Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-220/2018
21 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2018 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авксентьевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от истца: ФИО1 (доверенность от 29.12.2017), от ответчика: ФИО2 (доверенность от 01.02.2018) – дело по иску Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН <***>) к казенному учреждению Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (ОГРН <***>) о взыскании 3051712 руб. ущерба, установил:
В ноябре-декабре 2015 года Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Карелия провело в отношении КУ РК «УКС РК» выездную проверку использования в 2009-2014 годах предоставленных на реконструкцию Национальной библиотеки Республики Карелия из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
По результатам проверки составлен акт от 29.12.2015, в котором указано следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740 утверждена Федеральная программа «Культура России (2006-2011 годы)», которой предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы региональных библиотек. В приложение № 5 «Распределение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидий) на софинансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры регионов, в том числе библиотек и архивов, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программой «Культура России (2006-2011 годы)»» включен объект «Реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия, г. Петрозаводск».
Указанный объект, относящийся к государственной собственности Республики Карелия, также включен в перечень строек и объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия.
В период 2009-2014 годов финансирование реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия осуществлялось за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Республики Карелия.
Порядок, условия и размеры предоставления в 2009-2014 годах субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства, в том числе объекта «Реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия, г. Петрозаводск», предусматривались в ежегодных соглашениях, заключаемых между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Карелия, в том числе в Соглашении от 21.04.2009 № 826-01-41/04-АА.
Главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком по строительству объекта выступало Министерство строительства Республики Карелия, заказчиком по строительству объекта – КУ РК «УКС РК».
Аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Национальной библиотеки в г. Петрозаводске в 2009 году проводило Министерство строительства Республики Карелия. Победителем аукциона признано ЗАО «Строительная компания «ЛОГОС», с ним 08.09.2009 был заключен государственный контракт № 17/09, согласно которому период проведения работ установлен в 27 месяцев, стоимость работ – 380800 тыс. руб., государственный заказчик – Министерство строительства Республики Карелия, заказчик – КУ РК «УКС РК».
По Соглашению № 826-01-41/04-АА финансирование работ в 2009 году за счет средств федерального бюджета предусмотрено в размере 106250,0 тыс. руб.
В ведомости договорной цены (приложение к государственному контракту № 17/09) указаны затраты на приобретение башенного крана в сумме 20500,0 тыс. руб.
Оплата башенного крана была произведена полностью за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета бюджету Республики Карелия.
Соглашением от 24.10.2014 государственный контракт № 17/09 был расторгнут с 10.11.2014 в связи с существенной корректировкой проектной документации, башенный кран перешел в собственность подрядчика после удержания с него возвратных сумм в размере 17448,288 тыс. руб., из которых 14399,157 тыс. руб. возвращены ЗАО «Строительная компания «ЛОГОС» на лицевой счет КУ РК «УКС РК» платежным поручением от 07.11.2014 № 43 и 3049,131 тыс. руб. зачтены заказчиком в счет оплаты выполненных работ.
В оставшейся части (3051,712 тыс. руб.) денежные средства, представляющие собой затраты по амортизации башенного крана, в федеральный бюджет не возвращены.
ТУ Росфиннадзора по Республике Карелия посчитало, что поскольку по Соглашению № 826-01-41/04-АА выделение средств субсидий из федерального бюджета предусматривалось на софинансирование объектов капитального строительства, а не на приобретение строительной техники для подрядной организации, КУ РК «УКС РК» в нарушение положений статей 38, 162 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации допустило нецелевое использование средств субсидии федерального бюджета в 2009 году в сумме 20,5 млн. руб. на возмещение затрат подрядчика по приобретению башенного крана. Соответственно, затраты по амортизации башенного крана в сумме 3051,712 тыс. руб. в нарушение части 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации не включены в возвратную стоимость крана.
В силу пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса государственные учреждения относятся к объектам государственного (муниципального) финансового контроля.
Предписанием от 10.03.2016 № 06-3-06/332, которое вынесено по результатам вышеназванной проверки, ТУ Росфиннадзора в Республике Карелия обязало КУ РК «УКС РК» возместить ущерб, причиненный федеральному бюджету, посредством обеспечения в течение трех месяцев с момента получения предписания возврата денежных средств в сумме 3051,712 тыс. руб. в доход федерального бюджета по реквизитам, указанным в соглашении от 21.04.2009 № 826-01-41/04-АА.
Приказом руководителя Федерального казначейства от 11.07.2016 № 251 жалоба КУ РК «УКС РК» на указанное предписание оставлена без удовлетворения.
Согласно пункту 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, ее функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы правопреемнику – Федеральному казначейству.
Предъявленное в арбитражный суд требование обусловлено неисполнением ответчиком в добровольном порядке предписания № 06-3-06/332.
В отзыве ответчик требование не признал по тем причинам, что затраты на приобретение башенного крана и возвратная (остаточная) его стоимость за вычетом амортизационных начислений были включены в сводный сметный расчет строительства, конкурсную документацию и государственный контракт № 17/09. Закупка оборудования производилась в соответствии с распоряжением Министерства строительства Республики Карелия в рамках выделенных лимитов бюджетных средств. В силу требований законодательства амортизация подлежит начислению в отношении находящегося на бухгалтерском учете имущества в период его использования. Соответственно, остаточная стоимость башенного крана при его передаче в собственность подрядчика при расторжении государственного контракта № 17/09 подлежала определению за вычетом амортизационных начислений.
В судебных заседаниях представители сторон поддержали свои позиции.
В пояснениях от 13.02.2018 привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Министерство культуры Российской Федерации (ОГРН <***>) поддержало иск.
Отзыва на заявление привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (ОГРН <***>) не представило.
Оценив существо спора, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 28, 34, 38 Бюджетного кодекса к закрепленным законодателем принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, помимо прочих, принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Статьей 6 Бюджетного кодекса к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) отнесены органы государственной власти (государственный орган), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из акта проверки от 29.12.2015, постановлением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 № 161-П и распоряжениями Правительства Республики Карелия от 18.02.2011 № 61р-П, от 08.10.2013 № 674р-П, от 15.10.2014 № 660р-П государственным заказчиком – главным распорядителем бюджетных ассигнований, поступающих из федерального бюджета на цели, указанные в Соглашениях между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Карелия на предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности Республики Карелия (в том числе объекта «Реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия»), является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, заказчиком и получателем указанных бюджетных средств – КУ РК «УКС РК».
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
По Соглашению № 826-01-41/04-АА субсидии из федерального бюджета предоставлялись по целевой статье расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации 1000200 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации».
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1).
По условиям государственного контракта № 17/09 подрядчик (ЗАО «Строительная компания «ЛОГОС») обязался выполнить работы по реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия в соответствии с технической частью рабочего проекта, а заказчик (КУ РК «УКС РК») совместно с государственным заказчиком (Министерством строительства Республики Карелия) обязались принять качественно выполненные работы и обеспечить их оплату (пункт 2.1). В стоимость работ включены средства на покрытие затрат подрядчика по приобретению башенного крана для производства работ на объекте, перечисление указанных средств осуществляется заказчиком на основании предъявленных подрядчиком заключенных договоров на приобретение башенного крана, но не более суммы предусмотренной на эти цели в ведомости договорной цены (пункт 3.5). В стоимость работ по настоящему контракту включена возвратная (остаточная) стоимость башенного крана с учетом переоценки, которая определяется в порядке, указанном в ведомости договорной цены (приложение № 1). Башенный кран остается в распоряжении подрядчика и является его собственностью после удержания возвратных сумм. Возвратная остаточная стоимость башенного крана определяется исходя из суммы, направленной заказчиком на покрытие затрат подрядчика по приобретению башенного крана для производства работ на объекте (пункт 3.6). В 2009 году заказчик финансирует работы по реконструкции объекта в размере 4886000 руб. за счет средств бюджета Республики Карелия и в размере 106250000 руб. за счет средств федерального бюджета (пункт 3.7).
В приложении № 1 к государственному контракту № 17/09 указано о затратах на приобретение башенного крана (20,5 млн. руб.) и о его возвратной (остаточной) стоимости в размере 17448288 руб., определенной с учетом амортизационных отчислений.
Вопреки позиции истца проектная документация объекта капитального строительства (реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия в г. Петрозаводске), включающая в себя сведения о приобретении башенного крана для производства строительных работ на этом объекте, и на основании которой была подготовлена конкурсная документация, была предметом исследования в рамках государственной экспертизы. В частности, в повторном положительном заключении государственной экспертизы от 12.02.2009 № 10-1-3-0005-09, выданным по результатам оценки проектной документации объекта капитального строительства (реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия в г. Петрозаводске), имеются сведения о возвратных суммах (17170,381 тыс. руб.), которые также фигурируют в сводном сметном расчете стоимости строительства № 3-0129 (РД) и указаны, в том числе как возврат стоимости башенного крана.
Суд отмечает, что названный вывод сделан арбитражными судами по делу № А26-6893/2016, в рамках которого также устанавливались и оценивались обстоятельства приобретения башенного крана и расчетов за него в рамках выполнения реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия в г. Петрозаводске по государственному контракту № 17/09.
Пунктом 1 статьи 745 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Необходимость приобретения заказчиком по государственному контракту № 17/09 для целей проведения строительных работ на объекте «Реконструкция Национальной библиотеки Республики Карелия в г. Петрозаводске» башенного крана истцом не оспаривается.
Таким образом, покупка башенного крана была предусмотрена как проектной, так и конкурсной документацией, и обусловлена производством строительных работ на объекте капитального строительства, что соответствовало целям, указанным в Соглашении № 826-01-41/04-АА.
При разрешении настоящего спора суд принимает во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что на протяжении действия государственного контракта № 17/09 (то есть в период с 2009 по 2014 годы) Министерство культуры Российской Федерации не заявляло претензий относительно расходования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование реконструкции Национальной библиотеки Республики Карелия. Хотя, как отмечено в судебных актах по делу № А26-6893/2016, Правительство Республики Карелия обязано в рамках Соглашения № 826-01-41/04-АА ежемесячно, ежеквартально и ежегодно представлять Министерству культуры Российской Федерации сведения о ходе строительства по утвержденной форме и направлять пояснительную записку по итогам года; сокращений межбюджетных трансфертов в указанный период не производилось.
Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н) установлен единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.
Согласно пункту 38 названной Инструкции счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».
Названный стандарт утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н и предусматривает, что стоимость объекта основных средств переносится на расходы (на уменьшение финансового результата) посредством равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования (пункт 32).
В соответствии с пунктом 85 вышеупомянутой Инструкции расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.
Следовательно, стоимость башенного крана на момент его передачи в собственность подрядчика подлежала уменьшению на сумму начисленной в период использования материального объекта амортизации.
Возражений по расчету амортизации истцом не заявлено.
Пунктом 4 статьи 219 Бюджетного кодекса, которым согласно предписанию № 06-3-06/332 квалифицированы действия КУ РК «УКС РК», предусмотрено, что получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.
С учетом вышеназванных обстоятельств суд не соглашается с выводом УФК по Республике Карелия о нецелевом использовании КУ РК «УКС РК» средств федерального бюджета в сумме 3051712 руб. при исполнении государственного контракта № 17/09.
Иных доводов в поддержку заявленного требования истцом не приведено.
Сам факт не обжалования предписания в судебном порядке не влечет безусловного удовлетворения иска, поскольку обоснованность основания предъявленного требования подлежит установлению и оценке судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, судебные расходы суд относит на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Таратунин Р.Б.