ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-3236/2021 от 09.06.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-3236/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2021 года.

Полный текст решения изготовлен   июня 2021 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Суоярвский район» к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о признании недействительным представления от 11.02.2021 № 06-20-19ДСП/11-1051-ДСП

при участии представителей:

заявителя – Сухоруковой С.И. по доверенности от 11.01.2021,

ответчика – Матвеенко Е.С. по доверенности от 29.12.2020,

установил: Администрация муниципального образования «Суоярвский муниципальный район» (ОГРН 1021001061839, ИНН 1016010302, адрес: Республика Карелия, Суоярвский район, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6) (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918, адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21) (далее – ответчик, Казначейство) о признании недействительным представления от 11.02.2021 № 06-20-19ДСП/11-1051-ДСП .

            Оспариваемым представлением Казначейство потребовало от Администрации в срок до 01.07.2021 устранить бюджетное нарушение (нецелевое использование бюджетных средств в части выплат, связанных с поощрением должностных лиц, деятельность которых не могла способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности по состоянию на 10.08.2019) путем возврата в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 200 351 руб. 84 коп. и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения.

            В обоснование заявленного требования Администрация указала следующее.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований, поступивших в бюджет Республики Карелия из федерального бюджета в форме иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2019 года № 896р-П, уведомлением № 833-2019-129/18 о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов от 27 декабря 2019 г. внесены изменения в бюджетную роспись администрации муниципального образования «Суоярвский район» в сумме 3 136,0 тыс.руб.

Согласно представленному органу контроля отчету Администрации муниципального образования «Суоярвский район» о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по итогам 2019 года израсходовано 3 136,0 тыс.руб.

Пунктом 2.9 устанавливающей части акта плановой камеральной проверки    Администрации    муниципального образования «Суоярвский район» от 28 декабря 2020 г. зафиксировано, что «в ходе проверки фактов использования бюджетных средств, полученных на поощрение муниципальных управленческих команд, на иные цели не выявлено».

В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1614 (далее - Правила № 1614) акты, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд, должны быть разработаны субъектом Российской Федерации. Указанный акт в субъекте не разработан.

Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов и условиях их предоставления, предусматривающих, что при расходовании межбюджетных трансфертов орган местного самоуправления должен руководствоваться в том числе нормами, установленными Правилами № 1614, не заключалось.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2019 г. № 490-П «Об утверждении Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правил их предоставления», Распоряжением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2019 года № 896-П не установлено, что при расходовании межбюджетных трансфертов орган местного самоуправления должен руководствоваться в том числе нормами, установленными Правилами № 1614.

Ни акт плановой камеральной проверки Администрации муниципального образования «Суоярвский район» от 28 декабря 2020 г., ни оспариваемое представление не содержат обоснования применения должностными лицами органа местного самоуправления Правил № 1614, которые не распространяют свое действие на органы местного самоуправления и не являются обязательными для них в силу принятых региональных актов, регулирующих предоставление межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд.

Порядком поощрения за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленным распоряжением Главы Республики Карелия от 19 декабря  2019  года №  718-р,  (далее - распоряжение  №  718-р)  не устанавливается период служебной деятельности, в связи с результатами которой должно осуществляться поощрение служащих.         Применимыми к регулированию бюджетных правоотношений участников бюджетного процесса при исполнении бюджета Республики Карелия положениями пунктов 1, 5, 6, 9, 19 Правил № 1614, также не устанавливается период служебной деятельности, в связи с результатами которой должно осуществляться поощрение служащих.

Мнение органа контроля о том, что такой период завершается датой 10 августа 2019, не основано на законе (положениях иного применимого нормативного правового акта).

При таких обстоятельствах вывод органа контроля о нецелевом использовании бюджетных средств заявитель считает необоснованным.

В предварительном судебном заседании представитель Администрации поддержала заявленное требование.

Представитель ответчика заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Позиция Казначейства основана на следующем.

Согласно пункту 6 Правил № 1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 896 р-п на 2019 год распределены иные межбюджетные трансферты из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд), в том числе муниципальному образованию «Суоярвский муниципальный район» в размере 3 136 000 рублей 00 копеек.

Расходными расписаниями от 25.12.2019 № 019/00798/291, от 27.12.2019 № 019/00798/328 из бюджета муниципального образования «Суоярвский район» Администрации доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК расходов 01901040810155501121, 01901040810155501129 (код цели 19-Ж41 - Иные межбюджетные трансферты за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в общей сумме 2 466 120 рублей 00 копеек.

В рамках исполнения пункта 19 Правил № 1614 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, устанавливает порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

В соответствии с Правилами № 1614 распоряжением Главы Республики Карелия от 19.12.2019 № 718-р установлен порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд за достижение Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно которому выплата денежного поощрения должностным лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия о муниципальной службе.

Пунктом 1 Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд) и правила их предоставления, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П (далее - Методика), определено, что иной межбюджетный трансферт распределяется между бюджетами муниципальных районов по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях поощрения должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Методики при оценке эффективности используются следующие показатели оценки: число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц); объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей); доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) (процентов); общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего, в том числе введенная в действие за один год (кв. метров); доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).

Один показатель эффективности деятельности, поименованный в пункте 3 Методики (число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц)), соответствует показателю эффективности деятельности, указанному в пункте 4 Правил № 1614 (численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей). Методикой не определены периоды, за которые рассчитываются показатели эффективности деятельности.

Таким образом, учитывая, что размер иного межбюджетного трансферта напрямую зависит от показателей деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти Республики Карелия, ответчик считает, что при оценке деятельности муниципальных управленческих команд следует руководствоваться, в том числе и нормами Правил № 1614.

Пунктом 10 Правил № 1614 определены периоды, за которые рассчитываются показатели эффективности деятельности, указанные в пункте 4 Правил № 1614. Так, при расчете ранга достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» используются данные субъекта Российской Федерации по состоянию на 10 августа 2019 года относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год.

Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 6, 9, 10 Правил № 1614, Казначейство пришло к выводу о том, что должностные лица, которые приняты на муниципальную службу после 10 августа 2019 года, не могли способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, учитывая периоды расчетов показателей оценки эффективности, установленные пунктом 10 Правил № 1614, основания для выплаты поощрения должностным лицам, принятым на муниципальную службу в Администрацию после 10 августа 2019 года и ранее в 2018 - 2019 годах не замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы, отсутствовали.

Премирование муниципальных служащих Администрации за счет средств иных межбюджетных трансфертов в 2019 году производилось на основании распоряжения Администрации от 24.12.2019 № 530-р.Л. Согласно данному распоряжению, премирование муниципальных служащих Администрации произведено исходя из фактической численности сотрудников Администрации района на дату издания распоряжения.

Таким образом, как полагает ответчик, Администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств в части выплаты поощрения в общей сумме 200 351 рубль 84 копейки должностным лицам, деятельность которых не могла способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности по состоянию на 10 августа 2019 года.

Казначейство указало, что заявитель, ссылаясь на пункт 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», неточно цитирует его. Обстоятельства, связанные с нецелевым использованием Администрацией средств иного межбюджетного трансферта, не являются схожими с указанными в пункте 14.1 данного постановления обстоятельствами, при которых расходы не признаются нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку расходы по выплате Администрацией поощрения муниципальным служащим в общей сумме 200 351 рубль 84 копейки не соответствуют целевым статьям классификации расходов бюджетов муниципальных образований, по которым заявителю были доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.        Указание в пункте 2.9 Акта плановой камеральной проверки Администрации от 28.12.2020 на отсутствие фактов использования бюджетных средств, полученных на поощрение муниципальных управленческих команд, на иные цели не свидетельствует о недопущении Администрацией нецелевого использования средств иного межбюджетного трансферта в части распределения поощрения должностным лицам, замещающим должности муниципальной службы, не участвовавшим в достижении субъектом Российской Федерации показателей эффективности деятельности.

Описание проверенных вопросов изложено в Акте в последовательности, определенной Программой плановой камеральной проверки в Администрации за 2019 год, утвержденной заместителем руководителя Управления 28.09.2020, при этом вопрос о наличии фактов распределения поощрения должностным лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы, не участвовавшим в достижении субъектом Российской Федерации показателей эффективности деятельности, а также ряд вопросов о наличии иных фактов, свидетельствующих о нецелевом использовании бюджетных средств, предшествуют вопросу о наличии фактов использования бюджетных средств, полученных на поощрение муниципальных управленческих команд, на иные цели. Прочтение заявителем отраженного в Акте вопроса проверки отдельно от других вопросов без учета их логической последовательности не свидетельствует о противоречивости выводов Управления либо о нарушении Управлением установленного порядка проведения контрольного мероприятия.

Казначейство считает ошибочным мнение Администрации о том, что Правила № 1614 не распространяют свое действие на органы местного самоуправления и не являются обязательными для них. В силу части 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации; аналогичное положение содержится в части 6 статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», при этом каких-либо исключений для органов местного самоуправления законодательством не предусмотрено.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12.12.2019, вступило в силу 20.12.2019, соответственно, с указанного момента должно было исполняться, в том числе, Администрацией. При этом не требуется указания на необходимость руководствоваться Правилами № 1614 при расходовании средств иного межбюджетного трансферта в постановлении Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П, распоряжении Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 896-П либо в каком-либо соглашении.

Поскольку, как указано выше, период служебной деятельности, в связи с результатами которой должно осуществляться поощрение служащих, определен Правилами № 1614, непосредственно которыми и должен был руководствоваться заявитель при расходовании средств иного межбюджетного трансферта, необходимость дублирования такого периода в правовых актах Главы Республики Карелия отсутствовала.

Ответчик считает несостоятельной ссылку заявителя на то обстоятельство, что положениями пунктов 1, 5, 6, 9, 19 Правил № 1614 не устанавливается период служебной деятельности, в связи с результатами которой должно осуществляться поощрение служащих, в связи с чем не основан на законе вывод Казначейства о том, что такой период завершается датой 10 августа 2019 года.

Согласно пункту 1 Правил № 1614 целью предоставления иного межбюджетного трансферта является софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных, в том числе с предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 под муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Пунктом 9 Правил № 1614 предусмотрено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов в 2019 году осуществляется на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности и за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока в равных пропорциях, а также за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) по указанным блокам в равных пропорциях.

При этом пунктом 10 Правил № 1614 определено, что размер иного межбюджетного трансферта субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности определяется по формуле, которой предусмотрено применение рангов достижения субъектом Российской Федерации установленных значений (уровня) показателей за определенные периоды.

Из изложенного следует, что за счет средств иного межбюджетного трансферта может быть выплачено поощрение только тем лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы, которые осуществляли деятельность в периоды, используемые для расчета размера иного межбюджетного трансферта и деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности в указанные периоды.

На основании изложенного ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного Администрацией требования.

Учитывая отсутствие возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству, в котором стороны поддержали высказанные позиции.

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

На  основании   приказа   Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 28.09.2020 № 269 «О назначении плановой камеральной проверки Администрации муниципального образования «Суоярвский район»» в соответствии с пунктом 24 Плана контрольных мероприятий УФК по Республике Карелия финансово-бюджетной сфере на 2020 год проведена камеральная проверка.

Тема камеральной проверки: проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проверяемый период: 2019 год.

Срок проведения камеральной проверки, не включая периоды времени, не засчитываемые в срок ее проведения, составил 25 рабочих дней, с 19 октября 2020 года по 28 декабря 2020 года.

В ходе камеральной проверки исследовано:

нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативные правовые акты Республики Карелия, регулирующие предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативные правовые акты муниципального образования «Суоярвский район», регулирующие вопросы оплаты труда и материального стимулирования муниципальных служащих;

расходные расписания о доведении лимитов бюджетных обязательств;

выписки из лицевых счетов Администрации муниципального образования «Суоярвский муниципальный район»;

распоряжение Администрации муниципального образования «Суоярвский район» от 26.12.2019 № 790 «О перечислении бюджетных средств»;

распоряжение Администрации муниципального образования «Суоярвский район» от 24.12.2019 № 530-р.Л «О премировании муниципальных служащих за достижение показателей оценки эффективности деятельности»;

платежные ведомости № 371 от 26.12.2019 и № 375 от 27.12.2019;

приказы о назначении на должность и об увольнении, изданные Администрацией муниципального образования «Суоярвский район» в 2019 году;

табели учета рабочего времени Администрации муниципального образования «Суоярвский район» за 2019 год;

отчет Администрации муниципального образования «Суоярвский район» о расходах, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проверкой установлено следующее.

В силу пункта 19 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов,. Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614, установление порядка поощрения муниципальных управленческих команд, а также правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных команд относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 6 Правил № 1614, определение группы должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности (муниципальная управленческая команда), также относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд) и правил их предоставления, утверждена Республикой Карелия только в декабре 2019 года, а именно постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П. Более того, решение о группе должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности, Главой Республики Карелия в 2019 году принято не было.

В проверяемом периоде нормативный правовой акт муниципального образования «Суоярвский район», устанавливающий порядок поощрения муниципальных управленческих команд, отсутствует, также отсутствует и нормативный правовой акт о группе должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 896р-п установлено распределение на 2019 год иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд).

Согласно данному распределению на лицевой счет Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия расходным расписанием № 833/01/382 от 26.12.2019 доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 83314031540355501540 в сумме 31 685 000 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета № <***> от 26.12.2019 для последующего распределения между муниципальными образованиями.

Расходным расписанием от 26.12.2019 №833/02402/151 с лицевого счета Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия № <***> на лицевой счет по переданным полномочиям № 14062833190 до муниципального образования «Суоярвский муниципальный район» доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 83314031540355501540 (код цели 19-Ж41) в размере 3 136 000,00 рублей. В соответствии с отчетом о расходах, в целях софинансирования которых представляется иной межбюджетный трансферт за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на 1 января 2020 года муниципальными образованиями Суоярвского района израсходовано 3 136 000,00 рублей.

Постановлением Администрации от 24.12.2019 № 880 «О передаче межбюджетных трансфертов поселениям» утверждено распределение на 2019 год иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Суоярвский муниципальный район» бюджетам:

Поросозерского сельского поселения в размере - 191 089,00 рублей;

Найстенъярвского сельского поселения в размере - 197 202,00 рублей;

Вешкельского сельского поселения в размере - 100 981,00 рублей;

Лоймольского сельского поселения в размере - 180 608,00 рублей;

Суоярвского городского поселения в размере - 79 702,00 рублей

для выплаты премии должностным лицам, замещающим муниципалы должности и должности муниципальной службы, за достижение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в размере, определенном нормативно-правовым актом органа местного самоуправления с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные федеральным законодательством.

Распоряжением Администрации района от 26.12.2019 № 790 «О перечислении бюджетных средств»  муниципальному  казенному  учреждению «Централизованная   бухгалтерия»   вменяется   в   обязанности   перечисление бюджетных  средств  в  сумме  749 582,00  рубля   согласно  Постановлению Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П следующим образом: Суоярвское городское поселение в размере 79 702,00 рублей, Поросозерское сельское поселение в размере - 191 089,00 рублей, Найстенъярвское сельское поселение в размере - 197 202,00 рублей, Лоймольское сельское поселение в размере - 180 608,00 рублей, Вешкельское сельское поселение в размере – 100 981,00  рублей по реквизитам, указанным в приложении № 1 к распоряжению Администрации района от 26.12.2019 № 790.

Распоряжением Администрации района от 30.12.2019 № 800 внесены изменения в распоряжение Администрации района от 26.12.2019 № 790 - в пункте 1 исключены слова «Суоярвское городское поселение   79 702,00 рублей. Таким образом, размер иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам   субъектов   Российской   Федерации   за   достижение   показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для выплаты муниципальным служащим Администрации района составил 2 466 120,00 рублей.

В соответствии с распоряжениями Администрации района от 26.12.2019 № 790, от 30.12.2019 № 800 ассигнования на общую сумму 3 056 298 рубле направлены:

по КБК 01914030620155501540 - 669 880,00 рублей;

по КБК 01901040810155501121 - 1 832 886,33 рублей;

по КБК 01901040810155501129 - 553 531,67 рублей,

что подтверждается   выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03063007980 за 27.12.2019.

Платежными поручениями от 28.12.2019 ассигнования на общую сумму 79702,00 рублей направлены:

по КБК 01901040810155501121- 61 215,00 рублей;

по КБК 01901040810155501129 - 18 487,00 рублей,

что подтверждается   выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03063007980 за 28.12.2019.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2020 кассовый расход составил 3 136 000,00 рублей:

по КБК 01914030620155501540 - 669 880,00 рублей;

по КБК 01901040810155501121 - 1 894 101,33 рублей;

по КБК 01901040810155501129 - 572 018,67 рублей.

Следовательно, на выплату премии муниципальным служащим Администрации района израсходовано 2 466 120,00 рублей, в том числе на выплату страховых взносов 572 018,67 рублей.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Главы Республики Карелия от 19.12.2019 № 718-р выплата денежного поощрения должностным лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия о муниципальной службе. Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» премия входит в денежное содержание муниципального служащего, на которое начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Иных нормативных правовых актов Республики Карелия, устанавливающих порядок поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, не принято, что свидетельствует об отсутствии данного порядка.

В проверяемом периоде оплата труда муниципальных служащих Администрации района регулировалась Положением об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Суоярвский район», утвержденным Решением XIX сессии Совета депутатов муниципального образования «Суоярвский район» I созыва от 21.03.2008 № 21 (в ред. Решения II сессии Совета депутатов муниципального образования «Суоярвский район» IV созыва от 26.10.2018 № 24 и Решения VI сессии Совета депутатов муниципального образования «Суоярвский район» IV созыва от 21.02.2019 № 67) (далее - Положение об оплате труда). Согласно пункту 3.8 Положения об оплате труда, премии муниципальным служащим выплачиваются в соответствии с Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих. Сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчете на каждую должность муниципальной службы на год, в том числе премий - в размере 4 должностных окладов.

В соответствии с Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Суоярвский район», утвержденным Решением XLVII сессии Совета депутатов муниципального образования «Суоярвский район» II созыва от 26.07.2013 № 421 (в ред. Решения XVI сессии Совета депутатов муниципального образов «Суоярвский район» III созыва от 29.01.2015 № 147) (далее – Положение о материальном стимулировании) установлены следующие условия  и порядок выплаты премии по результатам работы за отчетный период:

- муниципальным служащим премия выплачивается по результатам работы за месяц;

- размер премии зависит от результатов деятельности муниципального служащего;

- выплата премии муниципальному служащему за месяц осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в фонде оплаты труда до 25% установленного должностного оклада;

- выплата премии муниципальному служащему за год осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в фонде оплаты труда до 100% установленного должностного оклада;

- на сумму премии начисляется и районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные федеральным законодательством.

Учитывая изложенное, нормы Положения об оплате труда и Положения о материальном стимулировании не регулируют вопросы распределения использования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт муниципального образования «Суоярвский район», устанавливающий порядок поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, не принимался.

Пунктом 4 Методики распределения иных межбюджетных трансфертов бюджета  Республики   Карелия   бюджетам   муниципальных  образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих    команд)    и    правил    их    предоставления,    утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П, установлена формула расчета объема межбюджетных трансфертов в целях распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами муниципальных районов и городских округов. Порядок распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами сельских поселений, входящих в состав муниципального района данной Методикой не установлен.

Нормативный  правовой  акт,   устанавливающий  порядок  распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами сельских поселений, входящих состав муниципального образования «Суоярвский район», отсутствует.

В ходе проверки фактов выплаты поощрения должностным лицам, не являющимися должностными лицами, замещающими муниципальные должности муниципального образования «Суоярвский район» или должности муниципальной службы муниципального образования «Суоярвский район», не выявлено.

В проверяемом периоде нормативный правовой акт, устанавливающий группу должностных лиц, входящих в состав муниципальных управленческих команд, в Республике Карелия не принят.

В силу пункта 1 Правил № 1614, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд» (далее соответственно - Указ № 193, показатели эффективности деятельности, иные межбюджетные трансферты).

Пунктом 1 Указа № 193, утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - перечень).

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) показателей эффективности деятельности "Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики", "Численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей", "Уровень реальной среднемесячной заработной платы", "Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета" (далее - показатели экономического блока), показателей эффективности деятельности "Уровень бедности", "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении", "Естественный прирост населения", "Уровень образования" (далее показатели социального блока) и показателя эффективности деятельности "Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)" (далее - показатель внутриполитического блока) по отдельности в соответствии с пунктом 13 Правил № 1614.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд) распределяются между бюджетами муниципальных районов и городских округов по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в целях поощрения должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значения (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высший должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - показатели оценки, оценка эффективности), рассчитываются на основании Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд) и правил их предоставления, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П (далее - Методика № 490-П). Согласно Методике № 490-П, при оценке эффективности используются следующие показатели оценки: число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц); объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей); доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) (процентов); общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего, в том числе введенная в действие за один год (кв. метров); доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов). При этом Методикой № 490-П даты предоставления органами местного самоуправления отчетности о достижении показателей деятельности не определены.

Таким образом, учитывая, что размер иного межбюджетного трансферта напрямую зависит от показателей деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти Республики Карелия, при оценке деятельности муниципальных управленческих команд следует руководствоваться, в том числе и нормами Правил № 1614.

При этом в пункте 10 Правил № 1614 указаны периоды, за которые рассчитываются показатели из пункта 4 Правил № 1614, за исключением показателя внутриполитического блока. Так, при расчете ранга достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» используются данные субъекта Российской Федерации по состоянию на 10 августа 2019 года относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год.

В соответствии с пунктом 6 правил № 1614 Глава Республики Карелия своим решением должен определить группу (перечень) должностных лиц, в том числе должностных лиц органов местного самоуправления, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Вместе с тем, в 2019 году нормативный правовой акт, устанавливающий группу должностных лиц, входящих в состав муниципальных управленческих команд, в Республике Карелия не принят. Согласно пояснениям Администрации  (письмо от 22.10.2020 №. 8131) отчеты (справки) о достигнутых значениях показателей не формировались и не были предусмотрены никакими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, учитывая периоды расчетов показателей оценки эффективности, установленные пунктом 10 Правил № 1614, основания для выплаты поощрения должностным лицам, принятым на муниципальную службу в Администрацию после 10 августа 2019 года и ранее в 2018 - 2019 годах не замещавших муниципальные должности или должности муниципальной службы, отсутствовали.

При проверке установлено, что премирование муниципальных служащих Администрации за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2019 году производилось на основании распоряжения Администрации от 24.12.2019 № 530-р.Л. Согласно данному Распоряжению, премирование муниципальных служащих Администрации произведено исходя из фактической численности сотрудников Администрации на дату издания Распоряжения, которая составляла 36 человек.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 Правил № 1614 Администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств в части выплаты поощрения должностным лицам, деятельность которых не могла способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности, по состоянию на 10 августа 2019 года:

- приказом от 26.08.2019 № 361 - р.Л назначен сотрудник на должность специалиста 1 категории отдела по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Сумма поощрения за счет средств иных межбюджетных трансфертов (с учетом районного коэффициента и % надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) составила 31 351,00 рублей, НДФЛ - 4 685,00 рублей, сумма страховых взносов 10 882,87 рублей;

- приказом от 25.09.2019 № 397-р.Л. назначен сотрудник на должность специалиста 1 категории административной комиссии муниципального образования «Суоярвский район». Сумма поощрения за счет средств иных межбюджетных трансфертов (с учетом районного коэффициента и % надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) составила 30 721,33 рублей, НДФЛ - 4 590,00 рублей сумма страховых взносов - 10 664,02 рублей;

- приказом от 01.11.2019 № 461-р.Л. назначен сотрудник на должность ведущего специалиста финансового управления. Сумма поощрения за счет средств иных межбюджетных трансфертов (с учетом районного коэффициента и % надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностям) составила 40 897,50 рублей, НДФЛ - 6 110,00 рублей сумма страховых взносов -14196,57 рублей.

Кроме того, при проверке табелей учета рабочего времени и расчета оплат труда Администрации за 2019 год установлено, что сотруднице, находящейся в период с января 2018 года по сентябрь 2019 года отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачена премия за счет средств иных межбюджетных трансфертов в размере 30 906,00 рублей, НДФЛ - 4 619,00 рублей, сумма страховых взносов – 10 728,55 рублей.

Учитывая   изложенное,   Администрацией   допущено   нецелевое использование средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам   субъектов   Российской   Федерации   за   достижение   показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на общую сумму 200 351,84 рублей, в том числе сумма премии (с учетом районном коэффициента и % надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностям), выплаченной по распоряжению Администрации от 24.12.2019 № 530 - р.Л поименованным выше муниципальным служащим составила 133 875,83 рублей, НДФЛ - 20 004,00 рублей, сумма уплаченных страховых взносов составила 46 472,01 рублей.

Предоставление     поощрений     должностным     лицам,     замещающим муниципальные   должности   или   должности    муниципальной   службы Администрации,   за  достижение  показателей деятельности  субъекта Российской Федерации, подтверждается распоряжением Администрации от 24.12.2019 № 530-р.Л «О премировании муниципальных служащих за достижение показателей оценки эффективности деятельности», ведомостями выплат на карточки (платежные ведомости № 371 от 26.12.2019 и № 375 от 27.12.2019), платежными поручениями.

В ходе проверки фактов использования бюджетных средств, полученных на поощрение муниципальных управленческих команд, на иные цели не выявлено.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 1614, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет о расходах бюджета Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт, до 15 января 2020 года. Нормативными правовыми актами Республики Карелия срок предоставления муниципальными образованиями отчета о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт, не установлен.

Администрацией отчет о расходах, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направлен в адрес Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия письмом от 13.01.2020 № 113. Согласно данному отчету средства иного межбюджетного трансферта за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 1 января 2020 года муниципальными образованиями Суоярвского района израсходованы в полном объеме.

В ходе проверки другие вопросы, относящиеся к теме плановой камеральной проверки, в пределах полномочий Федерального казначейства, установленных законодательством Российской Федерации, не изучались.

Таким образом, по результатам проверки Казначейством было установлено нецелевое использование бюджетных средств в части начисления премии (с учетом НДФЛ и страховых взносов), выплаченной Администрацией за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Республики Карелия бюджету муниципального образования «Суоярвский район» на цели поощрения муниципальной управленческой команды Администрации муниципальным служащим, деятельность которых не могла способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году, в размере 200 351,84 рублей.

По итогам проверки Казначейством составлен акт от 28.12.2020 и выдано представление № 06-20-19ДСП/11-1051-ДСП от 11.02.2021. Казначейство потребовало от Администрации в срок до 01.07.2021 устранить бюджетное нарушение (нецелевое использование бюджетных средств в части выплат, связанных с поощрением должностных лиц, деятельность которых не могла способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности по состоянию на 10.08.2019) путем возврата в доход федерального бюджета средств иного межбюджетного трансферта в сумме 200 351 руб. 84 коп. и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения.

Полагая, что представление № 06-20-19ДСП/11-1051-ДСП от 11.02.2021 не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного представления недействительным.

Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Пунктом 3 названной статьи определено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля регламентированы статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок проведения проверок регламентирован Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235.

Таким образом, оспариваемое представление выдано ответчиком в пределах его компетенции.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 1614 целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение, в том числе, муниципальных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 Правил № 1614 и достижение значений (уровней) показателей эффективности деятельности «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (далее - показатели экономического блока), показателей эффективности деятельности «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (далее - показатели социального блока) и показателя эффективности деятельности «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (далее - показатель внутриполитического блока) по отдельности в соответствии с пунктом 13 Правил № 1614.

Согласно пункту 6 Правил № 1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

В пункте 7 Правил № 1614 указано, что при распределении иных межбюджетных трансфертов учитывается сводная оценка достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, а также отдельно по указанным блокам.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1614 предоставление иных межбюджетных трансфертов в 2019 году осуществляется на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности и за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателей внутриполитического блока в равных пропорциях, а также за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) по указанным блокам в равных пропорциях.

Согласно пункту 19 Правил № 1614 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 января 2020 г. представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации:

отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт;

акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

В соответствии с Правилами № 1614 распоряжением Главы Республики Карелия от 19.12.2019 № 718-р установлен порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд за достижение Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно которому выплата денежного поощрения должностным лицам, замещающим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия о муниципальной службе.

Пунктом 1 Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия бюджетам муниципальных образований на поощрение за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях поощрения муниципальных управленческих команд) и правила их предоставления, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 № 490-П определено, что иной межбюджетный трансферт распределяется между бюджетами муниципальных районов по итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях поощрения должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, деятельность которых способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Методики при оценке эффективности используются следующие показатели оценки: число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц); объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя (рублей); доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) (процентов); общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего, в том числе введенная в действие за один год (кв. метров); доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) (процентов).

Один показатель эффективности деятельности, поименованный в пункте 3 Методики (число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения (единиц)), соответствует показателю эффективности деятельности, указанному в пункте 4 Правил № 1614 (численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей). Методикой не определены периоды, за которые рассчитываются показатели эффективности деятельности.

Таким образом, учитывая, что размер иного межбюджетного трансферта напрямую зависит от показателей деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти Республики Карелия, при оценке деятельности муниципальных управленческих команд следует руководствоваться, в том числе и нормами Правил № 1614.

Довод заявителя о том, что Правила № 1614 не являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления основан на ошибочном толковании норм материального права: указанные Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции, опубликованы на Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.12.2019, в сборнике "Собрание законодательства РФ", 16.12.2019, № 50, ст. 7398, входят в систему законодательства Российской Федерации и в силу пункта 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил № 1614 определены периоды, за которые рассчитываются показатели эффективности деятельности, указанные в пункте 4 Правил № 1614. Так, при расчете ранга достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» используются данные субъекта Российской Федерации по состоянию на 10 августа 2019 года относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год.

Таким образом, суд считает правомерным вывод Казначейства о том, что исходя из взаимосвязанных положений пунктов 6, 9, 10 Правил № 1614, должностные лица, которые приняты на муниципальную службу после 10 августа 2019 года, не могли способствовать достижению значений (уровней) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая периоды расчетов показателей оценки эффективности, установленные пунктом 10 Правил № 1614, основания для выплаты поощрения должностным лицам, принятым на муниципальную службу в Администрацию после 10 августа 2019 года и ранее в 2018 - 2019 годах не замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы, отсутствовали.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что оспариваемое представление соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Правилам № 1614, в связи с чем заявленное Администрацией требование подлежит отклонению.

Поскольку при обращении в арбитражный суд Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.Отказать Администрации муниципального образования «Суоярвский район» в удовлетворении заявленного требования.

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.