Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: arbitr@karelia.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-2641/2007 |
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 22 октября 2007 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
от истца – ФИО1,
от Минфина РК – ФИО2,
от Республики Карелия в лице Минфина РК – ФИО3,
от Российской Федерации в лице Минфина РФ – ФИО4,
при ведении протокола помощником судьи Рочевой Е.А..,
установил:
МУП ЖКХ «Красноборск-плюс» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детсткий сад № 34 п. Красноборский, Администрации местного самоуправления Пудожского района, Министерству финансов Республики Карелия о взыскании 15468 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2006 году льгот гражданам из числа педагогических работников, проработавшей в сельской местности 10 лет по оплате коммунальных услуг. Свои требования истец обосновывает статьями 309, 310, 395 ГК РФ.
Определением арбитражного суда от 17 сентября 2007 года (л.д. 55-56) к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия и Муниципальное образование «Пудожский муниципальный район» в лице Администрации Пудожского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, дополнительно указав, что жилищно-коммунальные услуги НДС не облагались.
МДОУ Детский сад № 34 п. Красноборский отзыва на иск не представило, уведомленное надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Министерство финансов РК в отзыве на исковое заявление (л.д. 33-34) с требованиями истца не согласилось, указав, что в соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» были определены порядок и условия предоставления льгот педагогическим работникам государственных учреждений, работающим и проживающим за пределами городов.
Перечень полномочий субъектов Российской Федерации, реализация которых является расходными полномочиями субъектов Российской федерации, определен частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и является исчерпывающим. Полномочия по предоставлению мер социальной защиты педагогическим работникам, работающих и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) субъектам Российской Федерации указанной выше статьей не переданы. Из сказанного выше Министерство финансов РК делает вывод о том, что указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РК доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержал.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, которое на территории республики представляет Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по РК, в отзыве на исковое заявление (л.д. 65-66) с требованиями истца не согласилось, полагает, что подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям субъектов отнесено решение вопросов социальной поддержки, как ветеранов труда, так и граждан пожилого возраста. Соответственно, данное положение распространяется и на пенсионеров из числа педагогических работников.
Считает, что пункт 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» предусматривает льготу только для работающих педагогов.
С учетом изложенного, ответчик приходит к выводу о том, что расходные обязательства по предоставлению льгот данной категории граждан должна нести Республика Карелия.
Представитель Республики Карелия в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск Министерства финансов РК.
Муниципальное образование «Пудожский муниципальный район» в лице Администрации Пудожского муниципального района отзыва на иск не представило, надлежащим образом уведомленное, своего представителя в суд не направило.
Дело судом рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
Правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогам, проживающим в сельской местности, на федеральном уровне были урегулированы Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (с изменениями от 21 июня 1988 года), согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее десяти лет.
Это право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами.
Указанные нормативные правовые акты в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» в настоящее время сохраняют свое действие на территории Российской Федерации, являются нормативными правовыми актами федерального уровня и регулируют правоотношения по социальной поддержке указанной категории граждан.
На территории республики предоставление данных льгот гарантировалось Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 17 сентября 1971 года, N 380, принятым во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 и Совета Министров РСФСР от 4 июня 1971 года N 313 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».
Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Закон) N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в Газете «Карелия» от 25 декабря 2004 года N 145, действует в редакции от 16 декабря 2005 года.
Согласно положениям абзаца 3 статьи 3 указанного Закона социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 10-12 статьи 2 этого же Закона, осуществляется в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оплата жилой площади с отоплением и освещением производится независимо от вида жилого фонда.
Принимая Закон, республиканский законодатель, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, исходя из уровня реальных экономических возможностей и соответствующих ресурсов бюджета Республики Карелия, и был вправе определить размер средств республиканского бюджета на частичную реализацию льготы, установленной федеральным нормативным правовым актом.
При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопроса о предоставлении мер социальной поддержки этой категории граждан не отнесено. Полномочия по решению этого вопроса от Российской Федерации ее субъектам с соответствующим финансовым обеспечением другими федеральными законами не передавались.
Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года правовое предписание части 3 статьи 3 Закона РК N 827-ЗРК содержащееся в словах «в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации» признано противоречащим Конституции РК.
При вынесении постановления Конституционный суд пришел к выводу о том, что льгота, не отмененная федеральным законодательством, фактически не реализуется.
В деле представлен договор (л.д. 7) между МУП ЖКХ «Красноборск-плюс» и МДОУ Детский сад № 34 п. Красноборский на предоставление услуг и возмещение льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг данной категории граждан.
Согласно акту сверки взаимных расчетов (л.д. 13) по состоянию на 01 января 2007 года задолженность перед МУП ЖКХ «Красноборск-плюс» по компенсации льгот составила 15468 руб.
Заявленная к взысканию сумма является убытками истца, связанными с предоставлением льгот, возмещение которых должно производится за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд считает, что требования заявлены правомерно, подтверждены материалами дела, обоснованы статьей 16 ГК РФ пунктом 5 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» и подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации.
Расходы по госпошлине суд относит на Российскую Федерацию.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Исковые требования полностью удовлетворить.
2.Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Красноборск-плюс» 15468 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот, а также 618.72 руб. расходов по госпошлине.
3.В отношении МДОУ Детский сад № 34 п. Красноборский, Администрации местного самоуправления Пудожского района, Министерства финансов Республики Карелия, Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия и Муниципальному образованию «Пудожский муниципальный район» в лице Администрации Пудожского муниципального района в иске отказать.
4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
5.Решение может быть обжаловано в установленном АПК РФ порядке.
Судя А.В.Мельник