ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-2368/19 от 23.09.2019 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                    Дело №

А26-2368/2019

27 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  23 сентября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен   сентября 2019 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича (далее – заявитель, Петров К.С.) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, выраженного в письмах от 26.12.2018 № 54766/12.4-21 и от 05.04.2019 № 8124/12.4-21 и обязании устранить допущенные нарушения ,

третье лицо – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия,

при участии представителей:

заявителя – Тинькина К.Ю. по доверенности от 11.03.2019;

ответчика – Киселева В.С. по доверенности от 24.07.2019,

установил:

Оспариваемыми решениями Министерство отказало ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 34 126 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый номер 10:12:0022201, в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Определением от 03.06.2019 суд привлек Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

Определением от 04.06.2019 суд объединил в одно производство дела №№ А26-2368/2019 и А26-3827/2019 (заявление ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, выраженного в письме от 05.04.2019 № 8124/12.4-21), присвоив делу № А26-2368/2019.

В обоснование заявленного требования ФИО1 указал следующее.

Заявитель считает, что обжалуемые решения приняты ответчиком в нарушение пп. 10 п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Пункт 3 ст. 11 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 устанавливает, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 6 ч. 15 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе применение пестицидов и агрохимикатов.

В силу п. 2 ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 ст. 68 ВК РФ ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Испрашиваемый земельный участок не расположен в пределах водного объекта. Само по себе нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта не препятствует его использованию для целей  сельскохозяйственного  производства, а лишь   ограничивает  использование земельного участка в части применения на нем пестицидов и агрохимикатов, распашки земель и выпаса сельскохозяйственных животных в границах зон с особыми условиями.

В соответствии с п. 1 Постановления Председателя Правительства Республики Карелия № 254 от 06.04.1995 указано о создании постоянного государственного ландшафтного заказника на площади 5778 га в кварталах 134, 3-5, 9-11, 17-19 Ихальского лесничества, кварталах 6, 13, 14, 24, 25, 37, 44, 45 Яккимского лесничества, а также примыкающая территория спецпогранполосы: кварталы 103-105 Яккимского и кварталы 5 5-138 Ихальского лесничества.

Заказник формировался за счет земель лесного фонда, к каким испрашиваемый земельный участок не относится.

Кроме этого, какие-либо сведения о местоположении границы земельного участка Заказника отсутствуют, за исключением существующих смежных по отношению к испрашиваемому земельному участку земельных участков с кадастровыми номерами 10:12:0022201:550 и 10:12:0022201:552 являющихся землями лесного фонда.

При составлении схемы расположения земельного участка образуемый земельный участок не имеет пересечений с землями лесного фонда.

Кроме этого, как и в случае с ограничениями в соответствии со ст. 65 ВК РФ, само по себе нахождение (частичное нахождение) земельного участка в границах Заказника не препятствует его использованию для целей сельскохозяйственного производства, а лишь ограничивает использование земельного участка в части применения на нем ядохимикатов, а также ограничений предусмотренных п. 2 Положения о постоянном государственном ландшафтном заказнике «Исо-Ийярви», утвержденным Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия № 254 от 06.04.1995.

Министерством не доказан факт расположения испрашиваемого земельного участка в пределах Заказника, нормы действующего законодательства не содержат запрета на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а могут лишь указывать на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.

На основании изложенного ФИО1 просил суд удовлетворить заявленное требование.

До начала судебного заседания Администрацией Лахденпохского муниципального района представлены документы: во исполнение определения суда от 26.06.2019 – письменные пояснения от 07.08.2019 № 2931, картографическая схема испрашиваемых земельных участков с указанием водоохранных зон, картографическая схема с указанием границы природного заказника, картографическая схема по отношению к озерам Куренлампи и Кумпулампи, картографическая схема из генерального плана Мийнальского сельского поселения; письменные пояснения от 13.09.2019 № 3502 в ответ на определение суда от 14.08.2019 (об исполнении определения суда от 26.06.2019).

В письменных пояснениях от 07.08.2019 Администрация Лахденпохского муниципального района указала следующее.

Согласно карте функциональных зон Градостроительного плана Мийнальского сельского поселения, утвержденного Решением II сессии III созыва Мийнальского сельского поселения № 2/4-3 от 08.11.2013, земельный участок общей площадью 34 126 кв.м., расположен за чертой какого-либо населенного пункта в функциональной зоне-зона сельскохозяйственного использования, в соответствии с Планом землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения на испрашиваемый земельный участок градостроительный регламент не установлен. Однако испрашиваемый земельный участок полностью (по предоставленному картографическому материалу) попадает в водоохранную зону озера Куренлампи и озера Кумпулампи.

Указанные пояснения и документы приобщены судом к материалам дела.

Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, установленном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представитель ответчика не признал заявленное требование. Позиция Министерства основана на следующем.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 3К РФ.

Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе и разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 3К РФ требований к образуемым земельным участкам.

Статья 11.9 ЗК РФ содержит требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Нормами пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

В рамках рассмотрения заявления ФИО1 Министерством была проведена аналитическо-правовая экспертиза возможности принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема).

В результате проведенной аналитическо-правовой экспертизы Министерством были установлены обстоятельства, препятствующие предварительному согласованию предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка.

Министерством было установлено, что согласно представленной заявителем Схеме испрашиваемый земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта (озеро Куренлампи).

Данное обстоятельство подтверждается также сведениями, полученными Министерством с Публичной кадастровой карты, согласно которым расстояние от ближней границы испрашиваемого земельного участка в нескольких ее местах до границы водного объекта - озера Куренлампи, ориентировочно составляет - 115 м., 70 м.

Согласно пункту 1 статье 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Пунктом 2 установлено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пунктами 11-13 статьи 65 ВК РФ установлено, что ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с пунктом 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе, использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Кроме того, согласно пункту 17 статьи 65 ВК РФ, в границах прибрежной защитной полосы запрещена распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Таким образом, законодательно введены ограничения хозяйственной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно статье 19 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, использование земельного участка для испрашиваемой цели предполагает использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, и не исключает возможности осуществления ФИО1, запрещенных водным законодательством, действий, что может повлечь нарушение установленных статьей 65 ВК РФ ограничений по использованию земельного участка в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

ФИО1 в рассматриваемом случае, просит предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием - «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», предполагающее использование испрашиваемого земельного участка, в сельскохозяйственных целях, то есть по своему назначению не исключающее возможности осуществления Заявителем, которому был бы предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта.

Следовательно, по мнению ответчика, предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка, равно как и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, не представляется возможным, поскольку согласно пункту 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта), в том числе озер и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий.

Министерством было установлено, что согласно представленной схеме испрашиваемый земельный участок расположен в пределах особо охраняемой территории, природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» (далее - Заказник «Исо-Ийярви»), установленный в соответствии с Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 «О создании постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе» (далее – Постановление от 06.04.1995 № 254).

В соответствии с Постановлением от 06.04.1995 № 254 на территории Заказника «Исо-Ийярви» установлен режим охраны и использования особо охраняемой природной территории, согласно которому в пределах Заказника «Исо-Ийярви» запрещается, в том числе применение ядохимикатов. Разрешенными видами деятельности в границах Заказника «Исо-Ийярви» являются: проведение лесохозяйственных, санитарно-противопожарных мероприятий, сбор грибов и ягод, любительские лов рыбы и охота в установленном порядке.

Таким образом, использование испрашиваемого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусматривает осуществление ФИО1 деятельности, не предусмотренной режимом использования Заказника «Исо-Ийярви», что влечет нарушение, установленных Постановлением от 06.04.1995 № 254 требований к использованию особо охраняемой природной территории.

Таким образом, Министерство полагает, что при указанных выше обстоятельствах предварительно согласовать предоставление в собственность за плату испрашиваемого ФИО1 земельного участка, равно как и утвердить представленную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не представляется возможным, в связи с тем, что разработка данной схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

На основании изложенного Министерство просило суд отказать в удовлетворении заявленного ФИО1 требования.

Третье лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в представленном отзыве на заявление указало следующее.

Испрашиваемый земельный участок площадью 34 126 кв.м., расположенный по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, не входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви». Данное обстоятельство подтверждается п. 1 постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 «О создании постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе», в котором указано, что заказник расположен исключительно на землях лесного фонда. При этом при рассмотрении обращений ФИО1 от 25.03.2019 и 01.04.2019 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия установлено, что данный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, и соответственно в границы природного заказника, что подтверждается письмами Министерства от 29.03.2019 № 4623 и от 29.04.2019 № 6403.

Вместе с тем, согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования. В соответствии со ст. 35 указанного кодекса в результате градостроительного зонирования, могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Таким образом, органом местного самоуправления в соответствии с правилами землепользования и застройки, могут устанавливаться виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В связи с тем, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия не располагает данными о принадлежности испрашиваемого земельного участка к той или иной территориальной зоне согласно правилам землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, оно не имеет возможности подтвердить или опровергнуть наличие ограничений градостроительной деятельности на данной территории.

По вопросу нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне озера Куренлампи третье лицо пояснило, что действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении земельного участка не установлено, однако при предоставлении такого земельного участка должны быть установлены ограничения использования участка в соответствии с требованиями, установленными Водным кодексом Российской Федерации.

На требование суда об истребовании пояснений по делу Администрация Мийнальского сельского поселения пояснила, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен вне границ населенных пунктов и правила землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения на него не действуют; Карельский филиал ФГБУ «Главрыбвод» пояснил, что специалисты Карельского филиала ФГБУ «Главрыбвод» считают, что местами нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов и, соответственно, имеющими особо ценное рыбохозяйственное значение, являются все реки, озера и водохранилища на территории Республики Карелия, включая территорию кадастрового квартала 10:12:0022201, так как по данным мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания, который проводится научно-исследовательскими организациями и бассейновыми управлениями Росрыболовства, включая КарелНИРО и Карельский филиал ФГБУ «Главрыбвод», в каждом из этих водных объектов обитают, в том числе нерестуют (размножаются), нагуливаются (питаются), зимуют какие-либо виды рыб и других водных биологических ресурсов (водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы). В то же время статья 65 ВК РФ не запрещает хозяйственную и иную деятельность в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, включая имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, а лишь накладывает на нее некоторые ограничения (пп. 15-17), при соблюдении которых эксплуатация участка его собственником может осуществляться без нанесения вреда для водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

ФИО1 05.12.2019 и 12.03.2019 обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 34 126 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201 в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Министерство письмами от 26.12.2018 № 54766/12.4-21 и от 05.04.2019 № 8124/12.4-21 отказало ФИО1 в удовлетворении заявления со ссылками на ст. 19 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 65 ВК РФ, Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 06.04.1995 № 254 «О создании постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе». Министерство указало, что использование испрашиваемого земельного участка для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства предусматривает осуществление гражданином деятельности, не предусмотренной режимом использования заказника «Исо-Ийярви», а также режимом использования земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, что влечет нарушение установленных требований к использованию особо охраняемой природной территории.

Полагая, что данные отказы не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование является обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Как следует из материалов дела, ФИО1 указывает цель использования земельного участка – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 устанавливает, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В оспариваемых письмах № 54766//12.4-21 от 26.12.2019 и № 8124/12.4-21 от 05.04.2019 Министерство указало на невозможность принятия решения о предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен:

- в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы и его использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства может повлечь нарушение установленных ст. 65 ВК РФ ограничений по использованию земельного участка;

- в пределах особо охраняемой территории природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви», и осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не предусмотрено режимом использования Заказника «Исо-Ийярви» и нарушает положения Постановления Председателя Правительства Республики Карелия № 254 от 06.04.1995.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика указал, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Куренлампи и озера Кумпулампи и в пределах особо охраняемой территории природного заказника регионального значения «Исо-Ийярви». По мнению ответчика, данный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 6 части 15 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещаются:

В силу пункта 2 части 17 статьи 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

Таким образом, нормы ВК РФ не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах, а указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.

Частью 16 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

Согласно пункту 3 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах постоянного государственного ландшафтного заказника регионального значения «Исо-Ийярви» в Лахденпохском районе, в материалах дела отсутствуют.

Само по себе нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта не препятствует его использованию для целей сельскохозяйственного производства, а лишь ограничивает использование земельного участка в части применения на нем пестицидов и агрохимикатов, распашки земель и выпаса сельскохозяйственных животных в границах зон с особыми условиями.

Доводы Министерства о том, что в случае предоставления ФИО1 в собственность испрашиваемого земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 будут осуществляться виды деятельности, запрещенные ВК РФ, являются преждевременными.

Как следует из выписки из ЕГРИП в отношении ФИО1, в перечень дополнительных видов деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 включено пчеловодство, которое не предусматривает осуществление действий, определенных пунктом 6 части 15 и пунктом 2 части 17 статьи 65 ВК РФ. Более того, ответчик не лишен возможности установить ограничения использования данного земельного участка с учетом запретов, установленных действующим законодательством.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что обжалуемые отказы Министерства в предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создают препятствия в осуществлении его деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, требование ФИО1 подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.Заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петрова Кирилла Сергеевича удовлетворить полностью. Признать недействительными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенные в письмах от 26.12.2018 № 54766/12.4-21 и от 05.04.2019 № 8124/12.4-21, об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 34 126 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, кадастровый квартал 10:12:0022201, в целях осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.