Арбитражный суд Республики Карелия | |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-3754/2022 |
18 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.И.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им В.А. Баранова» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 185002, <...>)
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 185035, <...>)
об обязании внести изменения в реестр государственного имущества, исключив из состава имущество
при участии представителя истца – ФИО1 (по доверенности от 02.07.2021)
установила: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им В.А. Баранова» (далее – истец, Больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) об обязании внести изменения в реестр государственного имущества Республики Карелия, исключив из состава имущества, закреплённого за ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» недвижимое имущество, расположенное по адресу: Прионежский район, ст. ФИО2, петровское <...>, площадью 132,5 кв.м.
Иск обоснован ссылками на пункт 2 статьи 8.1, статьи 131, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и поддержан в судебном заседании представителем истца, пояснившим, что правопредшественник истца не зарегистрировал право оперативного управления на спорный объект, следовательно, оно не возникло и не могло перейти к истцу при присоединении Прионежской ЦРБ; в настоящее время спорное помещение не используется Больницей, однако, то обстоятельство, что в реестре государственного имущества оно числится за Больницей и фактически возлагает на Больницу обязанности по содержанию имущества, нарушает её права.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещён надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В отзыве на иск ответчик требования не признал, указав, что к истцу в порядке универсального правопреемства перешло право оперативного управления спорным объектом недвижимости. По мнению ответчика, пренебрежение обязанностью в государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, поименованные в исковом заявлении, а также факт отсутствия в ЕГРН сведений о регистрации права оперативного управления за истцом не свидетельствует о том, что спорное имущество не передавалось правопредшественнику истца.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд от 30.12.2011 №825р-П за государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Карелия «Прионежская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ РК «Прионежская ЦРБ») на праве оперативного управления закреплено помещение фельдшерско-акушерского пункта площадью 132,5 кв.м., расположенное по адресу: Прионежский район, ст. ФИО2, Петровское шоссе, дом 8 помещение 2.
На основании проведенной в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 14.09.2017 № 505р-П, Приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 16.01.2018 № 56 реорганизации в форме слияния ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» является правопреемником ГБУЗ РК «Прионежская ЦРБ».
По мнению истца, поскольку право оперативного управления правопредшественника на спорные объектыне возникло в виду отсутствия государственной регистрации, указанные объекты не могли перейти в оперативное управления Учреждения в ходе реорганизации.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, по данным бухгалтерского учёта Больницы, к истцу, 07.05.2018 от Прионежской ЦРБ перешло помещение фельдшерско-акушерского пункта площадью 132,5 кв.м., расположенное по адресу: Прионежский район, ст. ФИО2, Петровское шоссе, дом 8 помещение 2.
Поскольку мероприятия по государственной регистрации ГБУЗ РК «Прионежская ЦРБ» не проводились, по мнению истца, он не является субъектом права оперативного управления в отношении спорного имущества в силу отсутствия государственной регистрации указанного права. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН собственником объектов является Республика Карелия.
Учитывая, что объекты недвижимости находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта, не используются для ведения уставной деятельности, выполнения государственного задания и являются излишними, истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с просьбой изъять неиспользуемое имущество.
Для принятия решения о распоряжении имуществом ответчик предложил направить подробную информацию о техническом состоянии объекта недвижимости (письмо от 31.03.2020).
Письмом от 13.04.2022 истец обратился к Министерству с предложением внести изменения реестр государственного имущества Республики Карелия об исключении из состава имущества, закрепленного за учреждением, спорного недвижимого имущества.
До настоящего времени, Министерство по вопросу внесения изменений в реестр в адрес Учреждения ответа не направило, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствие с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствие с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право оперативного управления ГБУЗ РК «Прионежская ЦРБ» не было зарегистрировано, что не оспаривается ответчиком и подтверждается выпиской из ЕГРН. В силу перечисленных норм оно не может считаться возникшим, и как следствие, не возникшее право не могло перейти к истцу (доктрина вещного права придерживается максимы римского права: «Никто не может передать больше прав, чем имеет сам» («Nemo plus iuris transferre potest quam ipse habet»). Это означает, что если у кого-то нет права собственности/оперативного управления, то никакими фактическим действиями он не может передать это право другому лицу).
Таким образом, у Больницы отсутствует право оперативного управления на спорное помещение.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 03.04.2000 № 99-П «Об организации учета и ведения реестра государственного имущества Республики Карелия» (далее - Постановление № 99-П) определены полномочия Министерства при осуществлении прав собственника от имени Республики Карелия, в том числе ответчику переданы полномочия по порядку учета и ведения реестра государственного имущества Республики Карелия (далее - реестр), определению состава и перечня регистрируемой информации об объектах учета, порядке ее сбора и обработки, мониторингу использования объектов, а также полномочия при создании и ведении реестра.
Включение объекта учета в реестр означает внесение сведений, идентифицирующих юридическое лицо, а также сведений об объектах учета, переданных во владение, пользование, распоряжение данному юридическому лицу, и присвоение каждому объекту учета реестрового номера (п.2 раздел III «Порядок ведения реестра» Постановления № 99-П).
В нарушение п. 3 раздела III «Порядок ведения реестра» Постановления № 99-П, определяющего основания для включения объектов учета в реестр, за истцом закреплено спорное имущество в отсутствие оснований, предусмотренных данным пунктом.
Спорный объект недвижимости не используются Больницей для осуществления целей её деятельности, в связи с чем, требование истца правомерно, а ответчик необоснованно уклоняется от принятия решения о внесении изменения в реестр государственного имущества Республики Карелия об исключения из состава имущества, закрепленного за Больницей спорного помещения ФАПа.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Иск удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия внести изменения в реестр государственного имущества Республики Карелия, исключив из состава имущества, закрепленного за ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» недвижимое имущество, расположенное по адресу: Прионежский район, ст. ФИО2, Петровское шоссе, д.8 помещение 2 площадью 132,5 кв.м
2.Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А.Баранова" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 6000 руб. расходов по госпошлине.
3.Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Шалапаева И.В. |