Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-2348/2014
11 июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 11 июня 2014 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Дружинина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толочковой М.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Администрации Ребольского сельского поселения (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
об установлении юридического факта,
заинтересованные лица: Администрация Муезерского муниципального района (привлечена к участию в деле определением суда от 31.03.2014), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Министерство культуры Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (привлечены к участию в деле определением суда от 12.05.2014),
без участия представителей – извещены надлежащим образом;
установил: Администрация Ребольского сельского поселения (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным в течение срока приобретательной давности сооружением: Братской могилой советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, расположенного в селе Реболы Муезерского муниципального района Республики Карелия.
Заявленные требования обоснованы статьями 210, 218, 234, 263, 265 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Надлежаще извещенные о времени и месте проведения данного судебного заседания лица, участвующие в деле, явку собственных представителей для участия в нем не обеспечили.
Заявитель представил в суд ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а также о рассмотрении дела без участия своего представителя; кроме того, представил в суд дополнительные письменные пояснения по делу, в которых отразил, что все работы, связанные с ремонтом и благоустройством спорного объекта недвижимости производились на добровольных и безвозмездных началах в рамках субботников без документального сопровождения; в настоящее время заявителем заключен договор с уполномоченной организацией на изготовление техпаспорта и технического плана на спорный объект.
Администрация Муезерского муниципального района представила в суд пояснения по делу, в которых требования заявителя поддержала и просила суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в представленных в суд пояснениях по делу сообщило, что положительное решение суда по заявлению будет являться основанием для регистрации права собственности заявителя в отношении спорного объекта недвижимости; сведения о зарегистрированных правах каких-либо лиц в отношении спорного объекта в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют; рассмотрение заявления оставило на усмотрение суда; просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Министерство культуры Республики Карелия представило в суд отзыв на заявление, в котором требования заявителя поддержало, сославшись на положения части 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 11 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", а также на то обстоятельство, что спорное сооружение является объектом культурного наследия регионального значения согласно Постановлению Совета Министров КАССР от 20.04.1987 №149 и статье 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ; в отзыве просило рассмотреть дело без участия своего представителя; к отзыву приложены: Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 №149 и учетная карточка воинского захоронения.
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на заявление сообщил, что спорное сооружение в реестре государственного имущества Республики Карелия не числится, в связи с чем у Комитета нет правопритязаний на данный объект; пояснил, что не возражает против удовлетворения заявления, просил рассмотреть дело в отсутствие собственного представителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия требования заявителя не оспорило, отзыв на заявление не представило, самостоятельных ходатайств не заявило.
При таких обстоятельствах, суд проводит судебное заседание без участия представителей заявителя и заинтересованных лиц в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статей 41, 65-68, 81, 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил к материалам дела представленные лицами, участвующими в деле, документы.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На территории села Реболы Муезерского муниципального района Республики Карелия находится памятник истории: Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, который Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 20.04.1987 №149 был включен в Список недвижимых памятников истории местного значения, является объектом культурного наследия, памятником Великой Отечественной войны, подлежащими особой охране и сохранению.
Вместе с тем, указанный объект не имеет собственника, на балансе администрации поселения или администрации муниципального района не находятся, что подтверждается материалами дела и письменными пояснениями лиц, участвующих в деле.
Начиная с 1982 года (дата установки памятника согласно его учетной карточке – л.д. 8-18) и по настоящее время органы местного самоуправления: Ребольский сельский совет и его правопреемник – администрация - добросовестно, открыто и непрерывно владеют и пользуются указанным памятником истории как своим собственным, осуществляя его содержание, благоустройство и ремонт за счет собственных средств.
Отсутствие правоустанавливающих документов о приобретении права собственности на братское захоронение, являющееся сооружением, препятствует заявителю зарегистрировать право собственности в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что стало причиной обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. Кроме того, отсутствие собственника у данного воинского захоронения является препятствием организации его учета, государственной охране, сохранению, реставрации и ремонту, контролю за его состоянием, чем нарушаются интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, направленные на сохранение памятника в надлежащем виде, в том числе, для последующих поколений.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в собственности поселений могут находиться: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N4292-1 «Об увековечении памяти при защите Отечества» (далее – Закон №4292-1) воинские захоронения подлежат государственному учету; на территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления; на каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949г. и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии со статьей 11 Закона №4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;
Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.
Пунктом 3 статьи 2 этого же закона установлено, что имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок оформления права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, установлен пунктом 2 статьи 63 Федерального закона №73-ФЗ, но в то же время не распространяется на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу в отношении сооружения, являющегося предметом заявления, отсутствует специальный порядок приобретения права собственности, обусловленный статусом данного объекта.
Статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования юридически лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно пункту 19 разъяснения совместного Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении N 10/22 от 29.04.10 (далее - Постановление 10/22), возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
В силу пункта 15 названного Постановления давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что администрация с момента ее создания в 2005 году (согласно статье 1 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-ФЗ) добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным спорным имуществом.
Пунктом 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 названного Закона.
В силу пункта 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Факт открытого, добросовестного, непрерывного владения спорным сооружением администрацией и ранее осуществлявшим полномочия по вопросам местного значения на данной территории сельским советом подтверждается: учетной карточкой воинского захоронения, сведениями военного комиссариата о воинском захоронении, решением Муезерского районного совета народных депутатов №243 от 27.09.1982, договором между заявителем и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на выполнение работ по изготовлению техпаспорта и технического плана в отношении спорного объекта.
Решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие у заявителя возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; законодательством не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующего факта; в силу федерального закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленное администрацией требование является обоснованным, подтверждено материалами дела и подлежит удовлетворению.
Заявитель в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, как следствие, последняя взысканию в федеральный бюджет не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. Заявление удовлетворить. Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Администрацией Ребольского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН: <***>) как своим собственным в течение срока приобретательной давности в отношении сооружения: Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, расположенного в селе Реболы Муезерского муниципального района Республики Карелия.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Дружинина С.И.