ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-243/11 от 23.03.2011 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-243/2011

23 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2011 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия

к Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения

о взыскании 65072 руб. 61 коп.

третье лицо Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

при участии представителей:

заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, - ФИО1; главного специалиста-эксперта по доверенности от 27.08.2010;

ответчика, Администрации Ладва - Веткинского сельского поселения, - ФИО2, главы Ладва - Веткинского сельского поселения согласно выписке их ЕГРЮЛ; ФИО3, представителя по доверенности от 23.03.2011.

третье лицо, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, - не явился;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 65072 руб. 61 коп.. из них: 53 320 руб. - недоимка за 2009 год по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования (далее - ЕСН в ФСС); 1 220, 85 руб.- пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования; 10 531, 76 руб.- штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учреждение в отзыве на заявление налоговой инспекции указало, что согласно данным, согласованным с Фондом социального страхования, задолженности за Учреждением не имеется. Напротив, имеется задолженность за Фондом в сумме 2997,49 руб.

В судебном заседании представитель заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, поддержал заявленное требование.

Представители ответчика заявление не признали в части взыскании недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования за 2009 год в сумме 53 320 руб.; пеней за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в сумме 1 220, 85 руб.; штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6075,16 руб. Факт нарушения срока представления декларации по ЕСН ответчик не оспаривает.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, своего представителя в суд не направило. В отзыве на заявление Инспекции Фонд указал, что согласно данным отчетов Учреждения задолженность за страхователем, Администрацией Ладва - Веткинского сельского поселения, за 2009 год отсутствует. За счет переплаты ЕСН на начало года имеется задолженность за исполнительным органом Фонда в размере 2997,49 руб.

Дело рассматривается по правилам части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Учреждение представило в инспекцию первичную налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2009 год 06 апреля 2010 года при сроке представления не позднее 30.03.2010. Проверив декларацию, Инспекция пришла к выводу о занижении Учреждением на 53320,00 руб. суммы налога в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования. Указанное занижение произошло в результате того, что Учреждение определило сумму налога, подлежащего уплате по сроку 15.01.2010, без учета возмещения Фондом средств на обязательное социальное страхование в сумме 53320,00 руб. С учетом доначисленного налога и имеющейся в карточке расчета с бюджетом по ЕСН, зачисляемому в ФСС, переплаты в размере 22944,21 руб., сумма недоимки определена в размере 30375,79 руб.

Решением №1.2598 от 07.06.2010, принятым на основании акта камеральной налоговой проверки от 09.04.2010 №1.3671, инспекция привлекла Учреждение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4456,60 руб., пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6075,16 руб. за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, доначислила ЕСН, подлежащий уплате в ФСС в сумме 53320,00 руб. и начислила пени в сумме 1220,85 руб.

При этом Инспекция сослаласьна Порядок заполнения формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2007 № 163н.

Согласно указанному порядку по строке 0600 отражается сумма начисленного налога в ФСС за налоговый период, рассчитанная по графе 4 как разница показателей строк 0200 и 0500. По строке 0700 отражаются «Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период, всего», при этом сумма расходов соответствует аналогичному показателю расходов в Расчетной ведомости по средствам ФСС. По строке 0800 «Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период» отражаются суммы денежных средств, полученные в налоговом периоде от исполнительного органа ФСС. Значение показателя в строке 0900 «Подлежит начислению в ФСС за налоговый период, всего» определяется как показатель строки 0600 минус показатель строки 0700 плюс показатель строки 0800. Значение показателя в строке 0810 определяется как сумма показателей строк 0820, 0830, 0840. Значение показателя в строке 0910 определяется как сумма показателей строк 0920, 0930, 0940. По строкам 0920 - 0940 значения определяются, соответственно, как показатель строки 0620 - показатель строки 0720 + показатель строки 0820; показатель строки 0630 - показатель строки 0730 + показатель строки 0830; показатель строки 0640 - показатель строки 0740 + показатель строки 0840.

В налоговой декларации Учреждение по строке 0600 отразило сумму 28359 руб., в строке 0700 – 38324 руб. произведенных расходов на цели государственного социального страхования, по строке 0800 – 0 руб. возмещенных Фондом расходов, по строке 0810 – 0 руб., в строке 0900 - - 9965 руб., подлежащих уплате (фактически: 28359- 38324 + 53320 = 43 355 руб.), по строке 0910 за отчетный период – 8333 руб., в том числе за 1 месяц отчетного периода - 2481руб., 2 месяц - 3689руб., 3 месяц – 2163 руб., по строке 0940 - 2163руб. (фактически: 2163-0 + 53320 = 55483 руб.). Следовательно, Учреждение неправильно исчислило сумму налога за последние три месяца отчетного периода.

Неисполнение требования №2766 по состоянию на 07.07.2010 об уплате 53320 руб. налога, 1220,85 руб. пеней и 10531,76 руб. штрафа в срок до 23.07.2010 послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании указанных сумм недоимки по налогу, пеней и штрафа.

Вместе с тем, суд считает, что неправильное заполнение декларации по единому социальному налогу за 9 месяцев не повлияло на налоговую базу и на порядок исчисления и уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей в спорный период) сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной статье 237 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 243 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проверке правильности расчета единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, сумма произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования определяется налоговыми органами путем сравнения с суммой, отраженной в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ).

Обязательное отражение в расчете авансовых платежей по единому социальному налогу сумм возмещения, полученных от исполнительного органа Фонда социального страхования, а также расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, предусмотрено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2007 №163н (действовавшим в 2009 году), которым утверждены форма расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и порядок ее заполнения. Согласно названному приказу по строкам 0700-0740 указываются расходы, произведенные организацией на цели государственного страхования за счет средств ФСС за налоговый период, всего. По строке 0800 «Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период» отражаются суммы денежных средств, полученные в налоговом периоде от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, подлежащую уплате в ФСС. По строкам 0820-0840 отражаются суммы денежных средств, полученных страхователем от исполнительного органа ФСС в каждом месяце последнего квартала налогового периода с 1 числа и до окончания соответствующего календарного месяца, в порядке возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования.

В расчете по авансовым платежам суммы возмещения отражаются в том отчетном периоде, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленных авансовых платежей по налогу.

В данном случае Учреждение отразило в строке 0700 расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 2009 год 38324 руб. фактически произведенных расходов на цели государственного социального страхования, а в строке 0800 – 0 руб., полученных за отчетный период от исполнительного органа Фонда социального страхования в качестве возмещения произведенных расходов. Согласно расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год, представленной Фондом в материалы дела, начислен единый социальный налог в сумме 28 359,05 руб., получено от исполнительного органа ФСС – 53319,65 руб., задолженность за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода – 2997,49 руб., в том числе за счет превышения расходов – 0 руб., за счет переплаты по ЕСН – 2997,49 руб., расходы на цели обязательного социального страхования составили 38 323,70 руб.

Кроме того, по строке 0910 расчета указывается начисленная в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетный период сумма авансового платежа единого социального налога, а не сумма, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования. При этом Фонд подтвердил, что у Учреждения за 2009 год отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Вместе с тем, в нарушение указанной выше нормы АПК инспекцией не представлено бесспорных доказательств наличия у Учреждения недоимки по единому социальному налогу, зачисляемой в ФСС, в сумме, указанной в заявлении.

При таких обстоятельствах требование Инспекции в части взыскании недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования за 2009 год в сумме 53 320 руб., пени за просрочку уплаты единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в сумме 1 220, 85 руб.; соответствующего штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Факт нарушения срока представления налоговой декларации по единому социальному налогу за 2009 год установлен представленными доказательствами и не оспаривается Учреждением. Следовательно, решение налогового органа в части привлечения Учреждения к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ является правильным. Вместе с тем, учитывая, что нарушение срока представления декларации не повлекло неуплату налога в бюджет, а также правовой статус ответчика и незначительный период просрочки, суд считает возможным снизить размер штрафа до 100 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Республике Карелия удовлетворить частично. Взыскать с Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения (место нахождения: Республика Карелия, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход бюджета 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления декларации по единому социальному налогу за 2009 год.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>).

Судья

Васильева Л.А.