ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-3859/2018 от 11.07.2018 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Петрозаводск

Дело №

А26-3859/2018

17 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Буга Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Ивановой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"

к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору

о признании недействительным Предписания № ЛК 040/161/1655 от 02 апреля 2018 года

при участии представителей:

заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" - Калюжняк Анна Дмитриевна, представитель, доверенность от 01.10.2017 года б/н (л.д. 119), личность установлена на основании предъявленного паспорта; ФИО1, представитель, доверенность от 01.10.2017 года б/н (л.д. 118), личность установлена на основании предъявленного паспорта;

ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - ФИО2, ведущий специалист – юрисконсульт правового отдела, доверенность от 15.01.2018 года № 35 (л.д. 120), личность установлена на основании предъявленного паспорта; ФИО3, начальник отдела надзора и контроля платы, доверенность от 15.01.2018 года № 27, личность установлена на основании предъявленного паспорта (до перерыва),

установил: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 186500, <...>) (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – ответчик, комитет) о признании недействительным Предписания № ЛК 040/161/1655 от 02 апреля 2018 года по тем основаниям, что Комитетом нарушены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что принятый ответчиком ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.

Ответчик, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 66 - 67). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.

Представители заявителя в судебном заседании 09 июля 2018 года заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании 09 июля 2018 года представители ответчика заявленные требования не признали в полном объеме. Поддержали позицию, изложенную в отзыве на заявление.

В судебном заседании 09 июля 2018 года судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 июля 2018 года до 15 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представители сторон в судебном заседании после перерыва поддержали позиции, изложенные ранее.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующими обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Комитетом в период с 14.03.2018 года по 02.04.2018 года была проведена внеплановая документарная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом». Результаты проверки оформлены актом проверки № ЛК 040/13-21/А/1308 от 02.04.2018 года (л.д. 19 - 21). В акте проверки № 040/13-21/А/1308 от 02.04.2018 года отражено, что Общество, осуществляя управление многоквартирным домом № 10 по улице Ленинская в городе Беломорске на основании договора управления от 01.12.2015 года, начисляет плату за вывоз твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих в жилых помещениях граждан, а не исходя из размера площади занимаемого помещения. Кроме того, из представленных в ходе проверки документов, Комитетом сделан вывод о необоснованном изменении Обществом в одностороннем порядке утвержденного общим собранием жильцов тарифа за сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов в период 2015 - 2018 годы с 51 руб. 56 коп. до 58 руб. 30 коп.

Комитетом выдано Предписание № ЛК 040/1611655 от 02.04.2018 года об устранении нарушений действующего законодательства (л.д. 17 - 18). Обществу предписано:

1. Выполнить корректировку платы всем собственникам помещений многоквартирного дома по строке «вывоз ТБО (мусора)» в платежных документах с декабря 2015 года по февраль 2018 года, в соответствии с договором управления многоквартирного дома № 10 по улице Ленинская от 01.12.2015 года.

2. С марта 2018 года прекратить начисление платы всем собственниками помещений многоквартирного дома по строке «вывоз ТБО (мусора)» из расчёта руб./чел.

3. Привести начисление платы за вывоз ТБО в соответствие с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на 1 кв.м. помещения собственника многоквартирного дома.

Не согласившись с предписанием Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия. Просит суд признать недействительным Предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № ЛК 040/161/1655 от 02 апреля 2018 года, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно - правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При проверке оспариваемого Предписания на соответствие Федеральным законам и иным нормативно - правовым актам судом установлено следующее.

В пункте 1 оспариваемого Предписания Комитет обязывает Общество выполнить корректировку платы всем собственникам помещений многоквартирного дома по строке «вывоз ТБО (мусора)» в платежных документах с декабря 2015 года по февраль 2018 года, в соответствии с договором управления многоквартирного дома № 10 по улице Ленинская от 01.12.2015 года. Указанное мотивировано тем, что во время проведении проверки Комитетом установлено одностороннее увеличение Обществом размера тарифа за вывоз ТБО при выставлении счетов гражданам, по мере увеличения данных тарифов Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд» муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в рамках исполнения договора № 4 от 01.12.2015 года, заключенного с Обществом.

Заявитель полагает правомерным увеличение тарифа при выставлении счетов гражданам, проживающим в спорном доме, с 51 руб. 56 коп. до 58 руб. 30 коп. с человека, ссылаясь на правила статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (абонентский договор).

Заслушав пояснения сторон в отношении оспариваемого пункта Предписания, суд приходит к следующему выводу.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.

Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищный кодекс Российской Федерации и иные подзаконные акты не предусматривают каких - либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы.

По общему правилу, установленному в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Анализ изложенных выше норм в совокупности свидетельствует о том, что к существенным условиям названного договора относятся порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы.

Размер платы должен быть согласован общим собранием собственников помещений. Порядок определения платы должен быть четко сформулирован.

Законодательство не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, на одностороннее изменение размера платы за содержание общего имущества по договорам, заключенным с гражданами - потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.

Следовательно, изменение размера платы с учетом индекса роста цен возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.

Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09 января 2018 года № 307-КГ17-19376 по делу № А44-791/2017.

Таким образом, условия договора управления от 01.12.2015 года об одностороннем изменении обществом размера платы за сбор, вывоз, и размещение мусора не соответствуют специальным нормам жилищного законодательства, а также положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка Общества на положения статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречит вышеизложенному, поскольку касается правоотношений между Обществом (заявителем) и Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд» муниципального образования «Беломорский муниципальный район». В отношениях с гражданами у Общества действуют специальные нормы жилищного законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что пункт 1 оспариваемого Предписания соответствует положениям действующего законодательства.

Требования Комитета, изложенные в пункте 2 и 3 оспариваемого Предписания связаны с неправильным применением Обществом тарифа на сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов из расчёта на человека, а не на 1 кв.м., применительно к правилам, установленным статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы сторон в отношении пункта 2 и 3 оспариваемого предписания, суд установил следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" осуществляет управление многоквартирным домом по договору управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.11.2015 года (л.д. 23 - 29).

Этим же решением на основании предложений управляющей организации утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в доме на 2015 год и определен размер платы за сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов в размере 51,65 руб. в месяц с человека (л.д. 29 оборотная сторона).

В обеспечение выполнения договора управления Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» заключило договор № 4 от 01.12.2015 года со специализированной организацией – Муниципальным унитарным предприятием «Жилфонд» муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов. При этом, согласно расчёту оплаты услуг (приложение № 1 к договору) общая сумма договора составляет 94 354 руб. 80 коп. (из расчёта 1 830 – проживающих х 51 руб. 56 коп./чел. в месяц) (л.д. 34).

Действовавшая на момент заключения договора редакция части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяла следующий состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плата за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги определялась частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в следующем составе: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В перечень, определенный частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, не входили сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.

Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в упомянутые нормы были внесены изменения, а именно в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами была отнесена к коммунальным с 01.01.2016 года.

В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 года № 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 изложена в следующей редакции: "4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами".

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.06.2016 года № 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года.

Таким образом, до 31.12.2015 года, как в нашем случае, правоотношения сторон возникли до 31.12.2015 года (в ноябре 2015 года), услуги по сбору, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов не относились к коммунальным услугам. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входила в состав платы за содержание жилого помещения.

Вышеназванные нормы были введены лишь 29.12.2015 года, то есть после проведения собрания собственников помещений в многоквартирном дому. К началу 2016 года на территории Республики Карелия отсутствовал региональный оператор и не был утвержден единый тариф на услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами. Обязательность работ (услуг) по обеспечению вывоза бытовых отходов, Общество с ноября 2015 года продолжило оказывать услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, предъявляя их стоимость к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме в размере, который был утвержден решением общего собрания от 11.11.2015 года и применялся в 2015 году.

Довод Комитета о незаконности начисления платы за оказание услуг по сбору, вывозу, размещению бытовых отходов из расчета на 1 проживающего в жилом помещении человека, а не из расчета общей площади занимаемого помещения, не является обоснованным, поскольку расчет стоимости вывоза твердых бытовых отходов исходя из расчета на 1 проживающего в жилом помещении человека не противоречит закону.

Так, подпунктом "д" пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" закреплено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 года № 6177-АД/14, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31).

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, а является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Из анализа статьей 30, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, установление тарифов на вывоз твердых бытовых отходов является прерогативой собственников помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что еще в ноябре 2015 года общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном доме, состоявшимся 11.11.2015 года, принято решение об утверждении платы за сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов с оплатой 51 руб. 56 коп. с человека в месяц. Указанное решение в судебном порядке не оспорено. Доказательства обратного, как и доказательства взимания платы за вывоз твердых бытовых отходов в ином размере в материалы дела не представлены, правильность расчета взимаемой платы не опровергнута. Следовательно, исчисление и взимание платы за вывоз твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих в квартире людей, является правомерным.

Правильность начисления платы за услугу по бору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих граждан следует также из действующего в настоящее время (после выдачи предписания) единого тарифа, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 года № 29 в размере 538 руб. 03 коп. с учетом налога на добавленную стоимость за 1 куб.м. твердых коммунальных отходов. При этом, норматив накопления отходов для граждан составляет 2,094 кубометра в год с одного проживающего в многоквартирном доме и 1,892 кубометра – для жильца индивидуального строения. Если переводить норматив в рубли, то плата населения за услуги по обращению с отходами с 01 мая 2018 года составляет для жителей многоквартирных домов 93 руб. 89 коп. с человека в месяц, по индивидуальным домам – 84 руб. 83 коп.

При таких обстоятельствах, выставление Обществом платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов из расчёта стоимости на человека не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений.

Исполнимость является важным элементом законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость в данном случае следует понимать, как наличие реальной возможности у привлекаемого к ответственности лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. При этом, совершая предписанные Комитетом действия, хозяйствующий субъект не должен нарушать иные действующие на территории Российской Федерации законы.

В связи с тем, что с 01 мая 2018 года карельский региональный оператор Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» приступил к работе по сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и утилизация твердых коммунальных отходов и к данным услугам применятся новый тариф (рассчитанный с 1 человека в месяц), который действует на всей территории республики с 01 мая 2018 года, то требование (предписание) об установлении иной схемы расчёта на 1 кв.м. приведет к нарушению нового порядка начисление платы за данные услуги, действующего в настоящее время, что противоречит принципу исполнимости предписаний государственного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд полагает, что пункты 2 и 3 оспариваемого Предписания не соответствует положениям действующего законодательства, возлагают на заявителя не предусмотренные законодательством обязанности нарушая при этом его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Такой вывод отвечает и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 года № 7959/08.

При таких обстоятельствах, судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" удовлетворить частично.

2.Признать недействительными пункты 2 и 3 Предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № ЛК 040/161/1655 от 02 апреля 2018 года, как не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации.

3.Обязать Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" в удовлетворенной части заявленных требований.

4.Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.

5.Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.

6.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт - Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Буга Н.Г.