Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-3015/2019 |
31 мая 2019 года
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола помощником судьи Сафроновой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Финансбюро»
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное)
о признании недействительным решения №009V12190000002 от 25.01.2019
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя, ООО «Финансбюро», - Ермолиной С.А. (доверенность от 10.01.2019),
ответчика, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), - Новожиловой Е.А. (доверенность от 08.04.2019),
установил: общество с ограниченной ответственностью «Финансбюро» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее – учреждение) о признании недействительным решения №009V12190000002 от 25.01.2019 .
В отзыве на заявление учреждение не согласно с заявленными требованиями, считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать.
Заслушав представителя общества, поддержавшую заявленные требования, представителя учреждения, возражавшей против предъявленных требований, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Общество является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования, и в соответствии с договором о совместной деятельности от 12 мая 2008 года участвует в технологическом процессе по добыче открытым способом гранита и его переработке в карьере, пользователем которого является ООО «Гранитдомдорстрой», расположенном в п. Лахколампи Суоярвского района Республики Карелия. Общество осуществляет деятельность в границах земельного участка, выделенного ООО «Гранитдомдорстрой» для разработки карьера.
Судом установлено, что учреждением в ноябре 2018 года проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Финансбюро» за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года.
30 ноября 2018 года учреждением составлен акт выездной проверки, по результатам рассмотрения акта и возражений общества руководителем учреждения 25 января 2019 года принято оспариваемое решение:
- о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 14 690 рублей 89 копеек;
- об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ:
а) на страховую часть пенсии в размере 2 432 руб. 50 коп.,
б) по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), не зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда), в размере 295 994 руб. 83 коп.;
в) по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда), в размере 54 114 руб. 87 коп.;
г) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 563 руб. 90 коп.
- об уплате пеней, исчисленных по состоянию на 31.12.2016: в Пенсионный фонд РФ: на страховую часть пенсии, в размере 113 руб. 28 коп., по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, в размере 54 282 руб. 37 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 26 руб. 26 коп.
Общество является предприятием, участвующим в технологическом процессе по добыче открытым способом гранита и его переработке в карьере, пользователем которого является ООО «Гранитдомдорстрой», расположенном в п. Лахколампи Суоярвского района Республики Карелия.
В проверяемый период действовал Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ)), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2015 год и последующие годы – 6%.
Согласно части 2.1 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
- класс условий труда «вредный», подкласс условий труда «3.1» - 2%;
- класс условий труда «вредный», подкласс условий труда «3.2» - 4%;
- класс условий труда «вредный», подкласс условий труда «3.3» - 6%;
- класс условий труда «вредный», подкласс условий труда «3.4» - 7%.
Таким образом, частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в определенном размере в отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1–18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1–18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1–18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Следовательно, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на производстве с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет, условием применения дополнительного тарифа является занятость работника на тяжелых (вредных, опасных) работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утверждены Список № 1 и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет (далее Список № 1, Список № 2).
Списком № 2 раздела 1 Горные работы (подраздел 2010100а) установлено, что право на назначение досрочной страховой пенсии возникает у рабочих, занятых на открытых горных работах и работах на поверхности разрезов, карьеров по добыче открытым способом нерудных ископаемых, содержащие вредные вещества 1-2 класса опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности.
Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (вступил в силу с 1 января 2014 г.) установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 статьи 7).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу только в случае, если по итогам аттестации рабочего места либо по результатам специальной оценки условий труда, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
По итогам аттестации рабочих мест, а также по результатам специальной оценки условий труда были признаны вредными следующие профессии, имеющиеся в штатном расписании общества:
- водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе (общая оценка условий труда – 3.2 класс);
- машинист бульдозера (общая оценка условий труда – 3.2 класс);
- машинист экскаватора (общая оценка условий труда – 3.2 класс);
- машинист погрузочной машины (общая оценка условий труда – 3.2 класс);
- машинист автогрейдера (общая оценка условий труда – 3.2 класс);
- машинист крана автомобильного (общая оценка условий труда – 3.1 класс);
- дробильщики (общая оценка условий труда – 3.1 класс и 3.2 класс);
- электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования (общая оценка условий труда – 3.1 класс).
Согласно условиям трудовых договоров, заключенных с работниками, принятыми на вышеуказанные должности, приказам (распоряжениям) о приеме на работу, работники приняты на работу в структурное подразделение общества – «Автотранспортный цех» на полный рабочий день по основному месту работы. Согласно пункту 1 дополнительных соглашений к трудовым договорам, условия труда на рабочих местах вышеуказанных работников по степени вредности (опасности) являются вредными (3 класс опасности, подкласс 3.1, 3.2).
Таким образом, вышеперечисленными документами подтверждена занятость работников по вышеуказанным профессиям на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в связи с чем у общества отсутствовали основания для исключения из базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам выплат и иных вознаграждений, произведенных работникам, занятым в указанных должностях.
Штатное расписание структурного подразделения общества – «Дробильно-сортировочный комплекс» также содержит должности (профессии), пользующиеся правом на досрочное назначение страховой пенсии:
- дробильщик;
- электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования;
- начальник смены.
В соответствии с пунктом 1 дополнительных соглашений к трудовым договорам вышеуказанных должностей, условия труда на рабочем месте работника по степени вредности и (или) опасности являются вредными (3 класс, подкласс 3.1).
Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда, картам специальной оценки условий труда по должностям «дробильщик» и «слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» итоговые классы условий труда: 3.2 и 3.1 (вредный).
В отношении должности «начальник смены» аттестация рабочих мест обществом не проводилась, как следует из материалов дела, по результатам специальной оценки условий труда итоговый класс условий труда – 2 (допустимый).
Поскольку переработка гранита на щебень является этапом технологического процесса по добыче полезных ископаемых открытым способом, осуществляется в границах земельного участка, выделенного ООО «Гранитдомдорстрой» для разработки карьера, следовательно, на выплаты работникам, работающим на должностях «дробильщик», «электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования», «начальник смены», необходимо исчислять взносы по дополнительным тарифам, предусмотренные ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
Штатное расписание общества содержит также должности (профессии) «вулканизаторщик» и «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности». Работники, работающие на данных должностях (профессиях) в соответствии со Списком № 2 пользуются правом выхода на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда, картам специальной оценки условий труда по должности «электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах», итоговый класс условий труда составляет 3.1 (вредный) и 3.2 (вредный). Согласно трудовому договору № 5/16 общества с работником и дополнительному соглашению к нему от 06 апреля 2016 г. условия труда на рабочем месте электрогазосварщика по степени вредности и (или) опасности являются, согласно специальной оценке условий труда, вредными (класс 3.2).
Аттестация рабочего места по условиям труда по должности «вулканизаторщик» обществом не проводилась. Согласно карте специальной оценки условий труда по должности «вулканизаторщик» итоговый класс условий труда составляет 2 (допустимый), в связи с чем право на досрочное пенсионное обеспечение у работника, в нарушение действующего законодательства, отсутствует.
Таким образом, общество должно было начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу электрогазосварщиков и вулканизаторщиков, независимо от того, в каких производствах они были заняты.
Обязанность страхователя начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с требованиями Закона № 212-ФЗ и Закона № 426-ФЗ возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными условиями труда и не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на досрочное получение страховой пенсии.
Допущенные обществом нарушения привели к занижению базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, что привело к неуплате (неполной уплате) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 353 106 руб. 10 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Таким образом, начисление оспариваемым решением учреждения обществу сумм соответствующих пеней, а также привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, признано судом правомерным.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
Судья А.В.Подкопаев