ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-300/20 от 18.02.2020 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

 Дело №

  А26-300/2020

25 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2020 года. Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Кардинен Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2020 года материалы дела по заявлению Петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 16.12.2019 № 009V12190000149 и его отмене в части взыскания суммы недоимки по дополнительному тарифу,

при участии представителей:

заявителя – Бондаренко Олеси Александровны (доверенность от 09.01.2020),

ответчика – Каратай Марины Михайловны (доверенность от 08.04.2019),

установил:

Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Городской транспорт» (далее – заявитель, предприятие, ПМУП «Городской транспорт») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее – ответчик, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 16.12.2019 № 009V12190000149 и его отмене в части взыскания суммы недоимки по дополнительному тарифу по страховым взносам в размере 5 367,85 руб., а также о снижении штрафных санкций до минимально возможного предела.

Оспариваемым решением предприятие привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно: пункта 1 статьи 47, частей 1, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующий в момент совершения правонарушения) (далее - Закон № 212-ФЗ), пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ). В соответствии с решением предприятию предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 4 785,44 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1 109,35 руб. и по дополнительному тарифу по страховым взносам в размере 5 367,85 руб., всего 11 262,64 руб., а также штраф в размере 2 252,53 руб.

В заявлении предприятие оспорило решение в части пункта 3.1 относительно доначисления недоимки по дополнительному тарифу по страховым взносам в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п.2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в размере 5 367,85 руб., считает вынесенное Пенсионным фондом решение неправомерным и нарушающим права предприятия в сфере предпринимательской деятельности; по его мнению заявителя, предприятие правомерно не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу суммы выплат работникам – «малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», поскольку право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, а работник в отношении которой Пенсионным фондом доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу была занята на работах с вредными условиями труда менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, в связи с этим право на досрочную пенсию данный работник не имеет. В своем заявлении предприятие также просит суд снизить штрафные санкции до минимально возможного предела с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств – сложного финансового положения предприятия (предприятие является дотационным), выполнение предприятием социально значимой функции, указав, что ПМУП «Городской транспорт» является единственным муниципальным предприятием на территории Петрозаводского городского округа, осуществляющим пассажирские перевозки наземным электрическим транспортом, и выполняющим социально важную функцию по перевозке льготных категорий пассажиров по проездным билетам, студентов и школьников. Кроме того, предприятие является одним из крупнейших работодателей города Петрозаводска, на нем трудится порядка 400 человек.

В отзыве ответчик указал, что доводы заявителя о частичной занятости работника Ромашкиной И.В. на работах с вредными условиями труда документально не подтверждены, а обстоятельств, смягчающих ответственность, Пенсионным фондом не установлено, в связи с чем считает, что заявленные предприятием требования удовлетворению не подлежат.

В предварительном судебном заседании представители сторон ходатайств не заявили, высказали мнения о готовности дела к рассмотрению по существу.

Принимая во внимание отсутствие возражений сторон относительно готовности дела к рассмотрению по существу, суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 65, признал дело готовым к рассмотрению по существу, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в первой инстанции.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В целях осуществления контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 212-ФЗ Управлением проведена выездная проверка плательщика страховых взносов – ПМУП «Городской транспорт» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016. По результатам проверки составлен акт от 14.11.2019 № 009V10190000230.

По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Управления 16.12.2019 вынесено решение № 009V12190000149 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с данным решением предприятию предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 4 785,44 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1 109,35 руб. и по дополнительному тарифу по страховым взносам в размере 5 367,85 руб., всего 11 262,64 руб., а также штраф в размере 2 252,53 руб.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда в части начисления недоимки по дополнительному тарифу по страховым взносам в размере 5 367,85 руб., предприятие в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене в части, и просит суд снизить штрафные санкции до минимально возможного предела.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ранее правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также отношения, возникшие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах за периоды до 01.01.2017 регулировались Законом № 212-ФЗ.

Учитывая, что в настоящем деле нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах допущены предприятием в период с 01.01.2016 по 31.12.2016, то подлежат применению нормы закона, действующего в тот период.

Согласно статье 5 Закона № 212-ФЗ предприятие является плательщиком страховых взносов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, в числе прочего, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (статья 7 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

При этом, под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (пункт 1 статьи 12 Закона № 212-ФЗ), которая в свою очередь определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ)), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2015 год и последующие годы - 6%.

 Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов.

Из анализа приведенных норм права следует, что части 2, 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ содержат четкое указание об обязанности страхователя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в определенном размере в отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Пунктом 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному класс условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет, условием применения дополнительного тарифа является непосредственная занятость работника на тяжелых (вредных, опасных) работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет (далее - Списки).

В соответствии с разделом 1.2. Списка № 2 XXXIII «ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ» правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются «Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» (код позиции 23200000-13450).

Штатным расписанием предприятия, действующим в проверяемый период, предусмотрена профессия «Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» на основании приказа от 02.06.2016 № 15-о предприятием проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) (имеется в материалах дела).

По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Отчет о проведении СОУТ утвержден 05.09.2016, срок действия СОУТ — 05.09.2021 (имеется в материалах дела).

Учитывая изложенное, результаты СОУТ применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по должности «Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» не проводилась, представленные документы (сертификаты, декларации о соответствии) не подтверждают занятость на работах с применением вредных веществ 3 класса опасности.

Согласно карте СОУТ № 14 по должности «Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» общая оценка условий труда составляет 3.3 «Вредный», предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с Разделом XXXIII «ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ» Списка № 2.

Таким образом, предприятию страховые взносы по дополнительным тарифам в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 следовало исчислять:

- в отношении рабочих мест, по которым не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда - в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ;

- в отношении рабочих мест, по которым проведена аттестация рабочих мест - в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Согласно трудовому договору ПМУП «Городской транспорт» от 01.12.2010 № 883 на должность маляра 3 разряда принята Ромашкина Ирина Владимировна (имеется в материалах дела). Из условий договора следует, что работник принят на полный рабочий день по основному месту работы. Согласно табелю учета рабочего времени работник занят в должности маляр полный рабочий день.

Приказы о переводе (перемещении) работника на иные должности предприятием в материалы дела не представлены. Согласно расчетным листкам за проверяемый период работнику произведена оплата труда, выплачена доплата за вредные условия труда.

Доводы заявителя о частичной занятости работника Ромашкиной И.В. на работах с вредными условиями труда в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтверждены.

Таким образом, представленными предприятием документами по учету кадров, бухгалтерскому учету, картой специальной оценки условий труда, подтверждается занятость Ромашкиной И.В. на работах с вредными условиями труда. Следовательно, выплаты и вознаграждения, произведенные Ромашкиной И.В., подлежат включению в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в период с 05.09.2016 по 31.12.2016. Между тем, страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ предприятием не исчислены.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами Управления о том, что предприятием занижена база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 89 464,30 руб., что привело к неуплате страховых взносов в сумме 5 367,86 руб.

Расчет занижения базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу и сумм неуплаченных страховых взносов за 2016 год отражен в Приложении № 2 к акту выездной проверки от 14.11.2019 №009V10190000230.

В ходе рассмотрения материалов выездной проверки обстоятельств, исключающих вину предприятия в совершении правонарушения согласно статье 43 Закона № 212-ФЗ, Пенсионным фондом выявлено не было.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив приведенные заявителем доводы, суд не находит оснований для снижения размера штрафа. Размер санкции определен Управлением по правилам пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ и, по мнению суда, соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

Согласно Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 года № 2-П принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, либо исключительности рассматриваемого случая.

Освобождение Предприятия от ответственности либо снижение штрафа будет противоречить целям наказания, может породить уверенность в безнаказанности противоправного деяния, и не будет способствовать формированию уважительного отношения к закону и суду.

Учитывая изложенное, суд в удовлетворении требований предприятия отказывает полностью.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления относится на заявителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований Петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 16.12.2019 № 009V12190000149 и его отмене в части взыскания суммы недоимки по дополнительному тарифу по страховым взносам в размере 5 367,85 руб., а также о снижении штрафных санкций до минимально возможного предела, отказать полностью.

2.Судебные расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

3.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект, д.65, Литер А) через Арбитражный суд Республики Карелия.

 Судья

Лазарев А.Ю.