Арбитражный суд Республики Карелия
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск
Дело №
А26-3169/2012
08 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о признании действий незаконными
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт"
при участии представителей:
заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО1, - ФИО2 по доверенности от 04.02.2011,
ответчика, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, - ФИО3 по доверенности от 06.02.2012,
третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, - не явился,
третьего лица, муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт", - ФИО4 по доверенности от 11.01.2012
установила: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными действий по проведению отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
В обоснование заявленного требования Предприниматель сослалась на нарушение Министерством положений статьи 21 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением суда от 04.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Городской транспорт» и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении. Просил приобщить к материалам дела копию выданной Предпринимателю лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек и копии договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа от 27.03.2012 с приложением согласованного расписания движения автобусов городского сообщения по маршрутам. Указанные документы представлены заявителем в подтверждение того обстоятельства, что Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом и имеет право на предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
По мнению представителя заявителя, ответчик при проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан должен был руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», в соответствии со статьей 21 которого извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заявитель полагает, что проведенный Министерством отбор является конкурсом и предполагает определение по его итогам единственного победителя, предложившего лучшие условия. Министерство 23.12.2011 опубликовало на официальном сайте Приказ от 23.12.2011 №2081 «О проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан», а уже 26.12.2011 было принято решение о признании Петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» победителем отбора по лоту №11. Таким образом, по мнению заявителя, ответчиком была нарушена статья 21 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, а также пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку Министерство предоставило ПМУП «Городской транспорт» информацию о проведении отбора в приоритетном порядке.
При таких обстоятельствах Предприниматель не имела возможности за такой короткий срок подготовить весь пакет документов и представить его в Министерство. Способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Предпринимателя, по мнению представителя заявителя, должно являться проведение нового отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
Представитель ответчика заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве за заявление и дополнительных письменных пояснениях. Позиция Министерства основана на том, что реализация социальных проездных билетов является формой социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемой организациями общественного транспорта и не является поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий на цели компенсации части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими социальных проездных билетов отдельным категориям граждан производится из бюджета Республики Карелия, указанные субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе всем участникам отбора, которые соответствуют установленным требованиям, при предоставлении организациями общественного транспорта документов, подтверждающих количество реализованных именных социальных проездных билетов. В случае, если на участие в отборе поступили бы заявки от нескольких организаций и эти организации соответствовали бы установленным требованиям, такие организации получили бы право на получение указанных субсидий. Предусмотренные на предоставление субсидий денежные средства в таком случае распределяются в процентном отношении применительно к количеству реализованных проездных билетов. Министерство заинтересовано в том, чтобы все граждане, имеющие право пользоваться именными социальными проездными билетами, могли реализовать свое право, поэтому в случае недостаточности выделенных денежных средств может быть рассмотрен вопрос о выделении дополнительного финансирования. Представитель ответчика пояснила, что согласно условиям проведения отбора «победитель отбора» - это лицо, которое соответствует всем установленным критериям и с кем заключено соглашение на предоставление субсидий, а «участник отбора» - лицо, подавшее заявку на участие в данном отборе, которое может и не соответствовать всем предъявляемым критериям. Министерство не предоставляло ПМУП «Городской транспорт» в приоритетном порядке информацию о проведении отбора, данная информация была опубликована на официальном сайте, в указанный срок поступила одна заявка, которая и была рассмотрена в установленном порядке.
Представитель третьего лица, Петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» считает заявленное требование необоснованным. Пояснила, что ПМУП «Городской транспорт» получило информацию о проведении отбора на предоставление в 2012 года указанных субсидий с официального сайта Министерства. Конкурсная документация была своевременно подготовлена, так как предприятие уже имело опыт участия в подобных отборах в 2010, 2011 годах, сотрудниками предприятия проводился регулярный мониторинг сайта Министерства на предмет публикации информации о предстоящем проведении отбора, и в первой половине дня 26.12.2011 необходимый пакет документов был направлен в Министерство. Права и законные интересы индивидуального предпринимателя ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности не нарушены в связи с тем, что ФИО1 не является заинтересованным лицом, так как лишь намеревалась принять участие в конкурсном отборе, но не предприняла никаких действий для участия в нем и не представила доказательств реальной возможности по организации и осуществлению перевозок пассажиров по социальным проездным билетам на территории Петрозаводского городского округа.
Третье лицо, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, повторно по вызову суда не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание и не представило письменного отзыва на заявленное требование.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в порядке, установленном частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 03 до 06 августа 2012 года до 12 час. 30 мин. для представления заявителем доказательств, подтверждающих, что на момент осуществления ответчиком оспариваемых действий по проведению отбора Предприниматель осуществляла деятельность по перевозке пассажиров общественным транспортом и могла претендовать на предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
После перерыва судебное разбирательство продолжено с участием представителей заявителя ФИО2, ответчика – ФИО3, в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной Е.Б.
Представитель Предпринимателя просил приобщить к материалам дела копию договора №11 от 24.02.2009 о порядке организации транспортного обслуживания населения Петрозаводского городского округа, заключенного между Администрацией Петрозаводского городского округа и Предпринимателем, с приложением согласованных расписаний движения автобусов по маршрутам. Срок действия договора – до 31.03.2012.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Представители заявителя и ответчика поддержали свои позиции, высказанные до объявления перерыва в судебном заседании.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и изучив представленные документы, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304100110000172.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 №24-П «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия» утверждены Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии, согласно приложению N 1; Цели и условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия согласно приложению N 2; Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, согласно приложению N 3.
Указанным постановлением определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В рамках реализации названного постановления Правительством Республики Карелия 23.12.2011 принято постановление №369-П «О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан» (далее – Постановление №369-П). Названным постановлением утверждены порядок и условия предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Пунктом 3 Постановления №369-П установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия:
устанавливает порядок отбора организаций общественного транспорта в целях предоставления им субсидий;
проводит отбор организаций общественного транспорта в целях предоставления им субсидий;
осуществляет перечисление организациям общественного транспорта субсидий из расчета 320 рублей за один именной социальный проездной билет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 23.12.2011 №2081 «О проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан» утвержден Порядок отбора организаций общественного транспорта в целях предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан (далее – Порядок отбора). Указанный приказ опубликован 23.12.2011 на официальном сайте Министерства.
Согласно пункту 1 Порядка отбора целью проводимого отбора является определение организаций общественного транспорта для предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с оказанием ими мер социальной поддержки для граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и граждан, указанных в пунктах 1-9 статьи 2 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 №827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства Республики Карелия «О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан».
Пунктом 2 Порядка отбора установлено, что отбор организаций общественного транспорта проводится среди юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом в городском сообщении, при условии реализации ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан по указанным в Порядке отбора лотам.
В соответствии с пунктом 3 Порядка отбора прием заявок и документации на участие в отборе производится в Министерстве. Рассмотрение заявок и определение победителей отбора состоится 26.12.2011 в случае поступления не менее одной заявки по соответствующему лоту. В случае отсутствия заявок по соответствующим лотам на 26.12.2011, рассмотрение заявок и определение победителей состоится 28.12.2011 при поступлении не менее одной заявки по соответствующему лоту.
В пунктах 4 и 5 Порядка отбора установлены критерии отбора организаций общественного транспорта и требования к документации.
Пунктом 7 порядка отбора установлен порядок оценки заявок и заключения соглашений. При рассмотрении заявок использованы следующие критерии:
- охват маршрутной сети;
- стоимость социального проездного билета;
- количество и вместимость транспортных средств, предлагаемых для исполнения соглашения;
- количество пунктов продажи билетов.
Для каждого из участников отбора проводится балльная оценка всех критериев, рассматриваемых в рамках заявки. Каждому критерию присваивается коэффициент весомости, отражающий относительную значимость критерия. При установлении коэффициентов весомости соблюдается следующее обязательное условие – сумма коэффициентов весомости всех критериев должна быть равна единице.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение о заключении с участниками отбора соглашения о предоставлении субсидии (пункт 8 Порядка отбора).
26.12.2011 в Министерство по лоту в границах Петрозаводского городского округа поступила одна заявка от ПМУП «Городской транспорт» и по результатам отбора между Министерством и ПМУП «Городской транспорт» заключено соглашение о предоставлении в 2012 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Предприниматель, полагая, что действия Министерства по проведению отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан не соответствуют статье 21 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемые действия осуществлены Министерством на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 23.12.2011 №2081 «О проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан» во исполнение постановления Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 №369-П «О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан».
Согласно Экспертному заключению Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 28.03.2012 №02-2935 на постановление Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 №369-П предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются бюджетные отношения, возникающие при исполнении бюджета Республики Карелия. Нормативное правовое регулирование в рассматриваемой сфере общественных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», Законом Республики Карелия от 26.11.2011 № 1557-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
Согласно названному заключению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в постановлении Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 №369-П «О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан» норм, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, не выявлено.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергается лицами, участвующими в деле, 23.12.2011 на официальном сайте Министерства был опубликован Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 23.12.2011 №2081 «О проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан».
26.12.2011 в Министерство по лоту в границах Петрозаводского городского округа поступила одна заявка от ПМУП «Городской транспорт» и по результатам отбора между Министерством и ПМУП «Городской транспорт» заключено соглашение о предоставлении в 2012 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Обосновывая свое требование о признании незаконными действий Министерства по проведению отбора, Предприниматель указала на то, что указанные действия должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ), а установленный для предоставления заявок срок не соответствовал статье 21 Закона №94-ФЗ и не позволил Предпринимателю своевременно подготовить весь пакет документов и подать заявку на участие в отборе.
Данный довод отклоняется судом исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона №94-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона №94-ФЗ определено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Согласно статье 4 Закона №94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Согласно статье 5 Закона №94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Предоставление субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан регламентируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия от 17.12.2004 №827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», Закона Республики Карелия от 26.11.2011 №1557-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».
Пунктом 16 статьи 3 Закона Республики Карелия от 31.12.2009 № 1354-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Карелия» определение целей, условий, порядка предоставления субсидий из бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, порядка возврата указанных субсидий, а также критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение указанных субсидий, отнесено к бюджетным полномочиям Правительства Республики Карелия.
Согласно подпункту 14 пункта 2 Целей и условий предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным» учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия», субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ из бюджета Республики Карелия предоставляются, в том числе на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Частью 3 статьи 8 Закона Республики Карелия от 26.11.2011 № 1557-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определяется Правительством Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 1 Приложения №2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 №24-П субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ из бюджета Республики Карелия предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 Приложения №3 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 №24-П предоставление субсидий осуществляется на основе результатов отбора и в соответствии со сводной бюджетной росписью, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных исполнительным органам государственной власти Республики Карелия (далее - главные распорядители), и установленных лимитов бюджетных обязательств.
Отбор юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с Критериями отбора, утвержденными настоящим Постановлением, в установленном соответствующим органом исполнительной власти Республики Карелия порядке.
Пунктом 2 названного Приложения №3 определено, что главные распорядители отражают в бюджетных росписях и лимитах бюджетных обязательств главных распорядителей средства субсидий по подстатьям операций сектора государственного управления 241 "Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям", 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
Согласно пункту 3 Приложения №3 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами с получателями бюджетных средств, в соответствии с Целями и условиями предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и настоящим Порядком.
Для заключения соглашений (договоров) представляются документы в установленном соответствующим органом исполнительной власти Республики Карелия порядке.
Основаниями для отказа в заключении соглашения (договора) со стороны получателя бюджетных средств являются:
1) несоответствие юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг утвержденным настоящим Постановлением Критериям отбора;
2) несоответствие предъявленных юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, затрат или неполученных доходов Целям и условиям предоставления субсидий, утвержденным настоящим Постановлением.
В соответствии с пунктом 4 Приложения №3 получатели бюджетных средств на основании заключенных соглашений (договоров) в пределах учтенных на их лицевых счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия, ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов оплаты денежных обязательств осуществляют в установленном порядке перечисление субсидий на счета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, открытые в кредитных организациях.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица представляют главному распорядителю финансовую отчетность об использовании субсидий в порядке, установленном соглашением (договором) (пункт 6 Приложения №3).
Получатели бюджетных средств осуществляют контроль за выполнением условий соглашений (договоров), а также за возвратом субсидий в бюджет Республики Карелия в случае нарушения условий соглашений (договоров) (пункт 7 Приложения №3).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд – это возмездные сделки, заключаемые в установленном Законом №94-ФЗ порядке между государственными заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, предполагающие выполнение названными поставщиками работ, оказание услуг для нужд государственных заказчиков. Предоставление же субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, регулируется нормами бюджетного законодательства, установленным Правительством Республики Карелия порядком и осуществляется Министерством в целях исполнения возложенных на него обязанностей. Таким образом, компенсация части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан не является поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд и не регулируется нормами Закона №94-ФЗ.
Таким образом, довод Предпринимателя о необходимости соблюдения Министерством при проведении отбора требований статьи 21 Закона №94-ФЗ в части размещения на официальном сайте Министерства информации о предстоящем проведении отбора не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками отклоняется судом как не соответствующий нормам действующего законодательства.
Обосновывая свою позицию, заявитель также указывала на то обстоятельство, что при проведении отбора возможно наличие только одного победителя, в связи с чем данный отбор соответствует понятию открытого конкурса, что свидетельствует о необходимости соблюдения требований Закона №94-ФЗ.
Данный довод не принимается судом по следующим основаниям.
Порядком отбора (приложение №1 к приказу Министерства от 23.12.2011 №2081) установлены критерии отбора организаций общественного транспорта. В случае, если лицо, подавшее заявку на участие в отборе, соответствует указанным критериям, комиссией по рассмотрению заявок принимается решение о заключении с участниками отбора соглашения о предоставлении субсидии. В порядке отбора отсутствует указание на то, что по итогам рассмотрения заявок определяется единственный участник, чье предложение является лучшим по отношению к другим участникам отбора. Таким образом, при проведении отбора возможно определение нескольких участников, чьи заявки соответствуют установленным критериям и с которыми возможно заключение соглашения о предоставлении субсидии. Предоставление субсидии осуществляется исходя из количества реализованных отдельным категориям граждан именных социальных проездных билетов из расчета 320 руб. за один билет.
Судом отклоняется также и довод Предпринимателя о нарушении Министерством пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона №135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, информация о предстоящем проведении отбора опубликована Министерством 23.12.2011 на официальном сайте. ПМУП «Городской транспорт» в установленный срок – 26.12.2011 подало в Министерство заявку с приложением необходимого пакета документов. Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие, что Министерство каким-либо иным способом заблаговременно информировало ПМУП «Городской транспорт» о проведении отбора либо осуществило иные действия, которые приводят или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, невозможности Предпринимателю или иным заинтересованным лицам получить информацию о предстоящем проведении отбора.
Кроме того, по мнению суда, в рассматриваемом случае заявитель не доказала нарушение ее прав и законных интересов при осуществлении Министерством действий по проведению отбора.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в деле. Такая заинтересованность может признаваться за лицами, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями и могут быть восстановлены в результате признания оспариваемых действий незаконными.
В случае, если лицо лишь намеревалось принять участие в отборе, но не участвовало в нем, не подавало заявку на участие, не совершило всех необходимых действий для участия в отборе, то проведенный отбор не может нарушить его права и законные интересы, а признание незаконными действий по проведению отбора не приведет к восстановлению прав.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель не подавала заявку на участие в отборе ни в сроки, установленные Министерством, ни после проведения отбора. Доказательств, подтверждающих совершение Предпринимателем всех необходимых для участия в отборе действий, заявителем в материалы дела не представлено. Отсутствуют и доказательства того, что Министерство отказало Предпринимателю в приеме ее заявки, в предоставлении информации о проводившемся отборе либо каким-либо иным способов воспрепятствовало участию Предпринимателя в отборе.
На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении заявленного Предпринимателем требования следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленного индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>); в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
Цыба И.С.