Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-2170/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен июня 2017 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сегежа Групп» (далее – заявитель, Общество) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 18.11.2016 № 733 ,
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сегежа Групп», - ФИО1 по доверенности от 07.11.2016, ФИО2 по доверенности от 01.01.2017;
ответчика, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, - ФИО3 по доверенности от 15.05.2016, ФИО4 по доверенности от 09.01.2017, ФИО5 по доверенности от 19.06.2017,
установил:
Оспариваемым решением Инспекции Общество привлечено к ответственности по ст. 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за предоставление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей.
До начала судебного заседания в суд представлены документы: заявителем – письменные возражения на отзыв ответчика с приложением подтверждающих документов; ответчиком – копия уведомления о контролируемых сделках в части выявленных правонарушений.
Указанные документы приобщены судом к материалам дела.
Представители заявителя поддержали заявленное требование на основании следующего.
В Уведомлении о контролируемых сделках за 2015 год, представленном Обществом:
- в пунктах 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке» и 310 «Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке в 152 разделах 1А одновременно заполнены со значением «0» в связи с тем, что в данных разделах указываются сделки, в которых Общество является комиссионером (агентом), товар не является собственностью комиссионера (агента), следовательно, доход и расход от передачи товара покупателям/комитентам (принципалам) не возникает.
При заполнении уведомлений о контролируемых сделках за 2015 год Общество действовало в соответствии с разъяснениями, указанными в пункте 12 Письма ФНС России от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652 «О заполнении уведомления о контролируемых сделках», согласно которому агент в уведомлении указывает отдельно информацию о сделке по продаже товара, отдельно информацию об исполнении агентского договора в части передачи дохода от сделки купли-продажи принципалу, отдельно информацию об агентском вознаграждении.
а) При отражении дохода, возникшего при продаже товара во исполнение агентского договора и подлежащего передаче принципалу, агент в пунктах уведомления указывает в том числе следующие данные.
В Разделе 1А:
- в пункте 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке» указывается сумма доходов агента от продажи имущества принципала. Поскольку сумма полученных денежных средств не является доходом агента и подлежит передаче принципалу в соответствии с положениями агентского договора, а также правилами бухгалтерского учета (пункт 3 ПБУ 9/99), то в пункте 300 раздела 1А указывается «0» рублей.
б) При отражении дохода, возникшего при продаже товара во исполнение агентского договора и переданного принципалу, агентом в пунктах уведомления указываются в том числе следующие данные.
В Разделе 1А:
- в пункте 310 «Сумма расходов налогоплательщика по контролируемой сделке» указывается сумма расходов агента от передачи исполненного по сделке принципалу, то есть «0» рублей, так как имущество (в том числе денежные средства), переданные агентом принципалу, не являются расходом на основании пункта 3 ПБУ 10/99.
Заявитель указал, что согласно Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, уведомление должно быть подано налогоплательщиком только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ.
По сделкам 1-152 в уведомлении не отражена информация о доходе, полученном при продаже товара во исполнение комиссионного (агентского) договора, а также в части полученного комиссионного (агентского) вознаграждения, подлежащем получению комиссионером (агентом) за заключение сделки по продаже товара, так как указанные сделки не соответствуют критериям признания сделок контролируемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а именно: сделки совершены между российскими взаимозависимыми лицами, оборот по сделкам не превысил 1 млрд. руб.
В Разделе 1Б уведомления по сделкам № 66, 67, 69 указан «нулевой» показатель в п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины» в связи с техническим сбоем в программе, возникшем при заполнении Уведомления – в данные сделки попали документы, помеченные на удаление в программе и не формирующие проводки по поступлению/реализации товара. Таким образом, указанные документы, не влияют на полноту и достоверность информации, указанной в Уведомлении.
В Разделах 1Б уведомления в некоторых сделках не заполнен пункт 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)». Однако, в соответствии с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@), количественные, стоимостные и иные показатели уведомления заполняются на основании данных первичных документов и (или) исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
Коды договоров, товаров, признаков товаров, условий сделок, регионов, признаков контролируемых сделок отсутствуют в первичных документах. Таким образом, отсутствует состав нарушения в части недостоверности указанных сведений по отношению к информации из первичных документов.
Согласно п. 3 ст. 105.16 НК сведения о контролируемых сделках в уведомлении должны содержать следующую информацию:
1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок:
- полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);
- фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов донесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Следовательно, как указало Общество, искажение только вышеуказанных сведений образует состав налогового правонарушения, установленного ст. 129.4 НК. Отражение иной информации в уведомлении не может являться основанием для применения данной статьи.
В Уведомлении по контролируемым сделкам за 2015 год при определении кода основания отнесения сделки к контролируемой «123» (сделки, одной из сторон которой является лицо, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, предоставляющая льготный режим налогообложения), предприятие руководствовалось не только перечнем, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н, но и Приложением 1 к указанию Банка России от 7 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)». Согласно указанному приложению, Швейцарская Конфедерация и Республика Сингапур входят в перечень офшорных зон (п.п. 1.7 и 1.8 данного Приложения).
Общество при заполнении уведомлений о контролируемых сделках руководствовалось Указаниями Банка России от 7 августа 2003 года № 1317-У в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и в связи вступлением в силу Федерального закона РФ № 150-ФЗ от 08.06.2015 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
Последние изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 № 108н были внесены 02.10.2014. Таким образом, его редакция не учитывает изменения, которые произошли в федеральном законодательстве в отношении государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Кроме того, данные сделки согласно норме закона и решению налогового органа не являются контролируемыми сделками, следовательно, по мнению Общества, привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.4 НК РФ, является неправомерным.
Также, согласно положениям ст. 129.4 НК РФ ответственность налогоплательщика наступает в случаях неправомерного непредставления уведомления о контролируемых сделках или представления недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. Общество указало, что данный порядок не был нарушен: уведомление о контролируемых сделках представлено в установленный законом срок; сведения, указанные в уведомлении о контролируемых сделках достоверны, и их достоверность не оспаривается Инспекцией.
Представители ответчика не признали заявленное требование на основании следующего.
В результате проверки Инспекцией сведений, указанных в уведомлении о контролируемых сделках за 2015 год, установлены факты представления налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, а именно:
- по сделкам №№ 1-152 раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» уведомления налогоплательщиком пункты 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях» и 310 «Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях» одновременно заполнены со значением «0»;
- при заполнении Раздела 1Б уведомления по сделкам 66, 67 и 69 указан «нулевой» показатель по пунктам 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» и 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.»;
- не заполнен пункт 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав Раздела 1Б по сделкам 345 и 346;
- по сделкам №№ 125-127 с иностранной компанией EverEagleConsultants. Ltd Сингапур) и по сделкам №№ 128-147 с иностранной компанией MVFS.A. (Швейцария) указан код основания отнесения сделки к контролируемой «123».
В соответствии со ст. 129.4 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно разъяснениям Минфина России в Письме от 15.10.2012 № 03-01-18/7-142 размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или недостоверна, а определен за уведомление в целом.
Как следует из пп. 4 п. 3 ст. 105.16 НК РФ, п. 4.19 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@), в уведомлении о контролируемых сделках отражается сумма доходов, полученных налогоплательщиком.
Порядок заполнения агентом уведомления приведен в п. 12 Письма ФНС России от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652 в отношении сделки, в которой агент реализует товары принципала: агент в уведомлении указывает отдельно информацию о сделке по продаже товара, отдельно информацию об исполнении агентского договора в части передачи дохода от сделки купли-продажи принципалу, отдельно информацию об агентском вознаграждении.
Указанным письмом ФНС России от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652 разъяснен порядок заполнения агентом уведомления, в отношении сделки, в которой агент реализует товары принципала.
Инспекция указала, что согласно п. 12 указанного письма Агент в Разделе 1А уведомления указывает:
а) при отражении дохода, возникшего при продаже товара во исполнение агентского договора и подлежащего передаче принципалу, агент:
- в Разделе 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) в пункте 210 «Код наименования сделки» указывает код 015 «Купля-продажа»: в пункте 211 «Код стороны сделки, которой является налогоплательщик» указывает код 027 «Продавец»: в пункте 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке» указывает сумму доходов агента от продажи имущества принципала в размере «0» рублей;
- в Разделе 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)» в пункте 030 «Наименование предмета сделки» указывается наименование товара, принадлежащего принципалу и реализованного агентом.
б) при отражении дохода, возникшего при продаже товара во исполнение агентского договора и переданного принципалу, агент:
- в Разделе 1А в пункте 210 «Код наименования сделки» указывает код 001 «Агентирование»: в пункте 211 «Код стороны сделки, которой является налогоплательщик» указывается код 001 «Агент»: в пункте 310 «Сумма расходов налогоплательщика по контролируемой сделке» указывает сумму расходов агента от передачи исполненного по сделке принципалу, то есть «0» рублей;
- в Разделе 1Б в пункте 030 «Наименование предмета сделки» указывает наименование товара, принадлежащего принципалу и реализованного агентом;
в) при отражении дохода в виде агентского вознаграждения, подлежащего получению агентом за заключение сделки по продаже товара, в пунктах уведомления агент:
- в Разделе 1А в пункте 210 «Код наименования сделки» указывает код 001 «Агентирование»; в пункте 211 «Код стороны сделки, которой является налогоплательщик» указывает код 001 «Агент»; в пункте 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке» указывает сумму доходов агента в виде агентского вознаграждения;
- в Разделе 1Б в пункте 030 «Наименование предмета сделки» указывает «агентское вознаграждение».
Вместе с тем, как указал налоговый орган, по сделкам №№ 1-151 заполнены:
- код наименования сделки (210 раздела 1 А) - 015 «купля-продажа»;
- код стороны сделки (211 раздела 1 А) - 027 «продавец»;
- наименование предмета сделки (030 раздела 1Б) - наименование товара.
По сделке 152 заполнены:
- код наименования сделки (210 раздела 1 А) - 019 «оказание услуг»;
- код стороны сделки (211 раздела 1 А) - 011 «исполнитель»;
- наименование предмета сделки (030 раздела 1Б) - «комиссионное и агентское вознаграждение».
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 письма ФНС России Письма ФНС России от 01.11.2013 № ОА-4-13/19652 «О заполнении уведомления о контролируемых сделкам», и которыми руководствовался заявитель, при указании наименования предмета сделки «агентское вознаграждение», по пункту 210 раздела А1 должен быть отражен код 001 Агентирование», по пункту 210 раздела А1 - код 001 «Агент».
Следовательно, заполнение сведений по сделке № 152 отличается от заполнения соответствующих сведений по другим аналогичным сделкам.
В разделе 1А Уведомления по сделкам 153, 165, 178-185, 214-264, 332, 340-342, 344 (с OA«Онежский ЛДК» АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат») суммы доходов указаны по коду наименование сделки 19 - «оказание услуг», и по коду стороны сделки 11 - «исполнитель». Доходов по коду наименования сделки - 001 «Агентирование» и коду стороны сделки 001 «Агент», а также по коду 002 «Принципал» в разделе 1А уведомления нет.
Однако по сделкам 153, 178, 182, 185, 214-224, 226-228, 332, 340, 341 в разделе 1Б в пункте 030 «Наименование предмета сделки» указано - «комиссионное и агентское вознаграждение».
Таким образом, по мнению Инспекции, Раздел 1А уведомления содержит недостоверные сведения о наименовании сделок и сторон сделок.
В результате проверки представленного уведомления, Инспекцией установлено, что заявителем при заполнении Раздела 1Б уведомления по сделкам 66, 67 и 69 указан «нулевой» показатель по пунктам 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» и 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.».
Заявитель пояснил, что по сделкам 66, 67 69 указан «нулевой» показатель в связи с техническим сбоем в программе при заполнении уведомления. По указанным сделкам отражены документы, подлежащие удалению, и не влияющие на полноту и достоверность информации, указанной в уведомлении. Следовательно, как полагает Инспекция, сведения, отраженные в уведомлении по сделкам 66, 67 и 69, являются недостоверными.
Как следует из сведений, отраженных в уведомлении, Обществом по ряду сделок разнесена информация по договорам, заключенным с иностранной компанией ARKAMERCHANTSLIMITED с одним номером № DP-15/32/020, но с разными датами их составления (20.02.2015 и 01.03.2015). Информация по сделкам 66, 67 и 69 также разнесена по договорам с одним номером, но с разными датами их составления.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.16 НК РФ в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
Заявитель, установив неточности и ошибки в сведениях по сделкам 66, 67 и 69 уточненное уведомление в налоговый орган не представил.
Следовательно, уведомление содержит недостоверные сведения о предмете сделки.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что Обществом не заполнен пункт 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара: оказания услуги, работы: совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» Раздела 1Б по сделкам 345 и 346.
Инспекция указала, что в соответствии с пунктом 5.1 Порядка в разделе 1Б указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки.
Согласно пункту 5.13 Порядка в пункте 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)» для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.
Поле для заполнения пункта 090, в соответствии с Порядком, является обязательным.
В уведомлении Обществом по 4 Разделам 1Б (по сделкам 345-346) пункт 090 не заполнен, следовательно, по мнению Инспекции, уведомление от 30.06.2016г. содержит неполные (недостоверные) сведения.
Кроме того, при проведении проверки Инспекцией установлено, что по сделкам №№ 15-127 с иностранной компанией EverEagleConsultants. Ltd (Сингапур) и по сделкам №№ 128-с иностранной компанией MVFS.A. (Швейцария) указан код основания отнесения сделки к контролируемой «123» (сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.
Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
В уведомлении Обществом по сделкам с 125-127 с контрагентом EverEagleConsultants. Ltd(Сингапур) и по сделкам 128-147 с контрагентом MVFS.A. (Швейцария) указан код основания отнесения сделки к контролируемой «123» (что означает сделки с офшорами).
Инспекция указала, что в Перечне государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, не поименованы Швейцарская Конфедерация и Республика Сингапур.
В уведомлении по спорным сделкам по коду 121 «взаимозависимость» указано - нет.
Кроме того, Инспекцией при рассмотрении материалов проверки учтены обстоятельства, заявленные налогоплательщиком в качестве смягчающих налоговую ответственность, штрафные санкции были снижены в 10 раз с 5000 руб. до 500 руб.
В возражениях на отзыв Инспекции Общество указало следующее.
Согласно п. 3 ст. 105.16 НК сведения о контролируемых сделках в уведомлении должны содержать следующую информацию:
1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок:
полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Следовательно, искажение только вышеуказанных сведений образует состав налогового правонарушения, установленного ст. 129.4 НК. Отражение иной информации в уведомлении не может являться основанием для применения данной статьи.
При заполнении уведомления о контролируемых сделках Общество правомерно руководствовалось Указаниями Банка России от 07.08.2003 № 1317-У в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ и в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ № 150-ФЗ от 08,06.2015 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 16.02.2017, недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, только в случае, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.
Также, согласно положениям статьи 129.4 НК РФ ответственность налогоплательщика наступает в случаях неправомерного непредставления уведомления о контролируемых сделках или представления недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. Обществом данный порядок не нарушен: уведомление о контролируемых сделках представлено в установленный законом срок; сведения, указанные в уведомлении о контролируемых сделках достоверны, и их достоверность не оспаривается налоговым органом, предоставление сведений, сверх необходимых не является нарушением и не препятствует идентификации сделки.
В соответствии Приказом Министерства финансов РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления...» в информации о «Месте отправки (доставки) товара» указывается код страны по классификатору ОКСМ, принятым Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 г. № 529-ст.
Общество указало, что в уведомлении о контролируемых сделках по строкам 345 и 346 проставлен код места совершения сделки «060», что в соответствии с Общероссийским классификатором стран является цифровым обозначением страны «Бермуды».
Таким образом, информация о «Месте совершения сделки» Раздела 1Б по строкам 345 и 346 в уведомлении указана.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Положения статьи 101.4 НК РФ разграничивают понятие «момент обнаружения фактов» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах».
Моментом выявления налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ, как полагает Общество, является не дата направления письма налогоплательщику, а дата составления указанного письма в адрес налогоплательщика о нарушениях, выявленных в уведомлении о контролируемых сделках.
Указанные письма налоговым органом были составлены 25 августа 2016 года и 13 сентября 2016 года.
Таким образом, моментом обнаружения факта нарушений в уведомлении о контролируемых сделках является 25 августа 2016 года. Следовательно, по мнению Общества, налоговым органом нарушен срок, предусмотренный п. 1 статьи 101.4 НК РФ, для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Инспекцией, проведена проверка уточненного № 1 уведомления о контролируемых сделках за 2015 год от 30.06.2016, представленного Обществом 30.06.2016.
Инспекцией по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 28.09.2016 № 3.3-03.1/731, принято решение от 18.11.2016 № 733.
В решении доводы Инспекции сводятся к следующему:
- пункты 300 и 310 Уведомления в 152-х разделах 1А заполнены со значением «0»;
- пункты 130 в 15-ти разделах 1Б заполнены значением «0»;
- не заполнен пункт 090 в 4-х разделах 1Б;
- по 125-127, 128-147 сделкам указан код основания отнесения сделок к контролируемой «123».
На основании изложенного Инспекция пришла к выводу о том, что данные факты свидетельствуют о неполноте и недостоверности сведений о контролируемых сделках, что является основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК.
С учетом положений ст. 112, 114 НК РФ Общество привлечено к налоговой ответственности в виде взыскании штрафа в размере 500 рублей.
Решением Управления ФНС России по РК апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 18.11.2016 № 733 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 18.11.2016 № 733 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Критерии и условия, при которых сделки признаются контролируемыми, установлены положениями статьи 105.16 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
В силу пункта 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам (письмо Минфина России о 03.12.2014 № 03-01-18/61811).
Согласно пункту 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:
полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
Форма уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, а также Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ (далее – Порядок заполнения формы уведомления).
В соответствии со статьей 129.4 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Как указано в пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.
Суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.
Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны представляться налогоплательщиком в этих целях, в силу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, ограничен четырьмя группами информации: календарный год, к которому относится уведомление, предметы сделок, сведения об их участниках, сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов.
Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего, ее предмета.
Судом установлено, что пункт 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке» и пункт 310 «Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке в 152 разделах 1А одновременно заполнены со значением «0» в строгом соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 Письма ФНС России от 01.11.2013 №ОА-4-13/19652 «О заполнении уведомления о контролируемых сделках».
Согласно Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, уведомление должно быть подано налогоплательщиком только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ.
По сделкам 1-152 в уведомлении не отражена информация о доходе, полученном при продаже товара во исполнение комиссионного (агентского) договора, а также в части полученного комиссионного (агентского) вознаграждения, подлежащем получению комиссионером (агентом) за заключение сделки по продаже товара, так как указанные сделки не соответствуют критериям признания сделок контролируемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, а именно: сделки совершены между российскими взаимозависимыми лицами, оборот по сделкам не превысил 1 млрд. руб.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствовала обязанность указывать в уведомлении какие-либо иные сведения в отношении данных сделок. Указанное обстоятельство не может являться препятствием для налогового органа в идентификации контролируемой сделки.
Технический сбой в программе, приведший к указанию «нулевого» показателя в п. 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины» в Разделе 1Б уведомления по сделкам № 66, 67, 69 (в данные сделки попали документы, помеченные на удаление в программе и не формирующие проводки по поступлению/реализации товара), также не повлиял на полноту и достоверность информации, указанной в Уведомлении.
Что касается довода Инспекции об отсутствии в Уведомлении заполненного пункта 090 «Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав), судом в ходе судебного разбирательства установлено, что данный раздел был заполнен Обществом.
Из представленной Обществом вместе с возражениями на дополнение к отзыву (исх.№ЛПМ/0667 от 14.06.2017) распечатки электронной формы Уведомления (раздел 1Б по сделкам 345 и 346) усматривается, что пункт 090 заполнен Обществом: указано место отправки товара с кодом ОКСМ 060.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ в информации о месте отправки (доставки) товара указывается код страны по классификатору ОКСМ, принятому постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 14.12.2001 №529-ст. Согласно данному классификатору код «060» является цифровым обозначением страны «Бермуды».
Таким образом, позиция Инспекции по данному эпизоду не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Относительно указания Обществом в Уведомлении кода «123» при определении основания отнесения сделки к контролируемой Общество руководствовалось Приложением №1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 №1317-У, согласно которому Швейцарская Конфедерация и Республика Сингапур входят в перечень офшорных зон.
Как указывали в ходе судебного разбирательства представители Инспекции, согласно перечню, утвержденному Министерством финансов Российской Федерации от 13.11.2007 №108н, Швейцарская Конфедерация и Республика Сингапур не входят в перечень офшорных зон. Таким образом, у Общества отсутствовала необходимость указывать в уведомлении данные сделки, поэтому включение сведений о данных сделках, не являющихся, по мнению Инспекции, контролируемыми, является представлением недостоверных сведений.
Между тем, включение Обществом данных сведений в Уведомление не препятствовало идентификации контролируемых сделок, поэтому не образовало состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.4 НК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что указанные Обществом в Уведомлении сведения не могли препятствовать проведению первичного анализа Уведомления и принятию мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля.
Принимая во внимание, что событие налогового правонарушения при рассмотрении дела не установлено, решение о привлечении Общества к ответственности подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
.Заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сегежа групп» (ОГРН 1077746362737, ИНН 7702633864) требование удовлетворить полностью. Признать недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску решение от 18.11.2016 №733.
.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сегежа групп».
в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья | Цыба И.С. |