Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-4325/2021 |
10 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 7 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения (ОГРН 1051002320511, ИНН 1020011524, адрес: 185514, Республика Карелия, Прионежский район, село Шелтозеро, ул. Лисицыной, дом 19 помещение 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, дом 31)
о снятии с кадастрового учёта земельного участка
третье лицо - Министерство имущественных и земельных отношений
при участии:
представителя истца Сафроновой И.М. (распоряжение №103 от 16.09.2020)
представителя Министерства имущественных и земельных отношений РК Самойловой Е.В. (доверенность от 08.07.2021)
установил: Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Карелия» (далее – Кадастровая палата) о снятии с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 10:22:0020107:44.
Администрация указывает, что земельный участок расположен в зоне жилой застройки, заброшен, в летний период зарастает высокой травой, что угрожает пожарной безопасности близлежащих деревянных домов.
Исковые требования обоснованы ссылками на пункт 3 статьи 70 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статью 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кадастровая палата направила в суд отзыв (л.д.31-33), в котором указала, что считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделена полномочиями по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости; сообщила, что государственный кадастровый учёт вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 10:22:0020107:44 осуществлен 25.11.2008, сведения носили временный характер; после поступления 28.05.2009 сведений о зарегистрированной аренде в пользу ФИО3 на основании договора аренды №4277 от 07.04.2009, сведения о временном характере в отношении земельного участка были изменены на учтенные; граница земельного участка установлена в соответствии с действующим законодательством (в сведениях ЕГРН содержатся значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение); сведения о зарегистрированных правах в настоящее время в ЕГРН отсутствуют; поскольку государственный кадастровый учёт был осуществлен после 01.03.2008, спорный участок не является ранее учтенным, в связи с чем требования статьи 70 Закона о регистрации не подлежат применению; государственный кадастровый учёт земельного участка осуществлен законно и обоснованно, в связи с чем оснований для исключения из ЕГРН сведений о нем не имеется.
Определением от 19.07.2021 в соответствии со статьей статьи 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Карелия» на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В отзыве на исковое заявление Управление Росреестра по Республике Карелия сообщило, вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении требования будет являться основанием для снятия земельного участка с кадастрового учёта; со ссылкой на пункт 1 статьи 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отметило, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими, полномочиями в сфере предоставления таких земельных участков наделено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия; Управление не нарушало прав и законных интересов истца, не участвовало в спорном правоотношении, не заявляет притязаний на земельный участок, и поэтому не является надлежащим ответчиком.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, о его дате извещен. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителя истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности иска ввиду следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 10:22:0020107:44 площадью 438+/-15 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, с. Шелтозеро, поставлен на кадастровый учет 25.11.2008 с видом разрешенного использования под строительство магазина с аптечным пунктом и имеет статус "актуальный", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 15.06.2020.
В июне 2020 года Администрация обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с просьбой о снятии земельного участка с кадастрового учета. В письме от 18.11.2020 (л.д.8) Министерство сообщило, что ранее заключенный договор аренды земельного участка от 07.04.2009 №4277 расторгнут дополнительным соглашением от 15.09.2009, сведения об обременениях прав в ЕГРН отсутствуют; поскольку сведения о земельном участке в ЕГРН утратили временный характер, у органа государственной регистрации прав отсутствуют основания для снятия земельного участка с кадастрового учёта; Министерство не наделено полномочиями для обращения в суд с исковыми заявлениями о снятии земельных участков с кадастрового учёта.
Об отсутствии оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка ввиду утраты статуса временных сведений о земельном участке сообщил Администрации и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в письме от 27.12.2020 (л.д.9).
Администрация, ссылаясь на то, что заброшенный земельный участок зарастает бурьяном и угрожает пожарной безопасности близлежащих домов, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права производится заявителем и зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, а удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимости проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации).
Перечень оснований для снятия земельных участков с кадастрового учёта является исчерпывающим.
Исходя из положений Закона о регистрации, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В рассматриваемом случае участок не является ранее учтенным, утратил статус временного объекта недвижимости, поставлен на кадастровый учёт после 1 марта 2008 года.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор), согласно которому если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Между тем спорный земельный участок не является преобразуемым в порядке статей 11.4-11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, требование Администрации о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
В настоящем случае спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 1 марта 2008 года, имеет статус "актуальный", таким образом, пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не может быть применен к спорным правоотношениям.
Наличие иных оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета Администрацией не доказано.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В рамках настоящего дела Администрация не доказала, что кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен с нарушением закона либо у нее отсутствует иная возможность восстановления и защиты прав.
Документальных доказательств невозможности осуществления преобразования спорного участка суду не представлено.
В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета, и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав истца, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, возложение на Управление соответствующей обязанности по исключению из ЕГРН сведений о земельном участке противоречит приведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора, Определении ВС РФ от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении иска администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения (ОГРН: 1051002320511, ИНН: 1020011524) отказать.
2.Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Шалапаева И.В. |