриваемой категории дел, невозможности дачи сторонами дополнительных пояснений и предоставления дополнительных доказательств при возникновении невыясненных обстоятельств.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства суд не усматривает.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, определены в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 указанной нормы, на который ссылается ответчик, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства придет к выводу о том, что это не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Заявляя ходатайство о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства, Министерство не указало конкретные обстоятельства и доказательства, которые подлежат дополнительному выяснению и исследованию, не обосновало необходимость рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства и невозможность его рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, в рамках которого вынесено оспариваемое постановление, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 18.06.2013 в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда лесничим – государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Олонецкого участкового лесничества ФИО1 и государственным инспектором по охране леса этого лесничества ФИО2 установлено, что 10-метровая полоса отвода железной дороги, примыкающая к стене леса в направлении д. Верховье – д. Мегрега, проходящая через лесной массив в кварталах 98, 84, 83, 72, 70, 59 Олонецкого участкового лесничества, справа и слева от железной дороги км 175-183 не очищена от порубочных остатков и других горючих материалов, отсутствует противопожарная минерализованная полоса или опашка, что является нарушением пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417. Составлен акт патрулирования от 18.06.2013.

09.08.2013 лесничим ФИО1, госинспектором по охране леса ФИО2 с участием сотрудника ОАО "РЖД" ФИО3 проведен повторный осмотр полосы отвода, в ходе которого также выявлены эти нарушения правил пожарной безопасности, а также выявлено складирование шпал в полосе отвода в кв. 70 выд.1, кв. 70 выд. 42, кв. 70 выд. 11, кв. 70 выд. 23, кв. 72 выд. 27, 28, 54, кв. 72 выд. 53 и кв. 83 выд. 5, 16.

По факту выявленного нарушения лесничим – государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Олонецкого участкового лесничества ФИО1 09.08.2013 в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол № 1 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ. ОАО "РЖД" своего законного представителя или представителя, уполномоченного доверенностью, на составление протокола об административном правонарушении не направило, надлежащим образом извещено уведомлением от 04.07.2013 №687, врученным по месту нахождения ОАО "РЖД" 15.07.2013 и по месту нахождения отделения ОАО "РЖД" – 09.07.2013.

Постановлением от 30.01.2014 №705/13л ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Дело рассмотрено в отсутствие законного или иного представителя ОАО "РЖД", надлежащим образом извещенного определением от 26.12.2013, врученным 16.01.2014.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Оценив существо вменяемого обществу правонарушения, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).

Пунктом 27 данных Правил установлено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства от 12.10.2006 №611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

- не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

- отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Заинтересованной организацией в соответствии с пунктом 2 указанных Правил от 12.10.2006 №611 считается владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования.

На основании представленных в материалы дела доказательств (протокола об административном правонарушении № 1 от 09.08.2013, акта патрулирования от 18.06.2013 и акта осмотра от 09.08.2013) судом установлен и не оспаривается факт нарушения ОАО "РЖД" пункта 27 Правил пожарной безопасности. Таким образом, в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО "РЖД" установлена и подтверждается материалами дела. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, а также принятия ОАО "РЖД" всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в деяниях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правомерным.

Проанализировав в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ порядок привлечения к административной ответственности и предшествующих этому действий административного органа, судом не установлено нарушений законодательства и гарантированных законом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Доводы заявителя о нарушении Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд находит необоснованными.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) согласно части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2.1 статьи 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 97 ЛК РФ федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

С 18.06.2013 вступило в силу Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах от 05.06.2013 № 476 федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляют в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения.

Перечень уполномоченных на осуществление данного вида государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Положения, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах от 05.06.2013 № 476).

Согласно пункту 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах от 05.06.2013 № 476 государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее - мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

При этом пунктами 12 и 13 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах от 05.06.2013 № 476 предусмотрено, что мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании плановых (рейдовых) заданий, форма и содержание которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Следовательно, при проведении таких мероприятий по контролю как патрулирование в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применению не подлежит.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.02.2013 № 54-П установлен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный пожарный надзор в лесах, к которым также относятся лесничие, государственные инспектора по охране леса государственных казенных учреждений Республики Карелия - центральных лесничеств - государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия.

В рассматриваемом случае должностными лицами ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество" - государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках Республики Карелия проводилось патрулирование участков полосы отвода железной дороги в местах ее непосредственного примыкания к лесным массивам. Указанные действия произведены в рамках предоставленных им и возложенных на них полномочий.

Дело об административном правонарушении возбуждено протоколом от 09.08.2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которым поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований об извещении привлекаемого к ответственности лица.

Рассмотрение дела об административном правонарушении за пределами установленного частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ пятнадцатидневного срока со дня получения его материалов, не является существенным процессуальным нарушением в том случае, если постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Из материалов дела усматривается, что первоначально рассмотрение дела было назначено на 15.10.2013 и отложено на 21.11.2013 по ходатайству представителя ОАО "РЖД", затем на 26.12.2013 – в связи с отсутствием надлежащего извещения, затем на 30.01.2014 и рассмотрено в этот день.

Нарушения пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах создают прямую угрозу лесным насаждениям в случае перехода пожаров, возникших в полосе отвода железной дорог, на территорию лесного фонда.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе совершения правонарушения повторно, в период действия пожароопасного сезона, а также исходя из характера допущенных нарушений, выразившихся в оставлении в полосе отвода железной дороги в непосредственной близости к стене леса порубочных остатков, других горючих материалов, отсутствии противопожарных мероприятий, степени его общественной опасности, наличия непосредственной угрозы пожарной безопасности, жизни и здоровью граждан, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, суд не усматривает наличия исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности в силу малозначительности правонарушений, а также не усматривает оснований для изменения назначенного Министерством наказания на предупреждение.

При назначении наказания Министерство обосновано учло в качестве отягчающего ответственность обстоятельства повторное совершение ОАО «РЖД» однородного административного правонарушения.

Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 40000 руб. соответствуют санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является соразмерным совершенному правонарушению, отвечает целям административного наказания, требованиям разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Министерства, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 30.01.2014 №705/13л о назначении открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (место нахождения: <...>. Басманная, д. 2, ОГРН: <***>) административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Пасаманик Н.М.