Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-3171/2021 |
27 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения принята 20 декабря 2021 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Цыба И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Администрации Петрозаводского городского округа к открытому акционерному обществу «Станкозавод» о взыскании 330 333 руб. 19 коп.
третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
без участия представителей сторон и третьего лица
установил: Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – истец, Администрация) 22.04.2021 обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу «Станкозавод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - ответчик) о взыскании 118 567 руб. 28 коп., в том числе:
- задолженность по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером 10:01:170129:008, площадью 107675 кв.м за период с 01.08.2020 по 30.11.2020 в размере 117 382 руб. 38 коп.;
- задолженность по пеням за период с 06.08.2020 по 30.11.2020 в размере 1 184 руб.90 коп.
Определением от 18.08.2021 суд принял к рассмотрению уточненное требование Администрации о взыскании с Общества 330 333 руб. 19 коп., в том числе:
- задолженность по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером 10:01:170129:008, площадью 107675 кв.м за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 в размере 321 358,31 руб.;
- задолженность по пеням за период с 06.08.2020 по 30.06.2021 в размере 3185,97 руб.;
- пени, начисленные на задолженность, взысканную по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу № А26-9514/2020, за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 в размере 5 788, 91 руб.
Определением от 20.09.2021 суд привлек Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Истец в обоснование заявленного требования ссылался на следующее.
Пунктом 1.1 договора аренды предусмотрено, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок в южной промышленной зоне площадью 107675 кв.м, с кадастровым номером 10:01:170129:008, согласно плану земельного участка и акту приема-передачи.
В соответствии с п. 1.2 договора аренды участок предоставляется из земель поселений для производственной деятельности.
Согласно п. 7.1 договора аренды указанный договор заключен сроком с 29.01.2002 по 28.01.2022.
Пунктом 2.1, 2.3 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения №548 01.11.2004, далее - Соглашение №548) предусмотрено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается согласно Приложению № 2 и взимается в размере 263 798,10 руб. в год.
С 23.10.2015 расчет годовой арендной платы производится в соответствии с Законом Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 № 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом приведенных актов годовая арендная плата за пользование земельным участком с 23.10.2015 составляет 351 184,94 руб., ежедневная арендная плата составляет: 962,1505 руб.
Арендатор своевременно не уплатил арендную плату, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2020 по делу А26-2141/2020 ОАО «Станкозавод» признано несостоятельным (банкротом), как отсутствующий должник, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён ФИО1
В силу статьи 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий (подлежит применению в конкурсном производстве) в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
Договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора (часть 3 статьи 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Учитывая изложенное, ответчик просил суд отказать Администрации в удовлетворении исковых требований.
Администрация, полагая неправомерными доводы ответчика, указала следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство, Арендодатель) осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, Министерство является арендодателем по договору аренды земельного участка № 5498 от 15.02.2002. Ответчиком должен был направить Министерству, как арендодателю земельного участка, уведомление об отказе от договора аренды. Поскольку ответчик этого не сделал, Администрация считает, что Обществом не соблюдена процедура, установленная статьей 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
На основании положений, закрепленных в Постановлении Администрации Петрозаводского городского округа от 30.12.2016 №5293, Администрация Петрозаводского городского округа является главным администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа по кодам бюджетной классификации доходов, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета о бюджете Петрозаводского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период, и обладает бюджетными полномочиями в соответствии с пунктом 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контролирует осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним подведомственными им администраторами доходов, в том числе своевременность направления претензий контрагентам и (или) соответствующих материалов дел в нормативно-правовое управление аппарата Администрации для подготовки исковых заявлений в суд.
Таким образом, Администрация, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа, осуществляет администрирование неналоговых доходов, для чего выполняет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним, а также проводит работу по взысканию в судебном порядке задолженности по платежам (неналоговым доходам), пеням и штрафам по ним.
Кроме того, поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:01:170129:008 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то права арендодателя по договору аренды земельного участка № 5498 от 15.02.2002 перешли от Администрации Министерству независимо от переоформления договора аренды, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 301/10 по делу № А03-736/2009, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2014 № ВАС-8658/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 № 306-ЭС15-18438.
Передача полномочий по предоставлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о том, что Администрация перестала быть получателем доходов по арендной плате за земельные участи государственная собственность на которые не разграничена, и не вправе требовать погашения задолженности от арендатора.
Министерство на основании доверенности от 12.07.2021 № 13/2021 (далее - Доверенность) предоставило Администрации полномочия по направлению арендаторам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Петрозаводского городского округа, предупреждений о прекращении договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, письменных предупреждений о необходимости исполнения ими обязательств в разумный срок, полномочия по заключению от имени Министерства дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Петрозаводского городского округа, предусматривающие условия о расторжении указанных договоров, и т.д.
Таким образом, Администрация Петрозаводского городского округа не имеет самостоятельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые в разграничена; имеет право действовать в вопросах по расторжению договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключительно на основана доверенности от имени Министерства.
Кроме того, в соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014 №35 «О последствиях расторжения договора» в случае расторжения договора аренды взысканию также подлежат установленные договором платежи за пользование имуществом до дня фактического возвращения имущества лицу, предоставившему это имущество в пользование, а также убытки, неустойка за просрочку арендатора по день фактического исполнения своих обязательств.
Таким образом, по мнению истца, прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращения обязательства по внесению арендной платы. Спорный земельный участок не был передан ответчиком по акту приема-передачи, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Арендатором обязанности по возврату земельного участка, в связи с чем требования Администрации являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, Администрация сослалась на статью 102 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
Учитывая, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, само по себе наличие договорных отношений между сторонами, по мнению Администрации, прямо не свидетельствует о том, что указанные отношения препятствуют восстановлению платежеспособности должника (ввиду отсутствия сведений о надлежащем возращении земельного участка и передаче его по акту приема передачи должник обязан уплачивать установленные договором платежи за пользование имуществом до дня фактического возвращения имущества, а также убытки и неустойку за просрочку арендатора по день фактического исполнения своих обязательств).
Исходя из вышеизложенного, Администрация считает, что в существующих правоотношениях отсутствуют основания для возможности одностороннего отказа от исполнения договора, предусмотренного пунктом 3 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Третье лицо, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в процессе рассмотрения дела направило в суд отзыв, в котором указало следующее.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П (далее - Положение), Министерство осуществляет полномочии по предоставлению в соответствии в федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2016.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41. 42 и 46 БК РФ.
В бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.
Передача полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не означает, что Администрация перестала быть получателем доходов от арендной платы за земельные участки и не вправе требовать погашения задолженности от арендатора.
В соответствии со статьей 6, пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ к полномочиям администратора доходов бюджета относятся следующие функции: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Администрация является получателем средств по договорам аренды, в связи с чем, обладает полномочиями, в том числе и по взысканию арендной платы и пени.
В Министерстве отсутствует информация об изменении стороны в договоре аренды земельного участка № 5498 от 15.02.2002 со стороны арендодателя, оформленное путем подписания дополнительного соглашения.
Согласно положениям Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, если применить по аналогии статью 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК к договорам аренды, заключенным с органами местного самоуправления, то Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не приняло на себя полномочия арендодателя по договору, заключенному между Администрацией и ответчиком на основании положений Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, что находит свое подтверждение в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 № 88-2221/2019.
Между Министерством и ответчиком отсутствуют договорные отношения в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:170129:008 площадью 107 675 кв.м., в том числе по договору аренды земельного участка № 5498 от 15.02.2002.
На основании вышеизложенного, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставило удовлетворение исковых требований на усмотрение суда.
Судебное разбирательство проведено судом в отсутствие представителей сторон и третьего лица в порядке, установленном частями 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Пунктом 1.1 договора аренды предусмотрено, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок в южной промышленной зоне площадью 107675 кв.м, с кадастровым номером 10:01:170129:008, согласно плану земельного участка и акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды участок предоставляется из земель поселений для производственной деятельности.
Согласно пункту 7.1 договора аренды указанный договор заключен сроком с 29.01.2002 по 28.01.2022.
Пунктом 2.1, 2.3 договора аренды (в редакции дополнительного соглашения №548 01.11.2004, далее - Соглашение №548) предусмотрено, что арендная плата за земельный участок рассчитывается согласно Приложению № 2 и взимается в размере 263 798,10 руб. в год.
С 23.10.2015 расчет годовой арендной платы производится в соответствии с Законом Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 17.04.2014 № 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена» и определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом приведенных актов годовая арендная плата за пользование земельным участком с 23.10.2015 составляет 351 184,94 руб., ежедневная арендная плата составляет 962,1505 руб.
Арендатор своевременно не уплатил арендную плату, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате. Указанное обстоятельство послужило основанием для Администрации обратиться в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против заявленного иска, ссылался на то обстоятельство, что договор аренды прекращен в связи с отказом Общества от договора аренды в порядке, предусмотренном статьей 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Министерство ссылалось на отсутствие договорных отношений с Обществом по аренде земельного участка с кадастровым номером 10:01:170129:008.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Перемена лица в обязательстве при замене стороны в договоре происходит на основании соглашения сторон, в частности о передаче договора, или на основании закона (статья 392.3 ГК РФ). При этом права и обязанности первоначальной стороны в полном объеме одновременно переходят к заменяющей стороне.
На основании закона сторона в договоре меняется, в частности, при реорганизации кредитора или должника (подпункт 1 пункта 1 статьи 387, статья 58 ГК РФ).
Статьей 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Положение № 390-П).
Согласно абзацу 3 пункта 1 Положения № 390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В подпунктах 36 – 48 пункта 9 Положения № 390-П определено, что Министерство:
Администрация в обоснование своей позиции о необходимости уведомления Обществом Министерства как арендодателя земельного участка об отказе от договора аренды, указывала на то, что полномочия арендодателя по договору аренды земельного участка № 5498 от 15.02.2002 перешли к Министерству в силу Закона Республики Карелия № 1980-ЗРК от 29.12.2015 и Положения № 390-П.
Данная позиция Администрации является ошибочной ввиду следующего.
Как указано в абзаце 3 пункта 1 Положения № 390-П, функции управления и распоряжения возложены на Министерство в отношении государственного имущества и земельных ресурсов Республики Карелия, а также земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности (в соответствии с федеральным законодательством). В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия Министерству предоставлены в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия.
В пункте 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные полномочия корреспондируют с полномочиями Министерства, закрепленными в пункте 9 Положения № 390-П.
Суд обращает внимание, что юридическая процедура «предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам» - система последовательных целенаправленных юридически значимых действий исполнительных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (их должностных лиц), а также физических, юридических лиц, совершаемых в установленном правовыми нормами порядке и предусмотренными способами, а также складывающихся на их основе правоотношений. Данная процедура направлена на передачу земельного участка из государственной или муниципальной собственности в частную собственность лицу, которое не обладает на него правом, либо на возникновение предусмотренного законом иного права на земельный участок.
Предоставление земельных участков является лишь одним из видов распоряжения названными объектами, данные понятия соотносятся как часть и целое.
Ни закон Республики Карелия № 1980-ЗРК от 29.12.2015, ни Положение № 390-П, регламентирующее деятельность Министерства, не содержат указания на то, что Министерству переданы полномочия арендодателя по действующим договорам аренды.
Данный вывод корреспондирует и с положениями пункта 1 статьи 617 ГК РФ, согласно которому переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Министерство в отзыве на иск указывало, что дополнительное соглашение к договору аренды № 5498 от 15.02.2002 о замене арендодателя на Министерство не заключалось, Министерство не имеет взаимоотношений с Обществом в части аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:170129:008.
При таких обстоятельствах следует признать, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не имеет полномочий арендодателя по договору аренды № 5498 от 15.02.2002.
В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, 15.01.2021 истцом было получено заявление конкурсного управляющего ОАО «Станкозавод» об отказе от исполнения договора от 15.12.2002 № 5498 аренды земельного участка.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности направлять заявление об отказе от договора в адрес Министерства, не являющегося арендодателем по договору № 5498 от 15.12.2002.
Суд отклоняет довод Администрации о том, что само по себе наличие договорных отношений между сторонами прямо не свидетельствует о том, что указанные отношения препятствуют восстановлению платежеспособности должника, а в существующих правоотношениях отсутствуют предусмотренные пунктом 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» основания для возможности одностороннего отказа от исполнения договора. При этом суд исходит из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Исходя из положений статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, изложенным пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (часть 4 статьи 450.1. ГК РФ).
Как следует из материалов дела и подтверждено представителем Администрации в ходе судебного разбирательства, односторонний отказ конкурсного управляющего от договора № 5498 от 15.02.2002 аренды земельного участка не был оспорен истцом в судебном порядке.
Следовательно, предусмотренная статьей 102 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура была соблюдена ответчиком, указанный договор аренды расторгнут 15.01.2021.
Между тем, доказательств, подтверждающих, что после 15.01.2021 ответчик возвратил земельный участок арендодателю (Администрации) в установленном законом порядке, в материалы дела Обществом не представлено.
Администрация отрицала факт возврата Обществом земельного участка.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор должен вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором; если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки; в случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
В абзаце втором пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснено, что в случае расторжения договора аренды взысканию подлежат установленные договором платежи за пользование имуществом до дня фактического возвращения имущества лицу, предоставившему это имущество в пользование, а также убытки и неустойка за просрочку арендатора по день фактического исполнения им всех своих обязательств.
В статье 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что получателем доходов по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, является орган местного самоуправления соответствующего городского округа по нормативу 100%.
Доказательств, подтверждающих внесение арендной платы за предъявленный к взысканию период, Общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах требование Администрации о взыскании с Общества 321 358 руб. 31 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается просрочка внесения Обществом арендных платежей, в связи с чем истец правомерно начислил ответчику пени в сумме 3 185 руб. 97 коп. за период с 06.08.2020 по 30.06.2021. Расчет пеней проверен судом и признан обоснованным.
Кроме того, Администрацией заявлено требование о взыскании пеней в сумме 5 788 руб. 91 коп., начисленных за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 на задолженность, взысканную по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу №А26-9514/2020.
Названным судебным актом с Общества в пользу Администрации взыскано 118 778 руб. 40 коп., в том числе 117 382 руб. 38 коп. - задолженность по арендной плате за пользование земельным участком за период с 01.04.2020 по 31.07.2020, 1396 руб. 02 коп. - пени за просрочку внесения арендных платежей за период с 01.04.2020 по 31.07.2020.
Требование о взыскании пеней по настоящему делу в сумме 5 788 руб. 91 коп. является обоснованным, так как ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, доказательств уплаты не представил. Расчет пеней проверен судом и признан обоснованным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что иск Администрации подлежит удовлетворению в полном объеме.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в арбитражный суд, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение иска подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
. Иск удовлетворить полностью. Взыскать с открытого акционерного общества "Станкозавод" (ОГРН: 1021000522795, ИНН: 1001001513) в пользу Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1021000538481, ИНН: 1001040505) 330 333 руб. 19 коп., в том числе:
- задолженность по арендной плате за пользование земельным участком с кадастровым номером 10:01:170129:008, площадью 107675 кв.м за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 в размере 321 358 руб. 31 коп.;
- задолженность по пеням за период с 06.08.2020 по 30.06.2021 в размере 3185 руб. 97 коп.;
- пени, начисленные на задолженность, взысканную по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу № А26-9514/2020, за период с 01.08.2020 по 30.06.2021 в размере 5 788 руб. 91 коп.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Станкозавод" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9 607 руб.
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Цыба И.С. |