Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-2648/2021 |
04 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Терешонок М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ларионовой О.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
к акционерному обществу «Совхоз «Ведлозерский»
о взыскании 4 473 212 руб. 61 коп. ,
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности от 09.04.2021 года;
от ответчика – не явились,
установил: Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Совхоз «Ведлозерский» (далее – ответчик, АО «Совхоз «Ведлозерский», Общество) о взыскании 4 473 212 руб. 61 коп. - невозвращенной субсидии.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд телефонограмму о рассмотрении дела без своего участия.
В порядке частей 2 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив и оценив письменные материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 366-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия» Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции по проведению государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Карелия, главного распорядителя средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (заисключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, -услуг (далее - постановление 50-П, Порядок).
Порядок устанавливает процедуру и условия предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы Республики Карелия «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20.01.2015 №7-П.
В 2020 году на основании заявлений Общества о предоставлении субсидий в соответствии с постановлением 50-П Министерство заключило с АО «Совхоз «Ведлозерский» следующие соглашения:
от 12.03.2020 № 5ж(в редакции дополнительных соглашений от 14.05.2020 № 1, от 10.09.2020 № 1, от 01.12.2020 № 2) на предоставление субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (поддержка собственного производства молока), выплатив ее в размере 5 343 601,80 руб.,в том числе из федерального бюджета -1 487 555,00 рублей, из бюджета Республики Карелия - 3 856 046,80 рублей, согласно платежным поручениям от 17.03.2020 № 860334, от 18.03.2020 № 873629, от 15.04.2020 № 192792, от 15.04.2020 № 192793, от 15.05.2020 № 401101, от 15.05.2020 № 401116, от 17.06.2020 № 660253, от 26.06.2020 № 729175, от 14.07.2020 № 882191, от 14.07.2020 № 882192, от 17.08.2020 № 267554, от 17.08.2020 № 267556. от 15.09.2020 № 511379, от 15.09.2020 № 511380, от 09.10.2020 № 742389, от 09.10.2020 № 742388, от 03.12.2020 № 349620;
от 15.05.2020 № 6мол (в редакции дополнительных соглашений от 10.09.2020 № 1, от 12.11.2020 № 2) на предоставление субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (обеспечение прироста коровьего молока собственного производства), выплатив ее в размере 4 882 050,00 руб., согласно платежным поручениям от 28.05.2020 № 499628, от 20.07.2020 № 23581, от 19.08.2020 № 284159, от 21.09.2020 № 560808, от 12.10.2020 № 752089, от 16.11.2020 № 160702, от 15.12.2020 № 469787;
от 27.05.2020 № 9пог (в редакции дополнительного соглашения от 10.09.2020 № 1) на предоставление субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (обеспечение прироста коровьего молока собственного производства), выплатив ее в размере 1 000 000,00 руб., согласно платежному поручению от 16.10.2020 № 806564;
от 17.11.2020 № 9ж (в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2020 № 1) на предоставление субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (поддержка собственного производства молока), выплатив ее в размере 1 289 607,28 руб. согласно платежным поручениям от 11.12.2020 № 441188, от 11.12.2020 № 441187 -926 979,00 руб.
02.02.2021 Министерством проведена камеральная проверка достижения Обществом показателей результативности предоставления субсидий за 2020 год.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте проверки следующее:
1) Приложением 2 к Соглашению от 12.03.2020 № 5ж определен показатель результативности предоставления Субсидии - производство молока 3528 тонн.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашения от 12.03.2020 № 5ж в Министерство 15.01.2021 представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020.
Общество не выполнило обязательство, установленное пунктом 4.3.2
Соглашения от 12.03.2020 № 5ж, по достижению значения показателя
результативности предоставления субсидии, достигнутое значение показателя составило 3125 тонн, процент выполнения плана - 88,6%. Объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации, составляет 61039,44 руб.
2) Приложением 2 к Соглашению от 15.05.2020 № 6мол определены показатели результативности предоставления Субсидии.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашения от 15.05.2020 № 6мол в Министерство 15.01.2021 представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020, из которого следует, что Общество не выполнило обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии. Объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации, составляет 301031,28 руб.
3) Приложением 2 к Соглашению от 27.05.2020 № 9пог определены показатели результативности предоставления Субсидии.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашения в Министерство 15.01.2021 представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020, из которого следует, что Общество не выполнило обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии. Объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации, составляет 61660,84руб.
4) Приложением 2 к Соглашению от 17.11.2020 № 9ж определены показатели результативности предоставления Субсидии.
Согласно пункту 4.3.3.1 Соглашения в Министерство 15.01.2021 представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2020, из которого следует, что Общество не выполнило обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии. Достигнутое значение показателя составило 3125 тонн, процент выполнения плана – 88,6%. Объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации, составляет 14731,05руб.
По мнению Министерства, Обществом не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии по 4-м соглашениям, и согласно пунктами 28, 29 Порядка, пунктом 4.3.6 Соглашений получатель субсидии обязан обеспечить возврат средств субсидии в бюджет в общем размере 417 369 руб. 58 коп.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Карелия от 12.2019 № 2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и постановлением 50-П (подпункт 8 пункта 13 Порядка) Министерство заключило с Обществом соглашение от 26.02.2020 № 1Вед (в редакции дополнительного соглашения от 15.06.2020 № 1) на предоставление субсидии на пополнение производственных фондов, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением в 2020 году всех видов кормов и (или) кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, ветеринарных препаратов, горюче-смазочных материалов, запасных частей для сельскохозяйственной техники и (или) оборудования, сельскохозяйственных животных, минеральных удобрений, семян кормовых сельскохозяйственных культур, новой сельскохозяйственной техники согласно плану расходов за счет субсидии, утвержденному Министерством, и выплатило Обществу субсидию в размере 37 J200 000,00 рублей, согласно платежным поручениям от 19.03.2020 № 884724, от 03.07.2020 № 790948; от 09.09.2020 № 462355.
В соответствии с пунктом 24 Порядка указанная субсидия предоставляется из бюджета Республики Карелия на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг с требованием подтверждения использования полученных средств получателем субсидии.
Согласно пункту 4.3.6.1 Соглашения общество обязано предоставлять в Министерство отчет о расходах Получателя по форме, установленной приложением 4 к Соглашению (пункт 4.1.6.1.1 Соглашения).
Отчет предусматривает приложение к отчету заверенных Получателем копий документов, подтверждающих использование полученных средств субсидии: платежных документов, подтверждающих оплату, счетов или счетов-фактур и товарных накладных (получатель вправе представить универсальный передаточный документ взамен счета, счета-фактуры, товарной накладной).
По результатам рассмотрения представленных в ходе проверки документов, подтверждающих фактически произведенные расходы полученных средств субсидии, в том числе возражения Общества на акт проверки, Обществом подтверждено использование полученных средств на сумму 33 165 250,00 руб. На сумму 4 034 750,00 руб. документы представлены не в полном объеме.
Согласно плану расходования субсидии, утвержденному Министерством 18.06.2020, Общество заключило с ООО «Белтехмаш» договоры от 11.06.2020 №№ 1292, 1293, 1294, 1295 на поставку сельхозтехники. Обществом внесена предоплата в размере 4034750,00 руб. В качестве документов, подтверждающих использование полученных средств субсидии, Обществом представлены платежные поручения (от 06.07.2020 № 512, № 513, № 514, № 515, счета на оплату,, универсальные передаточные документы от 17.06.2020.
По мнению Министерства, Обществом документально не подтверждено целевое использование средств субсидии в сумме 4 034 750,00 руб., что является нарушением условий пункта 24 Порядка, пункта 4.3.6.1 Соглашения.
Министерство письмом от 04.02.2021 направило Обществу акт камеральной проверки от 02.02.2021. 24.02.2021 Общество направило возражения на акт. 04.03.2021 Министерство направило Обществу письмо о возврате субсидий.
В иске Министерство ссылается на указанные обстоятельства и невыполнение ответчиком требования о возврате субсидии; просит взыскать 4 473 212 руб. 61 коп. невозвращенной субсидии.
В своем отзыве ответчик признает свою обязанность по возврату средств субсидии в сумме 438 462 руб. 61 коп., и размер денежных средств не оспаривает; в остальной части требование считает неподлежащим удовлетворению, поскольку факт нецелевого использования Обществом доводами истца не подтверждается.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидии условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 этой статьи.
Пунктом 11 Порядка установлено, что предоставление субсидии осуществляется при условии принятия получателем субсидии обязательств по достижению результатов предоставления субсидий и установленных Министерством в соглашении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий.
Значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, устанавливаются Министерством в соглашении (пункты 26 и 27 Порядка).
Согласно пункту 28 Порядка Министерство осуществляет контроль за достижением получателями субсидий результатов предоставления субсидий, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидий.
За нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий получателем субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля, предусматриваются меры ответственности, в том числе возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидий - в размере, установленном пунктом 29 Порядка.
Пунктом 29 Порядка установлено, что в случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Порядка, объем средств, подлежащий возврату в бюджет Республики Карелия в срок до 1 марта очередного финансового года, рассчитывается в порядке, установленном Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09. 2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
Пунктом 4.3.6 Соглашений предусмотрено, что получатель субсидии обязуется возвращать в бюджет Республики Карелия средства в размере. Определенном по форме в соответствии с приложением№ 5 к Соглашениям, в случае принятия Министерством решения о применении к получателю штрафных санкций, в соответствии с пунктом 4.1.8 соглашений, в срок, установленный Министерством в уведомлении.
Ответчик не отрицает факт того, что Обществом не достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидии по соглашениям №№ 5ж, 6мол, 9пог, 9ж, и признает требования истца в части возврата средств субсидии в размере 438 462 руб. 61 коп.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
С учетом изложенных обстоятельств, требования Министерства в части возврата субсидии в сумме 438 462 руб. 61 коп. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В отношении требования о возврате средств субсидии в сумме 4 034 750 руб. суд приходит к следующим выводам.
Министерство ссылается на нарушение ответчиком условия об использовании средств субсидии в соответствии с планом расходов в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет – указывает на неиспользование 438 462 руб. 61 коп. субсидии.
План расходов субсидии, составленный ответчиком, предусматривал использование субсидии на приобретение животных сельскохозяйственной техники.
Министерство подтверждает расходование Обществом субсидии в размере 33 165 250 руб.
Ответчик представил в материалы дела договоры на поставку техники №№ 1292, 1293, 1294, 1295 от 11.06.2020, заключенный с ООО «Белтехмаш» на приобретение сельскохозяйственной техники общей стоимостью 11654500 руб.
Платежными поручениями № 512, 513, 514, 515 от 06.07.2020 Ответчик перечислил ООО «Белтехмаш» предоплату за товар в общей сумме 4 034 750 руб.
Вместе с тем поставку техники ООО «Белтехмаш» не обеспечило.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.11.2017 по делу № А26-9154/2020 установлен факт ненадлежащего исполнения ООО «Белтехмаш» обязанности по передаче покупателю оплаченного товара, в пользу АО «Совхоз «Ведлозерский» с ООО «Белтехмаш» взыскано 4034750 руб. задолженности и 63249 руб. 67 коп. процентов. На основании указанного решения судом выдан исполнительный лист.
Также из материалов дела следует, что ответчик обратился в ОЭБ и ПК МВД России по г. Петрозаводску с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ООО «Белтехмаш» по факту не поставки техники в адрес сельскохозяйственного предприятия и причинения ущерба в особо крупном размере, и в настоящее время по заявлению проводится проверка.
Таким образом, средства субсидии были использованы АО «Совхоз «Ведлозерский» на приобретение техники до истечения 18 месяцев со дня их получения в соответствии с планом расходов субсидии, неполучение оплаченной техники обусловлено недобросовестными действиями поставщика и не свидетельствует о нарушении ответчиком условий предоставления субсидии.
Пункт 3.1 статьи 78 БК РФ предполагает недобросовестное поведение получателя субсидии и его вину в неправомерной выплате субсидии уполномоченным органом.
Однако в рассматриваемом случае указанные факты материалами дела не подтверждаются.
Учитывая, что субсидии предоставляются получателям на безвозмездной основе, в рассматриваемом случае факт нецелевого использования ответчиком полученной субсидии материалами дела не подтверждается, применение такой санкции как изъятие бюджетных средств в связи с неполучением ответчиком от недобросовестного поставщика оплаченной техники не отвечает требованиям справедливости, соразмерности ответственности за нарушение обязательства.
При таких обстоятельствах предъявленное требование в сумме 4 034 750 руб. удовлетворению не подлежит.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению в сумме равной 438 462 руб. 61 коп. В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
Государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
.Иск удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Совхоз "Ведлозерский" (ОГРН: 1081038000240 , ИНН: 1021504755 ) в пользу Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (ОГРН: 1041000031930 , ИНН: 1001048092 ):
- 438 462 руб. 61 коп. субсидий, предоставленных в соответствии с соглашениями № 9ж от 17.11.2020, № 9пог от 27.05.2020, № 6мол от 15.05.2020, № 5ж от 12.03.2020;
- в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в размере 4 447 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
2.Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>, литер А);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | Терешонок М.В. |