ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-4895/16 от 19.09.2016 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-4895/2016

26 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Карелия "Карельская республиканская поисково-спасательная служба" к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о признании недействительным решения от 20.05.2016 № 47 в части

при участии представителей:

заявителя, государственного казенного учреждения Республики Карелия "Карельская республиканская поисково-спасательная служба", - Квашниной А.А. по доверенности от 31.05.2016, Федорова М.Т. по доверенности от 10.08.2016, Дегтеревой Н.Н. по доверенности от 12.09.2016,

ответчика, государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), - Каратай М.М. по доверенности от 15.04.2016 (до перерыва), Пошариной Д.Н. по доверенности от 15.04.2016 (после перерыва),

установил: государственное казенное учреждение Республики Карелия "Карельская республиканская поисково-спасательная служба" (далее – заявитель, Карельская РПСС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее – ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 20.05.2016 № 47 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2013, 2014 гг.

В обоснование заявленного требования Карельская РПСС указала следующее.

В соответствии с пунктом 5 разъяснений Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Спасатели Карельской РПСС, в отношении которых произведено доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу, эпизодически привлекаются к водолазным работам, в силу конкретных рабочих моментов: выполнение водолазных работ по поиску тел утонувших, выполнение подводно-технических (водолазных) работ; обследование и очистка дна акваторий, в том числе используемых для массового отдыха граждан; выполнение водолазных судоподъемных работ; выполнение тренировочных спусков.

В Пенсионный фонд были представлены выписки из журналов водолазных работ Петрозаводского, Кемского, Кондопожского, Медвежьегорского, Сортавальского ПСО (учет количества подводных часов, в т.ч. тренировочных), из которых следует, время водолазных спусков в количестве 275 часов в год (25 часов в месяц), не наработал ни один спасатель за исследуемый период (2013-2014 г.) и другие периоды работы.

Заявитель также указал, что в силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда утверждены в Карельской РПСС приказом о завершении аттестации рабочих мест 24.02.2014 с предоставлением гарантий и компенсаций по соответствующему фактору опасности.

Заявитель полагает изложенное в обжалуемом решении Фонда утверждение о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет, условием дополнительного тарифа является непосредственная занятость работника на тяжелых (вредных, опасных) работах, указанных в пп. 1-18 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 г. - в п. 1-18 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ) является лишь мнением Пенсионного фонда, не основанным на нормах действующего законодательства.

Заявитель сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П, от 24.02.1998 №7-П, от 23.12.1999 №18-П, от 18.03.2007 №4-П и указал, что с учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии. Соответственно, Карельская РПСС обязана производить исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу с сумм выплат, производимых работникам, имеющим право на досрочное получение пенсии - при условии наработки под водой и (или) в условиях повышенного атмосферного давления 275 часов в год или 25 часов в месяц.

Заявитель считает несостоятельным вывод Фонда о том, что страховые взносы с выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу работников, занятых на работах под водой, следовало начислять по дополнительному тарифу с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, а не за периоды непосредственной занятости застрахованных лиц в работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Заявителем 29.08.2016 в суд представлены расчет недоимки по страховым взносам по дополнительному тарифу, соответствующих пеней и штрафа исходя из заработной платы спасателя за спуски под воду с учетом районной и северной надбавки пропорционально отработанным часам; трудовые договоры и должностные инструкции работников, в отношении которых произведено доначисление страховых взносов; карты специальной оценки условий труда; штатные расписания на 2013, 2014 гг.

Документы приобщены судом к материалам дела.

В судебном заседании представитель Карельской РПСС уточнила заявленное требование и просила признать недействительным решение Фонда от 20.05.2016 №47 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2013, 2014 гг. в сумме, превышающей 27 420 руб. 19 коп.; пени в сумме, превышающей 118 руб. 38 коп.; штрафа в сумме, превышающей 5 484 руб. 04 коп. с учетом произведенного Карельской РПСС расчета.

Представитель ответчика заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что при вынесении обжалуемого решения Фонд руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 5 письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2013 №17-3/10/2-3105.

По мнению Фонда, страховые выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 указанного Федерального закона. Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от того, включается ли этот период в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников, занятых на работах под водой, страховые взносы по дополнительному тарифу следует начислять с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, вне зависимости от количества часов (дней), проведенных под водой.

С учетом уточнения заявителем своего требования и представления в материалы делав расчета представитель Фонда указала, что произведенный Карельской РПСС расчет является некорректным, так как в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу включены только суммы оплаты подводных работ (водолазных спусков) с учетом районных коэффициентов и северной надбавки без применения пропорциональности относительно всех начисленных в определенном месяце в пользу отдельного работника выплат и вознаграждений. Между тем, как указала представитель ответчика, страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 данного Закона. Кроме того, согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенным в письме от 05.06.2013 №17-3/10/2-3105, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов в общеустановленном порядке со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая выплаты и вознаграждения, начисляемые не за какие-либо конкретные периоды, например, материальную помощь, подарки) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв в судебном заседании с 12 до 19 сентября 2016 года до 09 час. 30 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., при участии представителей заявителя Квашниной А.А., Федорова М.Т., Дегтеревой Н.Н. и представителя ответчика Пошариной Д.Н.

Заявителем 14.09.2016 в суд представлены копии Положения об оплате труда работников ГКУ РК «Карельская республиканская поисково-спасательная служба», Положения о материальном стимулировании и оказании материальной помощи работникам Карельской РПСС; Положения о порядке исчисления стажа работы, дающего работникам право на выплату ежемесячной процентной надбавки к окладу (должностному окладу) за выслугу лет.

Документы приобщены судом к материалам дела.

В судебном заседании представитель Карельской РПСС поддержала заявленное требование в уточненной редакции.

Представитель ответчика представила суду расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, произведенный со всех начисленных в спорные периоды в пользу работников выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Документ приобщен судом к материалам дела.

Представители заявителя ознакомились с расчетом Фонда, поддержали заявленное требование.

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Фондом проведена выездная проверка Карельской РПСС по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

При проведении проверки Фондом в том числе установлено, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, части 3 статьи 15, части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Карельской РПСС в базу для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам не включены выплаты за 2013, 2014 гг. в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления) в сумме 10 325 804 руб. 52 коп. за 2013 год и 10 562 102 руб. 43 коп. – за 2014 год, что привело к неуплате (неполной уплате) страховых взносов в сумме 1 153 417 руб. 87 коп., в том числе 413 032 руб. 18 коп. – за 2013 год и 740 385 руб. 69 коп. – за 2014 год.

По итогам проверки Фондом составлен акт №27 от 23.03.2016.

Карельская РПСС 11.04.2016 представила в Фонд возражения на акт выездной проверки.

Фондом 28.04.2016 принято решение №1 о продлении срока принятия решения по акту выездной проверки от 23.03.2016 №27 и решение №1 об истребовании необходимых документов, а также направлено требование №69 от 28.04.2016 о представлении документов.

Карельская РПСС 12.05.2016 представила в Фонд дополнения к возражениям на акт проверки.

Решением Фонда от 20.05.2016 №47 Карельской РПСС доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 1 153 417 руб. 87 коп., в том числе 413 032 руб. 18 коп. – за 2013 год и 740 385 руб. 69 коп., а также соответствующие пени в сумме 93 530 руб. 68 коп.; Карельская РПСС привлечена к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 230 683 руб. 57 коп.

Полагая, что решение Фонда в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2013, 2014 гг. в сумме, превышающей 27 420 руб. 19 коп.; пени в сумме, превышающей 118 руб. 38 коп.; штрафа в сумме, превышающей 5 484 руб. 04 коп., не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование является частично обоснованным исходя из следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Карельская РПСС относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

При этом в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, и выплат и иных вознаграждений лицам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, предусмотрены дополнительные тарифы разной величины (части 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно названному Списку (позиция №2100000-11465), помимо прочих, к лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, отнесены водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

По смыслу указанной нормы в рассматриваемом случае критериями, определяющими право застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение, являются: непосредственная занятость работников на выполнении подземных работ, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Основными критериями уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам являются непосредственная занятость работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также включение сумм выплат и вознаграждений, начисляемых работнику, в объект для начисления страховых взносов.

Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила исчисления).

Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из пунктов 5 и 6 Правил исчисления, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Исходя из пункта 5 Правил исчисления, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.

В случае, если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты, был частично занят на работах с особыми условиями труда, поименованными в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат независимо от того, за какие периоды они производятся, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.

В пункте 25 Постановления от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы).

В связи с особым характером работы водолазов и других работников, занятых на работах под водой стаж на соответствующих видах работ водолазам исчисляется по часам подводной работы.

Стаж на соответствующих видах работ исчисляется по годам исходя из 275 часов в год. За полные учитываются те годы, в течение которых водолаз был под водой не менее 275 часов.

Годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам исходя из месячной нормы 25 часов в месяц. Месяц, в котором имеется 25 часов и более подводной работы, учитывается как один месяц, а менее 25 часов подводной работы исключается из подсчета такого стажа. Полученные месяцы суммируются и делятся на 12, в результате чего получается количество лет, в течение которых водолаз был занят под водой.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ исходя из суммарного количества часов пребывания водолаза под водой не допускается.

Период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждается водолазной книжкой, а при ее отсутствии - на основании журналов учета времени пребывания под водой, табелей учета рабочего времени, табелей для оплаты за время пребывания под водой, приказов о выплате единовременного вознаграждения за каждые 500 часов водолазной практики и других документов, в которых имеются достоверные данные о количестве часов пребывания под водой.

Как видно из материалов дела, Карельская РПСС представляла в Фонд на проверку выписки из журналов водолазных работ Петрозаводского, Кемкого, Кондопожского, Медвежьегорского, Сортавальского ПСО (учет количества подводных часов, в том числе тренировочных), из которых следует, что время водолазных спусков в количестве 275 часов в год (25 часов в месяц) не наработал ни один спасатель за проверенный период 2013-2014гг. Однако, данные документы не были приняты во внимание Фондом и им не дана правовая оценка в обжалуемом решении.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3). Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое пользование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом.

Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.

В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии.

Следовательно, Карельская РПСС обязана производить исчисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу со всех начисленных в пользу занятых на работах под водой работников выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.

Суд отклоняет довод заявителя о необходимости принятия в качестве базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу только выплат, произведенных предприятием в пользу работника непосредственно за отработанное под водой количество часов с учетом районного и северного коэффициента.

Указанный порядок определения базы для начисления страховых взносов не соответствует части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, согласно которой объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, поименованных в статье 9 названного Федерального закона.

Данный вывод согласуется и с системой оплаты труда, установленной в Карельской РПСС.

Разделом II Положения об оплате труда работников ГКУ РК «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (далее – Положение об оплате труда) установлены размеры окладов (должностных окладов) работников, а также определено, что для работников могут устанавливаться выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

В разделе IV Положения об оплате труда (пункт 19) установлено, что в целях поощрения работников за выполненную работу могут быть установлены следующие выплаты стимулирующего характера:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год);

- выплаты за качество выполняемых работ.

Согласно пункту 22 Положения об оплате труда выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам в виде назначения:

- персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу);

- повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности;

- повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ.

В соответствии с пунктом 23 Положения об оплате труда персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) может быть установлен всем категориям работников с учетом уровня профессиональной подготовки работника, сложности, важности выполняемой им работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

В пункте 24 Положения повышающий коэффициент к окладу (должностному оклады) за обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности может быть установлен в качестве выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы в том числе работникам, осуществляющим деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливаются всем работникам дифференцированно в зависимости от стажа работы, дающего право на получение выплаты, путем назначения ежемесячной процентной надбавки к окладу (должностному окладу) за выслугу лет (пункт 26 Положения об оплате труде).

Пунктом 27 Положения об оплате труда установлен порядок осуществления премиальных выплат по итогам работы (за месяц, квартал, год). При этом при премировании учитываются:

- успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

- инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

- оперативное и качественное выполнение работы, поручений, связанных с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельностью учреждения.

Конкретный размер премиальной выплаты по итогам работы за месяц, квартал может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.

Право на получение годовой премии имеют все работники учреждения, предусмотренные штатным расписанием, в том числе принятые на работу на условиях совместительства.

Работникам, проработавшим неполный календарный год, годовая премия выплачивается пропорционально отработанному времени в году.

В пункте 28 Положения об оплате труда установлено, что выплаты за качество выполняемых работ могут осуществляться всем категориям работников в виде единовременных премиальных выплат по итогам выполнения каких-либо особо важных и срочных работ, за образцовое качество выполненных работ, с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда, а также в случае награждения работников государственными наградами Российской Федерации и Республики Карелия.

В разделе V Положения об оплате труда определен порядок и условия установления выплат компенсационного характера.

В пункте 30 определена возможность установления компенсационных выплат:

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий, должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, расширении зон обслуживания, увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и праздничные дни, за руководство поисково-спасательной группой, звеном, иными подразделениями без освобождения от основной работы;

- выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом компенсационные выплаты за наличие усложняющих факторов при водолазных спусках определены в пункте 40 Положения об оплате труда, устанавливающем размеры компенсационных выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Анализ Положения об оплате труда работников Карельской РПСС позволяет суду сделать вывод о том, что оплата сотрудникам за работу под водой состоит не только из почасовой оплаты в процентах от тарифной ставки 1 разряда ЕТС с учетом усложняющих факторов (как это указано в трудовых договорах спасателей), с учетом районного и северного коэффициентов. В оплату труда включаются также выплаты компенсационного характера, поименованные в разделе V Положения об оплате труда (не только за работу с вредными и опасными условиями труда), а также выплаты стимулирующего характера, которые могут производиться в том числе за успешное выполнение работ под водой.

Таким образом, исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу должно быть произведено со всех начисленных в пользу соответствующих работников выплат и вознаграждений, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что заявленное Карельской РПСС требование подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленное государственным казенным учреждением Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (ОГРН 1021000530407, ИНН 1001039411) требование удовлетворить частично. Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» принятое государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия решение от 20.05.2016 №47 в части доначисления государственному казенному учреждению Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2013, 2014 гг., а также соответствующих пеней и штрафа в сумме, превышающей сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, исчисленную со всех начисленных в пользу соответствующих работников выплат и вознаграждений, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с особыми условиями труда.

2. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба».

3. Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (ОГРН 1161001054070, ИНН 1001309749) в пользу государственного казенного учреждения Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» (ОГРН 1021000530407, ИНН 1001039411) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.