Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-2120/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия",
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия
о признании недействительным решение от 26.11.2019 № 1455
при участии представителей:
от заявителя, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», - Дубинина И.А., юрисконсульт по доверенности от 20.05.2020;
от ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия , - не явился,
установил: Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский район, город Сегежа, улица Лейгубская, ОГРН: 1021000920940, (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Карелия, место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский район, город Сегежа, улица Ленина, 19А, ОГРН: 1041000960000, (далее - Инспекция) от 26.11.2019 №1455.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала предъявленные требования, в обоснование своей позиции указала, что Учреждение имеет статус исправительного, специализированный характер деятельности исправительного учреждения заключается в обеспечении содержания заключенных. Фактическое использование воды предназначено для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Заявитель полагает, что им обоснованно при расчете водного налога применена ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.
Ответчик, возражая против доводов заявителя, в отзыве от 06.05.2020 №07-26/26 указал, что категория временно находящихся под стражей лиц не подпадает под понятие «население».
Суд, изучив представленные материалы, заслушав представителя заявителя, установил следующее.
В соответствии со статьей 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявитель является плательщиком водного налога. Водопользование производится на основании лицензии на пользование недрами ПТЗ 80478 ВЭ (дата выдачи лицензии 13.06.2018 г., в реестре регистрация за № 478). Целевое назначение и виды работ - добыча подземных вод на участке недр «Сегежский ИК-7» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Сегежского муниципального района Республики Карелия. Водозабор на участке недр осуществляется из двух скважин: № № РиК-13030 и № РиК-13031, код водопользования - 12015.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников.
При заборе воды из водных объектов налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (пункт 2 статьи 333.10 НК РФ).
Налоговым органом, в соответствии со статьей 88 НК РФ, проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, в ходе которой установлено занижение размера водного налога, подлежащего уплате, ввиду необоснованного применения льготной ставки. По результатам проверки составлен акт от 11.10.2019 №1228.
Рассмотрев материалы проверки, Инспекция 26.11.2019 вынесла решение №1455 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 918 руб. Указанным решением Учреждению предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 11 919 руб. и пени в сумме 536 руб. 75 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия №13-11/17462@ от 25.12.2019 апелляционная жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Учреждение обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения исходя из статьи 333.9 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
При этом на основании статей 10.1, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» право пользования участком недр в целях добычи подземных вод возникает на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.9 НК РФ объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов, а в соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 данного Кодекса при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
В силу статьи 333.15 НК РФ налогоплательщики водного налога в срок, установленный для уплаты налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения.
Согласно статье 333.12 Кодекса квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога, является целевое использование конкретного водного объекта.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
В случае забора воды в Северном экономическом районе из подземных водных объектов по бассейну реки Северная Двина, ставка водного налога установлена в размере 378 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. В силу пункта 1.1. статьи 333.12.НК РФ при расчете водного налога к общим ставкам в 2019 году применяется повышающий коэффициент в размере 2.01.
В отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, пунктом 3 статьи 333.12. НК РФ на 2019 год установлена пониженная ставка налога, в размере 141 рубль за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки установлено, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в расчете применило пониженную ставку налога.
В ходе камеральной проверки инспекцией произведен расчет водного налога за 2-й квартал 2019 года, исходя из повышенной ставки с учетом коэффициента 2,01 в общей сумме 16 095 руб. 00 коп.
Доводы Учреждения о специфики его деятельности, осуществляемой в соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, судом не принимаются.
Водопользование проводится заявителем на основании лицензии на право пользование недрами. Целевое назначение и виды работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Учреждение использует добытые подземные воды для использования работниками учреждения и осужденными, отбывающими наказание. Осужденные, содержащиеся под стражей, проживают в общежитиях, работают, получают заработную плату, получают пенсии и возмещают государству стоимость коммунально-бытовых услуг.
Согласно положениям пункта 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации для проживания граждан предназначены жилые помещения. Указанные помещения представляют собой изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания.
На основании положений статьи 2 Закона № 5242-1 под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В свою очередь, абонентом является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Под водоснабжением населения следует понимать водоподготовку, транспортировку и подачу организацией, осуществляющей водоснабжение, питьевой или технической воды лицам, заключившим договор водоснабжения, для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения.
Исправительные учреждения в Российской Федерации созданы и действуют только как юридические лица (статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.2003 № 5473-14 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
В соответствии со статьей 99 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
В рассматриваемом случае учреждение осуществляло забор воды для ведения уставной деятельности, в том числе для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения осужденных, а не для оказания услуги по водоснабжению населения, указанной в Законе № 416-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 № 5580/12, отражено, что в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Жилые помещения, предоставляемые для временного проживания находящихся под стражей лиц, не соответствуют основным понятиям жилищного фонда и жилого помещения, установленным нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Так, согласно статье 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
При этом суд учитывает позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2016 № 308-КГ16-9865.
Таким образом, в целях применения норм, установленных пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ, лица, отбывающие наказания в исправительных колониях, не попадают под понятие «население».
Осуществление забора воды для водоснабжения спорных категорий абонентов по своей правовой природе не является водоснабжением населения, поскольку данные помещения не предназначены для постоянного проживания граждан, являются местом их временного пребывания и не подпадают под понятие жилого помещения, в связи с этим применение заявителем в данном случае льготной ставки водного налога является неправомерным.
Следовательно, исчисление водного налога при заборе подземной воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по пониженной ставке необоснованно.
С учетом изложенного, решение инспекции является законным и обоснованным, а основания для признания его недействительным отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Судья | Гарист С.Н. |